Вместе с тем, в большинстве средних и мелких российских
банков внедрение в повседневную практику элементов формирования благоприятного
организационного климата, носит «точечный» характер в отношении отдельных
элементов или уровней управления. Чаще действует принцип жесткий, но
одновременно всем понятный - доказывай делом, ежедневной работой, чего ты
стоишь, насколько предан идеям банка и можешь ли действовать профессионально в
непростых условиях становления рыночных отношений в нашей стране. Если трудно и
не справляешься, лучше уйти и поискать другое место - от этого легче и тебе, и
банку. Именно такая постановка вопроса представляет наиболее сложную проблему.
Отсутствие в банке четко регламентированных правил
взаимодействия сотрудников, нерациональное использование профессиональных
способностей и индивидуальных поведенческих особенностей персонала зачастую
приводит к потере банком высококвалифицированных специалистов.
Если стратегической целью банка является сохранение
бизнеса и дальнейшее его успешное развитие, то хозяйственная философия,
культура и действия сотрудников всех уровней должны быть согласованы и нацелены
на обеспечение: рационального планирования потребности в кадрах,
профессиональной подготовки и переподготовки сотрудников, четкого распределения
служебных обязанностей, адекватной оценки результатов деятельности,
использования современных методик мотивации и премирования, умение и желание
сотрудников любого уровня разрешать трудовые споры и поддерживать здоровый
климат в коллективе.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что на современном
этапе конкурентоспособность банка напрямую зависит от эффективной системы УЧР и
уровня развития организационной культуры банка, являющихся основными
составляющими организационного климата.
1.3. Факторы, влияющие на организационный климат
кредитной организации.
Итак, мы выяснили, что в 21 веке задача УЧР банка в
системе эффективного менеджмента становится наиболее актуальной, т.к. банк
сегодня является не только необходимым, но и активным элементом рыночной
экономики. Конкурентоспособность банка на современном этапе напрямую зависит от
эффективной системы УЧР и уровня развития организационной культуры банка,
являющихся основными составляющими организационного климата.
Каждый по опыту знает, что банки весьма отличаются друг
от друга, хотя они предоставляют примерно одни и те же услуги в примерно
одинаковых офисах, расположенных на тех же самых улицах. Они также
предоставляют работу людям одной и той же профессии. Однако «ощущение»,
«климат» каждого их них сугубо индивидуально.
Различия происходят из сочетания следующих факторов:
- происхождение и развитие банка в прошлом;
- экономические обстоятельства;
- стиль руководства;
- политика ограничений в банке;
- нравственные ценности в отношении качества
обслуживания клиентов, осуществления, конкуренции; обращения с персоналом;
- степень бюрократии и иерархии (уровни
ответственности);
- возрастной, образовательный состав персонала,
соотношение между мужчинами и женщинами;
- характер бизнеса (специализация);
- стадия развития банка и др.
Всю совокупность факторов, оказывающих влияние на
формирование организационного климата банка можно укрупнить и разделить на две
группы в зависимости от источников происхождения:
1). внешние факторы (макросреда), основными из которых
являются наличие жесткой конкуренции в банковской сфере, необходимость
выработки и реализации эффективной стратегии взаимодействия с конкурентами,
партнерами, инвесторами, акционерами, а также с органами государственной
власти;
2). внутренние факторы (микросреда), основными из
которых являются оптимальная организационная структура, рациональная система
УЧР, эффективная система мотивации сотрудников и корпоративная культура.
Говоря о природе организационного климата, необходимо
учесть всю систему сложнейших социальных и социально-психологических взаимоотношений,
возникающих в процессе взаимодействия микро- и макросреды. Организационный
климат в конечном итоге отражает всю систему социальных отношений макросреды и
во многом зависит от изменений в ней. В тоже время в числе факторов
организационного климата наряду с глобальными, связанными с характеристикой
макросреды, определяющую роль все же играют факторы, относящиеся к
непосредственным условиям жизнедеятельности данного банка.
Под влиянием внешних факторов банк вынужден постоянно
изменяться для того чтобы сохранить завоеванные позиции и получить возможность
расширения и увеличения стоимости бизнеса. Изменяясь в ту или иную сторону,
занимая иную позицию в банковском секторе, банк тем самым оказывает, в свою
очередь, влияние на внешнюю среду. Таким образом, влияние это взаимное и,
собственно, означает движение, постоянную изменчивость конкурентной среды. Для
того чтобы движение было поступательным и положительным, банк должен эффективно
использовать внутренние резервы, т.е. внутренние факторы.
Предметом исследования данной работы являются внутренние
факторы.
Степень реализации поставленных перед банком задач в
решающей степени зависит от организационного климата в коллективе, т.е. от
способности каждого сотрудника в той или иной степени реализовать свои резервы
и возможности, свой внутренний потенциал.
