ния,
отсутствием необходимой правовой базы, коррупцией и нехваткой
квалифицированных управленческих кадров.
Правительство
Латвии не смогло остаться в стороне при решении вопроса о возмещении ущерба от
банкротства банков. Взяв на себя руководство банком Балтия, оно выплачивало
индивидуальным вкладчикам компенсацию в размере до 200 латов, юридические
лица и акционеры банка компенсации не получили.
Реакцией властей
Латвии для предупреждения в дальнейшем подобных кризисов явилось введение новой
жесткой системы банковского регулирования. Ее, действительно, нельзя назвать
либеральной. Латвийские банки должны резервировать в Банке Латвии средства,
эквивалентные 8 % среднего объема их депозитов, иметь уставный капитал по
меньшей мере в 2 млн лат (3,9 млн долл.), сохранять отношение акционерного
капитала к совокупным активам на уровне 10% — на 2 процентных пункта выше
установленной Базельским комитетом цифры и избегать дисбаланса в кредитовании
и владении акциями. Банк Латвии проводит регулярные инспекционные проверки
банков, а также обязал их проходить аудиторские проверки признанными независимыми
компаниями. Кроме того, банкам запрещено предоставление кредитов инсай-дерам на
общую сумму свыше 15 % от собственного капитала и кредитов на особых условиях.
Размер открытых валютных позиций ограничен 40 % от собственного капитала.
Установлен размер компенсации частным вкладчикам в пределах до 500 латов.
Многократно повышен минимальный размер собственного капитала банков до 3 млн
латов (5,6 млн долларов).
Процесс
совершенствования регулирования банковской системы сопровождался ее
концентрацией. Крупнейшим банком страны является Парекс Банк с активами, по
данным на 1997 год, в размере 173 млн лат, за ним следует Латвияс Унибанк (158
млн лат) и Ригас Коммерцбанк (106 млн лат).
Несмотря на
пережитое потрясение, банковская система Латвии имеет позитивную тенденцию
развития: только в 1996 году активы латвийских банков выросли на 36 %, их
акционерный капитал — на 42 %, общий объем предоставленных кредитов — на 16 %,
привлеченных вкладов — на 31 %.
Достаточно высокий
уровень оказания финансовых услуг в стране еще больше возрастет благодаря
подключению все большего числа банков к системе СВИФТ и другим электронным
платежным системам. Наряду с этим в Латвии действуют либеральные банковские
законы: латыши и иностранцы могут иметь счета в любой валюте, отсутствуют
ограничения по операциям с валю-
той,
имеется возможность открытия закодированных счетов, могут осуществляться
услуги, свойственные банкам оффшорных зон. Всё это создаёт условия для
привлечения внимания к Латвии иностранных бизнесменов. В Риге уже действуют
филиал французского Сосьете Женераль и представительство германского Дрезднер
Банка. Выгодное географическое положение, наличие трех портов, хорошей
коммуникационной сети и многочисленное русскоязычное население обуславливает
значительный приток свободных средств из республик бывшего СССР.
По данным Латвийской ассоциации коммерческих банков, 24%
совокупного капитала банковского сектора в размере 2,2 млрд долларов
принадлежит иностранцам, по большей части с Востока. По другим источникам, этот
показатель колеблется от 40 до 50 %. Десятки миллионов долларов ежемесячно
проходят через латвийские банки по пути на Запад. Оборотной стороной
высокодоходного бизнеса стали контрабанда и отмывание грязных денег, так как
законов по борьбе с последним пока не существует. Однако рано или поздно Латвии
придется ужесточить банковское законодательство, если она хочет войти в
Европейский союз.
Итак, банковская система в Латвии пережила кризис позже,
чем в Эстонии, он был намного более жестоким и длительным. Его причинами стали:
слабые банковское законодательство и надзор, рискованные кредитные вложения
латвийских банков, отсутствие эффективной системы защиты национальной валюты
от спекуляций и многое другое. Введение после кризиса жесткой системы
банковского регулирования быстро дало положительные результаты. Этому
способствовало: выгодное экономическое положение страны, развитая
инфраструктура для торговли, либеральное банковское законодательство в
отношении широких прав кли-. ентов банков и высокий уровень банковской тайны.
литва
К 1995 году в Литве после ряда банкротств функционировало лишь 19
банков (приблизительно 1 банк на 200 тыс. населения). К середине 1997 года в
стране осталось лишь 11 действующих банков. По
скольку
литовские банки слишком долго работали в условиях, не отвечавших международным
стандартам, государству пришлось предоставлять гарантии под активы четырех из
семи крупнейших банков с тем, чтобы предотвратить их крах с непредсказуемыми
для всей экономики последствиями. Около 20 % всех банковских активов Литвы
приходится на просроченные кредиты, поэтому даже для избежавших банкротства
литовских банков западными банками было приостано"влено большинство
кредитных линий.
Место временно ушедших с прибалтийских рынков частных банков западных
стран пока заняли их правительства и международные финансовые организации,
понимающие, что без их помощи Литве, как и другим странам Балтии, не удастся
построить современную банковскую систему и наладить тесные экономические связи
с Западом. Германия принимает участие в создании и финансировании Литовского
банка развития, который будет предоставлять местным компаниям производственные
кредиты сроком на 5—7 лет.
