рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Эмиссия ценных бумаг

Важным является вопрос о возможности изменения эмитентом со­держания зарегистрированного решения о выпуске ценных бумаг. Необ­ходимость этого может возникнуть в результате изменения конъюнктуры рынка, планов и возможностей эмитента по размещению ценных бумаг. Так, экономический кризис в российской экономике стал причиной изме­нения порядка и срока размещения ценных бумаг отдельных эмитентов. Стандартами эмиссии установлен только один запрет в отношении изме­нения зарегистрированного решения о выпуске ценных бумаг. Не допус­кается изменение зарегистрированного решения о выпуске ценных бумаг в части объема прав по одной эмиссионной ценной бумаге. В свою очередь регистрирующий орган вправе требовать от эмитента внесения в решение о выпуске ценных бумаг изменений и (или) дополнений. Такое право реа­лизуется путем направления эмитенту официальных уведомлений или предписаний в случае, если этого требует защита прав инвесторов.

Решение о выпуске ценных бумаг в соответствии с требованиями за­кона является публичным документом, его содержание не может состав­лять коммерческую тайну. Согласно статье 17 ФЗ «О рынке ценных бумаг» запрещается в любой форме ограничивать доступ владельцев ценных бумаг к подлинникам зарегистрированного решения, хранящимся у эмитента или регистратора.

В случае если ведение реестра владельцев именных ценных бумаг выпуска (дополнительного выпуска) осуществляется регистратором или в случае обязательного централизованного хранения облигаций выпуска (дополнительного выпуска) в депозитарии, один экземпляр решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг хранится соответственно у регистратора или депозитария. В случае расхождений в тексте экземпляров решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг преимущественную силу имеет экземпляр, хранящийся в органе, осуществившем государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг.

Решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг подписывается лицом, занимающим должность (осуществляющим функции) единоличного исполнительного органа эмитента, с указанием даты подписания, и скрепляется печатью эмитента[57].

 

2.2 Утверждение решения о выпуске

(дополнительном выпуске) ценных бумаг

 

Решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, если иное не предусмотрено Стандартами эмиссии, утверждается на основании и в соответствии с решением об их размещении.

В соответствии с П. 2.3.1. Стандартов эмиссии решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг хозяйственного общества утверждается советом директоров (наблюдательным советом) или органом управления, осуществляющим в соответствии с федеральными законами функции совета директоров (наблюдательного совета) этого хозяйственного общества.

По мнению А. Кузнецова, приведенное положение Стандартов не вполне соответствует подп.6 п.1 ст.48 ФЗ "Об акционерных обществах", согласно которому совет директоров АО вправе принимать указанное решение только в случае, если это предусмотрено уставом общества[58].

Данная проблема требует своего разрешения на законодательном уровне.

До устранения противоречия полностью избежать неблагоприятных последствий можно лишь в случае, если решение о выпуске (дополнительном выпуске) акций примет совет директоров, но только после внесения изменений в устав, предоставляющих ему данное право.

Решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг юридического лица иной организационно-правовой формы утверждается высшим органом управления этого юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.

Решение о выпуске ценных бумаг должно быть утверждено не позд­нее шести месяцев с момента принятия решения об их размещении. В случае пропуска указанного срока требуется новое утверждение решения о выпуске. Решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, если иное не предусмотрено Стандартами эмиссии, утверждается на основании и в соответствии с решением об их размещении.

Решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, кроме решения о выпуске ценных бумаг, размещенных при учреждении акционерного общества и при реорганизации в форме слияния, разделения, выделения и преобразования, должно быть утверждено не позднее шести месяцев с момента принятия решения об их размещении[59].

                               2.3 Государственная регистрация выпуска

(дополнительного выпуска) ценных бумаг

 

В процессе эмиссии государственная регистрация выпуска служит своеобразным водоразделом. Условно всю процедуру эмиссии ценных бумаг можно разделить на две большие части: до момента государст­венной регистрации их выпуска и после осуществления такой регистра­ции. До момента государственной регистрации выпуска регистрирую­щие органы осуществляют предварительный контроль за соответствием действий участников эмиссионных отношений требованиям законода­тельства[60]. После регистрации одна из задач регистрирующих органов заключается в последующем контроле за соответствием действий уча­стников эмиссионных отношений требованиям законодательства РФ, а также условиям зарегистрированных решения о выпуске и проспекта эмиссии ценных бумаг.

ФЗ «О рынке ценных бумаг» не предусматрива­ет понятия регистрации выпуска ценных бумаг. Данный пробел воспол­няют Стандарты эмиссии, в соответствии с дефинитивной нормой которых под государственной регистрацией выпуска ценных бу­маг понимается присвоение выпуску ценных бумаг государственного регистрационного номера[61].

Необходимо отметить, что ФЗ «О рынке ценных бумаг» упоминает только о регистрации выпуска ценных бумаг, не ука­зывая на то, является ли она государственной или нет. Напротив, Стан­дарты эмиссии, а также иные нормативные акты ФСФР России употреб­ляют исключительно понятие «государственная регистрация выпуска ценных бумаг» и не иначе.

Представляется, что употребление понятия «государственная реги­страция выпуска ценных бумаг» является единственно верным.

Во-первых, государственную регистрацию выпуска ценных бумаг осуществляют федеральные органы исполнительной власти (за исключением Центрального Банка РФ, занимающего осо­бое положение в правовой системе России).

Во-вторых, для указанных органов осуществление государствен­ной регистрации выпуска ценных бумаг является одним из проявлений части их административной юрисдикции. Осуществляя государствен­ную регистрацию выпуска ценных бумаг, тем самым федеральные орга­ны исполнительной власти реализуют свои властные полномочия в сфе­ре государственного регулирования отношений, возникающих в про­цессе эмиссии ценных бумаг.

