Новый
закон о центральном банке в основном укрепил независимость ЦБ, зафиксированную
в Конституции страны. В то же время закон предусматривает создание Совета по
денежно-кредитной политике, в функции которого входит определение таких
ключевых её элементов, как процентные ставки, обменные курсы и нормы
минимального резервирования. Совет возглавляется президентом ЦБ и состоит из
известных специалистов по экономическим вопросам, назначаемых обеими палатами
парламента и Пре-
зидентом. До принятия закона
решения по денежно-кредитной политике принимались руководством ЦБ.
Несколько
ранее, в декабре 1994 года, был принят закон о фонде страхования вкладов, в
котором в обязательном порядке должны участвовать все польские банки. Они
должны ежегодно отчислять в фонд сумму, равную 0,4% всех своих подверженных я •
риску активов. Фондом страхуются вклады только частных лиц в 1 размере до 1000
ЭКЮ на 100% и в размере до 3000 ЭКЮ на 90% на одного вкладчика в одном банке.
Результатом принятия законов и надлежащего их исполнения
стало признание Европейской комиссией состояния банковского надзора в Польше
удовлетворительным, поскольку многие банковские директивы ЕС уже включены в
законодательство Польши.
Всего за 7 лет рыночных преобразований активная деятельность
иностранных банков в Польше стала привычной и не вызывает у общественности
прежних отрицательных эмоций. Их преодолению способствовало стремление к
скорейшей интеграции в западноевропейские структуры политической элиты страны,
которая поняла, что без внешних финансовых вливаний укрепление отечественной
банковской системы невозможно. Достаточно сказать, что суммарный собственный
капитал всех польских банков меньше капитала любого из первой сотни крупнейших
банков мира. Государственный Сбербанк ПКО БП, доминирующий в секторе по
привлечению депозитов физических лиц, в 20 раз меньше английского банка
«Барклэйз». Банковские депозиты в Польше составляют лишь 30% ВВП по сравнению
с 45% в Греции. В связи с этим вопрос о необходимости открытия внутреннего
рынка для иностранных банков теряет смысл. Альтернативы их привлечению в рамках
реализуемой в Польше стратегии нет. Обсуждаться может лишь место и роль
иностранного банковского капитала.
В начальный период рыночных преобразований (1989—1992
годы) перед Национальным банком Польши встала задача преодолеть
психологические барьеры, стоящие перед иностранными инвесторами, опасавшимися
социально-экономической нестабильности в стране. Большое значение имело и
отсутствие инфраструктуры (систем связи, хороших офисных помещений и др.). В
этот период активно проявили себя американские и канадские предприниматели
польского происхождения. В 1989 году при их активном участии создан первый в
посткоммунистической Польше банк с иностранным участием — «Амербанк — Банк
Американский в Польше». Двумя годами позже при участии Польско-Американского
фонда предпринимательства открылись «Первый Польско-
Американский
банк в Кракове», «Польско-Американский ипотечный банк» и «Польско-Канадский
Банк Св. Станислава».
Среди
крупнейших иностранных кредитных учреждений первыми свои дочерние банки в это
же время открыли американский «Citibank Overseas Investment
Corporation», австрийские «Creditanstalt Bankverein» и «Raiffeisen Zentralbank». Группа инвесторов из
Италии , Франции и Германии (Committ Holding International, Credit
lyonnais Global Banking, BfG Bank) создала банк «IBP Bank
SA» — Международный банк в Польше. Свои филиалы открыли
нидерландский банк «ING Bank» и французский «Societe
Generale».
