Конкурентоспособность
банка, в конечном итоге определяет его инвестиционную привлекательность,
поэтому полученные данные мы сравним с величиной зарегистрированного уставного
капитала банков. Полученные результаты представлены на Диаграмме 2.
Диаграмма 2
Сводная диаграмма.
Перед нами наглядное подтверждение того, что банки,
уделяющие наибольшее внимание формированию благоприятного организационного
климата (Банк 1 - из действующих на рынке более 12 лет (Банки 1, 2, 3, 5, 6) и
Банк 4 – из действующих на рынке менее 5 лет (Банки 4 и 7)), на протяжении
периода своей деятельности казались наиболее привлекательными с точки зрения
инвестиций, то есть более конкурентоспособными. Что и требовалось доказать.
3.2. Рекомендации по формированию благоприятного
организационного климата кредитной организации.
Проведенное исследование позволило выявить в
деятельности банков ряд недостатков в части формирования организационного
климата и сформулировать несколько рекомендаций по преодолению данных
недостатков с целью совершенствования системы УЧР и формирования корпоративной
культуры.
Банкам следует уделять большее внимание повышению
качества обеспечения своей деятельности высокопрофессиональными кадрами и
совершенствованию внутренней инфраструктуры. Работа опытных и надежных
сотрудников, оснащенных современными технологиями, снижает банковские риски и
обеспечивает качественное функционирование единого хозяйственного механизма.
С целью рационального использования рабочего времени
представляется целесообразным регламентирование правил осуществления бизнес-процессов путем
использования методов реинжиниринга и использование принципа делегирования
полномочий.
С целью построения эффективной системы УЧР можно
рекомендовать всем банкам без исключения обратить внимание на необходимость:
- использования более эффективных методов обучения с
обязательным последующим проведением обучения на рабочих местах,
- введение обязательного требования к повышению
квалификации высшим руководящим составом банков,
- расширение круга сотрудников, направляемых на обучение
за счет руководителей низшего уровня управления и простых специалистов,
- учет результатов профессионального обучения в процесс
оценки сотрудников банка,
- обязательное включение в перечень обучающих программ
по усовершенствованию
системы УЧР и с методологией формирования организационной культуры.
В процессе подбора и отбора кандидатов на должности
различных уровней управления банкам можно рекомендовать более полно
использовать возможности кадровых агентств и формирование базы самопроявившихся
кандидатов. При этом предотвратить риск принятию на работу «не того» человека
поможет разработка карт компетенций и квалификаций по всем должностям и
увеличение числа ступеней отбора.
Оптимизация организационных структур позволит банкам
избежать потерь рабочего времени, минимизировать риск возникновения конфликта
интересов, избежать «раздувания» штатов при одновременном соблюдении «предела
управляемости».
Развитие в банках мотивационной среды и расширение
применяемых методов немонетарной мотивации способно повысить уровень лояльности
сотрудников и будет стимулировать их к работе с наиболее полной отдачей,
повышению интереса каждого сотрудника к достижениям банка в целом. Начать
привитие элементов организационной культуры, по всей видимости, никогда не рано
и никогда не поздно (пока банк жив). Главной задачей при этом является
сохранение правильного вектора направленности этого развития - сверху, от
руководства, вниз, до каждого рядового сотрудника. Толь тогда ценности и цели,
способствующие достижению стратегических целей и выполнению миссии банка,
способны сохранить свою целостность и ясность.
Заключение.
Успешное формирование организационного климата в банке –
способность таким образом осуществлять подбор, развитие и использование
человеческих ресурсов, чтобы вектор достижения личных целей каждого сотрудника
как в материальном, так и в моральном аспектах максимально совпадало с вектором
стратегической развития банка.
Процесс
управления организационным климатом банка связан с достаточно высокими
затратами, основными из которых являются:
- оплата труда управленского персонала (время менеджмента на
создание, внедрение, контроль, доработку);
- затраты на создание четкого представления о функциональном
назначении и образе корпорации у сотрудников;
- затраты на реализацию корпоративной социальной
ответственности;
- расходы на программы адаптации и мотивации сотрудников;
- затраты на создание и поддержание системы стимулирования
инициативы и заслуг;
- затраты на создание и приобретение специальной литературы;
- расходы на участие в специализированных конференциях и
семинарах;
- затраты на привлечение консультантов, экспертов в области
повышения эффективности управления корпоративной культурой;
- расходы на научную организацию труда и нормирование;
- расходы на мероприятия по повышению эффективности
управления, разработку положений, должностных инструкций;
- затраты на покупку, обслуживание и адаптацию
специализированного программного обеспечения;
- затраты на проведение корпоративных развлекательных
мероприятий;
- затраты на развитие профессиональных знаний сотрудников,
повышение их квалификации;
- расходы на анкетирование сотрудников с целью оценки уровня
их профессиональных знаний, эмоционально-психологических характеристик,
социально-психологического климата в банке;
- затраты на организацию и осуществление деятельности по
планированию, набору, отбору и подготовке новых сотрудников (адаптация), в
контексте их соответствия существующей организационной культуре.
В конечном итоге все указанные
мероприятия направлены на то, чтобы правильно и своевременно определить, какова
ценность в банке любого человека, и максимально использовать эту ценность для
увеличения стоимости банка. [15]
Несмотря на несомненную на первый взгляд дороговизну,
проведение комплекса мероприятий по формированию благоприятного
организационного климата способно в конечном итоге обеспечить экономию ресурсов
Банка через формирование новой корпоративной культуры, вовлечение человеческих
ресурсов в решение конкретных задач развития банка и, как следствие, создание
устойчивых конкурентных преимуществ на рынке.
В концентрированном виде большая часть
организационно-культурных признаков успешно действующего на рынке капитала
банка (цель, миссия, стратегия банка; структура банка; нормативы и правила
деятельности; система управления; клиентоориентированный, соответственно
мотивированный и удовлетворенный качеством трудовой жизни персонал; эффективная
команда высших менеджеров) и есть признаки благоприятного организационного
климата банка.
Список использованной
литературы
1.
Конкурентоспособность
России в глобальной экономике. Монография под науч. руководством А.А. Дынкина,
Ю.В. Куренкова. Международные отношения. Москва. 2003.
2.
Никонова И.А.,
Шамгунов Р.Н. Стратегия и стоимость коммерческого банка. Альпина Бизнес
Букс. Москва.2005.
3.
#"1.files/image003.gif"> |