Состав группы весьма представителен:
Ø
два фонда — TUSRIF {The
United States — Russia Investment Fund) и Defence Enterprise Fund — образованы
- из средств правительства и департамента обороны США соответственно;
Ø
деятельность Investment Fund
for Central and Eastern Europe (Дания) поддерживается государством, состав
совета директоров фонда утверждается министром иностранных дел Дании;
Ø
акционерный капитал Agribusiness
Partners International гарантирован правительственным агентством США по
сельскому хозяйству и Корпорацией частных внешних инвестиций (ОР/С).
Эти фонды при осуществлении деятельности в России
в значительной степени руководствуются стратегией правительств своих стран (США
и Дании). Если американские фонды действуют в рамках межправительственных
соглашений, основной задачей которых является поддержка рыночных реформ в
России, то руководство датского фонда не скрывает протекционистской
направленности своей деятельности: наиболее значительным эффектом
(деятельности фонда) является рост экспорта в страны Центральной и Восточной
Европы в 90-е годы. Многие датские предприятия включили инвестиции в стратегию
проникновения на рынки, защищенные тарифными барьерами.
Капиталы фондов AIG-Brunswick и Russia
Partners сформированы финансовыми учреждениями, инвестиционными организациями,
пенсионными фондами, частными лицами и компаниями США. Надежность вложения
обеспечивается гарантиями ОР/С, защищающими акционеров от возможной потери
капиталов. Несомненно, эти фонды более свободны от необходимости учитывать в
своей деятельности политические соображения.
Однако наличие гарантий ОР/С налагает определенные
ограничения на осуществляемые фондами операции. Наряду с общепризнанными ограничениями,
связанными с недопущением вреда окружающей среде, здоровью, благосостоянию и
правам человека, существует запрещение инвестиций в проекты, наносящие ущерб
торговле, коммерческим связям и занятости населения США (например, экспорт
российских технологий подпадает под ограничения ОР/С). Более того, перед
одобрением инвестиционного проекта ОР/С оценивает его согласуемость с экономическими
и внешнеполитическими интересами США.
Таким образом, деятельность фондов этой группы
учитывает национальные интересы сформировавших их капиталов, что,
впрочем, нисколько не умаляет ее значения для поддержки экономики России и продвижения
на российский рынок технологий венчурного бизнеса.
Из этой группы только TUSRIF ограничивает
Россией зону своей деятельности. Для остальных фондов регионом интересов
являются СНГ (конечно, в значительной степени инвестиции концентрируются в России),
страны Балтии, Центральной и Восточной Европы.
Отраслевыми предпочтениями фондов этой группы
являются: сельское хозяйство и пищевая промышленность, потребительские товары
и услуги, телекоммуникации, строительство, фармацевтика и т.д.
Отдельную позицию в этой группе занимает Defence
Enterprise Fund (Фонд оборонных предприятий), основная задача которого —
оказание помощи новым независимым государствам — России, Украине, Казахстану
и Белоруссии в проведении приватизации оборонных предприятий и конверсии
военных технологий и производственных мощностей. Фонд осуществляет
соинвестирование совместных конверсионных проектов российских оборонных
предприятий с обязательным участием зарубежных партнеров соответствующего
профиля. Предприятия Москвы и московского региона составляют 75% от числа
российских компаний, получивших инвестиции фонда, вложения в них составили
83% от общего объема инвестиций в Россию.
Этот факт является подтверждением, во-первых, высокого
научно-технического потенциала региона и, во-вторых, влияния
местоположения представительства венчурного фонда на выбор предприятий-реципиентов.
В целом активность этой группы фондов в
части прямых инвестиций значительно выше, чем фондов ЕБРР. По имеющимся данным
(нет данных по AIG-Brunswick) объем размещенных в России средств уже значительно
превышает 50% от общего объема предполагаемых инвестиций в российскую
экономику. При этом фонд Russia Partners полностью инвестировал свои
средства. Фонды этой группы осуществляют инвестиции в средние и крупные предприятия,
минимальный размер инвестиций составляет 3—5 млн. долл.
