рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Банки (курс лекций)

Новый закон о центральном банке в основном укрепил неза­висимость ЦБ, зафиксированную в Конституции страны. В то же время закон предусматривает создание Совета по денежно-кре­дитной политике, в функции которого входит определение таких ключевых её элементов, как процентные ставки, обменные курсы и нормы минимального резервирования. Совет возглавляется прези­дентом ЦБ и состоит из известных специалистов по экономичес­ким вопросам, назначаемых обеими палатами парламента и Пре-

зидентом. До принятия закона решения по денежно-кредитной политике принимались руководством ЦБ.

Несколько ранее, в декабре 1994 года, был принят закон о фонде страхования вкладов, в котором в обязательном порядке должны участвовать все польские банки. Они должны ежегодно отчислять в фонд сумму, равную 0,4% всех своих подверженных я • риску активов. Фондом страхуются вклады только частных лиц в 1 размере до 1000 ЭКЮ на 100% и в размере до 3000 ЭКЮ на 90% на одного вкладчика в одном банке.

Результатом принятия законов и надлежащего их исполнения стало признание Европейской комиссией состояния банковского надзора в Польше удовлетворительным, поскольку многие бан­ковские директивы ЕС уже включены в законодательство Польши.

Всего за 7 лет рыночных преобразований активная деятель­ность иностранных банков в Польше стала привычной и не вызы­вает у общественности прежних отрицательных эмоций. Их пре­одолению способствовало стремление к скорейшей интеграции в западноевропейские структуры политической элиты страны, ко­торая поняла, что без внешних финансовых вливаний укрепление отечественной банковской системы невозможно. Достаточно ска­зать, что суммарный собственный капитал всех польских банков меньше капитала любого из первой сотни крупнейших банков мира. Государственный Сбербанк ПКО БП, доминирующий в секторе по привлечению депозитов физических лиц, в 20 раз меньше ан­глийского банка «Барклэйз». Банковские депозиты в Польше со­ставляют лишь 30% ВВП по сравнению с 45% в Греции. В связи с этим вопрос о необходимости открытия внутреннего рынка для иностранных банков теряет смысл. Альтернативы их привлечению в рамках реализуемой в Польше стратегии нет. Обсуждаться может лишь место и роль иностранного банковского капитала.

В начальный период рыночных преобразований (1989—1992 годы) перед Национальным банком Польши встала задача пре­одолеть психологические барьеры, стоящие перед иностранными инвесторами, опасавшимися социально-экономической нестабиль­ности в стране. Большое значение имело и отсутствие инфраструк­туры (систем связи, хороших офисных помещений и др.). В этот период активно проявили себя американские и канадские пред­приниматели польского происхождения. В 1989 году при их актив­ном участии создан первый в посткоммунистической Польше банк с иностранным участием — «Амербанк — Банк Американский в Польше». Двумя годами позже при участии Польско-Американс­кого фонда предпринимательства открылись «Первый Польско-

Американский банк в Кракове», «Польско-Американский ипо­течный банк» и «Польско-Канадский Банк Св. Станислава».

Среди крупнейших иностранных кредитных учреждений пер­выми свои дочерние банки в это же время открыли американский «Citibank Overseas Investment Corporation», австрийские «Creditanstalt Bankverein» и «Raiffeisen Zentralbank». Группа инвес­торов из Италии , Франции и Германии (Committ Holding International, Credit lyonnais Global Banking, BfG Bank) создала банк «IBP Bank SA» — Международный банк в Польше. Свои фи­лиалы открыли нидерландский банк «ING Bank» и французский «Societe Generale».

