Длительное время
иностранные банки не имели доступа к операциям в национальной валюте и в
основном работали с корпоративными клиентами, финансировали их внешнеторговые
сделки и приобретали ценные бумаги. Сторонники постепенных преобразований в
экономике возражали против либерализации политики в отношении инобанков в
связи с тем, что в стране пока ещё нет достаточно развитого рынка и системы
регулирования, которые позволяли бы осуществлять полный контроль за деятельностью
инобанков в случае отмены ограничений. Кроме того, они критиковали низкие
налоговые ставки для инобанков (15%). На это приверженцы курса быстрых реформ,
в том числе и НБК, возражали тем, что установленные для инобанков налоговые
ставки обычно консолидируются в книгах материнских компаний как прибыль и с
этой прибыли взимается налог в стране, где находится головная контора этой
компании. В Японии, например, этот налог может достигать 60%. По мнению
сторонников открытия внутреннего рынка для зарубежных банков, расширение
допуска в страну инобанков обеспечивает столь необходимую конкуренцию и
способствует внедрению и распространению современных методов управления.
В результате
правительство Китая всё-таки приняло в 1996 году компромиссное решение о
доступе ряда иностранных банков к осуществлению в Шанхае операций в местной
валюте на экспериментальной основе. Несколько отобранных для этой цели банков
получили доступ к привлечению вкладов и предоставлению кредитов в юанях.
В декабре 1996 года
НБК выдал лицензии на совершение операций по привлечению депозитов и
кредитованию в местной валюте четырём иностранным банкам — Сити-банк, Гонконг
Шанхай Бэнкинг Корп., Бэнк оф Токио-Мицубиси и Промышленный банк Японии. В
январе 1997 года к ним присоединились ещё
четыре
— английский Стэндард Чартеред Бэнк, японские Санва Бэнк и Дайичи Кангье Бэнк,
и Шанхай-Пэрис Интернэшнл Бэнк (СП, созданное французским Банк Насьональ де
Пари и Промышленным и коммерческим банком Китая). Следует также отметить, что
из 8 банков, получивших лицензии, 4 японские, что, по мнению местных
аналитиков, свидетельствует о политической подоплёке данного решения (в
последние годы Япония неоднократно предоставляла Китаю кредиты на льготных
условиях). Одним из условий получения лицензии является открытие иностранными
банками своих учреждений в Пудонге, который, по замыслу правительства, должен
стать финансовой и коммерческой столицей Китая.
Важным условием
реализации реформ в финансовом секторе Китая, по мнению руководителей Народного
банка Китая, является ужесточение контроля за использованием инвалютных кредитов,
которые китайские государственные предприятия берут в Гонконге. С января 1998
года они должны получать на это разрешение ЦБ. Кроме того, главой НБК обращено
внимание иностранных банков на то, что государство не несет ответственности за
кредиты, предоставленные совместным предприятиям (объем таких кредитов
составляет 20 млрд долл. США из общего 120-миллиардного долга КНР). Также
Председатель НБК Дай Сянлун призвал иностранных коммерсантов внимательно
изучать положение китайских финансовых институтов, с которыми они собираются
сотрудничать. Центробанк предоставляет гарантии на кредиты только
государственным специализированным комбанкам. Кредиты государственных
инвестиционных компаний обеспечиваются провинциальными администрациями.
Центробанк не намерен помогать этим компаниям, а также промышленным и торговым
фирмам, если они не смогут выполнить свои обязательства.
В январе 1997 года
правительство Китая предписало ЦБ быть главным администратором компаний по
управлению взаимными фондами, создаваемых с участием иностранного капитала и
предназначенных только для осуществления внутренних инвестиций. Фондам
разрешено покупать акции компаний с листингом на фондовых биржах Китая и
китайские казначейские облигации, но запрещено заключать фьючерсные товарные
сделки. Помимо ЦБ в управлении фондами предписано принимать участие и комиссии
по регулированию рынков ценных бумаг. В предписании правительства также
отмечается, что зарубежные партнеры совместных фондов должны иметь не менее чем
10-летний опыт работы по управлению взаимными фондами, средства которых
эквивалент
ны,
по крайней мере, 1 млрд юаней. У иностранного партнера должно быть
представительство в Китае. Направляемые в ЦБ документы должны включать
соглашение о технологии перевода средств. В состав руководства фондом должен
входить хотя бы один китаец. Уставный капитал каждого фонда должен составлять
не менее 30 млн юаней, иностранное участие — минимум 25%. Максимальная доля
иностранного участия не оговаривается, но предполагается, что колтрольный
пакет будет составлен китайской стороной.
