рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Инновационно-инвестиционный процесс в переходной экономике России

 

4.3.2.2. Налоговая система

Мощный рычаг государственного регулирования рыночной экономики, повышения эффективности производства — гибкая налоговая система, предусмат­ривающая системный подход к взаимодействию и раз­витию различных сфер деятельности, например инве­стиционной и инновационной. Так, если предприятие осуществляет прогрессивные технико-технологические и организационно-экономические мероприятия (об­новление производственной базы на основе новой тех­ники, внедрение наукоемких производственных техно­логий, расширение выпуска продукции, пользующей­ся повышенным спросом, увеличение экспортных по­ставок и т.д.), то налоговая ставка должна снижаться в соответствии с предусмотренной в законодательных актах шкалой, и наоборот.

Известно, что инновационный процесс требует повышенных затрат, особенно на этапе подготовки и освоения производства. Поэтому он сопровождается, с одной стороны риском вложения средств в разра­ботку и освоение изделия, а с другой—дополнитель­ными расходами. Вот почему понятны стремления кол­лективов, участвующих в создании новой техники, уменьшить налоговую нагрузку.

Используя опыт зарубежных стран, Министерство промышленности Швеции разработало модель, позво­ляющую оптимизировать размер налогообложения прибыли. Расчеты показывают, что при налоге по ставке в пределах 25%-50% склонность товаропроизводителей к инновациям резко снижается, а после 50% они во­обще не участвуют в инновационном процессе. Несмот­ря на относительный характер данных, полученных с помощью этой модели (с учетом условий воспроиз­водства), есть основания считать, что в системе нало­гообложения предпринимательская инициатива рос­сийских предприятий близка к нулю, а экспортная де­ятельность убыточна.

Развитие промышленности требует совершенство­вания протекционистских мер. Вопрос этот настолько серьезен, что для отдельных отраслей с его решением связано будущее. Имеется в виду утрата не только на­учного и производственного потенциала, но и эконо­мической независимости страны. Налоговая система на импортную технику недостаточно развита. Вместе с тем в мире существуют проверенные прак­тикой методы управления поступлением на рынок импортной продукции. Наиболее приемлемый — нало­гообложение всех ввозимых товаров. Такой подход на­правлен на ускорение развития отечественного произ­водства и инновационных процессов, а также на опти­мизацию использования зарубежных достижений в об­ласти науки и техники. В современной западной экономике вес корпора­ции облагаются налогом в принципе одинаково. Но с учетом необходимости стимулирования той или иной деятельности применяются многочисленные льготы, скидки и т.д.

Льготы важно увязать, прежде всего, с ускорением НТП. Налог должен ощутимо уменьшаться в зависи­мости от объема затрат на разработку и освоение но­вой высокоэффективной продукции, по меньшей мере соответствующей по своему технико-экономическому уровню лучшим мировым образцам. В действующем налоговом законодательстве имеются льготы, связан­ные с проведением научных исследований, разработ­кой и освоением новых прогрессивных технологий, техники, продукции. Однако следовало бы вообще ис­ключать ассигнования на НИОКР при исчислении сумм, облагаемых налогом. Это же касается оборудо­вания, передаваемого вузам на исследовательские цели. Целесообразно активнее вводить налоговый кредит, при использовании которого общая налоговая база изме­няется в зависимости от годового приращения расхо­дов на НИОКР.

Российским законодательством предусмотрено ос­вобождение от уплаты налогов с той части средств предприятий, которые направляются на развитие, рас­ширение производства, на освоение нововведений. Малые и совместные с зарубежными партнерами предприятия имеют различного рода налоговые льго­ты, отдельные из которых за рубежом используются крайне редко.

 

4.3.2.3. Амортизационная система

Важный регулятор инвестиционной и инновацион­ной активности — амортизационная система. Оптималь­ные сроки службы средств труда любого назначения складываются под воздействием многих факторов: ка­чества изготовления, технического обслуживания, эксплуатации, уровня использования и т.д. Учесть со­вокупное их влияние, да еще на весь период действия норм амортизации, невозможно. Поэтому период амор­тизации не может служить критерием для определения времени замены оборудования. Ориентация на норма­тивные сроки эксплуатации, установленные в 1975г., в частности, приводила нередко к преждевременному списанию тракторов, комбайнов, другой техники и способствовала чрезмерному растягиванию периода службы машин и оборудования в перерабатывающей промышленности АПК.

Действующая амортизационная система требует существенного совершенствования. Повышение норм амортизации и увеличение сумм отчислений расширя­ет финансовые возможности предприятий и повышает их инвестиционную активность. В настоящее время учетная функция амортизационной системы превали­рует над ее стимулирующей ролью. Последний пере­смотр норм амортизации в 1991 г. мало что изменил в существующем положении. Правда, появилась возмож­ность отчисления средств только за нормативный срок службы и разрешено предприятиям применять мето­ды ускоренной амортизации. Нормы отчислений на пол­ное восстановление фондов возросли крайне незначи­тельно (по расчетам экспертов-экономистов, по ак­тивной части фондов — в среднем всего на 18%). Если учесть темпы инфляции в инвестиционной сфере, то повышение амортизационных отчислений не сможет элиминировать даже роста цен. После увеличения амор­тизационных норм они остаются в 1,5 раза ниже, чем в промышленно развитых странах. Низкие нормы амор­тизации, особенно в отраслях перерабатывающей про­мышленности, удлиняют цикл обновления производ­ства, практически не учитывают морального износа. Не преодолен высокий уровень дифференциации норм амортизации.

