бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных
получателей бюджетных средств с обозначением направления и
на финансирование конкретных целей.
3.Бюджеты
Российской Федерации.
Консолидированный бюджет.
Понятие консолидированный бюджет было включено в Закон
РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного про-
цесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. в связи с упразднением
Государственного бюджета Российской Федерации, в который
входили все звенья бюджетной системы России.
В ст. 8 этого Закона зафиксировано, что единство бюджет-
ной системы обеспечивается не только единой правовой базой,
единством бюджетной классификации и документации, но и
представлением необходимой статистической и бюджетной ин-
формации для составления консолидированных бюджетов. В ст.
165 Бюджетного кодекса РФ также отмечается обязанность Ми-
нистерства финансов РФ составлять отчет об исполнении кон-
солидированного бюджета Российской Федерации.
Консолидированный бюджет Российской Федерации — это свод
бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Консолидированный бюджет Российской Федерации включает феде-
ральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Россий-
ской Федерации. В свою очередь консолидированный бюджет субъекта
Российской Федерации включает региональный бюджет, т. е. бюджет субъекта
Российской Федерации, и местные бюджеты.
Консолидированные бюджеты Российской федерации и
субъектов Российской Федерации не рассматриваются и не ут-
верждаются законодательными (представительными) органами
власти всех уровней. Эти бюджеты являются в первую очередь
статистическим сводом бюджетных показателей, ха-
рактеризующим агрегированные данные по доходам и расходам,
источникам поступления средств и направлениям их использо-
вания по территории в целом Российской Федерации и отдель-
ных субъектов Российской Федерации.
Федеральный бюджет Российской Федерации.
Основные функции управления государством возложены на
центральные органы власти. Для выполнения ими их обязанно-
стей, для финансового обеспечения общегосударственных меро-
приятий формируется централизованный финансовый фонд —
федеральный бюджет. В ст. 71 Конституции РФ зафиксировано,
что в ведении Российской Федерации находятся федеральный
бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды ре-
гионального развития.
Через федеральный бюджет осуществляется процесс
распределения и
перераспределений внутреннего валового продукта и созданного на-
ционального дохода страны между отраслями народного хозяйства,
регионами и социальными слоями населения. На федеральный бюд-
жет возложено финансирование общегосударственных органов власти
и управления, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспо-
собности государства, развитием науки, подготовки высококвалифи-
цированных специалистов.
Средства федерального бюджета являются главным источни-
ком финансирования структурной перестройки экономики, кон-
версии предприятий военно-промышленного комплекса, развития
перспективных направлений в сфере производства, пионерного
освоения новых территориально-производственных комплексов.
Большую роль играет федеральный бюджет в поддержании и
развития искусства, культуры, средств массовой информации.
Доходы федерального бюджета
1. К налоговым доходам федерального бюджета относятся:
• федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых
определяются налоговым законодательствон Российской
Федерации, а пропорции их распределения в порядке
бюджетного регулирования между бюджетами разных
уровней бюджетной системы Российской .федерации ут-
верждаются федеральным законом о федеральном бюдже-
те на очередной финансовый год;
• таможенные пошлины, таможенные сборы и иные тамо-
женные платежи;
• государственная пошлина в соответствии с законодатель-
ством Российской федерации;
2. К неналоговым доходам федерального бюджета относятся:
• доходы от использования имущества, находящегося в го-
сударственной собственности, доходы от платных услуг,
оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися
в ведении органов государственной власти Российской
Федерации;
• доходы от продажи имущества, находящегося в государ-
ственной собственности, — в порядке и по нормативам,
которые установлены федеральными законами и другими
нормативными правовыми актами органов государствен-
ной власти Российской Федерации;
• часть прибыли унитарных предприятий, созданных Рос-
сийской Федерацией, остающейся после уплаты налогов
и иных обязательных платежей, — в размерах, устанавли-
ваемых Правительством Российской Федерации;
• прибыль Банка России — по нормативам, установленным
федеральными законами;
• доходы от внешнеэкономической деятельности;
• доходы от реализации государственных запасов и резервов.
Расходы федерального бюджета.
1. В соответствии с действующим в Российской Федерации
законодательством исключительно из федерального бюджета
финансируются следующие виды расходов
(основные):
• обеспечение деятельности Президента Российской Феде-
рации, Федерального Собрания Российской Федерации,
Счетной палаты Российской Федерации, Центральной
избирательной комиссии Российской Федерации, феде-
ральных органов исполнительной власти и их территори-
альных органов;
• функционирование федеральной судебной системы;
• национальная оборона и обеспечение безопасности государства,
осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;
• осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах;
• проведение выборов и референдумов Российской Федерации;
• обеспечение осуществления отдельных государственных
полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
• финансовая поддержка субъектов Российской Федерации;
• официальный статистический учет и др.
2. Кроме того, средства федерального бюджета используются
для финансирования мероприятий регионального и местного значе-
ния, включаемых в целевые региональные и местные программы.
По согласованию с региональными и местными органами
власти совместно за счет средств федерального бюджета, средств
бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных
бюджетов финансируются следующие виды расходов:
• государственная поддержка отраслей промышленности,
строительства и строительной индустрии, сельского хо-
зяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и
дорожного хозяйства, метрополитенов;
• обеспечение правоохранительной деятельности;
• обеспечение противопожарной безопасности;
• научно-исследовательские, опытно-конструкторские и
проектно-изыскательские работы, обеспечивающие науч-
но-технический прогресс;
• обеспечение социальной защиты населения;
• обеспечение охраны окружающей природной среды, ох-
раны и воспроизводства природных ресурсов, обеспече-
ние гидрометеорологической деятельности;
• обеспечение предупреждения и ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межре-
гионального масштаба;
• развитие рыночной инфраструктуры;
• обеспечение развития федеративных и национальных от-
ношений;
• обеспечение деятельности избирательных комиссий субъ-
ектов Российской Федерации в соответствии с законода-
тельством Российской Федерации;
• обеспечение деятельности средств массовой информации;
• финансовая помощь другим бюджетам;
• прочие расходы, находящиеся в совместном ведении Рос-
сийской Федерации, субъектов Российской Федерации и
муниципальных образований.
Федеральный бюджет является важным инструментом меж-
регионального перераспределения общегосударственных средств.
За счет федеральных налогов формируется Фонд финансовой
поддержки регионов, из федерального бюджета субъектам Рос-
сийской Федерации выделяются дотации и субвенции.
Региональные бюджеты.
Региональные бюджеты — центральное звено территориальных бюд
жетов. Они предназначены для финансового обеспечения задач, воз-
ложенных на государственные органы управления субъекта Россий-
ской Федерации.
В современных условиях все в большей степени региональ-
ные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие
регионов, пропорциональное развитие производственной и не-
производственной сфер на подведомственных территориях. Зна-
чительно возрастает их координационная функция в экономиче-
ском и социальном развитии территорий.
В последнее десятилетие наблюдается регионализация эконо-
мических и социальных процессов. Все в большей мере функ-
ции регулирования этих процессов переходят от центральных
уровней государственной власти к региональным. Поэтому роль
региональных бюджетов усиливается, а сфера их использования
расширяется.
Через региональные бюджеты государство активно проводит
экономическую политику. На основе предоставления регио-
нальным органам власти средств для увеличения их бюджетов
осуществляется финансирование промышленности, сельского
хозяйства, строительства и содержания дорог, охраны окружаю-
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|