рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Доходы как финансовая основа хозяйственной деятельности торгового предприятия










Рис. 1.2. Классификация доходов в бухгалтерском учете


Согласно п. 5 ПБУ 9/99 под доходами от обычных видов деятельности понимается выручка от операций, составляющих предмет деятельности данной организации. Данное положение впервые указало на такое понятие, как «предмет деятельности». Ранее ссылки в норма­тивных актах делались на основную деятельность организации, под которой понимались виды деятельности, указанные в учредительных документах.

В ПБУ 9/99 понятие «основная деятельность» было заменено на термин «предмет деятельности», хотя последнее в положении не опре­делено. Анализ ряда пунктов позволяет прийти к выводу, что под пред­метом деятельности понимаются операции, являющиеся источником систематического извлечения доходов. При этом в ПБУ 9/99 не дано никаких количественных критериев отнесения тех или иных опера­ций к предмету деятельности организации, следовательно, это право предоставлено ее руководству. Новодворский В.Д. и Сабанин Р.Л. предлагают следующие признаки предмета деятельности организации [23. с.24 ]:

1. Непосредственное указание данного вида деятельности в учре­дительных документах.

2. Иная деятельность может быть признана предметом деятельно­сти по совокупности следующих признаков:

- доходы извлекаются от операций по продаже товаров, выпол­нению работ, оказанию услуг, предоставлению за плату во временное пользование имущества или имущественных прав или же от участия в уставных капиталах других организаций. Например, в 1998 г. можно было получить большую часть доходов от курсовых и суммовых раз­ниц, однако получение таких доходов не может быть предметом дея­тельности;

- уровень доходов имеет значимый вес в структуре доходов организации. Здесь уместно обратиться к понятию «существенность». Существенной признается такая информация, наличие или отсутствие которой может повлиять на взгляды, решения или действия ее пользо­вателей. Очевидно, что установить критерий существенности на прак­тике - достаточно сложная задача. Во-первых, отсутствует количе­ственная характеристика уровня существенности. Во-вторых, для его установления необходимо взглянуть на проблему с точки зрения вне­шних пользователей информации, в то время как сам уровень, как пра­вило, определяется главным бухгалтером или руководителем органи­зации, т. е. лицом внутри компании. Индивидуальные предпочтения отдельных лиц, склонность их к риску могут существенно различать­ся, т.е. критерий существенности будет колебаться в зависимости от того, какой человек использует полученную информацию. В данной ситуации руководству или бухгалтерии необходимо выработать решение, которое в максимальной степени удовлетворило бы интересы всех лиц. Для того чтобы облегчить бухгалтерам реше­ние этой задачи, Минфин России уже не раз пытался ввести количе­ственный критерий существенности. Например, в п. 4 Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утвержденных приказом Минфина России от 28 июня 2000 г. № 60н (далее Методические рекомендации № 60н), ука­зано, что «...существенной признается сумма, отношение которой к об­щему итогу соответствующих данных за отчетный год составляет не менее пяти процентов». Однако очевидно, что данный показатель далеко не всегда может быть использован для определения предмета деятельности организации. Именно по этой причине в том же пункте Методиче­ских рекомендаций № 60н указано, что «организация может принять ре­шение о применении для целей отражения в бухгалтерской отчетности существенной информации критерий, отличный от вышеназванного» [23. с.25];

- организация получает доходы на систематической основе. Систематическое получение доходов можно также воспринимать по-разному. Кроме того, график получения доходов зависит от вида дохо­дов или деятельности организации. Например, для доходов от участия в уставных капиталах является совершенно приемлемым получение их один раз в год;

- организация планирует получение доходов от этих операций в следующие отчетные периоды, рассчитывает на них, планирует их величину и направления использования;

- доходы от деятельности находятся под непосредственным контролем и регулированием управленческого персонала организа­ции. Очевидно, что те доходы, которые имеют существенное значение для руководства, будут находиться под его непосредственным контро­лем и регулированием (планирование, ценообразование, рекламные кампании и т. д.), в то время как получение побочных доходов может быть передано нижним звеньям управления.

Операционными доходами согласно п. 7 ПБУ 9/99 являются [23. c.28]:

1.                 Поступления от предоставления за плату во временное пользование (временное владение и пользование) имущества или имущественных прав, если эти операции не являются предметом деятельности организации.