Приведенных доводов вполне достаточно для того, чтобы согла­ситься с авторами Стандартов эмиссии в части употребления термина, имеющего несколько иную дефиницию в федеральном законе. Пред­ставляется, что использование в ФЗ «О рынке ценных бумаг» понятия «регистрация выпуска ценных бумаг» без указания на ее государственный характер является одним из упущений законодателя и должно быть исправлено путем внесения необходимых изменений и дополнений в этот закон.

Частично недостаток в рассматриваемом термине был устранен в более позднем по отношению к ФЗ «О рынке ценных бумаг» и Стандартам эмиссии ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг». Данный закон главным образом оперирует понятием «государственная регистрация выпуска ценных бумаг» (в частности, см. ст. 5,6). Однако и в нем проявилась непоследовательность законодателя. Так, в п.1 ст.9 указанного закона употреблен термин «регистрация выпуска цен­ных бумаг», что также является упущением в юридической технике данного нормативного акта и должно быть устранено.

ГК РФ предусматривает го­сударственную регистрацию юридических фактов нескольких видов. Закон связывает с государственной регистрацией того или иного юридического факта возникновение, изменение или прекращение граж­данских прав и обязанностей. В механизме гражданско-правового регулирования государственная регистрация юридически фактов является разновидностью юридического состава. Особая роль таких юридиче­ских составов заключается в том, что само по себе наличие юридиче­ского факта в форме действия или события при отсутствии факта их государственной регистрации не вызывает гражданско-правовых по­следствий[62].

Отметим, что ГК РФ не упо­минает о государственной регистрации выпуска ценных бумаг. Обяза­тельность такой регистрации была впервые на законодательном уровне предусмотрена в ФЗ «О рынке ценных бумаг» (ст. 20 и 38 этого закона). Ранее необходимость государственной реги­страции содержалась в разделе II Положения о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР, утвержденного постанов­лением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. № 78. Можно со­гласиться с высказанным в литературе мнением о том, что условие о государственной регистрации выпуска ценных бумаг следует отнести к числу других необходимых требований, которые могут предъявляться к ценным бумагам только законом или в установленном им порядке (п. 1 ст. 144 ГК РФ)[63].

Наиболее полно внутренняя природа, а также роль и значение какого-либо исследуемого явления раскрывается посредством изучения его функций и преследуемых целей.

Можно выделить следующие функции государственной регистрации выпуска ценных бумаг:

·        подтверждающая;

·        фиксирующая;

·        контрольная;

·        охранительная;

·        информационная;

·        фискальная.

Подтверждающая функция государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг заключается в двух аспектах.

Во-первых, осуществление государственной регистрации для инве­сторов означает, что уполномоченный регистрирующий орган проверил информацию, содержащуюся в представленных эмитентом документах, и считает ее полной. Под полнотой информации подразумевается соот­ветствие представленных сведений перечню и объему данных, которые должны быть раскрыты в документах согласно закону и нормативным актам ФСФР России.

Факт государственной регистрации не может быть истолкован из­лишне расширительно. Нельзя утверждать, что эмитент, выпуск ценных бумаг которого прошел государственную регистрацию, не совершил каких-либо иных противоправных действий.

Важным является вопрос об ответственности эмитента, его долж­ностных лиц, а также государственных регистрирующих органов за ин­формацию в документах, представленных для государственной регист­рации выпуска ценных бумаг. Статья 20 ФЗ «О рынке ценных бумаг» содержит отсылочную норму об ответственности за полноту и достоверность информации в документах, представленных для регистрации выпуска ценных бумаг, эмитента и должностных лиц его органов управления (в том случае, если уставом и (или) внутренни­ми документами на этих лиц возлагается обязанность отвечать за пол­ноту и достоверность информации).

Указанный закон не предусматривает обязанности государствен­ных органов проверять достоверность информации, представленной эмитентом, что вполне логично. Контроль соответствия действительно­сти огромного массива сведений для регистрации выпуска ценных бумаг - непосильная задача для регистрирующих органов, влечет значи­тельное удорожание государственного регулирования. В оценке сведе­ний регистрирующие органы должны следовать принципу презумпции добросовестности и разумности действия участников гражданских пра­воотношений (п. 3 ст. 10 ГК РФ). В этой связи уместно напомнить известное изречение рим­ских юристов: «Quivis praesumitur bonus donee probetur contrarium» - Каждый предполагается честным, пока не доказано обратное[64].

Стандарты эмиссии указывают на то, что регистрирующие органы ответственны только за полноту сведений, содержащихся в решениях о выпуске и проспектах эмиссии ценных бумаг, но не за их достоверность. В связи с этим следует еще один важный вывод: государственная регистрация выпуска ценных бумаг позволяет предотвратить или снизить вероятность нарушения законодательства в ходе эмиссии, однако она никогда не является полной гарантией их отсутствия. Факт государ­ственной регистрации выпуска не должен рассматриваться как особый знак надежности или высокой ликвидности (стоимости) размещаемых ценных бумаг. Риск, связанный с возможным неисполнением прав, удо­стоверенных ценной бумагой, обусловлен экономической природой рынка ценных бумаг и остается в любом случае, даже при условии госу­дарственной регистрации выпуска. Такой подход еще раз подтверждает, что решение инвестора о приобретении ценных бумаг не должно быть основано исключительно на факте государственной регистрации их вы­пуска[65]. В любом случае инвестор должен следовать древнему латинскому выражению: Caveat emptor (покупатель должен быть бдительным).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.