рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Этикет руководителя как средство повышения эффективности руководства

   Если же посадка в автомашину, но не в такси осуществляется во внутреннем дворике, на специальной стоянке и в местах, где нет интенсивного движения, мужчина садится в машину через левую заднюю дверцу и занимает место позади водителя.

   Когда мужчина сам управляет автомашиной, он сначала помогает сесть своей спутнице на переднее сиденье, а затем занимает место за рулем. Во всех случаях, когда на своей машине вас подвозит коллега или знакомый, садиться нужно рядом с ним на переднее сиденье, так как оставлять его одного впереди невежливо.

   Мужчина несколько опережает женщину, когда открывает дверь для нее. Входит в помещение вслед за женщиной. Спускаясь по лестнице, мужчина идет на одну-две ступеньки сзади. Этикет предусматривает такой порядок следования на основе правила – мужчина должен быть готов прийти на помощь женщине в любой момент. Женщина может оступиться или поскользнуться, и тогда мужчина поддержит ее.

   Прибыв в театр, кино, мужчина, держа билеты в руке таким образом, чтобы контролер мог их видеть, пропускает женщину вперед. Входя в вестибюль, мужчина снимает головной убор. При выходе он может надеть его только в дверях. В гардеробе мужчина помогает женщине снять пальто, плащ и лишь после этого раздевается сам.

   Если билетер не показывает путь к местам, указанным в билетах, мужчина идет чуть впереди, показывая дорогу. Проходить на свои места между рядами в зрительном зале следует только лицом к сидящим. При этом женщина проходит первой, а мужчина следует за ней. Если в театр, кино вместе приходят несколько мужчин и женщин, то первым между рядами проходит мужчина, за ним женщины. Последним проходит также мужчина. Во время спектакля или киносеанса женщина не будет сидеть рядом с незнакомыми людьми.

   В кафе или ресторане мужчина, показывая дорогу к столику, если он заранее выбран или заказан, идет вперед. Во всех других случаях порядок следования будет следующим: метрдотель, женщина, мужчина. Подойдя к столу, мужчина помогает женщине сесть, отодвигая стул от стола и в то время, когда она садится, придвигая его мужчина садится слева от женщины, а если стол небольшой, то напротив ее. Сев за стол, мужчина подает женщине меню, предлагая ей выбрать блюдо. Если мужчина хорошо знаком с кухней ресторана, он может порекомендовать несколько кушаний. Нередко женщина предоставляет право выбора блюд для себя мужчине. Заказывает блюда официанту всегда мужчина.

   Теперь приведем девять основных правил, рекомендуемых путешественникам Генеральным европейским управлением по туризму[41;173]:

· Не забывайте, что в своей стране вы всего лишь один обыкновенный гражданин среди миллионов сограждан, в то время как за границей вы «русский» или «француз». От ваших поступков зависит мнение о вашей стране.

· Если вам покажется, что за границей все хуже, чем на родине, всегда оставайтесь дома. А если покажется, что все лучше, не возвращайтесь на родину, у вас ее нет.

· За границей не шумите, ведите себя спокойно.

· Не привлекайте внимания своей одеждой. Одеваться надо скромно, согласно общепринятым стандартам.

· Петь можно лишь тогда, когда вас об этом просят.

· Не старайтесь отличиться там, где заведомо известно, что проиграете. А выиграв, не слишком бурно выражайте свою радость.

· Помните о том, что красочные выражения вашего языка не всегда совпадают с иностранными в прямом переводе.

· Старайтесь разобраться в том, что вам не знакомо, что видите впервые.

· Не пытайтесь поучать, лучше учитесь сами.

   Определенный порядок делового этикета должен поддерживаться не только в контакте с деловыми партнерами, но в каждодневном общении со своими сотрудниками. Вот некоторые основные подходы в этой области, разработанные А. М. Омаровым[41;174]:

· Руководитель действует по плану, упорядочивающему его отношения с подчиненными, при этом выделяется время на обдумывание перспективных вопросов и повышение своей квалификации. Руководитель, работающий по принципу «открытых дверей»: в кабинет идет кто хочет, когда хочет и по любому поводу, - не может рассчитывать на рациональное использование своего времени.

