средств;
• анализ предоставления бюджетных инвестиций, анализ
заключенных договоров с точки зрения обеспечения го-
сударственных интересов, заключения по выявленным
фактам предоставления бюджетных инвестиций с нару-
шением требований Бюджетного кодекса РФ;
• анализ выполнения плановых заданий по предоставле-
нию государственных услуг и соблюдения нормативов
финансовых затрат на предоставление государственных
услуг;
• иные материалы, определенные постановлениями Госу-
дарственной Думы или Совета Федерации.
11.Заключение.
Подведем краткие итоги.
Бюджетная система России состоит из трех уровней:
- федерального бюджета и бюджетов государственных вне-
бюджетных фондов;
- бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных
бюджетов) и бюджетов территориальных государственных
внебюджетных фондов;
- местных бюджетов.
Бюджетная система Российской Федерации включает: федеральный
бюджет, 21 республиканский бюджет республик в составе РФ,
55 краевых и областных бюджетов и бюджеты городов Москвы и
Санкт-Петербурга, один областной бюджет автономной области, 10
окружных бюджетов, автономных округов и около 29 тысяч местных
бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты).
Консолидированный бюджет Российской Федерации — это свод
бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Для финансового
обеспечения общегосударственных мероприятий формируется централизованный
финансовый фонд —
федеральный бюджет. Через федеральный бюджет осуществляется процесс
распределения и перераспределений внутреннего валового продукта и созданного
национального дохода страны между отраслями народного хозяйства,
регионами и социальными слоями населения. На федеральный бюд-
жет возложено финансирование общегосударственных органов власти
и управления, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспо-
собности государства, развитием науки, подготовки высококвалифи-
цированных
специалистов.
В
Российской Федерации бюджетный период, т. е. время совершения процесса
исполнения бюджета, установлен с 1 января
по 31 декабря,
следовательно, он совпадает с календарным го-
дом.
Продолжительность бюджетного процесса значительно
больше бюджетного
периода, так как в бюджетный процесс
включается время,
необходимое для бюджетного планирования,
последующего
бюджетного контроля и других действий.
Органы,
наделенные в соответствии с законодательством бюд-
жетными полномочиями,
т. е. правами и обязанностями участни-
ков бюджетного
процесса, осуществляют бюджетный
процесс.
Исполнительные органы власти осуществляют сводное финансовое планирование,
составление проектов бюджетов, внесе-
ние проектов бюджетов
на рассмотрение представительных ор-
ганов власти,
исполнение бюджетов, анализ и контроль за ис-
полнением бюджетов.
Банк
Российской Федерации совместно с Правительством
России разрабатывает
и представляет на рассмотрение Государ-
ственной Думы
основные направления денежно-кредитной по-
литики государства,
обслуживает денежные счета Казначейства
Российской Федерации,
счета государственных целевых вне-
бюджетных фондов, счета территориальных бюджетов. Программно-целевой
метод бюджетного планирования заклю-
чается в системном планировании выделений бюджетных
средств в соответствии с утвержденными целевыми программа-
ми, составляемыми для осуществления экономических и соци-
альных задач. Этот метод планирования финансовых ресурсов
способствует соблюдению единого подхода к формированию и
рациональному распределению фондов финансовых ресурсов по
конкретным программа и проектам, и их концентрации и целе-
вому использованию, улучшению контроля. Все это повышает
уровень эффективности освоения средств.
Целевые бюджетные фонды — это промежуточная ступень между
бюджетной формой перераспределения средств и внебюджет-
ной. Понятие целевые бюджетные фонды появилось в 1995 г.
когда подобный статус был закреплен за некоторыми ранее вне-
бюджетными фондами, создаваемыми в качестве целевого ис-
точника финансирования отдельных государственных расходов,
и отдельными бюджетными статьями с целевыми поступления-
ми средств.
Согласно принятому законодательному акту, регламентирующему
распределение налогов между бюджетами, наиболее весомые в количественном
отношении налоги закреплены за федеральным бюджетом, а собственные налоги
территориальных бюджетов незначительны. В региональных бюджетах и в целом
местных бюджетах они составляют примерно одну треть, в поселко-
вых и сельских бюджетах их доля не превышает 10%.
Переход к рынку изменил как содержание, так и
организационные-структуры хозяйственного механизма. В ходе этого произошла
модернизация финансовой системы, и прежде всего ее центрального звена —
общегосударственных финансов. Один за одним возникли и выделились из бюджетной
системы внебюджетные фонды.
Деление государственного бюджета на систему бюджетов, в том
числе и выделение в их составе и за рамками бюджетов специальных фондов со
своими источниками, и направлениями расходования, призвано было принципиально
изменить подход всех субъектов социально-экономической среды к финансовым
средствам.
Органы всех уровней законодательной власти осуществляют
следующие формы бюджетно-финансового контроля:
1) предварительный контроль — в ходе обсуждения и утвер-
ждения проектов законов (решений) о бюджете, а также других
законов и решений по бюджетно-финансовым вопросам;
2) текущий контроль — в ходе рассмотрения отдельных во-
просов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комис-
сий, рабочих групп в ходе парламентских слушаний и в связи с
депутатскими запросами;
3) последующий контроль — в ходе рассмотрения и утвержде-
ния отчетов об исполнении бюджетов.