«ПАССИВНЫЕ» ФОНДЫ. К этой группе (весьма условно) можно отнести 16 фондов, суммарный
капитал которых составляет не менее 2,2 млрд. долл. Несмотря на декларированный
интерес к деятельности в России, отсутствуют достоверные сведения о
масштабных инвестициях, осуществляемых этими фондами в российскую экономику.
Состав этой группы фондов весьма разнообразен как
по размерам капитала, так и по страновой принадлежности. Здесь присутствуют
американские гиганты типа Morgan Stanley Dean Witter, NCH Advisors с капиталами
300—700 млн. долл. и небольшой британский фонд Red Tiger с 15 млн.
долл. капитала, финский FINNFUND и греческий Commercial Capital.
Региональные интересы этих фондов редко ограничиваются
только Россией, обычно — это СНГ либо еще шире — европейские страны, в том
числе СНГ. При этом известно, что большинство этих фондов активно действуют в
странах Восточной и Центральной Европы, Черноморского бассейна.
Отраслевые предпочтения характерны для фондов,
действующих на развивающихся рынках: телекоммуникации, потребительские товары
и услуги, фармацевтика и медицина, продовольственные товары, природные
ресурсы. Ряд фондов: Morgan Stanley Global Emerging Markets, Cruises Capital
Management Fund, Commercial Capital, NIS Transformation Fund — проявляют
интерес к российским технологиям.
Отличительной особенностью этих фондов является
полная независимость в принятии решений по инвестициям: в основном их
капиталы сформированы негосударственными корпоративными и частными инвесторами.
Основное условие — удовлетворение интересов акционеров, в первую очередь
обеспечение высокой доходности на вложенный капитал.
Поэтому совершенно очевидны причины неопределенности
их позиции по вопросу деятельности в России: высокие риски, связанные с нестабильностью
политической и экономической ситуации в стране; неразвитость рынка ценных бумаг;
таможенные тарифы и ограничения и др.
Несомненно одно — фонды этой группы даже в
послекризисный период сохраняют серьезную заинтересованность в расширении
своего присутствия на перспективном российском рынке, разрабатывают оптимальные
стратегии своей инвестиционной деятельности. Свидетельством тому является
проведение регулярных совещаний представителей инвестиционных и венчурных
фондов по оценке ситуации в странах Восточной Европы и СНГ, в том числе в
России, и принятию согласованных решений по дальнейшей деятельности.
Кроме названных, в России успешно действуют такие
венчурные фонды, как «Пионер», «Пэйн Вебер», «Рашиан Патнерс», «Джанктион Инвесторе»,
«Ньюетар», «ФВС» и другие, аккумулирующие зарубежные и, главным образом,
американские инвестиционные ресурсы.
Схемы венчурного финансирования, используемые
этими независимыми фондами венчурного капитала, сводятся преимущественно к финансированию
расширения производства посредством покупки части акций предприятий, выпускаемых
в рамках вторичной эмиссии. Уже есть примеры удачного сотрудничества венчурных
фондов с предприятиями.
Но спрос на венчурный капитал все еще намного
превышает его предложение. Одна из причин — отсутствие соответствующей
законодательной базы в этой области. Нужны реальные стимулы для наших банков,
страховых компаний и других корпоративных и частных инвесторов, для того
чтобы они начали финансировать венчурный бизнес. Настал момент для внимательного
изучения зарубежного опыта, о котором говорилось выше, и прежде всего в части
создания режима наибольшего благоприятствования венчурному финансированию.
Мировой опыт свидетельствует о том, что именно в период промышленной стагнации,
переживаемый нашей страной, венчурный бизнес мог бы выступить в качестве
мощного катализатора инвестиционной активности деловых кругов и обеспечить
приток свежих инвестиционных ресурсов задыхающимся в финансовых тисках российским
предприятиям.
Переход к рынку предполагает развитие конкуренции
и снижение роли государства в экономике. В то же время на основе лишь рыночных
принципов невозможно кардинально преобразовать материально-техническую базу
общества. Ставка на реализацию задач НТП без вмешательства государства —
опаснейшее заблуждение. Ряд функций, и прежде всего разработка и осуществление
научно-технической и инвестиционной политики, должны оставаться объектом
государственного регулирования.
