|
|
Реализация представленных предложений обеспечит повышение конкурентоспособности: § предприятий Министерства промышленности с 34% в 2002 г. до 55% в 2010 г.; § предприятия концерна «Белнефтехим» - соответственно с 23 до 45%; § предприятия концерна «Беллесбумпром» - с 22 до 43%; § предприятия концерна «Беллегпром» - с 21 до 35%; § предприятия концерна «Беллистпром» - с 21 до 35%; В агропромышленном комплексе реализация конкурентных преимуществ позволит увеличить выпуск продукции мясной промышленности в 1,5, молочной – в 1,4, льноволокна – в 4, сахара из собственного сырья – в 2 раза, а также обеспечить отрасли конкурентную устойчивость на внутреннем и внешних рынках. Уровень конкурентоспособности строительства возрастет в 2010 году до 69%; промышленности строительных материалов – с 40% в 2002 г. до 56% в 2010 г. Валовой внутренний продукт увеличится за 2001-2005 гг. на 135-140%, за 2006-2010 гг. – на 131-133%. Производство его на душу населения по паритету показательной способности составит 11,8 тыс. долл. США в 2005 г. и 16 тыс. долл. – в 2010 г. Эти объёмы позволят предоставить высокий уровень материальной и нематериальной обеспеченности как для всего общества в целом, так и для отдельных социальных групп, достичь стандартов социально ориентированной рыночной экономики. Реальные денежные доходы населения увеличатся в 2,4 раза, а доля оплаты труда в ВВП – до 47%. Минимальная заработная плата будет равна минимальному потребительскому бюджету. Главным результатом выше указанных мер должно стать создание необходимых условий устойчивого роста экономики, повышение уровня жизни народа.
3.2. Развитие экспорта и экономический рост
Анализ состояния внешнего сектора страны, как правило, начинается с изучения внешнеторговых отношений. Данная практика сложилась в результате того, что статистика по экспорту и импорту товаров характеризуется своей точностью. Результаты внешней торговли отражают потенциал страны и позволяют определить её положение среди других государств, оценить уровень конкурентоспособности отечественной промышленности в средне- и долгосрочной перспективе, а также сделать выводы об эффективности проводимой внутренней макроэкономической политики. Развитие экспорта является важным фактором повышения эффективности экономики Республики Беларусь. В 2002 г. экспортная квота Беларуси составляла более 60%, что обусловливает существенное влияние экспорта на решение важнейших макроэкономических задач страны. Вместе с тем прогнозные параметры, заложенные в Национальной программе развития экспорта на 2000 – 2005 гг., выполняются не в полной мере. Это свидетельствует о том, что сложившуюся к настоящему времени модель интеграции национальной экономики в систему мирового хозяйства трудно признать удачной. Необходима оптимизация существующих форм внешнеэкономического сотрудничества, чтобы сделать их в максимальной степени выгодными для республики. В данном аспекте требуется сочетание использования внешних факторов экономического роста и мер по защите национальных экономических интересов. Традиционные экспортоориентированные отрасли без проведения коренной модернизации и реструктуризации предприятий не способны обеспечить приток в республику необходимого количества валютных ресурсов. Следует определить наиболее перспективные отрасли экономики, которые могут осуществлять выпуск конкурентоспособной на мировом рынке продукции, а также решить ряд организационно-экономических проблем с целью обеспечения эффективного функционирования белорусских предприятий-экспортеров. В результате РБ получит комплекс позитивных эффектов и импульсов для динамичного развития и экономического роста. Во-первых, благодаря экспортной ориентации преодолеваются ограничения, связанные с узостью внутреннего рынка страны, что особенно актуально для Беларуси – страны с малой открытой экономикой. Промышленные предприятия могут выйти на уровень производства, необходимый для достижения экономии на масштабах, задействуются избыточные производственные мощности, созданные благодаря импортозамещению. Во-вторых, формируются механизмы стабильного притока валютных поступлений. Экспорт продукции обрабатывающей промышленности в меньшей степени, чем сырьевой, зависит от конъюнктуры цен на внешних рынках. В условиях экспортной ориентации даже временное замедление роста экспорта не приводит к валютному кризису, так как соответствующим образом уменьшается и спрос на импортные комплектующие для экспортных производств. Кроме того, политика экспортной ориентации предполагает поддержание реалистичного валютного курса, который быстро приводится в соответствие с уровнем внутренней инфляции. В-третьих, рост экспорта влечет за собой и расширение внутреннего спроса на продукцию обрабатывающей промышленности. Это происходит за счет создания дополнительных рабочих мест, роста доходов работающего населения, за счет формирующейся потребности экспортных производств в промежуточной продукции со сравнительно высокой степенью обработки. В-четвертых, предприятия вступают в международную конкуренцию, а это создает стимулы к уменьшению издержек, повышению качества продукции, внедрению новых технологий. Ценовая дисциплина, возникающая благодаря ориентации на внешние рынки, позволяет в определенной степени компенсировать неразвитость рыночных механизмов в экономике страны. В-пятых, обеспечивается доступ к ресурсам мирового рынка капиталов. Стабильные перспективы роста экспорта создают у иностранных инвесторов уверенность в возврате прямых валютных вложений. Разумная валютная политика, предотвращающая чрезмерное завышение курса национальной валюты, позволяет инвесторам воспользоваться относительной дешевизной тех факторов производства, которыми страна-экспортер обладает в избытке, например, недорогой и квалифицированной рабочей силой. Механизм экспортной ориентации должен быть таким, чтобы положительные стимулы к росту производства и повышению эффективности экономики, которые связанны с энергией частного предпринимательства и рыночным саморегулированием, дополнялись целенаправленным воздействием государства на темпы и пропорции экономического развития. В связи с изложенным в ближайшее время целесообразно осуществить ряд шагов: § Провести девальвацию национальной валюты, способствующую повышению конкурентоспособности экспортных товаров; § Осуществить либерализацию мер валютного контроля, предусматривавшую, в частности, возможность для экспортеров оставлять у себя до 100% валютной выручки; Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 |
Новости |
Мои настройки |
|
© 2009 Все права защищены.