Однако в начале 90-х годов в польских финансовых кругах
стало нередко высказываться мнение, что иностранные банки лишь снимают сливки,
сосредоточившись на высокодоходных видах операций, особенно в области
внешнеторговых расчетов. Они перехватывают наиболее солидных и выгодных
клиентов, располагая доступом к новейшим банковским технологиям и прочными
тылами в лице материнских структур. В связи с этим Национальный банк Польши с
первой половины 1993 года стал проводить в отношении иностранных банков более
определенную и целенаправленную лицензионную политику, пытаясь задействовать
их в решении ряда насущных проблем (приватизация, санация банковских
учреждений и т.п.). Так, в 1993—1996 годах расширение присутствия иностранных
банков на польском рынке происходило за счет участия зарубежных инвесторов в
приватизации банковских учреждений, в основном госбанков: «ING Bank» приобрёл 25,92% акций «Банка Шленского» г. Катовице и 5,31% акций
«Банка Пше-мыслово-Хандлёвского» г. Краков. Европейский банк реконструкции и
развития приобрел 23,88% акций «Велькопольского Банка Кредытового» г. Познань,
а также 15,06% акций «Банка Пшемыс-лово-Хандлёвского». «The Bank of New
York» приобрел 25,14% акций «Банка Гданьского» г. Гданьск, а
ирландский «AIB European Investment» из группы
«Alied Irish Bank» — 16,26% акций «Велькопольского Банка
Кредытового».
Помимо государственных банков иностранцы также приобретали
и другие. В 1992 году был приватизирован крупный «Банк развития экспорта» г.
Варшава, созданный в 1987 году под эгидой польского МВЭС. Главным его
акционером стал австрийский «Commerzbank Aktiengesellschaft» (приобрел 21% акций, остальная часть ценных бумаг распределена среди
мелких инвесторов).
НБ Польши умело использовал стремление иностранных банков
закрепиться на польском рынке для решения проблем несо-
стоятельности
отечественных банков. В марте 1994 года НБП в целях санации приобрел основную
часть акций небольшого «Интербанка», который был вскоре с прибылью продан
нидерландскому «ABN-AMRO Bank (Polska)». Тогда же в конце
1994 года НБП принял решение выдавать лицензию на деятельность иностранных
банков только в случае, если они купят или будут участвовать в санации
какого-либо несостоятельного польского банка. С того времени с помощью
немецких банков удалось поправить дела или спасти четыре отечественных
коммерческих банка. Германские банки следуют в Польшу за своими клиентами, привлекаемыми
туда высокими прибылями в условиях быстрого экономического развития.
Среди
иностранных акционеров коммерческих банков, действующих в Польше, преобладают
американские инвесторы. В общей сумме активов польской банковской системы на
них приходится около 4% (почти 30% иностранных капиталов). Такой удельный вес
американцев объясняется прежде всего высоким рейтингом крупнейшего
иностранного банка в Польше — «Citibank (Poland) SA»,
развивающего масштабные операции с широкой клиентурой; активностью американских
инвесторов из Польско-Американского фонда предпринимательства, который имеет
значительные доли в трех банках; а также энергичностью «General
Electric Capital Corporation», приобретшей 90% акций гданьского
банка «Solidamosc Chase Bank», который стал называться
«GE Capital Bank SA» (42-e место). Второе место занимают
голландцы (3,5% — в польских активах, 25% — в иностранных капиталах). «Rabobank
Nederiaand» приобрел 51% акций банка «Банк Рольно-Пшемысловы» г.
Варшава, a ING выкупил контрольные пакеты акций
региональных банков с целью развития местных филиалов. Затем следуют
международные финансовые организации (в частности, ЕБРР имеет значительные
доли в капитале трех польских банков, Международная финансовая корпорация — в
одном). На третьем месте — немцы. Удельный вес немецкого капитала пока невелик
(2% общей суммы активов, 13% всех иностранных капиталов), однако он создал
хорошие стартовые условия для дальнейшей экспансии (четыре собственных банка,
значительные пакеты акций в трех крупных польских банках, не считая более мелких
пакетов). Крупнейшие германские банки Дойче Банк и Дрезд-нер Банк
сконцентрировали свое внимание на корпоративном секторе. На последующих местах
— австрийцы (8% иностранных капиталов) и французы (5%). Удельный вес представителей
других стран (Италии, Великобритании, Канады, Ирландии, Швейцарии, России) в
совокупности не превышает 6%.