Необходимость
государственного регулирования инновационных процессов объясняется не только
их общенациональным значением, но и экономическим содержанием. С одной
стороны, в настоящее время инновации становятся основным средством увеличения
прибыли хозяйствующих субъектов за счет лучшего удовлетворения рыночного
спроса, снижения производственных издержек по сравнению с конкурентами. С
другой стороны, в условиях классических рыночных механизмов получение
научно-технических результатов было бы существенно затруднено, а многие
инновации не внедрены в хозяйственную практику. Деятельность крупных
корпораций в значительной степени модифицирует механизмы совершенной конкуренции
и позволяет частично интегрировать научно-инновационные процессы в общий
воспроизводственный цикл. Однако в конце XX столетия сложившиеся в большинстве
отраслей ведущих стран механизмы олигополистической конкуренции не способны
обеспечить полное использование инновационного потенциала современных
достижений науки и техники. Ограниченность рыночных механизмов как среды
продуцирования и распространения инноваций можно проследить по ряду направлений.
Во-первых, отдельным хозяйствующим
субъектам невозможно сконцентрировать средства, необходимые для осуществления
масштабных инноваций. Совершенствование процессов научного познания делает
НИОКР все более дорогостоящими. Новые научные результаты достигаются
высококвалифицированными, т. е. высокооплачиваемыми, кадрами; при этом
опережающими темпами растет фондовооруженность научного труда. Развитие науки
приобретает все более междисциплинарный характер. Кооперация представителей
различных областей науки и техники также требует дополнительных расходов. Еще
больших затрат требует реализация нововведений. Это значительные капитальные вложения,
связанные с техническим переоснащением производства, расходы на поиск и
приобретение научно-технической информации, прогнозирование конъюнктуры,
обучение персонала, организационные мероприятия, а зачастую и на модификацию
сложившихся взаимосвязей с поставщиками ресурсов и потребителями продукции и
услуг. Немалых затрат требуют экспертиза, патентование, сертификация новой продукции
и т.д.
Во-вторых, многие инновации могут оказаться
экономически эффективными лишь при масштабах внедрения, превосходящих
определенный критический минимум, и наличии достаточно емкого рынка. Поскольку
абсолютные масштабы расходов на НИОКР и внедрение инноваций возрастают,
увеличивается и доля условно-постоянных затрат в производственных издержках
отдельного хозяйствующего субъекта, имеющего ограниченную производственную базу
и лимитированный рынок сбыта продукции, инновационные вложения могут оказаться
недостаточно прибыльными, так как он не сможет получить значительную экономию
на масштабах производства. Особенно характерна такая ситуация для отраслей с
низкой скоростью оборота капитала.
В-третьих, изолированное осуществление
инноваций ведет к существенным потерям как для отдельных фирм, так и для
экономики в целом. С ростом научно-инновационных затрат неоправданное
дублирование расходов на НИОКР и инновации зачастую становится непозволительной
роскошью для цивилизованного общества.
В-четвертых, существуют инновационные
процессы, которые вообще не могут осуществляться на коммерческой основе. К ним
относятся фундаментальные научные исследования, результаты которых, как правило,
не могут быть коммерциализированы. Однако в конечном счете большинство
инноваций связано с успехами фундаментальной науки. Сюда же относятся инновации
в областях и видах деятельности, полностью или преимущественно направленных на
удовлетворение потребностей общества в целом (оборона, здравоохранение,
образование и др.). Расходы на эти составляющие инновационных процессов неизбежно
ложатся на плечи всего общества.
В-пятых, инновационные проекты в
большинстве случаев характеризуются значительной степенью неопределенности
результата и длительностью лага получения отдачи. Вкладывая средства в
инновации, предприниматель или фирма подвергает себя значительному инновационному
риску, складывающемуся из нескольких элементов. Технологический риск связан с
возможной неудачей проекта с технической стороны; хозяйственный риск — с
возможностью превышения величины требуемых ресурсов над имеющейся в распоряжении
хозяйствующего субъекта; коммерческий риск — с неопределенностью конъюнктуры
рынка; динамический риск — с возможностью значительного изменения общеэкономической
среды за время реализации проекта. Требуются определенные внешние стимулы либо
гарантии полного или частичного возмещения потерь в случае неудачи, чтобы
предприниматель предпочел инновационный проект альтернативным, менее
рискованным способам помещения капитала.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|