· Основой подлинного авторитет руководителя являются знания и умения, принципиальность и человечность.

· Кто хочет приказывать, тот должен уметь подчиняться – только тогда он научится управлять.

· Руководитель, слабо разбирающийся в специальных вопросах, подобен слепому, взявшемуся быть проводником.

· Следует быть смелым и решительным; ничто так не компрометирует руководителя, как безынициативность и трусость, боязнь брать на себя ответственность, постоянное ожидание указаний свыше: что и как делать.

· Без веских причин незачем откладывать решение вопроса; бремя нерешенных вопросов давит на психику и делает человека раздражительным.

· Не торопитесь вносить изменения в уже принятые решения, пока не уясните, что именно нужно скорректировать. Торопливые, а значит, и недостаточно продуманные действия часто не приносят пользы.

· Не спешите с заключениями по вопросам, в отношении которых необходимо высказать свои соображения. Прежде изучите всю информацию, посоветуйтесь с опытными людьми и внимательно выслушайте любые мнения по этим вопросам. Загружайте подчиненных работой таким образом, чтобы они научились ценить время: нет ничего хуже, чем вынужденное безделье.

· При неудачах не сетуйте на внешние обстоятельства, ищите корень их в себе, памятуя, что мастер находить оправдания всегда и всему редко бывает специалистом еще в чем-нибудь.

· С непредвиденными обстоятельствами сталкиваются, как правило, руководители, неспособные предугадать их, почувствовать их приближение, и подготовиться к ним.

· Распределяйте задания соответственно опыту и способностям каждого подчиненного. Нельзя давать поручения, явно превышающие способности работника: задание должно быть в достаточной мере трудным, но выполнимым. Давая задание, надо объяснить его цель и смысл, чтобы он мог действовать сознательно и проявлять инициативу. Нельзя поручать одновременно несколько важных срочных заданий: это распыляет внимание исполнителя. Рекомендуется определить приоритетность заданий и выделить из них самые важные и срочные.

· Неразумно рассчитывать только на себя, считая себя все знающим и все умеющим. Никогда сами не делайте того, что могут выполнить ваши подчиненные, за исключением случаев, когда надо показать пример. Участвовать во всех делах и заниматься деталями, принимать посетителей, держа в одной руке телефонную трубку, а другой подписывать письмо и одновременно переговариваться со стоящим у письменного стола сотрудником – далеко не лучший стиль работы.

· Отсутствие указаний «сверху» - не основание для бездействия. Входящие в компетенцию руководителя вопросы должны решаться им самостоятельно, без специального на то разрешения высшей инстанции.

· Выполнение каждого задания обязательно контролируйте: отсутствие контроля может навести работника на мысль о ненужности выполняемой работы; в то же время следует избегать мелочной опеки над подчиненными.

· Если среди ваших подчиненных есть хотя бы один бездельник, сделайте все необходимое, чтобы заставить его работать, иначе он может подорвать дисциплину во всем коллективе.

· Когда предлагаемое сотрудником решение не противоречит в принципе вашему мнению, предоставьте ему максимум свободы: нет нужды вести дискуссию по мелочам и мешать проявлению его инициативы. Каждое достижение работника и его инициативу  надо непременно отмечать. Не забывайте поблагодарить подчиненного, желательно в присутствии дру-гих работников, за хорошую работу. Человека ободряет положительная оценка его действий и огорчает, если не замечают успеха.

· Каждый раз отмечайте положительные сдвиги в поведении неподатливого сотрудника, которых ему удается добиться. Убедите его, что вы за разумные компромиссы и вовсе не разделяете лозунга «все или ничего».

· Не бойтесь, если ваш подчиненный окажется более сведущим  в каком-либо вопросе; радуйтесь такой опоре и поддерживайте его. Хорошая репутация подчиненного – это похвала руководителя, она ставится ему в заслугу.