В настоящее время
почти половина действующих в Польше коммерческих банков более или менее связана
с иностранным капиталом. Из них 12 банков (10 дочерних банков и 2 филиала
зарубежных банков) на 100% или почти на 100% принадлежат иностранному капиталу.
В 21 банке иностранные инвесторы располагают долей акций, в 7 банках имеют
большинство или контрольные пакеты акций. На долю этих 33 банков приходится
почти 40 % собственного .капитала всей банковской системы страны, а доля
иностранного участия составляет около 15%. Это немного, однако надо учесть, что
немало мировых банковских структур уже создали в Польше плацдармы для
дальнейшей экспансии. НБП, правда, намерен ограничивать совокупную долю
иностранных субъектов в активах банковской системы 20 %, но в отношении
западноевропейских банков такое ограничение может действовать лишь до
вступления Польши в ЕС в качестве полноправного члена, к чему она стремится.
Иностранные банки и
сами проявляют крайнюю осторожность при разворачивании своей деятельности в
Польше: лишь один из них имеет три, другой — два, четыре — по одному отделению,
остальные работают с клиентами в центральном офисе. Зарубежные банки в Польше,
демонстрируя по многим показателям (набор услуг, скорость и качество
проведения операций и т.п.) высокую конкурентоспособность, отбирают наиболее
выгодных клиентов прежде всего в области внешнеэкономических расчетов. Они,
например, мало работают с ценными бумагами, операции с которыми отличаются
малыми рисками, но невысокой доходностью. Доля ценных бумаг в их активах —
10—12% (у польских банков в целом — до 26—27%). В то же время у иностранных
банков высок удельный вес межбанковских операций (за счет обслуживания
внешнеторговых расчетов многих польских банков). Доля межбанковских операций в
их активах достигает 30% (у польских банков — 16—17%). Более 50% всего оборота
рынка МБК, играющего очень большую роль в банковской системе страны, приходится
на 14 крупнейших банков. В пассивах иностранных банков в Польше доля вкладов
частных лиц сейчас не превышает 6%, тогда как у польских банков эта доля в
пассивах в целом — более 40%.
Изменению
сложившейся ситуации не способствует и уже упомянутое предпринятое польскими
властями по примеру других правительств ужесточение условий выдачи лицензий, а
также стремление центрального банка страны ввести контроль над иностранными
инвестициями в целях подавления инфляции путем уменьшения роста денежной массы
в обращении. Предложения
НБ
Польши сводятся к обязанности иностранных инвесторов, покупающих польские
гособлигации и долговые обязательства корпораций, депонировать часть своих
вложений на беспроцентные счета ЦБ. Такие обязательные депозиты должны
уменьшить доходы зарубежных инвесторов от вложений в польские долговые
обязательства и сделать их менее привлекательными, сократив приток иностранного
капитала в Польшу. Но эти ограничения не касаются прямых иностранных инвестиций
в акции, которыми открыто торгуют на бирже.
Ещё одной мерой, направленной на уменьшение инфляционного
давления, стало решение Национального банка Польши начиная с 15 сентября 1997
года привлекать депозиты от широкой клиентуры под высокие процентные ставки.
Тем самым центральный банк стимулирует коммерческие банки к повышению ставок
по кредитам и сокращению выдачи потребительских кредитов. По мнению НБ Польши,
лавина кредитов населению и чрезмерно высокий внутренний спрос сопровождаются
резким ростом импорта. Рост импорта, в свою очередь, ведет к перекосам во внешнеторговом
платежном балансе и в балансе по текущим операциям. Эта мера стала следствием
многократных неудачных попыток НБ Польши переменить ход событий, повышая
основные процентные ставки и нормы минимального резервирования, и вызвала
сильную критику со стороны Польского банковского союза. Последний считает
данную акцию проявлением недобросовестной конкуренции, противоречащей
принципам свободного рынка и ставящей в трудную ситуацию, прежде всего, мелкие
банки.
