рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Банки (курс лекций)

ния, отсутствием необходимой правовой базы, коррупцией и не­хваткой квалифицированных управленческих кадров.

Правительство Латвии не смогло остаться в стороне при реше­нии вопроса о возмещении ущерба от банкротства банков. Взяв на себя руководство банком Балтия, оно выплачивало индивидуаль­ным вкладчикам компенсацию в размере до 200 латов, юридичес­кие лица и акционеры банка компенсации не получили.

Реакцией властей Латвии для предупреждения в дальнейшем подобных кризисов явилось введение новой жесткой системы бан­ковского регулирования. Ее, действительно, нельзя назвать либе­ральной. Латвийские банки должны резервировать в Банке Латвии средства, эквивалентные 8 % среднего объема их депозитов, иметь уставный капитал по меньшей мере в 2 млн лат (3,9 млн долл.), сохранять отношение акционерного капитала к совокупным акти­вам на уровне 10% — на 2 процентных пункта выше установлен­ной Базельским комитетом цифры и избегать дисбаланса в креди­товании и владении акциями. Банк Латвии проводит регулярные инспекционные проверки банков, а также обязал их проходить аудиторские проверки признанными независимыми компаниями. Кроме того, банкам запрещено предоставление кредитов инсай-дерам на общую сумму свыше 15 % от собственного капитала и кредитов на особых условиях. Размер открытых валютных позиций ограничен 40 % от собственного капитала. Установлен размер ком­пенсации частным вкладчикам в пределах до 500 латов. Много­кратно повышен минимальный размер собственного капитала бан­ков до 3 млн латов (5,6 млн долларов).

Процесс совершенствования регулирования банковской сис­темы сопровождался ее концентрацией. Крупнейшим банком стра­ны является Парекс Банк с активами, по данным на 1997 год, в размере 173 млн лат, за ним следует Латвияс Унибанк (158 млн лат) и Ригас Коммерцбанк (106 млн лат).

Несмотря на пережитое потрясение, банковская система Лат­вии имеет позитивную тенденцию развития: только в 1996 году активы латвийских банков выросли на 36 %, их акционерный ка­питал — на 42 %, общий объем предоставленных кредитов — на 16 %, привлеченных вкладов — на 31 %.

Достаточно высокий уровень оказания финансовых услуг в стра­не еще больше возрастет благодаря подключению все большего числа банков к системе СВИФТ и другим электронным платеж­ным системам. Наряду с этим в Латвии действуют либеральные банковские законы: латыши и иностранцы могут иметь счета в любой валюте, отсутствуют ограничения по операциям с валю-

той, имеется возможность открытия закодированных счетов, мо­гут осуществляться услуги, свойственные банкам оффшорных зон. Всё это создаёт условия для привлечения внимания к Латвии ино­странных бизнесменов. В Риге уже действуют филиал французско­го Сосьете Женераль и представительство германского Дрезднер Банка. Выгодное географическое положение, наличие трех пор­тов, хорошей коммуникационной сети и многочисленное русско­язычное население обуславливает значительный приток свобод­ных средств из республик бывшего СССР.

По данным Латвийской ассоциации коммерческих банков, 24% совокупного капитала банковского сектора в размере 2,2 млрд долларов принадлежит иностранцам, по большей части с Востока. По другим источникам, этот показатель колеблется от 40 до 50 %. Десятки миллионов долларов ежемесячно проходят через латвий­ские банки по пути на Запад. Оборотной стороной высокодоход­ного бизнеса стали контрабанда и отмывание грязных денег, так как законов по борьбе с последним пока не существует. Однако рано или поздно Латвии придется ужесточить банковское законо­дательство, если она хочет войти в Европейский союз.