Переход
от административно-командных методов управления к рыночным методам
хозяйствования обусловил коренное реформирование всей финансовой системы
России и ее основного звена – бюджетной системы. В настоящее время новая
бюджетная система России находится в стадии становления, отрабатывается
законодательный механизм перераспределения компетенции между федеральной и
территориальными уровнями власти, органами местного самоуправления.
Бюджетный
процесс в России регулируют более двадцати нормативных актов, многие положения
которых неадекватно отражают характер реальных противоречивых процессов в
экономике России и в отдельных ее регионах. Данное обстоятельство определяет
исключительные трудности процесса формирования и исполнения бюджетов различных
уровней.
В условиях СССР вопросы
формирования, утверждения и исполнения бюджета интересовали сравнительно узкий
круг профессионалов, сейчас эта проблема волнует не только специалистов, но и
многочисленную налогоплатильщиков, для которых далеко не безразлично, на
какие цели пойдут и насколько эффективно для всего населения будут
использованы налоговые поступления. Решение проблем, связанных с
формированием и использованием бюджетов всех уровней, во многом обеспечивает
и снятие социальной напряженности в стране. Поэтому представители
исполнительной власти, депутаты, руководители предприятий и организаций
должны сегодня представлять в деталях, как формируются и исполняются
бюджеты, как действует налоговый механизм.
Бюджет необхобим каждому
государству для удовлетворения его объективных потребностей в денежном
фонде, служащим выполнению экономичесой, социальной и политической функций.
Бюджет любого государства включает одни и те же категории : налоги, займы,
расходы и т.д., содержание которых не меняется при переходе от одной
общественно-экономической формации к другой. Данное обстоятельство позволяет
определить бюджет как экономическую категорию. Бюджет –
это центральное звено системы финансов, поэтому он отражает все
основные качественные признаки финансов. Бюджет представляет собой систему
денежных отношений, в процессе которых образуется и используется
бюджетный фонд. Последний является центральным денежным фондом, предназначенным
для финансирования широкого круга общественных потребностей (отраслей
хозяйства, социальных нужд, управления, обороны и т.д.)
Поскольку бюджет является наиболее широкой финансовой
категорией, то ему принадлежат все функции, присущие финансам :
1)
образование бюджетного
фонда (бюджетные доходы);
2)
использование бюджетного
фонда (бюджетные расходы);
3)
контрольная.
Теперь о каждой функции более подробно.
Первую функцию выполняют бюджетные доходы,–
денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном
порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов
государственной власти России, органов государственной власти субьектов РФ и
органов местного самоуправления. Бюджетные доходы вклячают : налоги с доходов
хозяйствующих субьектов ( участников процесса общественного производства –
физических и юридических лиц ); займы; доходы от государственной собственности
( предприятий ); доходы от эмиссии бумажных денег. Основной источник бюджетных
доходов – получение в результате первичного распределения чистого
национального продукта части доходов хозяйствующих субьектов, а именно :
–
зарплаты работнтков;
–
доходы лиц работающих не
по найму;
–
предпринимательская
прибыль ( промышленности, сельского хозяйства, торговли и других отраслей );
–
рента собственников
земли;
–
ссудный процент (прибыль
банков и вкладчиков ).
Вторая функция бюджета
принадлежит конкретным целевым бюджетным расходам. Расходы бюджета – денежные
средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства
и местного самоуправления. Через бюджетные расходы финансируются
бюджетополучатели – организации производственной и непроизводственной сферы,
являющиеся получателями или распорядителями бюджетных средств. Таким образом,
расходы бюджета носят транзитный характер. В бюджете только определяются
размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственно расходы
осуществляются бюджетополучателем. Кроме того, за счет расходов бюджета
происходит перераспределение бюджетных средств по уровням бюджетной системы
через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды. Расходы бюджета носят в
основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться
только бюджетные кредиты и бюджетные ссуды. Структура бюджетных расходов
ежегодно устанавливается непосредственно в бюджетном плане и зависит, как и
бюджетные доходы, от экономической ситуации и общественных приоритетов.
13.Список литературы.
1).Бюджетный процесс
в Российской Федерации.Учебн.пособие/Л.Г.Баранова,О.В.Врублевская и др.-
М.:Изд-во «Перспектива» :Инфа-М, 1998, - 222 с.
2).Бюджетная система
России: Учебн. Для вузов/ Под ред. Проф. Г.Б.Поляка.-М.:Юнити-ДАНА, 2001.
–540с.
3).Бюджетный процесс
Р.Ф.Учебн/М.В.Романовский и др.:,Под ред.М.В.Романовского, О.В.Врублевской-2е
изд.,испр. и перераб.- М.:Юрайт, 2000-615 с.
4).Финансы. Денежное
обращение. Кредит: Учебн/Под ред. Дробозиной Л.А. – М.:Финансы, Юнити, 1997.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|