Однако в начале 90-х годов в польских финансовых кругах ста­ло нередко высказываться мнение, что иностранные банки лишь снимают сливки, сосредоточившись на высокодоходных видах операций, особенно в области внешнеторговых расчетов. Они пе­рехватывают наиболее солидных и выгодных клиентов, распола­гая доступом к новейшим банковским технологиям и прочными тылами в лице материнских структур. В связи с этим Национальный банк Польши с первой половины 1993 года стал проводить в от­ношении иностранных банков более определенную и целенаправ­ленную лицензионную политику, пытаясь задействовать их в ре­шении ряда насущных проблем (приватизация, санация банковс­ких учреждений и т.п.). Так, в 1993—1996 годах расширение при­сутствия иностранных банков на польском рынке происходило за счет участия зарубежных инвесторов в приватизации банковских учреждений, в основном госбанков: «ING Bank» приобрёл 25,92% акций «Банка Шленского» г. Катовице и 5,31% акций «Банка Пше-мыслово-Хандлёвского» г. Краков. Европейский банк реконструк­ции и развития приобрел 23,88% акций «Велькопольского Банка Кредытового» г. Познань, а также 15,06% акций «Банка Пшемыс-лово-Хандлёвского». «The Bank of New York» приобрел 25,14% ак­ций «Банка Гданьского» г. Гданьск, а ирландский «AIB European Investment» из группы «Alied Irish Bank» — 16,26% акций «Велько­польского Банка Кредытового».

Помимо государственных банков иностранцы также приобре­тали и другие. В 1992 году был приватизирован крупный «Банк развития экспорта» г. Варшава, созданный в 1987 году под эгидой польского МВЭС. Главным его акционером стал австрийский «Commerzbank Aktiengesellschaft» (приобрел 21% акций, остальная часть ценных бумаг распределена среди мелких инвесторов).

НБ Польши умело использовал стремление иностранных бан­ков закрепиться на польском рынке для решения проблем несо-

стоятельности отечественных банков. В марте 1994 года НБП в це­лях санации приобрел основную часть акций небольшого «Интер­банка», который был вскоре с прибылью продан нидерландскому «ABN-AMRO Bank (Polska)». Тогда же в конце 1994 года НБП при­нял решение выдавать лицензию на деятельность иностранных банков только в случае, если они купят или будут участвовать в санации какого-либо несостоятельного польского банка. С того вре­мени с помощью немецких банков удалось поправить дела или спа­сти четыре отечественных коммерческих банка. Германские банки следуют в Польшу за своими клиентами, привлекаемыми туда вы­сокими прибылями в условиях быстрого экономического развития.

Среди иностранных акционеров коммерческих банков, дей­ствующих в Польше, преобладают американские инвесторы. В об­щей сумме активов польской банковской системы на них прихо­дится около 4% (почти 30% иностранных капиталов). Такой удель­ный вес американцев объясняется прежде всего высоким рейтин­гом крупнейшего иностранного банка в Польше — «Citibank (Poland) SA», развивающего масштабные операции с широкой клиентурой; активностью американских инвесторов из Польско-Американского фонда предпринимательства, который имеет зна­чительные доли в трех банках; а также энергичностью «General Electric Capital Corporation», приобретшей 90% акций гданьского банка «Solidamosc Chase Bank», который стал называться «GE Capital Bank SA» (42-e место). Второе место занимают голландцы (3,5% — в польских активах, 25% — в иностранных капиталах). «Rabobank Nederiaand» приобрел 51% акций банка «Банк Рольно-Пшемысловы» г. Варшава, a ING выкупил контрольные пакеты акций региональных банков с целью развития местных филиалов. Затем следуют международные финансовые организации (в част­ности, ЕБРР имеет значительные доли в капитале трех польских банков, Международная финансовая корпорация — в одном). На третьем месте — немцы. Удельный вес немецкого капитала пока невелик (2% общей суммы активов, 13% всех иностранных капи­талов), однако он создал хорошие стартовые условия для даль­нейшей экспансии (четыре собственных банка, значительные па­кеты акций в трех крупных польских банках, не считая более мел­ких пакетов). Крупнейшие германские банки Дойче Банк и Дрезд-нер Банк сконцентрировали свое внимание на корпоративном сек­торе. На последующих местах — австрийцы (8% иностранных ка­питалов) и французы (5%). Удельный вес представителей других стран (Италии, Великобритании, Канады, Ирландии, Швейца­рии, России) в совокупности не превышает 6%.

