Таблица 7
Источники финансовых ресурсов по
птицефабрике "Махачкалинская" Кировского района г. Махачкалы, тыс. руб.
Показатели
|
1999 г.
|
2000 г.
|
2001 г.
|
Прибыль
|
5140
|
3147
|
3997
|
Выручка
|
32691
|
42079
|
55022
|
Кредиторская задолженность
|
5301
|
6042
|
4388
|
в т.ч.
- поставщики и подрядчики
|
4458
|
4873
|
3980
|
- задолженность перед персоналом организации
|
140
|
190
|
238
|
- задолженность перед государственными внебюджетными фондами
|
146
|
-
|
-
|
- задолженность перед бюджетом
|
528
|
151
|
151
|
- прочие кредиторы
|
29
|
828
|
19
|
Долгосрочные займы и кредиты
|
124
|
124
|
96
|
Краткосрочные займы и кредиты
|
-
|
2900
|
7500
|
Внереализационные доходы
|
73
|
-
|
464
|
Компенсации
|
492
|
-
|
-
|
Бюджетные ассигнования и иное целевое финансирование
|
407
|
30
|
2381
|
Субсидии
|
-
|
-
|
2417
|
Кредиты полученные
|
-
|
-
|
15000
|
Амортизация
|
447
|
445
|
386
|
Прочие поступления
|
3835
|
7166
|
45278
|
Как видно из таблицы
7 у предприятия ежегодно увеличивается выручка от реализации, а прибыль и
кредиторская задолженность варьирует, то увеличиваясь, то уменьшаясь.. Также
предприятие в 2000 и 2001 году привлекло кредиты и займы. К тому же в 2001 году
птицефабрика получила наибольшие бюджетные ассигнования по сравнению с предыдущими
годами и получила субсидии. В таблице 8 показаны темпы роста выпускаемой
продукции.
Таблица 8
Темпы роста выпускаемой продукции
птицеводства по птицефабрике "Махачкалинская" Кировского района г.
Махачкалы, тыс. руб.
Показатели
|
Яйца, тыс. шт.
|
Птица, ц
|
Мясо птицы, ц
|
1999 г.
|
2001 г.
|
1999 г.
|
2001 г.
|
1999 г.
|
2001 г.
|
Размеры
выпускаемой продукции
|
36949
|
45899
|
2565
|
4442
|
222
|
479
|
Цена продажи
продукции
|
0,79
|
1,04
|
1,6
|
2,4
|
1,16
|
1,6
|
Объём
реализованной продукции
|
36275
|
45803
|
1952
|
2634
|
222
|
479
|
Выручка от
продажи продукции
|
28591
|
47637
|
3128
|
6326
|
259
|
736
|
Темпы роста
выпускаемой продукции, %
|
Х
|
124,2
|
Х
|
173,18
|
Х
|
215,77
|
Темпы роста
товарной продукции, %
|
Х
|
126,26
|
Х
|
134,94
|
Х
|
215,77
|
Темпы роста цены
реализации, %
|
Х
|
131,65
|
Х
|
150
|
Х
|
137,93
|
Как видно из таблицы 8 и из предыдущих
таблиц в 2001 году увеличились размеры выпускаемой продукции по сравнению с
1999 годом. Возросла также цена продажи продукции. Увеличились объёмы
реализации и, соответственно, выручка от реализации. Темпы роста цены реализации
яиц опережают темпы роста выпуска яиц. А с птицей и мясом ситуация обратная,
т.е. цена реализации растёт медленнее, чем рост объёмов производства и
реализации.
Для коммерческих
предприятий очень важно определить порог окупаемости затрат, после которого они
начнут получать прибыль. Для этого следует установить точку безубыточности.
Найти точку безубыточности необходимо для определения объема и стоимости
продаж, при которых коммерческое предприятие способно покрыть все свои расходы,
не получая прибыль, но и без убытка. Этот метод планирования прибыли базируется
на принципе разделения затрат на условно-постоянные и условно-переменные и расчете
маржинальной прибыли. Из выручки от реализации продукции (без НДС, акцизов,
таможенных пошлин) вычитаются условно-переменные затраты и получается
маржинальная прибыль. Далее из маржинальной прибыли вычитаются
условно-постоянные расходы и определяется финансовый результат (прибыль или
убыток). Точка безубыточности — это такой объем выручки, при котором
предприятие не получает ни прибыли, ни убытка. Более наглядно это можно
представить графически.
Три главные линии
показывают зависимость переменных затрат, постоянных затрат и выручки от
объема производства. Точка критического объема производства показывает объем
производства, при котором величина выручки от реализации равна ее полной себестоимости.