2.                  Поступления от участия в уставных капиталах других организаций, если эти операции не являются предметом деятельности организации.

3.                 Поступления от продажи имущества и имущественных прав, если эти операции не являются предметом деятельности организации.

4.                 Доходы, полученные организацией от совместной деятельности.

5.                 Проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств, а также проценты за пользование денежными средствами, находящимися на банковских счетах.

Перечень операционных доходов закрыт, т. е. любые другие поступления, которые не являются доходами от обычных видов деятельности и операционными доходами, необходимо относить к внереализационным (или чрезвычайным). Таким образом, в ПБУ 9/99 не дается какого-либо критерия, на основании которого можно было бы относить различные поступления к операционным или внереализацион­ным доходам

Особое внимание Новодворский и Сабанин обращают на порядок от­несения суммовых разниц к соответствующему виду доходов. Соглас­но п. 6.6 ПБУ 9/99 под суммовой разницей понимается разница между рублевой оценкой актива на дату его поступления в качестве выручки и его оценкой на дату признания дохода, если стоимость такого акти­ва выражена в иностранной валюте или условных денежных единицах. В соответствии с пп. 6.6 и 10.1 ПБУ 9/99 суммовые разницы относят­ся к тому виду доходов, к которому относятся операции, вызвавшие их появление. При этом суммовая разница увеличивает (уменьшает) величину соответствующего дохода. Это касается суммовых разниц, возникающих по операциям продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг), предоставления за плату во временное пользование имущества или имущественных прав, получения доходов от участия в уставных капиталах других организаций, получения процентов за предоставленные в пользование денежные средства [23. с.31].

Согласно п. 9 ПБУ 9/99 к чрезвычайным доходам организации относятся поступле­ния, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т. п.). К таким доходам могут, например, относиться страховое возмещение, стоимость материальных ценностей, оставшихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов, и др.

Любые иные доходы организации, которые не относятся к доходам от обычной деятельности, операционным или чрезвычайным, будут относиться к внереализационным доходам. В частности, такими доходами могут быть:

- штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров контр­агентами организации;

- безвозмездно полученные активы;

-                     поступления в возмещения убытков, причиненных хозяйствующему субъекту;

-                     суммы кредиторской или депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности;

-                     суммы дооценки активов;

-                     курсовые разницы;

-                     прибыль прошлых лет, выявленная в текущем году;

-                     прочие доходы.

Согласно главе 25 НК РФ, все поступления эко­номических выгод подразделяются прежде всего на доходы и суммы налогов, предъявленные покупателям (НДС, акцизы, налог с продаж, экспортные пошлины). Все налоговые доходы в свою очередь подраз­деляются на учитываемые и не учитываемые при исчислении налогооблагаемой базы. Перечень доходов, не учитываемых при исчислении налога на прибыль, приведен в ст. 251 НК РФ и является закрытым. Любые иные доходы, не перечисленные в указанной статье, включают­ся в облагаемую базу по налогу на прибыль [22. с.283].

Все доходы, учитываемые при определении налогооблагаемой базы, подразделяются на доходы от реализации и внереализационные доходы. Согласно п. 1 ст. 249 «Доходы от реализации» НК РФ к доходам от реализации относится выручка от реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав. Все остальные доходы являются внереа­лизационными. Здесь стоит отметить, что п. 4 и 5 ст. 250 «Внереализационные доходы» НК РФ предусмотрено, что к внереализационным могут относиться доходы от сдачи имущества в аренду и предоставления в пользование прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации. Какие-либо критерии отнесения названных доходов от реализации имуществен­ных прав к доходам от реализации либо внереализационным доходам в НК РФ отсутствуют.

Классификация поступления экономических выгод по видам доходов в соответствии с главой 25 НК РФ представлена на рис. 1.3.

 














Рис. 1.3. Поступление экономических выгод в налоговом законодательстве


Традиционный экономический подход к классификации доходов предусматривает разделение всех доходов на четыре основных группы:

1)  доходы от реализации товаров и платных торговых услуг;

2)  доходы от реализации продукции неторговой деятельности;

3)  доходы от реализации другого имущества;

4)   доходы от внереализационных операций.