· Не давайте обещаний если не уверены, что они обязательно будут выполнены. Настоящий руководитель не бросает слов на ветер, взвешивает каждое свое обещание и, если оно дано, исполняет его со всей энергией и настойчивостью.

· Создавайте и постоянно поддерживайте материальную и моральную заинтересованность подчиненных в результатах труда. Лучше не увлекаться наказанием; если вы не полностью уверены в виновности подчиненного, то предпочтительнее от наказания воздержаться.

· Шутите сами и позволяйте шутить окружающим. Добрая шутка создает обстановку доверия, делает труд более привлекательным и производительным.

· Держите себя с людьми ровно, не теряйте самообладания ни при каких обстоятельствах. Кто не может управлять собой, тот не может управлять вообще.

· Не старайтесь приобрести репутацию «доброго» руководителя, фамильярничая с подчиненными.

· Не говорите в споре что-то резкое и тем более оскорбительное. Подумайте о том, что у каждого человека есть чувство собственного достоинства. Чтобы разобраться в точке зрения оппонента, попытайтесь поставить себя на его место.

· Не прикрывайте грубость ссылками на необходимость усиления требовательности – это далеко не одно и то же.

· Помните: искра уважения и тем более любви, зароненная руководителем в сердце подчиненного, способна зарядить его на творческую самоотверженную работу, не считаясь со временем.

· Никогда не используйте власть до тех пор, пока не убедитесь, что все остальные средства воздействия исчерпаны; действуйте методом убеждения, находите индивидуальный подход к каждому работнику с максимально возможным учетом особенностей его характера, знаний, опыта и отношения к делу.

· Не злоупотребляйте терпением подчиненных, будьте кратки в деловом разговоре с ними.

· Всегда предварительно выясняйте, насколько уместными могут оказаться ваши критические замечания в адрес подчиненных в каждом конкретном случае, имея в виду, что их ошибки могут быть вызваны уважительными причинами.

· Без особой надобности не делайте подчиненным замечания в присутствии третьего лица, чтобы не унизить его. Не отзывайтесь о подчиненных недоброжелательно и тем более заочно, высказывайте свои претензии к ним открыто. Помните афоризм: похвала, высказанная заочно, рано или поздно дойдет до ушей того, к кому она относится, недоброжелательные слова доходят сразу.

· Оценивая поведение подчиненного, не придавайте случайным и второстепенным деталям слишком большое значение.

· Умейте трезво оценить результаты своей деятельности, признавать свои ошибки и отменять неправильные решения.

· Скромность – это не только украшение: можно быть скромным, не будучи умным, но нельзя быть мудрым не обладая скромностью.

· Внимательно и благожелательно выслушивайте любую критику и любое предложение подчиненных, даже если они не существенны. Иначе в другом случае они промолчат и по более существенному поводу. Руководитель, пренебрегающий справедливыми критическими замечаниями, неизбежно противопоставляет себя коллективу и в конечном счете теряет возможность эффективно управлять.

· В манере говорить проявляются и профессиональная грамотность, и общая культура, и нравственный облик руководителя. Благоприятное впечатление производят простота речи, удачно выбранные интонации, выражение лица и поза, метко и к месту высказанное слово.

· Желательно, чтобы в ваших действиях не было никакого формализма: они должны быть продиктованы целесообразностью.

· Иногда полезнее высказать замечание в виде вопроса: «Не считаете ли вы, что здесь допущена ошибка?» или «Не думаете ли вы, что здесь следует что-нибудь изменить?», чем сказать подчиненному то же самое в приказной форме. Вообще старайтесь давать указания в стиле доверительного общения: «прошу», «будьте добры» и т. д. Если вы имеете в коллективе авторитет, то каждый поймет обращенную к нему просьбу как указание, обязательное к исполнению.

· Назначение любого работника на должность нужно согласовать с тем руководителем, в подчинении которого он будет находиться. Тогда этот руководитель проникнется большим чувством ответственности за деятельность нового сотрудника и постарается ему помочь, особенно на первых порах.