Анализ взаимосвязи "затраты — выручка —
прибыль" предполагает использование трех элементов
• маржинальный доход,
• относительный
доход,
• передаточное
отношение, или операционный (производственный) рычаг
Маржинальный доход
— это разница между выручкой от продаж и переменными затратами
на ее производство, т. е.
МД=В - ПЕР
Относительный
доход — это маржинальный доход, выраженный в процентах
по отношению к выручке от продаж, т.е.
СОД= (МД/В) *100.
Передаточное
отношение — это отношение маржинального дохода к
прибыли от реализации продукции, т.е.
ПО = МД/Пр.
Таблица 9
Расчёт маржинального и относительного
дохода для продукции птицефабрики "Махачкалинская"
Показатели
|
2001 г.
|
Яйца, тыс. шт.
|
Мясо птицы, ц.
|
Птица всякая, ц.
|
1. Объем реализации
|
45803
|
479
|
2634
|
2. Цена единицы, тыс. руб.
|
1,04
|
1,6
|
2,4
|
3. Выручка от продаж, тыс. руб.
|
47637
|
736
|
6326
|
4. Переменные затраты, тыс. руб.
|
40871
|
2074
|
8308
|
Маржинальный доход
|
6766
|
-1338
|
-1982
|
Относительный доход, %
|
14,2
|
-181
|
-31,3
|
5. Постоянные затраты .
|
569,45
|
28,9
|
115,76
|
Прибыль от продаж, тыс. руб.
|
6191
|
-1371
|
-2122
|
Передаточное отношение
|
1,09
|
0,9
|
0,9
|
Как говорилось выше,
птицефабрика "Махачкалинская" специализируется на производстве и
реализации яиц, а мясо птицы и птица всякая является побочной продукцией. Как
видно из таблицы прибыльным является только производство яиц, а производство и
реализация мяса птицы и птицы всякой является весьма убыточным видом
деятельности, поскольку затраты на их производство велики, а цена реализации
весьма низкая. По этой причине рассчитывать точку безубыточности по этим видам
продукции в данным не представляется возможным. Поэтому расчёт точки
безубыточности будет производиться только по выпуску яиц.
Таким образом,
рассмотренный выше маржинальный метод анализа взаимосвязи "затраты—выручка—прибыль"
позволяет предприятиям:
• рассчитать
зависимость темпов роста прибыли от объема реализации;
• определить
соотношение затрат, цены и объема реализации продукции;
• достаточно точно
планировать прибыль предприятия и определять наиболее рентабельные виды
продукции и производства;
• использовать данный
метод во внутрифирменном планировании и на его основе принимать управленческие
решения как тактического, так и стратегического плана;
• определять
эффективность инвестиционных проектов;
• быть основой
ценообразования на выпускаемую продукцию и оказываемые услуги.
Одно из важнейших
преимуществ маржинального метода состоит в том, что с его помощью можно
определить так называемый уровень нулевой прибыли, т.е. тот объем реализации,
при котором у предприятия не будет ни прибыли, ни убытков. Точка на графике,
которая характеризует этот уровень, в экономической литературе имеет разные
названия, "критическая точка", "точка безубыточности",
"порог рентабельности", "точка самоокупаемости",
"точка перелома", "мертвая точка" и др.
Условием уровня
нулевой прибыли является ситуация, когда выручка от продаж равна переменным и
постоянным затратам, т. е.
В = ПЕР + ПОС.
Объем реализации в натуральном выражении
при уровне нулевой прибыли можно определить по следующей формуле.
ОРнат = ПОС / МДед
где ОРнат
— объем реализации в натуральном выражении,
ПОС — постоянные
затраты,
МДед —
маржинальный доход на единицу продукции.
Этот же показатель в
денежном выражении определяется следующим образом:
ОРруб. = ПОС/ОД,
где ОРруб. —
объем реализации в денежном выражении,
ОД — относительный
доход.
Объем реализации (в
натуральном и денежном выражении) для производства яиц рассмотрен в таблице
Таблица10
Определение точки безубыточности по производству яиц для
птицефабрики "Махачкалинская
Продукция
|
Объем реализации
|
в натуральном выражении,
тыс. шт.
|
в денежном выражении,
тыс. руб.
|
Яйца
|
45083 / 6,766 = 6770
|
47636 / 14,2 = 3354,6
|
Как мы видим из таблицы , условием нулевой
прибыли для производства яиц является объём реализации в натуральном выражении,
равный 6770 тыс. шт., а в денежном выражении – 3354,6 тыс. руб. То есть при
данных объёмах реализации яиц выручка предприятия будет равна затратам на
производство.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|