1. Доходы от реализации товаров и платных торговых услуг являются основным видом доходов торговых предприятий, непосредственно связанных с отраслевой спецификой их деятельности. В их состав входят доходы как от розничной, так и от оптовой реализации товаров. Источником формирования доходов от реализации товаров является торговая надбавка (торговая наценка), выступающая как разница между продажной и покупной ценой реализуемых товаров. Источником формирования доходов от реализации платных торговых услуг выступает цена оказываемых услуг (речь идет только о тех платных услугах, которые оказываются покупателям персоналом торгового предприятия и включаются статистикой в состав розничного товарооборота). Совокупность доходов от реализации товаров и платных торговых услуг формирует на торговом предприятии валовой доход от торговой деятельности. Его доля в общем объеме доходов торгового предприятия составляет около 80%.

2. Доходы от реализации продукции неторговой деятельности формируются за счет реализации товаров, работ и услуг вспомогательных и обслуживающих производств торговых предприятий, если эти производства не имеют отдельного баланса (например, реализация транспортных услуг сторонним предприятиям автотранспортом торгового предприятия).

3. Доходы от реализации другого имущества формируются за счет выручки от продажи отдельных видов основных фондов, нематериальных активов, ценных бумаг, валютных ценностей и других видов материальных и финансовых активов торгового предприятия.

4. Доходы от внереализационных операций формируются за счет поступления средств, не связанных непосредственно с реализацией товаров и платных торговых услуг, другой продукции или имущества торгового предприятия.

Основу формирования дохода торговых предприятий (а на многих торговых предприятиях - единственный источник его формирования) составляют доходы от торговой деятельности, поэтому в процессе управления доходами на предприятии им отводится главная роль. Валовой доход торгового предприятия от реализации - это разница между денежной выручкой от реализации товаров и их покупной стоимостью.


1.3. ТОРГОВАЯ НАДБАВКА КАК ИСТОЧНИК ФОРМИРОВАНИЯ ВАЛОВОГО ДОХОДА


Торговая надбавка является основным источником формирования валового дохода. Будучи ценой сферы торговли, надбавки формируются в соответствии с общим механизмом ценообразования. На их величину оказывают влияние характер услуг, специфика деятельности, ценовая политика предприятия (фирмы), правительственная политика, проводимая в сфере обмена, спрос и предложение на торговые услуги, конкуренция, уровень издержек обращения, стратегические целевые критерии, принятые предприятием на данный период функционирования.

До перехода экономики к рыночным отношениям источником образования валового дохода были торговые скидки (основные и дополнительные). Главное их отличие от торговых надбавок заключается в том, что торговые скидки представляли собой часть чистого дохода, передаваемого предприятиями сферы материального производства торговым предприятиям для организации продажи произведенной ими продукции и тем, что их размер определялся высшими органами ценообразования и был единым на всей территории страны. Торговые скидки устанавливались в процентах к розничной цене, а торговые надбавки к оптовой свободно-отпускной цене.

С ориентацией экономики на рыночные отношения и с переходом к свободному ценообразованию магазины (базы, столовые) получили статус юридического лица и стали сами определять размер торговой надбавки. Вначале ее размер был ограничен и в разные периоды с 1991 г. изменялся по различным товарам, товарным группам от 15 до 38%. По отдельным товарам, реализуемым по фиксированным ценам, сохранились торговые скидки (водка). Постепенно в механизме формирования торговой надбавки произошли соответствующие изменения. С конца 1994 г. сняты ограничения на размер торговой и оптово-сбытовой надбавки. При этом за исполнительными органами власти оставлено право в случае необходимости регулировать своим решением размер торговой надбавки по социально значимым товарам. В дальнейшем с осуществлением коренных рыночных преобразований предполагается полностью отменить государственное регулирование цен, а тем самым и уровня торговых надбавок. Возможность саморегулирования цен и торговых надбавок зависит от снижения уровня инфляции и повышения эффективности экономики в целом.

В действующих условиях хозяйствования уровень торговой надбавки должен определяться с учетом конъюнктуры рынка, соотношения между спросом и предложением на конкретный товар, размера свободной отпускной цены, издержек обращения, прибыли, ставок косвенных налогов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.