В настоящее время почти половина действующих в Польше коммерческих банков более или менее связана с иностранным капиталом. Из них 12 банков (10 дочерних банков и 2 филиала зарубежных банков) на 100% или почти на 100% принадлежат иностранному капиталу. В 21 банке иностранные инвесторы рас­полагают долей акций, в 7 банках имеют большинство или конт­рольные пакеты акций. На долю этих 33 банков приходится почти 40 % собственного .капитала всей банковской системы страны, а доля иностранного участия составляет около 15%. Это немного, однако надо учесть, что немало мировых банковских структур уже создали в Польше плацдармы для дальнейшей экспансии. НБП, правда, намерен ограничивать совокупную долю иностранных субъектов в активах банковской системы 20 %, но в отношении западноевропейских банков такое ограничение может действовать лишь до вступления Польши в ЕС в качестве полноправного чле­на, к чему она стремится.

Иностранные банки и сами проявляют крайнюю осторожность при разворачивании своей деятельности в Польше: лишь один из них имеет три, другой — два, четыре — по одному отделению, остальные работают с клиентами в центральном офисе. Зарубеж­ные банки в Польше, демонстрируя по многим показателям (на­бор услуг, скорость и качество проведения операций и т.п.) высо­кую конкурентоспособность, отбирают наиболее выгодных кли­ентов прежде всего в области внешнеэкономических расчетов. Они, например, мало работают с ценными бумагами, операции с ко­торыми отличаются малыми рисками, но невысокой доходностью. Доля ценных бумаг в их активах — 10—12% (у польских банков в целом — до 26—27%). В то же время у иностранных банков высок удельный вес межбанковских операций (за счет обслуживания внешнеторговых расчетов многих польских банков). Доля межбан­ковских операций в их активах достигает 30% (у польских банков — 16—17%). Более 50% всего оборота рынка МБК, играющего очень большую роль в банковской системе страны, приходится на 14 крупнейших банков. В пассивах иностранных банков в Польше доля вкладов частных лиц сейчас не превышает 6%, тогда как у польских банков эта доля в пассивах в целом — более 40%.

Изменению сложившейся ситуации не способствует и уже упо­мянутое предпринятое польскими властями по примеру других правительств ужесточение условий выдачи лицензий, а также стремление центрального банка страны ввести контроль над ино­странными инвестициями в целях подавления инфляции путем уменьшения роста денежной массы в обращении. Предложения

НБ Польши сводятся к обязанности иностранных инвесторов, покупающих польские гособлигации и долговые обязательства корпораций, депонировать часть своих вложений на беспроцент­ные счета ЦБ. Такие обязательные депозиты должны уменьшить доходы зарубежных инвесторов от вложений в польские долговые обязательства и сделать их менее привлекательными, сократив приток иностранного капитала в Польшу. Но эти ограничения не касаются прямых иностранных инвестиций в акции, которыми открыто торгуют на бирже.

Ещё одной мерой, направленной на уменьшение инфляцион­ного давления, стало решение Национального банка Польши на­чиная с 15 сентября 1997 года привлекать депозиты от широкой клиентуры под высокие процентные ставки. Тем самым централь­ный банк стимулирует коммерческие банки к повышению ставок по кредитам и сокращению выдачи потребительских кредитов. По мнению НБ Польши, лавина кредитов населению и чрезмерно высокий внутренний спрос сопровождаются резким ростом им­порта. Рост импорта, в свою очередь, ведет к перекосам во внеш­неторговом платежном балансе и в балансе по текущим операци­ям. Эта мера стала следствием многократных неудачных попыток НБ Польши переменить ход событий, повышая основные про­центные ставки и нормы минимального резервирования, и выз­вала сильную критику со стороны Польского банковского союза. Последний считает данную акцию проявлением недобросовест­ной конкуренции, противоречащей принципам свободного рын­ка и ставящей в трудную ситуацию, прежде всего, мелкие банки.