Усиление
влияния международных финансовых организаций благоприятно сказалось на
банковском секторе Литвы. В частности, под давлением МВФ и Всемирного банка
санация банковского сектора стала приоритетной задачей правительства и парламента
страны. Наметилась тенденция роста независимости Национального банка Литвы и
реализации его планов по ужесточению банковского надзора. Также в стране идет
реформа в области валютной политики: к ЦБ переходят функции валютного управления,
обсуждается вопрос об отмене привязки лита к доллару США и его переориентации
на корзину валют или на евро.
В 1997 году в Литве активизировалась деятельность зарубежных
инвестиционных фондов. Лидирующие позиции занимают английские инвестиционные
компании «Меркьюри» и «Флеминге», а также германская «ДИТ» и дочерняя компания
Дрезднер Банка. Ими заключен ряд соглашений с местными банками-депозитариями.
Иностранцев привлекают позитивные перспективы экономического развития страны,
наличие высококвалифицированной рабочей силы при относительно низком уровне
оплаты труда, тесные торговые связи со странами бывшего СЭВ и, прежде всего, с
Россией.
китай
Особенности
построения банковской системы Китая отражают общую ситуацию в стране, в
которой одновремен- ' но уживаются элементы административно-командной системы
и рыночной экономики, а
экономика является «социалистической рыночной». Во
главе банковской системы Китая стоит Народный банк Китая (НБК), отвечающий за
денежно-кредитную политику и выполняющий надзорные функции.
Закон о народном банке Китая был принят 18 марта 1995 года и вступил в
силу в тот же день. Этим документом НБК объявляется Центробанком КНР, банком
всех других банков и правительства, а также запрещается любое вмешательство в
его деятельность.
Для обеспечения экономического роста страны и поддержания стабильного
курса национальной валюты перед Центробанком поставлены следующие задачи:
• разработка и реализация
денежно-кредитной политики;
• выпуск денег и управление
денежным обращением;
• контроль над деятельностью
банковских и финансовых учреждений в соответствии с нормативными актами;
• принятие декретов
и постановлений о финансовых операциях;
• хранение валютных
и золотых резервов государства и управление ими;
• сбор статистических данных,
проведение опросов и анализов, составление прогнозов по финансовым вопросам.
Закон дает Центробанку право:
• требовать, чтобы
финансовые учреждения депонировали резервы по ставкам ЦБ;
• устанавливать базовую
процентную ставку;
• переучитывать
векселя финансовых учреждений, имеющих счет в ЦБ;
• предоставлять кредиты
коммерческим банкам;
• покупать и продавать на
открытом рынке облигации государственных займов или другие государственные
облигации, а также валюту.
В качестве эмиссионного института
Народный банк Китая несет полную ответственность за печатание и выпуск в
обращение юаней.
ЦБ ежегодно составляет общий кредитный
план, регулирующий поступление денег в народное хозяйство. Государственные
коммерческие банки исходят из общего плана при составлении собственных
кредитных планов, содержащих контрольные цифры по кредитованию, оБъему вкладов
и рефинансированию центральным банком. Ставки по кредитам и вкладам
устанавливаются ЦБ. Коммерческие банки проводят самостоятельную кредитную политику
только в рамках средств, полученных от сверхплановых вкладов. Рефинансирование
банков осуществляется НБК по варьируемым ставкам, которые не отражают реальной
стоимости кредита. В связи с этим возможности комбанков по регулированию
собственной ликвидности при помощи этого инструмента весьма ограниченные.
Из традиционных инструментов
денежно-кредитной политики используются названный выше переучет векселей и
резервные требования. Резервные требования применяются к пассивам баланса, и
ставки разнятся в зависимости от принадлежности вкладов юридическим или
физическим лицам. Названные инструменты регулирования денежной массы
недостаточно эффективны, так как переучет векселей малораспространен, а
резервные требования перекрываются большими сверхнормативными резервами.
Что касается процентных ставок,
традиционного в других странах инструмента денежно-кредитной политики, то они
не могут применительно к условиям Китая пока рассматриваться как основной
инструмент ввиду неразвитости денежного рынка и невозможности сводного их
установления. Однако вместе с сокращением доли госсектора в экономике
процентные ставки постепенно будут выходить в ряд основных инструментов
денежно-кредитной политики. В этом процессе велика роль НБК, политика которого
во многом определяет ставки по краткосрочным кредитам на зарождающемся
межбанковском рынке.