Как и в других странах Восточной Европы, в Польше отмечается
резкий рост преступности в банковской системе страны, эффективность борьбы с
которой остается низкой. За 1992—1995 годы банки уведомили ЦБ о 8500 случаях
взяточничества, неосмотрительного кредитования, подделки документов,
мошенничества и отмывания денег, из которых по 2200 делам следствие было
прекращено, а по 400 — отказано в судебном разбирательстве. Главная причина
роста преступности кроется в массовом общественном нгздании особенностей
функционирования современной банковской системы. По оценкам аналитиков,
основная угроза исходит от преступных группировок, занимающихся отмыванием денег:
национальные и зарубежные группировки легализовали в Польше порядка 3 млрд
долларов, полученных от наркобизнеса, торговли оружием, уклонения от налогов и
другой незаконной деятельности. В связи с этим ЦБ высказывается за ужесточение
не так давно принятого закона об отмывании денег, в частности,
предлагается
создать независимую организацию по мониторингу крупных финансовых операций.
Таким
образом, несмотря на рыночные преобразования, банковский сектор Польши развит
слабо. Такая оценка дана рейтин-говым агентством Стендард энд Пурз. Основными
проблемами остаются недостаточный уровень квалификации банковского персонала и
технической оснащенности кредитных институтов, а также очень маленькие, по
сравнению с банками развитых стран, размеры. Отсюда неизбежными становятся
дальнейшие поглощения и слияния в банковском секторе. По оценкам Всемирного
банка, относительно слабая конкуренция между банками привела к тому, что чистые
процентные маржи в 8 раз превышают аналогичные маржи в странах ЕС, в то время
как соотношение операционных затрат к активам у польских банков вдвое выше, чем
в ЕС.
* * *
Несмотря на такую строгую оценку солидного рейтингового агентства, не
стоит забывать, что Польша ещё в недавнем прошлом ориентировалась на
строительство социализма (не будем вдаваться в методологические определения).
По сравнению с аналогичными странами состояние и динамика развития польской
банковской системы не так уж плохи. А оценка, данная рейтинго-вым агентством,
справедлива лишь, если сравнивать польские банки с банками развитых
капиталистических стран. В Польше заметно расширилось присутствие иностранных
финансовых институтов, хотя они и проявляют вполне объяснимую осторожность.
Вызывает
уважение последовательная позиция польских властей по вопросу приватизации
банков. Процесс приватизации осуществлялся в очередности от менее
привлекательных для инвесторов финансовых учреждений к более сильным. При
стагнации этого процесса применялись различные консолидационные схемы. К
сожалению, такой взвешенности не наблюдалось в России. Реструктуризация
польских банков осуществлялась при участии международных финансовых
организаций, что обеспечило внешний надзор над этим важным процессом.
Развитию
польских банков в период рыночных преобразований среди прочих способствовали
следующие факторы:
• в Польше не был окончательно истреблен частнопредпринимательский
дух у населения;
• еще до реформы разрешался мелкий частный бизнес;
• значительное количество этнических поляков проживает
за пределами страны.
Национальный банк
Польши сузил свои функции до входящих в исключительную компетенцию
эмиссионного банка, сохранив при этом за собой функции банковского надзора. В
целом его деятельность независима от правительства, что оправдано, особенно в
условиях переходного периода, когда «политический маятник» поднимает к власти
то левые, то правые силы. В этих условиях независимость ЦБ выступает демпфером
между политикой и экономикой.
Удачное положение
Польши на перекрестке торговых путей между Западом и Востоком, быстрое
расширение иностранного присутствия в экономике страны резко повысило уровень
преступности, прежде всего в экономической сфере. Власти страны, в том числе и
ЦБ Польши, предпринимают меры по борьбе с преступностью в финансово-кредитной
сфере, но они пока недостаточно действенны.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|