Первый (до 2005 г.) – период развернутого
построения рыночных отношений и создания институциональной среды, благоприятной
для повышения конкурентоспособности и структурных преобразований. Он
характеризуется: снижением доли отраслей и производств, продукция которых
перестала быть востребуемой рынком; освобождением от заведомо убыточных и
бесперспективных производств; точечным характером реализации инвестиционных
проектов по поддержанию жизненно важных, экспортоориентированных и
импортозамещающих производств; накоплением средств для глубоких структурных
сдвигов с созданием новых отраслей производств.
Второй (после 2005 г.) – этап активной
структурной перестройки экономики на основе системы преимущественно косвенного
государственного регулирования, включающей широкомасштабные меры, направленные
на радикальные преобразования воспроизводственной, отраслевой, технологической
и территориальной структур экономики в соответствии с потребностями
внутреннего и внешних рынков. При этом ставится задача сохранения и укрепления
позиций РБ на рынках ближнего и дальнего зарубежья, эффективной интеграции в
мирохозяйственные связи. Приоритеты отдаются отраслям и производствам,
основанным на конкурентных преимуществах, развитию экспортного потенциала,
рациональному использованию местных ресурсов. Временные границы второго этапа
могут составить более 10 лет.
Исходя из целей и задач Программы приоритетными
направлениями структурной перестройки экономики и роста конкурентоспособности
страны являются:
§
модернизация действующих конкурентоспособных на
внешних рынках отраслей и производств в соответствии с возрастающими
требованиями и запросами мирового рынка;
§
исследования и разработки на прорывных направлениях
НТП, активизация инновационной и инвестиционной деятельности;
§
снижение доли и масштаба энерго- и материалоёмких
производств;
§
вытеснение неэффективных производств новыми,
основанными на высоких технологиях и новых материалах;
§
создание новых наукоёмких экспортоориентированных и
импортозаменяющих подотраслей и производств, реализующих конкурентные
преимущества РБ;
§
развитие сферы услуг, ориентированных прежде всего
на внешние рынки (международные перевозки, услуги связи, иностранный туризм,
высшее профессиональное образование, разработка программного обеспечения,
торгово-финансовые, страховые, консультационные и информационные услуги);
§
отрасли и производства, обеспечивающие развитие
человеческого потенциала (образование, здравоохранение, культура, жилищное
строительство);
§
сдвиг научных приоритетов в сторону наук о человеке
и формирование нового технологического пространства вокруг человека.
Анализ, проведенный НАН Беларуси, показывает,
что белорусская экономика и наука может успешно сотрудничать с мировым научным
сообществом, прежде всего по следующим направлениям: информация и программное
обеспечение; нанотехнологии и наноматериалы; энергоэффективные технологии;
генетика и биотехнология; экологическая устойчивость и радиационная безопасность;
устойчивое развитие транспорта.
Конкурентоспособность белорусской экономики в
перспективном периоде будет зависеть от ее инновационной ориентации.
Для реализации основных направлений повышения
конкурентоспособности в Программе разработаны предложения по созданию
общесистемных условий и институциональных преобразований, включающие меры по
углублению рыночных реформ и развитию предпринимательства, развитию
человеческого потенциала, совершенствованию бюджетно-налоговой,
денежно-кредитной политики, дальнейшей либерализации ценообразования; важнейшие
инвестиционные проекты, в том числе по структурной перестройке экономики и
реструктуризации предприятий; мероприятия правового, социально-экономического,
экологического и организационного характера в разрезе министерств, концернов;
возможное ресурсное обеспечение реализации Программы.
Опыт многих стран, добившихся достаточно
быстрого подъёма экономики, свидетельствует о необходимости разработки
различных стратегий структурных преобразований и в частности: стратегии
использования местных природных ресурсов с привлечением иностранных инвестиций
и последующим направлением полученных доходов на развитие других отраслей;
стратегии «преследования», ориентированной на освоение конкурентоспособной
продукции экономически развитых стран, но с более низкими ценами; стратегии
«передовых рубежей», суть которой состоит в разработке и создании новых
продуктов и технологий на основе НТП.
Структурная политика РБ, с учетом больших
различий между отраслями и их группами, предусматривают рациональное сочетание
указанных стратегий развития применительно к специфике межотраслевых комплексов
и отраслей страны исходя из максимального использования их конкурентных
преимуществ. Применение методов государственного регулирования, а именно:
снижение налоговой нагрузки; льготное кредитование; прямые государственные
инвестиции и субсидии; защитные импортные тарифы для достижения приемлемых
стандартов качества и уровня издержек в сравнении с конкурентами; нетарифное
регулирование и другие, - во всех группах отраслей должно быть комплексным.
Успешное решение задач, обозначенных в
Программе, невозможно без выработки и реализации стратегии рационального
использования имеющихся человеческих ресурсов, формирования
конкурентоспособного трудового потенциала на основе максимальной реализации его
образовательного и научно-интеллектуального уровня, обеспечения здорового
образа жизни.
В Программе рассмотрены специфические вопросы
реализации конкурентных преимуществ и структурной перестройки межотраслевых
комплексов и сфер деятельности: науки и инновационной деятельности,
промышленности, АПК, строительного комплекса, сферы услуг, внешнеэкономической
деятельности, а также регионов страны. Дан прогноз ожидаемых
социально-экономических последствий и организационный механизм управления
Программой.
Важнейшие направления повышения
конкурентоспособности и приоритеты структурной перестройки экономики показаны в
таблице 4.
Таблица 4.
|