рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Банки (курс лекций)

Длительное время иностранные банки не имели доступа к опе­рациям в национальной валюте и в основном работали с корпо­ративными клиентами, финансировали их внешнеторговые сдел­ки и приобретали ценные бумаги. Сторонники постепенных пре­образований в экономике возражали против либерализации поли­тики в отношении инобанков в связи с тем, что в стране пока ещё нет достаточно развитого рынка и системы регулирования, кото­рые позволяли бы осуществлять полный контроль за деятельнос­тью инобанков в случае отмены ограничений. Кроме того, они критиковали низкие налоговые ставки для инобанков (15%). На это приверженцы курса быстрых реформ, в том числе и НБК, возражали тем, что установленные для инобанков налоговые ставки обычно консолидируются в книгах материнских компаний как прибыль и с этой прибыли взимается налог в стране, где находит­ся головная контора этой компании. В Японии, например, этот налог может достигать 60%. По мнению сторонников открытия внутреннего рынка для зарубежных банков, расширение допуска в страну инобанков обеспечивает столь необходимую конкурен­цию и способствует внедрению и распространению современных методов управления.

В результате правительство Китая всё-таки приняло в 1996 году компромиссное решение о доступе ряда иностранных банков к осуществлению в Шанхае операций в местной валюте на экспери­ментальной основе. Несколько отобранных для этой цели банков получили доступ к привлечению вкладов и предоставлению кре­дитов в юанях.

В декабре 1996 года НБК выдал лицензии на совершение опе­раций по привлечению депозитов и кредитованию в местной ва­люте четырём иностранным банкам — Сити-банк, Гонконг Шан­хай Бэнкинг Корп., Бэнк оф Токио-Мицубиси и Промышлен­ный банк Японии. В январе 1997 года к ним присоединились ещё

четыре — английский Стэндард Чартеред Бэнк, японские Санва Бэнк и Дайичи Кангье Бэнк, и Шанхай-Пэрис Интернэшнл Бэнк (СП, созданное французским Банк Насьональ де Пари и Про­мышленным и коммерческим банком Китая). Следует также отме­тить, что из 8 банков, получивших лицензии, 4 японские, что, по мнению местных аналитиков, свидетельствует о политической подоплёке данного решения (в последние годы Япония неоднок­ратно предоставляла Китаю кредиты на льготных условиях). Од­ним из условий получения лицензии является открытие иност­ранными банками своих учреждений в Пудонге, который, по за­мыслу правительства, должен стать финансовой и коммерческой столицей Китая.

Важным условием реализации реформ в финансовом секторе Китая, по мнению руководителей Народного банка Китая, явля­ется ужесточение контроля за использованием инвалютных кре­дитов, которые китайские государственные предприятия берут в Гонконге. С января 1998 года они должны получать на это разре­шение ЦБ. Кроме того, главой НБК обращено внимание иност­ранных банков на то, что государство не несет ответственности за кредиты, предоставленные совместным предприятиям (объем та­ких кредитов составляет 20 млрд долл. США из общего 120-милли­ардного долга КНР). Также Председатель НБК Дай Сянлун при­звал иностранных коммерсантов внимательно изучать положение китайских финансовых институтов, с которыми они собираются сотрудничать. Центробанк предоставляет гарантии на кредиты толь­ко государственным специализированным комбанкам. Кредиты государственных инвестиционных компаний обеспечиваются про­винциальными администрациями. Центробанк не намерен помо­гать этим компаниям, а также промышленным и торговым фир­мам, если они не смогут выполнить свои обязательства.

В январе 1997 года правительство Китая предписало ЦБ быть главным администратором компаний по управлению взаимными фондами, создаваемых с участием иностранного капитала и пред­назначенных только для осуществления внутренних инвестиций. Фондам разрешено покупать акции компаний с листингом на фондовых биржах Китая и китайские казначейские облигации, но запрещено заключать фьючерсные товарные сделки. Помимо ЦБ в управлении фондами предписано принимать участие и комиссии по регулированию рынков ценных бумаг. В предписании прави­тельства также отмечается, что зарубежные партнеры совместных фондов должны иметь не менее чем 10-летний опыт работы по управлению взаимными фондами, средства которых эквивалент­

ны, по крайней мере, 1 млрд юаней. У иностранного партнера должно быть представительство в Китае. Направляемые в ЦБ до­кументы должны включать соглашение о технологии перевода средств. В состав руководства фондом должен входить хотя бы один китаец. Уставный капитал каждого фонда должен составлять не менее 30 млн юаней, иностранное участие — минимум 25%. Мак­симальная доля иностранного участия не оговаривается, но пред­полагается, что колтрольный пакет будет составлен китайской стороной.