Как и в других странах Восточной Европы, в Польше отмеча­ется резкий рост преступности в банковской системе страны, эф­фективность борьбы с которой остается низкой. За 1992—1995 го­ды банки уведомили ЦБ о 8500 случаях взяточничества, неосмот­рительного кредитования, подделки документов, мошенничества и отмывания денег, из которых по 2200 делам следствие было прекращено, а по 400 — отказано в судебном разбирательстве. Глав­ная причина роста преступности кроется в массовом обществен­ном нгздании особенностей функционирования современной бан­ковской системы. По оценкам аналитиков, основная угроза исхо­дит от преступных группировок, занимающихся отмыванием де­нег: национальные и зарубежные группировки легализовали в Польше порядка 3 млрд долларов, полученных от наркобизнеса, торговли оружием, уклонения от налогов и другой незаконной деятельности. В связи с этим ЦБ высказывается за ужесточение не так давно принятого закона об отмывании денег, в частности,

предлагается создать независимую организацию по мониторингу крупных финансовых операций.

Таким образом, несмотря на рыночные преобразования, бан­ковский сектор Польши развит слабо. Такая оценка дана рейтин-говым агентством Стендард энд Пурз. Основными проблемами остаются недостаточный уровень квалификации банковского пер­сонала и технической оснащенности кредитных институтов, а также очень маленькие, по сравнению с банками развитых стран, раз­меры. Отсюда неизбежными становятся дальнейшие поглощения и слияния в банковском секторе. По оценкам Всемирного банка, относительно слабая конкуренция между банками привела к тому, что чистые процентные маржи в 8 раз превышают аналогичные маржи в странах ЕС, в то время как соотношение операционных затрат к активам у польских банков вдвое выше, чем в ЕС.

* * *

Несмотря на такую строгую оценку солидного рейтингового агентства, не стоит забывать, что Польша ещё в недавнем про­шлом ориентировалась на строительство социализма (не будем вдаваться в методологические определения). По сравнению с ана­логичными странами состояние и динамика развития польской банковской системы не так уж плохи. А оценка, данная рейтинго-вым агентством, справедлива лишь, если сравнивать польские банки с банками развитых капиталистических стран. В Польше за­метно расширилось присутствие иностранных финансовых инсти­тутов, хотя они и проявляют вполне объяснимую осторожность.

Вызывает уважение последовательная позиция польских влас­тей по вопросу приватизации банков. Процесс приватизации осу­ществлялся в очередности от менее привлекательных для инвесто­ров финансовых учреждений к более сильным. При стагнации это­го процесса применялись различные консолидационные схемы. К сожалению, такой взвешенности не наблюдалось в России. Рест­руктуризация польских банков осуществлялась при участии меж­дународных финансовых организаций, что обеспечило внешний надзор над этим важным процессом.

Развитию польских банков в период рыночных преобразова­ний среди прочих способствовали следующие факторы:

• в Польше не был окончательно истреблен частнопредпри­нимательский дух у населения;

• еще до реформы разрешался мелкий частный бизнес;

• значительное количество этнических поляков проживает за пределами страны.

Национальный банк Польши сузил свои функции до входя­щих в исключительную компетенцию эмиссионного банка, со­хранив при этом за собой функции банковского надзора. В целом его деятельность независима от правительства, что оправдано, особенно в условиях переходного периода, когда «политический маятник» поднимает к власти то левые, то правые силы. В этих условиях независимость ЦБ выступает демпфером между полити­кой и экономикой.

Удачное положение Польши на перекрестке торговых путей между Западом и Востоком, быстрое расширение иностранного присутствия в экономике страны резко повысило уровень пре­ступности, прежде всего в экономической сфере. Власти страны, в том числе и ЦБ Польши, предпринимают меры по борьбе с преступностью в финансово-кредитной сфере, но они пока недо­статочно действенны.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.