В
настоящее время в Китае действует около 30 иностранных банков, имеющих свыше
ста отделений. Основными проблемами, стоящими на пути дальнейшего развития
иностранного присутствия в банковском секторе Китая являются:
• высокий страновой риск;
• языковой барьер;
• разность менталитетов;
• ограниченная конвертируемость юаня;
• чрезмерное и сложно прогнозируемое налогообложение;
• низкое качество отчетности потенциального заемщика, невозможность
проведения его независимого аудита;
• низкий уровень правовой обеспеченности банковской деятельности
в Китае, сложность использования судебной системы для решения споров;
• большие проблемы, возникающие у кредиторов госпредприятий,
по кредитам которых гарантом выступает НБ Китая или правительственные
ведомства. При этом орган, выступающий в качестве гаранта, практически никогда
не производит выплату по первому требованию, а вступает в длительные
переговоры о реструктуризации долга основного заемщика. Лишь при полной
неплатежеспособности последнего гарантодатель соглашается выполнить свои
обязательства;
• высокая коррумпированность чиновников, осуществляющих
надзор за деятельностью инобанков;
• необходимость получения государственного разрешения на
предоставление китайским компаниям кредитов в иностранной валюте;
• высокие издержки на учреждения и функционирование филиала
иностранного банка, так как цены на товары и услуги часто превышают мировые;
• тенденция к затовариванию рынка;
• сознательные действия китайских властей
наофаничениеопе-
раций инобанков, несравненно более мощных, чем собственные банки, на
внутреннем рынке с целью снизить их конкурентные возможности. Иностранные
банки интересуют китайцев, прежде всего, как носители передовых технологий,
услуг и менеджмента.
Раздражение
потенциальных инвесторов подтверждается динамикой американских инвестиций в
Китае, совокупная величина которых в период с 1979-го по 1996 год составила
35,2 млрд долл., из которых 85% были сделаны после 1992 года. Однако в 1996
году прямые инвестиции снизились до 6,9 млрд долларов по сравнению с 7,5 млрд в
1995 году.
* * *
Результаты рассмотрения банковской системы Китая позволяют
сделать следующие выводы:
• На структуру и
особенности функционирования китайского банковского сектора наложил отпечаток
особый путь развития экономики Китая, отличный от всех других стран.
• В основе
становления современной банковской системы Китая лежит принцип подчинения её
интересов общей задаче строительства государственного капитализма,
определяемого местными идеологами как «социалистическая рыночная экономика».
• Вся деятельность
Народного банка Китая подчинена четким экономическим критериям , задаваемым
руководством страны. При этом главной задачей является обеспечение высоких
темпов экономического роста и быстрое развитие промышленности и сельского
хозяйства. В пределах этих строгих рамок НБК обладает широкими правами и
полномочиями. Вместе с тем в наиболее важных вопросах денежно-кредитной
политики НБК жестко подчинен Госсовету Китая, что, в принципе, соответствует
существующей в Китае жесткой административной системе управления экономическими
процессами.
• Используемая в
Китае система денежно-кредитного регулирования характеризуется высокой
степенью несовершенства: используется директивное кредитное планирование с
установлением коммерческим банкам контрольных цифр по кредитованию, объему
привлеченных средств и финансированию НБК. Используемые инструменты
денежно-кредитной политики неэффективны, а традиционное в других странах
денежное регулирование путем изменения процентных ставок не используется ввиду
множественности ставок рефинансирования в зависимости от направлений
кредитования и из-за неразвитости денежного рынка.
• Задачи, стоящие перед НБК, и выполняемые им функции в целом
характерны для центрального банка. Его внутренняя структура находится в
процессе реорганизации — в направлении укрупнения его территориальных
учреждений. Целью этого процесса является централизация управления банковской
системой путем ограничения влияния на неё местных органов власти.
• Второй уровень банковской системы Китая в целом является
малоэффективным, его деятельность подвергается жесткому административному'регулированию,
которое, однако, постепенно ослабляется. Быстрое развитие частного сектора
экономики страны, имеющего несравненно большую эффективность по сравнению с
доминирующим пока государственным, приводит к тому, что прагматичное китайское
руководство постепенно осуществляет переориентацию приоритетов с
государственного на частный сектор. Альтернативы этому, видимо, нет, так как
процесс стагнации экономики Китая приведет к неизбежному обострению
последствий несовершенства принципов политического устройства государственной
власти и приведет к напряженности в фактически уже расслоившемся китайском
обществе.
• Неэффективность финансовой системы Китая не является пока
препятствием экономическому росту при приемлемых темпах инфляции. Вместе с тем
огромная доля безнадежных и проблемных кредитов госпредприятиям в кредитных
портфелях китайских банков при слабой системе банковского надзора является
весомой потенциальной угрозой устойчивости финансовой системы Китая и,
следовательно, всей экономики страны.
• Удачность китайских реформ во многом, видимо, объясняется их
осторожностью, последовательностью и продуманностью. Так, например, китайский
Минфин не стал дожидаться системного банковского кризиса из-за низкого
качества активов и ускорил темпы списания китайским госбанком безнадежной
задолженности. Эти меры сопровождаются внедрением современных стандартов
классификации кредитного портфеля по риску невозврата и административным
введением регламента принятия внутренних решений в банках по вопросам
предоставления кредитов.