Итак, банковская система в Латвии пережила кризис позже, чем в Эстонии, он был намного более жестоким и длительным. Его причинами стали: слабые банковское законодательство и над­зор, рискованные кредитные вложения латвийских банков, от­сутствие эффективной системы защиты национальной валюты от спекуляций и многое другое. Введение после кризиса жесткой си­стемы банковского регулирования быстро дало положительные ре­зультаты. Этому способствовало: выгодное экономическое поло­жение страны, развитая инфраструктура для торговли, либераль­ное банковское законодательство в отношении широких прав кли-. ентов банков и высокий уровень банковской тайны.

литва

К 1995 году в Литве после ряда банкротств функциони­ровало лишь 19 банков (при­близительно 1 банк на 200 тыс. населения). К середине 1997 года в стране осталось лишь 11 действующих банков. По­

скольку литовские банки слишком долго работали в условиях, не отвечавших международным стандартам, государству пришлось пре­доставлять гарантии под активы четырех из семи крупнейших бан­ков с тем, чтобы предотвратить их крах с непредсказуемыми для всей экономики последствиями. Около 20 % всех банковских акти­вов Литвы приходится на просроченные кредиты, поэтому даже для избежавших банкротства литовских банков западными банка­ми было приостано"влено большинство кредитных линий.

Место временно ушедших с прибалтийских рынков частных банков западных стран пока заняли их правительства и междуна­родные финансовые организации, понимающие, что без их по­мощи Литве, как и другим странам Балтии, не удастся построить современную банковскую систему и наладить тесные экономичес­кие связи с Западом. Германия принимает участие в создании и финансировании Литовского банка развития, который будет пре­доставлять местным компаниям производственные кредиты сро­ком на 5—7 лет.

Усиление влияния международных финансовых организаций благоприятно сказалось на банковском секторе Литвы. В частно­сти, под давлением МВФ и Всемирного банка санация банковс­кого сектора стала приоритетной задачей правительства и парла­мента страны. Наметилась тенденция роста независимости Наци­онального банка Литвы и реализации его планов по ужесточению банковского надзора. Также в стране идет реформа в области ва­лютной политики: к ЦБ переходят функции валютного управле­ния, обсуждается вопрос об отмене привязки лита к доллару США и его переориентации на корзину валют или на евро.

В 1997 году в Литве активизировалась деятельность зарубежных инвестиционных фондов. Лидирующие позиции занимают англий­ские инвестиционные компании «Меркьюри» и «Флеминге», а также германская «ДИТ» и дочерняя компания Дрезднер Банка. Ими заключен ряд соглашений с местными банками-депозитари­ями. Иностранцев привлекают позитивные перспективы экономи­ческого развития страны, наличие высококвалифицированной рабочей силы при относительно низком уровне оплаты труда, тес­ные торговые связи со странами бывшего СЭВ и, прежде всего, с Россией.

китай

Особенности построения банковской системы Китая от­ражают общую ситуацию в стране, в которой одновремен- ' но уживаются элементы адми­нистративно-командной систе­мы и рыночной экономики, а

экономика является «социалистической рыночной». Во главе бан­ковской системы Китая стоит Народный банк Китая (НБК), от­вечающий за денежно-кредитную политику и выполняющий над­зорные функции.

Закон о народном банке Китая был принят 18 марта 1995 года и вступил в силу в тот же день. Этим документом НБК объявляет­ся Центробанком КНР, банком всех других банков и правитель­ства, а также запрещается любое вмешательство в его деятель­ность.

Для обеспечения экономического роста страны и поддержа­ния стабильного курса национальной валюты перед Центробан­ком поставлены следующие задачи:

• разработка и реализация денежно-кредитной политики;

• выпуск денег и управление денежным обращением;

• контроль над деятельностью банковских и финансовых уч­реждений в соответствии с нормативными актами;

• принятие декретов и постановлений о финансовых опера­циях;

• хранение валютных и золотых резервов государства и управ­ление ими;

• сбор статистических данных, проведение опросов и анали­зов, составление прогнозов по финансовым вопросам. Закон дает Центробанку право:

• требовать, чтобы финансовые учреждения депонировали ре­зервы по ставкам ЦБ;

• устанавливать базовую процентную ставку;

• переучитывать векселя финансовых учреждений, имеющих счет в ЦБ;

• предоставлять кредиты коммерческим банкам;

• покупать и продавать на открытом рынке облигации государ­ственных займов или другие государственные облигации, а также валюту.