В настоящее время в Китае действует около 30 иностранных банков, имеющих свыше ста отделений. Основными проблемами, стоящими на пути дальнейшего развития иностранного присут­ствия в банковском секторе Китая являются:

• высокий страновой риск;

• языковой барьер;

• разность менталитетов;

• ограниченная конвертируемость юаня;

• чрезмерное и сложно прогнозируемое налогообложение;

• низкое качество отчетности потенциального заемщика, не­возможность проведения его независимого аудита;

• низкий уровень правовой обеспеченности банковской дея­тельности в Китае, сложность использования судебной сис­темы для решения споров;

• большие проблемы, возникающие у кредиторов госпредп­риятий, по кредитам которых гарантом выступает НБ Китая или правительственные ведомства. При этом орган, выступа­ющий в качестве гаранта, практически никогда не произво­дит выплату по первому требованию, а вступает в длитель­ные переговоры о реструктуризации долга основного заем­щика. Лишь при полной неплатежеспособности последнего гарантодатель соглашается выполнить свои обязательства;

• высокая коррумпированность чиновников, осуществляющих надзор за деятельностью инобанков;

• необходимость получения государственного разрешения на предоставление китайским компаниям кредитов в иностран­ной валюте;

• высокие издержки на учреждения и функционирование фи­лиала иностранного банка, так как цены на товары и услуги часто превышают мировые;

• тенденция к затовариванию рынка;

• сознательные действия китайских властей наофаничениеопе-

раций инобанков, несравненно более мощных, чем собствен­ные банки, на внутреннем рынке с целью снизить их конку­рентные возможности. Иностранные банки интересуют ки­тайцев, прежде всего, как носители передовых технологий, услуг и менеджмента.

Раздражение потенциальных инвесторов подтверждается ди­намикой американских инвестиций в Китае, совокупная величи­на которых в период с 1979-го по 1996 год составила 35,2 млрд долл., из которых 85% были сделаны после 1992 года. Однако в 1996 году прямые инвестиции снизились до 6,9 млрд долларов по сравнению с 7,5 млрд в 1995 году.

* * *

Результаты рассмотрения банковской системы Китая позволя­ют сделать следующие выводы:

• На структуру и особенности функционирования китайского банковского сектора наложил отпечаток особый путь развития экономики Китая, отличный от всех других стран.

• В основе становления современной банковской системы Ки­тая лежит принцип подчинения её интересов общей задаче строи­тельства государственного капитализма, определяемого местны­ми идеологами как «социалистическая рыночная экономика».

• Вся деятельность Народного банка Китая подчинена четким экономическим критериям , задаваемым руководством страны. При этом главной задачей является обеспечение высоких темпов эко­номического роста и быстрое развитие промышленности и сельс­кого хозяйства. В пределах этих строгих рамок НБК обладает ши­рокими правами и полномочиями. Вместе с тем в наиболее важ­ных вопросах денежно-кредитной политики НБК жестко подчи­нен Госсовету Китая, что, в принципе, соответствует существую­щей в Китае жесткой административной системе управления эко­номическими процессами.

• Используемая в Китае система денежно-кредитного регули­рования характеризуется высокой степенью несовершенства: ис­пользуется директивное кредитное планирование с установлени­ем коммерческим банкам контрольных цифр по кредитованию, объему привлеченных средств и финансированию НБК. Использу­емые инструменты денежно-кредитной политики неэффективны, а традиционное в других странах денежное регулирование путем изменения процентных ставок не используется ввиду множествен­ности ставок рефинансирования в зависимости от направлений кредитования и из-за неразвитости денежного рынка.

• Задачи, стоящие перед НБК, и выполняемые им функции в целом характерны для центрального банка. Его внутренняя струк­тура находится в процессе реорганизации — в направлении ук­рупнения его территориальных учреждений. Целью этого процесса является централизация управления банковской системой путем ограничения влияния на неё местных органов власти.

• Второй уровень банковской системы Китая в целом является малоэффективным, его деятельность подвергается жесткому ад­министративному'регулированию, которое, однако, постепенно ослабляется. Быстрое развитие частного сектора экономики стра­ны, имеющего несравненно большую эффективность по сравне­нию с доминирующим пока государственным, приводит к тому, что прагматичное китайское руководство постепенно осуществля­ет переориентацию приоритетов с государственного на частный сектор. Альтернативы этому, видимо, нет, так как процесс стаг­нации экономики Китая приведет к неизбежному обострению последствий несовершенства принципов политического устрой­ства государственной власти и приведет к напряженности в фак­тически уже расслоившемся китайском обществе.

• Неэффективность финансовой системы Китая не является пока препятствием экономическому росту при приемлемых тем­пах инфляции. Вместе с тем огромная доля безнадежных и про­блемных кредитов госпредприятиям в кредитных портфелях ки­тайских банков при слабой системе банковского надзора является весомой потенциальной угрозой устойчивости финансовой систе­мы Китая и, следовательно, всей экономики страны.

• Удачность китайских реформ во многом, видимо, объясня­ется их осторожностью, последовательностью и продуманностью. Так, например, китайский Минфин не стал дожидаться систем­ного банковского кризиса из-за низкого качества активов и уско­рил темпы списания китайским госбанком безнадежной задол­женности. Эти меры сопровождаются внедрением современных стандартов классификации кредитного портфеля по риску невоз­врата и административным введением регламента принятия внут­ренних решений в банках по вопросам предоставления кредитов.