• Неразвитость финансового рынка и сохраняющиеся многочисленные
кредитные ограничения способствуют нехватке кредитных ресурсов в экономике и
неэффективному использованию имеющихся средств. Нехватка денег, прежде всего в
частном секторе экономики, имеет место при наличии множества потенциальных
кредиторов, испытывающих избыточную ликвидность и ищущих
объекты
кредитования, альтернативные установленному невыгодному размещению средств. Их
взаимные потребности удовлетворяются посредством заключения незаконных сделок
с небанковскими финансовыми организациями, с которыми активно борется НБК.
Это неизбежные издержки административного регулирования финансовой системы,
допускающей элементы частного предпринимательства.
• Борьба с
криминальной деятельностью в финансовой сфере носит в Китае характер, далеко
отличный от европейских стандартов. В Китае предусмотрена смертная казнь за
экономические преступления.
•
Неконкурентоспособный национальный банковский сектор в Китае длительное время
был огражден от борьбы с иностранными банками за внутренний рынок. Роль
иностранных банков фактически сводилась к работе с корпоративными клиентами по
счетам в иностранной валюте, их инвалютному кредитованию и приобретению ценных
бумаг. Впоследствии в связи с необходимостью постепенного открытия внутреннего
рынка для иностранных банков, отдельным из них стали выдаваться соответствующие
лицензии.
Итак, банковский
сектор Китая находится в процессе постоянного развития, но его организация и
система управления пока отстают от уровня экономических отношений в конкретных
секторах экономики. Поэтому он во многом является сдерживающим фактором
перехода Китая к новому этапу экономического развития. Вместе с тем следует
признать, что его структура и система управления соответствовали особенностям
китайского переходного периода, а сама банковская система успешно справилась с
задачей обслуживания плавного перехода от «китайского социализма» к новому
экономическому устройству страны.
. Монголия
В банковском секторе Монголии всё ещё сохраняются многие
черты жёсткой централизованной системы. Поэтому ему необходимы серьёзные
преобразования. Новое банковское законодательство 1990 года способствует
созданию инфраструктуры для
обеспечения
роста банковского сектора, и он постепенно эволюционирует. Ведущие банки
страны пытаются завоевать доверие на нестабильном рынке, где, несмотря на
прекращение с 1 июля 1996 года Центробанком хождения иностранной валюты и
запрет на совершение сделок в ней, продолжает доминировать американский
доллар, а не местный тугрик.
При наличии низких
ставок по депозитам (на уровне 3%) и жёстких ограничений на их изъятие многие
компании и частные лица стараются не прибегать к услугам банков и сразу
конвертируют тугрики в твёрдую валюту.
В банковской
системе выделяются 5 ведущих банков с генеральной лицензией:
Банк торговли и
развития. Создан в 1991 году. Полностью является
государственным, специализируется на экспорте — импорте и управлении активами
правительства. Является третьим по величине среди местных банков.
Сельскохозяйственный
банк. Учреждён в 1991 году. Доля государства
составляет всего 3%. Банк занимается финансированием сельского хозяйства и
смежных отраслей.
Банк
нововведений, технологий и инвестиций. Образован в
1991 году. На 85% является собственностью государства. Банк обслуживает в
основном промышленность и строительство.
Народный банк. Является на 75% государственным Сбербанком. Работает преимущественно с
вкладами населения.
Страховой банк. Создан в 1990 году. Специализируется на страховой деятельности.
Всего в Монголии
действует 13 коммерческих банков. Из них 4 находится в частных руках полностью.
Банков с совместным капиталом не существует, но у Голомт-банка есть небольшая
часть португальского капитала.
Первым полностью
коммерческим банком Монголии был Цен-тральноазиатский банк. Он был создан в
1992 году и просуществовал до июня 1996 года, когда у него была отозвана
лицензия за невыплату процентов по депозитам. Причина неплатёжеспособности
банка кроется в плохом управлении активами и пассивами, невозврате кредитов и
низком их качестве. После проверок, выявивших административные нарушения и
коррупцию, Централь-ноазиатский банк попал под контроль ЦБ Монголии, который
приостановил выдачу ему кредитов, отказал в открытии новых филиалов и наложил
штрафы на руководящих лиц.
Крах потерпели
всего 3 банка, в том числе Русско-Монгольс-
кий
банк. Характерной чертой банковской практики в Монголии является то, что
неплатёжеспособные банки не становятся банкротами, они, как правило,
поглощаются более крупными банками по указанию ЦБ. Хотя в Монголии пока нет
иностранных банков, но в связи с открытием в стране крупных месторождений
золота и угля возрос интерес к ней банков Канады, Кувейта и других стран.
По
мнению Всемирного банка и Азиатского банка развития, первоочередной задачей
банковской системы страны является реструктуризация безнадёжных долгов. Кроме
того, не менее важна приватизация (после неудачной приватизации госпредприятий
финансовые учреждения, как и международные организации, заняли выжидательную
позицию). Если приватизация пойдёт по польскому образцу, западные банки охотно
купят часть акций. Среди проблем банковского сектора называют относительную
либеральность по сравнению с международными стандартами положений,
регулирующих деятельность монгольских коммерческих банков.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|