НБК жестко подчинен Госсовету Китая и
все наиболее важные решения в области денежно-кредитной политики принимает
лишь с его одобрения. НБК формирует денежную политику и представляет на
одобрение Госсовета предложения в области регулирования денежной массы,
валютного курса и процентных ставок, которые, как правило, принимаются. По
заявлению председателя
Народного
банка Китая, решения по установлению процентных ставок принимаются им
единолично, и обычно только один или два человека в центральном банке, кроме
него, заранее осведомлены. В этих решениях отражаются не только потребности
финансового рынка, но и положение в различных секторах экономики, прежде всего
в государственном. Так, например, в 1996 году НБК дважды прибегал к снижению
процентных ставок, облегчая положение испытывающих кризис госпредприятий и
одновременно уменьшая прибыли госбанков. Теоретически государство устанавливает
значительные маржи между ставками по кредитам и вкладам, что в принципе должно
обеспечивать банкам солидную прибыль и невозникновение процентных рисков.
Однако разграничение кредитов по целям и срокам, а также отсутствие у государственных
предприятий стимулов к получению прибыли ведут к ухудшению качества кредитных
портфелей банков и быстрому росту дебиторской задолженности. В результате
Центробанк был даже вынужден создать специальный компенсационный фонд для оказания
помощи госбанкам, предоставлявшим госпредприятиям льготные кредиты. В будущем
выделение льготных кредитов планируется прекратить.
Имея
столь неэффективную, на первый взгляд, финансовую систему, ЦБ Китая , тем не
менее, достиг замечательных успехов в сдерживании инфляции в условиях бурного
экономического роста. ВВП в 1992—1997 годах рос на 12% в год при среднегодовой
инфляции в 13%. Теоретически следующим этапом реформы финансовой системы Китая
должно было бы стать введение полной конвертации юаня. Но этому помешал
разразившийся мировой финансовый кризис.
Однако
ЦБ ещё далеко не полностью наделен полномочиями самостоятельного учреждения, а
банковская система слишком слаба, чтобы справиться с потоком иностранных
инвестиций, который должен резко увеличиться в случае перехода к полной
конвертации национальной валюты. Крупные китайские банки все ещё остаются, в
основном, каналами финансирования убыточного госсектора, и ЦБ не располагает
адекватной системой надзора, которая могла бы обеспечить контроль за потоками
капитала. Кроме того, даже в нынешних условиях многие китайские фирмы занимаются
по фиктивным экспортным документам контрабандой капитала, который потом
используется для спекулятивных операций на фондовых и фьючерсных рынках. В
связи с этим, несмотря на неуклонное укрепление национальной валюты, Китай пока
не
вводит
полную конвертацию юаня. Китайское руководство планирует предпринять этот шаг
только после реализации серии мер, направленных на уменьшение зависимости
госпредприятий от государственных субсидий, перевод банковского сектора на коммерческую
основу и более совершенное регулирование фондового рынка. Эти реформы,
известные как «переход к социалистической рыночной экономике», должны
завершиться к 2010 году.
Вместе
с тем в политике НБ Китая всё же прослеживается последовательное стремление к
постепенному введению конвертируемости юаня. С марта 1996 года национальная
валюта начала конвертироваться в четырех экспериментальных центрах: Шанхайе,
Шэньгжене, Даляне и провинции Ченьсу. С 1 июля 1996 года иностранные компании
могут покупать твердо конвертируемую валюту в любом китайском банке, в то
время как до этого они могли купить валюту на так называемых «обменных рынках»,
где всегда ощущался дефицит то долларов, то юаней. Кроме того, иностранные
инвесторы получили возможность репатриировать прибыль при условии предъявления
справки о полученных дивидендах. Но пока ограничения сняты лишь в области
совершения текущих операций.
Серьезные
проблемы возникли у Китая в 1997 году в связи с девальвацией валют соседних
азиатских стран. Опасность укрепления собственной валюты для Китая заключалась
в том, что оно подрывало конкурентоспособность китайских товаров и, следовательно,
замедляло экономический рост (свыше 11% экспорта Китая приходится именно на
эти страны, которые к тому же являются его прямыми конкурентами на нескольких
рынках). На фоне девальвации валют соседних стран китайский юань, связанный с
гонконгским долларом, курс которого искусственно защищен привязкой к доллару
США и завышенными процентными ставками, медленно, но верно рос из-за высокого
спроса на него на внутреннем рынке. Вследствие противоречия этой тенденции с
интересами национальной экономики НБК ежедневно был вынужден скупать на
валютных рынках до 100 млн долларов. Вместе с тем девальвация юаня неизбежно
должна была привести к дальнейшему увеличению положительного сальдо
внешнеторгового баланса по отношению к США (а в 1997 году оно достигло 44 млрд
долларов). Вследствие этого могла начаться торговая война между Вашингтоном и
Пекином. Но неблагоприятные события финансового кризиса, затронувшего и Китай,
привели к тому, что юань все-таки был девальвирован.
По состоянию на
конец 1997 года, валютные резервы составляли свыше 130 млрд долларов (20 млрд
в 1991 году). Более 70% этих резервов были номинированы в долларах США и
помещены в казначейские облигации США. Однако правительство страны уже
неоднократно рассматривало возможность диверсифицировать состав национальных
резервов с целью уменьшить «чрезмерную зависимость» от одной валюты. Даже
упоминание этой темы второстепенными китайскими правительственными чиновниками
приводит власти США в волнение и делает позицию США более гибкой по многим
экономическим вопросам.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|