· Будьте оптимистом и в сложных ситуациях не теряйте бодрость духа: это вселяет в подчиненных уверенность в успехе дела.

· Нужно уметь хорошо разбираться в людях, в первую очередь в своем непосредственном окружении. Подхалимство и неумеренные восхваления часто кружат головы незрелым руководителям, мешают им правильно оценивать обстановку и результаты своей деятельности. Нет лучшего способа усыпить бдительность руководителя, чем лесть, тем более, что ему зачастую трудно отличить ее от искреннего уважения и признания заслуг. Однако постоянное напоминание даже о действительных заслугах тоже есть форма лести.

· Не пытайтесь создавать вокруг себя группу «надежных лиц», чтобы обеспечить себе поддержку в коллективе: это неизбежно повредит вашему престижу.

· Руководитель сам никогда и никуда не должен опаздывать и обязан того же требовать от подчиненных.

· Надо быть принципиальным не только с подчиненными, но и в обращении со своими вышестоящими руководителями, правильно информировать их о положении дел в управляемой вами системе, отстаивать интересы дела.

   Итак, каждый руководитель должен научиться управлять собой, своим поведением в любых условиях. Будьте приветливым, вежливым. Улыбайтесь людям. Стремитесь поддерживать хорошее настроение и у себя, и у окружающих.       

   Придя на работу, приветствуйте своих коллег. Дайте им понять, что вы рады начать с ними новый рабочий день, что они могут рассчитывать на вашу помощь и поддержку.

  Научитесь терпеливо слушать других, не допускайте в их адрес реплик, не отвергайте высказанные предложения только потому, что вы с ними не согласны, дайте высказаться другим, поощряйте активность своих подчиненных.

   В любых ситуациях сохраняйте самообладание; будьте вежливы, отдавая поручения подчиненным; помните, что подчиненные лучше воспринимают поручения в форме просьбы, чем приказа.

   Будьте внимательны к своим подчиненным, замечайте каждый их успех в работе и поощряйте за это. Простое «спасибо», высказанное вовремя, может оказаться не менее эффективным, чем денежная премия; если возникла необходимость наказать кого-то за служебные упущения, будьте справедливы и тактичны. При выборе форм выражения и меры наказания учитывайте возраст, пол и темперамент работника.

   Критика – могучее средство воздействия на людей, которым надо пользоваться умело и осторожно. Не злоупотребляйте им, не унижайте достоинства людей грубыми критическими придирками, не допускайте перерастания критики в элементарную ссору. Не преследуйте за конструктивную критику снизу. Она избавит вас от ошибок и упущений в работе, укрепит связи с коллективом; будьте самокритичным – это только укрепит ваш авторитет.

   Цените самостоятельных людей, избегайте навязчивых услуг подхалимов. Этим вы будете содействовать укреплению здорового психологического микроклимата в коллективе и повышению общей эффективности руководства. Не злоупотребляйте правом единоначалия, советуйтесь с общественными органами самоуправления по принципиально важным вопросам неоперативного управления.

   Для успешной работы любой организации очень важны отношения руководителя и подчиненных. Конечно, не все бывает так гладко, как нам бы хотелось, в том числе и в общении с работниками. Директору Горной основной школы Морозкиной М. Г. был предложен тест «Определение причин трудностей в общении с подчиненными». В результате чего выяснилось, что в общем отношения в коллективе сложились неплохие, хотя существуют некоторые «шершавые» грани характера руководителя, которые весьма болезненно воспринимаются окружающими. Например, потребность спорить или в некоторых случаях критиковать своих подчиненных, что вызывает у последних негативную реакцию. Но когда руководитель умело пользуется критикой и не вступает в спор, если в этом нет необходимости, умеет контролировать себя, то у него могут сложиться хорошие отношения с окружающими. Такую ситуацию можно наблюдать в коллективе Горной основной школы. Описание данного теста вы сможете просмотреть в приложении.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.