• Неразвитость финансового рынка и сохраняющиеся много­численные кредитные ограничения способствуют нехватке кре­дитных ресурсов в экономике и неэффективному использованию имеющихся средств. Нехватка денег, прежде всего в частном секторе экономики, имеет место при наличии множества потенциальных кредиторов, испытывающих избыточную ликвидность и ищущих

объекты кредитования, альтернативные установленному невыгод­ному размещению средств. Их взаимные потребности удовлетво­ряются посредством заключения незаконных сделок с небанковс­кими финансовыми организациями, с которыми активно борется НБК. Это неизбежные издержки административного регулирова­ния финансовой системы, допускающей элементы частного пред­принимательства.

• Борьба с криминальной деятельностью в финансовой сфере носит в Китае характер, далеко отличный от европейских стан­дартов. В Китае предусмотрена смертная казнь за экономические преступления.

• Неконкурентоспособный национальный банковский сектор в Китае длительное время был огражден от борьбы с иностран­ными банками за внутренний рынок. Роль иностранных банков фактически сводилась к работе с корпоративными клиентами по счетам в иностранной валюте, их инвалютному кредитованию и приобретению ценных бумаг. Впоследствии в связи с необходимо­стью постепенного открытия внутреннего рынка для иностранных банков, отдельным из них стали выдаваться соответствующие ли­цензии.

Итак, банковский сектор Китая находится в процессе посто­янного развития, но его организация и система управления пока отстают от уровня экономических отношений в конкретных сек­торах экономики. Поэтому он во многом является сдерживающим фактором перехода Китая к новому этапу экономического разви­тия. Вместе с тем следует признать, что его структура и система управления соответствовали особенностям китайского переходного периода, а сама банковская система успешно справилась с зада­чей обслуживания плавного перехода от «китайского социализма» к новому экономическому устройству страны.

. Монголия

В банковском секторе Монголии всё ещё сохраняются многие черты жёсткой цент­рализованной системы. Поэтому ему необ­ходимы серьёзные преобразования. Новое банковское законодательство 1990 года спо­собствует созданию инфраструктуры для

обеспечения роста банковского сектора, и он постепенно эволю­ционирует. Ведущие банки страны пытаются завоевать доверие на нестабильном рынке, где, несмотря на прекращение с 1 июля 1996 года Центробанком хождения иностранной валюты и запрет на совершение сделок в ней, продолжает доминировать амери­канский доллар, а не местный тугрик.

При наличии низких ставок по депозитам (на уровне 3%) и жёстких ограничений на их изъятие многие компании и частные лица стараются не прибегать к услугам банков и сразу конверти­руют тугрики в твёрдую валюту.

В банковской системе выделяются 5 ведущих банков с гене­ральной лицензией:

Банк торговли и развития. Создан в 1991 году. Полностью явля­ется государственным, специализируется на экспорте — импорте и управлении активами правительства. Является третьим по вели­чине среди местных банков.

Сельскохозяйственный банк. Учреждён в 1991 году. Доля госу­дарства составляет всего 3%. Банк занимается финансированием сельского хозяйства и смежных отраслей.

Банк нововведений, технологий и инвестиций. Образован в 1991 году. На 85% является собственностью государства. Банк обслужи­вает в основном промышленность и строительство.

Народный банк. Является на 75% государственным Сбербанком. Работает преимущественно с вкладами населения.

Страховой банк. Создан в 1990 году. Специализируется на стра­ховой деятельности.

Всего в Монголии действует 13 коммерческих банков. Из них 4 находится в частных руках полностью. Банков с совместным капи­талом не существует, но у Голомт-банка есть небольшая часть португальского капитала.

Первым полностью коммерческим банком Монголии был Цен-тральноазиатский банк. Он был создан в 1992 году и просущество­вал до июня 1996 года, когда у него была отозвана лицензия за невыплату процентов по депозитам. Причина неплатёжеспособно­сти банка кроется в плохом управлении активами и пассивами, невозврате кредитов и низком их качестве. После проверок, вы­явивших административные нарушения и коррупцию, Централь-ноазиатский банк попал под контроль ЦБ Монголии, который приостановил выдачу ему кредитов, отказал в открытии новых филиалов и наложил штрафы на руководящих лиц.

Крах потерпели всего 3 банка, в том числе Русско-Монгольс-

кий банк. Характерной чертой банковской практики в Монголии является то, что неплатёжеспособные банки не становятся банк­ротами, они, как правило, поглощаются более крупными банка­ми по указанию ЦБ. Хотя в Монголии пока нет иностранных бан­ков, но в связи с открытием в стране крупных месторождений золота и угля возрос интерес к ней банков Канады, Кувейта и других стран.

По мнению Всемирного банка и Азиатского банка развития, первоочередной задачей банковской системы страны является ре­структуризация безнадёжных долгов. Кроме того, не менее важна приватизация (после неудачной приватизации госпредприятий финансовые учреждения, как и международные организации, за­няли выжидательную позицию). Если приватизация пойдёт по польскому образцу, западные банки охотно купят часть акций. Среди проблем банковского сектора называют относительную либеральность по сравнению с международными стандартами по­ложений, регулирующих деятельность монгольских коммерческих банков.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.