Наиболее ярким проявлением благоприятного климата в
коллективе является внимание, расположение, симпатия человека к человеку.
«Производительность труда достигает наибольшей высоты только там, где человек будет
предаваться любимым занятиям в обществе симпатичных ему товарищей» - писал Г.В.
Плеханов. [5] В то же время, важным условием проявления благоприятного
организационного климата в коллективе выступает взаимная ответственность и
требовательность.
Наиболее значимыми составляющими организационного
климата коллектива выступают отношения членов коллектива друг к другу в виде
взаимоотношений по горизонтали, т.е. отношений, возникающих между работниками
одного ранга и статуса, и по вертикали - т.е. отношений между руководителем и
подчиненными.
Отсюда одним из важнейших внутренних факторов является организационная
структура банка. Ее особенность для исследователя заключается в том, что
структура банка складывается в зависимости от цели, задач и выполняемых ею функций,
и проявляется в характере и типе межличностных взаимоотношений в трудовом
коллективе.
Можно определить два типа организационной структуры:
простая и сложная. Предприятия с простой организационной структурой
характеризуются отсутствием или минимальным количеством структурных
подразделений, непосредственными взаимоотношениями в процессе труда,
отсутствием или минимальным количеством промежуточных звеньев системе
управления.
Подобная организационная структура характерна для малых
предприятий, учреждений и организаций с небольшим количеством работающих. В
таких предприятиях устанавливаются непосредственные взаимоотношения, где каждый
знает каждого и межличностные отношения имеют большое значение. Предприятия с
простой организационной структурой характеризуются следующими признаками:
- Ограниченное число работающих. Если количество
работников возрастает и превышает «критическую массу», то появляется
необходимость создания структурных подразделений, направленных на реализацию
конкретных узких производственных задач. Таким образом, формируется сложная
организационная структура.
- Относительная стабильность состава. Такие предприятия
держатся на индивидуальной неповторимости и в каком-то смысле незаменимости
каждого его члена.
Внутренняя структура включает целую систему неформальных
ролей и статусов, механизм социального контроля, санкции, нормы и правила
поведения. Очень важно совпадение формальной и неформальной структур.
Успешность бизнеса напрямую зависит от деятельности не только формального, но и
неформального лидера.
Несколько по-иному обстоят дела в организациях со
сложной организационной структурой. Они характеризуются таким количеством
работающих, каким невозможно управлять одному или двум менеджерам, что
определяет более сложную систему организации труда. В организациях со сложной
организационной структурой коллектив разделен на малые группы -структурные
подразделения, в масштабах всей организации превалируют опосредованные
межличностные отношения. Продуктивность деятельности работников определяется не
только психологической атмосферой, господствующей в трудовом коллективе, но и
системой управления и эффективностью взаимоотношений между структурными
подразделениями. В организациях со сложной организационной структурой
невозможно изучить весь спектр межличностных взаимоотношений, как это делается
в организациях с простой организационной структурой, здесь уместно говорить
лишь о межличностных отношениях внутри структурных подразделений.
В данном случае руководитель теряет контроль над каждым
работающим, он вынужден часть своих управленческих полномочий делегировать
своим заместителям, отвечающим за те или иные направления деятельности
коллектива, а заместители в свою очередь - руководителям структурных
подразделений. Организационный климат коллектива в данном случае выступает как
совокупность самочувствий в структурных подразделениях.
Объем выполняемых современным банком услуг, динамичность
и труднопрогнозируемость макроэкономических процессов - все это позволяет
отнести современный банк к классу сложных систем, обладающих рядом специфических
свойств.
Говоря о структуре российских банков можно выделить три
модели.
Первая модель - это банк, создаваемый группой
предприятий как некий финансовый отдел, осуществляющий узкую деятельность в
интересах его создателей, и не более того. Численность персонала такого банка
от 20 до 100 человек.
Вторая модель - малые и средние банки (от 50 до 350
сотрудников) - самостоятельные «игроки». Они могут иметь предприятия в качестве
учредителей или пайщиков, но существенно отличаются от первой модели большей
самостоятельностью в принятии решений и определении политики развития.
Третья модель - общепризнанные лидеры (от 500 до 5000
сотрудников), имеющие огромные региональные сети, огромные обороты, широкую
клиентскую сеть и пользующиеся передовыми технологиями.