В качестве эмиссионного института Народный банк Китая не­сет полную ответственность за печатание и выпуск в обращение юаней.

ЦБ ежегодно составляет общий кредитный план, регулирую­щий поступление денег в народное хозяйство. Государственные коммерческие банки исходят из общего плана при составлении собственных кредитных планов, содержащих контрольные цифры по кредитованию, оБъему вкладов и рефинансированию централь­ным банком. Ставки по кредитам и вкладам устанавливаются ЦБ. Коммерческие банки проводят самостоятельную кредитную по­литику только в рамках средств, полученных от сверхплановых вкладов. Рефинансирование банков осуществляется НБК по варь­ируемым ставкам, которые не отражают реальной стоимости кре­дита. В связи с этим возможности комбанков по регулированию собственной ликвидности при помощи этого инструмента весьма ограниченные.

Из традиционных инструментов денежно-кредитной полити­ки используются названный выше переучет векселей и резервные требования. Резервные требования применяются к пассивам ба­ланса, и ставки разнятся в зависимости от принадлежности вкла­дов юридическим или физическим лицам. Названные инструмен­ты регулирования денежной массы недостаточно эффективны, так как переучет векселей малораспространен, а резервные требова­ния перекрываются большими сверхнормативными резер­вами.

Что касается процентных ставок, традиционного в других стра­нах инструмента денежно-кредитной политики, то они не могут применительно к условиям Китая пока рассматриваться как ос­новной инструмент ввиду неразвитости денежного рынка и не­возможности сводного их установления. Однако вместе с сокра­щением доли госсектора в экономике процентные ставки посте­пенно будут выходить в ряд основных инструментов денежно-кре­дитной политики. В этом процессе велика роль НБК, политика которого во многом определяет ставки по краткосрочным креди­там на зарождающемся межбанковском рынке.

НБК жестко подчинен Госсовету Китая и все наиболее важ­ные решения в области денежно-кредитной политики принимает лишь с его одобрения. НБК формирует денежную политику и пред­ставляет на одобрение Госсовета предложения в области регули­рования денежной массы, валютного курса и процентных ставок, которые, как правило, принимаются. По заявлению председателя

Народного банка Китая, решения по установлению процентных ставок принимаются им единолично, и обычно только один или два человека в центральном банке, кроме него, заранее осведом­лены. В этих решениях отражаются не только потребности финан­сового рынка, но и положение в различных секторах экономики, прежде всего в государственном. Так, например, в 1996 году НБК дважды прибегал к снижению процентных ставок, облегчая поло­жение испытывающих кризис госпредприятий и одновременно уменьшая прибыли госбанков. Теоретически государство устанав­ливает значительные маржи между ставками по кредитам и вкла­дам, что в принципе должно обеспечивать банкам солидную при­быль и невозникновение процентных рисков. Однако разграниче­ние кредитов по целям и срокам, а также отсутствие у государ­ственных предприятий стимулов к получению прибыли ведут к ухудшению качества кредитных портфелей банков и быстрому росту дебиторской задолженности. В результате Центробанк был даже вынужден создать специальный компенсационный фонд для ока­зания помощи госбанкам, предоставлявшим госпредприятиям льготные кредиты. В будущем выделение льготных кредитов пла­нируется прекратить.

Имея столь неэффективную, на первый взгляд, финансовую систему, ЦБ Китая , тем не менее, достиг замечательных успехов в сдерживании инфляции в условиях бурного экономического ро­ста. ВВП в 1992—1997 годах рос на 12% в год при среднегодовой инфляции в 13%. Теоретически следующим этапом реформы фи­нансовой системы Китая должно было бы стать введение полной конвертации юаня. Но этому помешал разразившийся мировой финансовый кризис.