Структуру любого банка можно разделить на две
составляющие. Первая - зарабатывающие подразделения, приносящие реальный доход:
кредитный отдел, отдел по привлечению клиентов, отдел по работе с ценными
бумагами, отдел неторговых операций (обменные пункты и другие неторговые
операции), отдел по работе с денежным рынком, отдел биржевых операций, отдел по
работе с драгоценными металлами, подразделения, занимающиеся пластиковым
бизнесом, и т.д. Вторая - обеспечивающие подразделения, которых всегда
большинство: архив, канцелярия, внутрибанковские расчеты, отделы оперативного
учета, службы безопасности, служба внутреннего контроля, служба персонала,
служба автоматизации, отдел технического обеспечения. В зависимости от того, в
каком секторе работают сотрудники, уровень их заработной платы и системы
мотивации могут в корне отличаться.
Задача банка, его широкие цели, рабочие планы отражают
его стратегию и тактику, конкретные задачи и цели, а также пути реализации и
решения проблем. В них зафиксированы количественные показатели работы банка,
описаны виды продукции и услуг, охарактеризованы рынки. Банк осуществляет
структурную организацию, чтобы реализовать свою стратегию и осуществить планы.
Различные стратегии, различные виды продукции и услуг, различные корпоративные
цели, различные конкретные условия и различные ключевые факторы - все это
определяет характер организационной структуры, которая наилучшим образом
соответствует особенностям работы конкретного банка. Укрупненная стандартная обобщенная
структура управления коммерческим банком приведена в Приложении 1.
При разработке новой стратегии или в случае
необходимости усовершенствования эффективности работы банки встают перед
необходимостью реорганизации и изменения организационной структуры. Перестройка
организации может идти разными путями, начиная от небольших «косметических»
улучшений до кардинальных изменений.
Успешность данных изменений неразрывно связана и
зависима от системы управления человеческими ресурсами.
Современное управление человеческими ресурсами (УЧР) -
это система идей и приемов эффективного построения и управления организациями.
Она складывалась под влиянием реалий деловой жизни развитых стран и в настоящий
момент достигнуто понимание того факта, что УЧР не может быть представлено в
виде четко сформулированных правил, рецептов деятельности, это скорее система наиболее общих
представлений об организациях, новая «управленческая философия». В ней отражается понимание того, что мы живем в
очень сложном и быстро меняющемся мире, в котором подвержены изменениям даже
сами закономерности, по которым этот мир существует и развивается.
УЧР - это комплекс управленческих (организационных,
экономических, правовых) мероприятий, обеспечивающих соответствие
количественных и качественных характеристик персонала и направленности его
трудового поведения целям и задачам банка.
Функции УЧР представляют собой основные направления
этого рода деятельности, ориентированные на удовлетворение определенных
потребностей организации.
При этом можно выделить следующие наиболее важные
функции УЧР (в укрупненном виде приведены в Приложении 2):
- прогнозирование, перспективное и текущее планирование
потребности в кадрах, найме и увольнении; их размещение и движение; соотношение
персонала по признакам возраста, пола;
- систематический анализ состава кадров по
профессиональному, общеобразовательному и другим признакам;
- организация рациональной системы учета кадров и их
движение внутри организации;
- определение способов рекрутирования, привлечения
персонала;
- подбор, оценка, отбор и принятие на работу сотрудников
(важность этой функции определяется растущей стоимостью рабочей силы и
повышением требований к работнику);
- планирование карьеры, обеспечение
профессионально-должностного роста работника (важна как для отдельных
сотрудников, поскольку отвечает их ожиданиям и интересам, так и для банка, т.к.
позволяет полнее и эффективнее использовать потенциал работника);
- мотивация персонала, которая означает побуждение
работников к добросовестному и инициативному труду, реализации организационных
целей и достигается, прежде всего, благодаря обеспечению совпадения
организационных и личных целей;
- формирование кадрового резерва и работа с ним;
- управление расходами на персонал (предполагает
подсчет, сколько стоит привлечение, обучение, оплата персонала, социальные
расходы и т.п., т.е. все пребывание работника в организации, а также
соотнесение расходов с прибылью, которую приносит труд сотрудника);
- социальное обеспечение сотрудников (может включать
социальное страхование по возрасту, по болезни, налаживание в организации
медицинского обслуживания, психологической и юридической помощи, транспортные и
другие услуги). [6]
Перечисленные функции не исчерпывают всего перечня. Они
отчасти накладываются друг на друга. Однако уже перечисленные функции дают
представление о содержании УЧР, как специфическом виде управленческой
деятельности.
Система мотивации в банке – комплекс
мероприятий, стимулирующих персонал не только к работе, за которую платят
деньги, но, прежде всего, к особой старательности и активному желанию работать
именно в этом банке, к получению высоких результатов в своей деятельности, к
лояльности по отношению к руководству. [7]
Функцию мотивации работников осуществляет руководитель,
который должен уметь определять потребности сотрудников и создавать условия,
позволяющие удовлетворять эти потребности при успешно выполненной работе.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|