Однако ЦБ ещё далеко не полностью наделен полномочиями самостоятельного учреждения, а банковская система слишком слаба, чтобы справиться с потоком иностранных инвестиций, который должен резко увеличиться в случае перехода к полной конвертации национальной валюты. Крупные китайские банки все ещё остаются, в основном, каналами финансирования убыточно­го госсектора, и ЦБ не располагает адекватной системой надзора, которая могла бы обеспечить контроль за потоками капитала. Кро­ме того, даже в нынешних условиях многие китайские фирмы за­нимаются по фиктивным экспортным документам контрабандой капитала, который потом используется для спекулятивных опера­ций на фондовых и фьючерсных рынках. В связи с этим, несмотря на неуклонное укрепление национальной валюты, Китай пока не

вводит полную конвертацию юаня. Китайское руководство плани­рует предпринять этот шаг только после реализации серии мер, направленных на уменьшение зависимости госпредприятий от го­сударственных субсидий, перевод банковского сектора на ком­мерческую основу и более совершенное регулирование фондового рынка. Эти реформы, известные как «переход к социалистической рыночной экономике», должны завершиться к 2010 году.

Вместе с тем в политике НБ Китая всё же прослеживается последовательное стремление к постепенному введению конвер­тируемости юаня. С марта 1996 года национальная валюта начала конвертироваться в четырех экспериментальных центрах: Шанхайе, Шэньгжене, Даляне и провинции Ченьсу. С 1 июля 1996 года ино­странные компании могут покупать твердо конвертируемую валю­ту в любом китайском банке, в то время как до этого они могли купить валюту на так называемых «обменных рынках», где всегда ощущался дефицит то долларов, то юаней. Кроме того, иностран­ные инвесторы получили возможность репатриировать прибыль при условии предъявления справки о полученных дивидендах. Но пока ограничения сняты лишь в области совершения текущих опе­раций.

Серьезные проблемы возникли у Китая в 1997 году в связи с девальвацией валют соседних азиатских стран. Опасность укрепле­ния собственной валюты для Китая заключалась в том, что оно подрывало конкурентоспособность китайских товаров и, следова­тельно, замедляло экономический рост (свыше 11% экспорта Ки­тая приходится именно на эти страны, которые к тому же являют­ся его прямыми конкурентами на нескольких рынках). На фоне девальвации валют соседних стран китайский юань, связанный с гонконгским долларом, курс которого искусственно защищен привязкой к доллару США и завышенными процентными ставка­ми, медленно, но верно рос из-за высокого спроса на него на внутреннем рынке. Вследствие противоречия этой тенденции с интересами национальной экономики НБК ежедневно был вы­нужден скупать на валютных рынках до 100 млн долларов. Вместе с тем девальвация юаня неизбежно должна была привести к даль­нейшему увеличению положительного сальдо внешнеторгового баланса по отношению к США (а в 1997 году оно достигло 44 млрд долларов). Вследствие этого могла начаться торговая война между Вашингтоном и Пекином. Но неблагоприятные события финансового кризиса, затронувшего и Китай, привели к тому, что юань все-таки был девальвирован.

По состоянию на конец 1997 года, валютные резервы состав­ляли свыше 130 млрд долларов (20 млрд в 1991 году). Более 70% этих резервов были номинированы в долларах США и помещены в казначейские облигации США. Однако правительство страны уже неоднократно рассматривало возможность диверсифицировать со­став национальных резервов с целью уменьшить «чрезмерную за­висимость» от одной валюты. Даже упоминание этой темы второ­степенными китайскими правительственными чиновниками при­водит власти США в волнение и делает позицию США более гиб­кой по многим экономическим вопросам.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.