Усиление стимулирующей функции ускорит внедре­ние технологических новшеств. Нужны либерализация амортизационной политики, отказ от чрезмерной де­тализации видов оборудования при расчете отчисле­ний. Для этого требуется перейти к крупным класси­фикационным группам, для которых устанавливаются единые внеотраслевые нормативные сроки службы ОПФ. Первым шагом может стать уменьшение числа норм амортизации. Затем следует полностью или час­тично отказаться от их отраслевой дифференциации. Чтобы ускорить обновление морально и физически устаревшего производственного аппарата, необходи­мо повысить гибкость амортизационной системы и усо­вершенствовать ее нормативную базу, в частности для отраслей, определяющих НТП.

 

4.4. Задачи и перспективы инновационной политики государства

Государство призвано формировать цели и принципы инновационной по­литики и собственные приоритеты в этой области. Целями, как правило, явля­ются увеличение вклада науки и техники в развитие экономики страны; обес­печение прогрессивных преобразований в сфере материального производства; экологической обстановки; сохранение и развитие сложившихся научных школ. Одновременно государство разрабатывает и принципы, на основании которых будет проводиться политика в науке и инновационной сфере, а также механизм реализации этой политики. Эти принципы зависят от сложившейся хозяйственной системы страны, глубины воздействия государственных институтов на экономическую деятельность.

Основными задачами инновационной политики являются: выделение ее приори­тетов, разработка механизмов их реализации; активизация развития инновационной инфраструктуры, расширение практики вторичного использования в этих целях про­изводственных площадей и ресурсов; ускорение принятия закона об инновационной деятельности; принятие мер по развитию финансовой системы для привлечения в инновационную область внебюджетных источников финансирования, оздоровление кредитной сферы, развитие венчурных и страховых механизмов и др.

Широкое применение найдут технологии двойного назначения, включая техноло­гии получения новых материалов, микроэлектронику (в том числе нано- и оптоэлектронику), информационные технологии, биотехнологии, технологии высокоэффек­тивных тепловых двигателей, высокопроизводительное промышленное оборудование, оборудование для защиты окружающей среды, уникальные технологии эксперимен­тальной отработки и испытания сложных систем, технологии и химические материа­лы новых поколений для обеспечения развития ведущих отраслей экономики.

Инструментами государственной инновационной политики, кроме федеральных целевых инновационных программ, станут: программы технологического развития, формируемые для решения задач отраслей и способствующие выявлению точек эко­номического роста, технологическому перевооружению тех производств, которые способны дать максимальный эффект для экономики в целом; отдельные инноваци­онные проекты высокой степени коммерциализации, обеспечивающие экономически значимый эффект на конкретных производствах. Наибольший эффект инновационные проекты высокой степени коммерциализации могут дать в отраслях экономики с бы­стрым оборотом капитала и часто сменяемой номенклатурой производства.

Ключевым элементом научно-технической политики должны стать закрепление позитивных тенденций в научно-техническом комплексе и внедрение эффективных механизмов использования научных достижений в производстве. В области финанси­рования и стимулирования научно-технической деятельности будет усилена иннова­ционная составляющая Бюджета развития.

Интеграции научных исследований и образовательного процесса будет служить поддержка структур постоянного формирования высококвалифицированных кадров. Для вовлечения в хозяйственный оборот интеллектуальной собственности будет про­веден комплекс мероприятий по созданию механизма эффективности защиты прав на интеллектуальную собственность, инвентаризации этой собственности, разработке оперативного управления интеллектуальной собственностью, созданной с участием государства, развитию необходимой инфраструктуры.

При условии постоянного повышения инвестиционного спроса и расшире­ния посредством финансово-кредитной системы сбережений и инвестирования после 2015 г. возможен переход к структурно-инновационной модернизации народного хозяйства. Следовательно, предстоит обеспечить сбалансирован­ность расширенного воспроизводства посредством дополнения коротких цик­лов более длительными. Это позволит восстановить устойчивые накопления и перейти к стадии стабильного социально-экономического развития на основе приоритетного наращивания наукоемкого технологического базиса расширен­ного воспроизводства.

Необходимо создание государственной институциональной системы, ин­тегрирующей на единой научно-методологической основе стратегию и мето­дологию реализации инвестиционного процесса, механизмы и законодательно-правовую базу, а также обслуживающие организационные структуры. Научные методы принятия управленческих решений будут способствовать формирова­нию национальной геополитики, прогнозированию и выбору путей экономиче­ского развития, обоснованию законодательно-правовых актов и повышению эффективности организационных мер в звеньях вертикальной и горизонталь­ной систем государственной власти. Нужны стабильность и надежность меха­низма управления. А для этого необходимы методические рекомендации по инвестированию на макро-, мезо-, микроуровнях и законодательно-правовые документы по регулированию данного процесса.

Согласно закономерностям экономической динамики выход из депрессии возможен только при инвестировании высокоэффективных базовых техноло­гических нововведений, внедрение которых в производство обеспечит форми­рование нового технологического уклада для осуществления социально ориен­тированного экономического роста.

По мере научно-методологических обоснований инновационной стратегии и формирования законодательно-правовой базы необходимо последовательно перестраивать институциональные структуры, которые должны обладать отно­сительной стабильностью в соответствии с целями и принципами избранной стратегии и преобразовываться лишь при изменении методологической и зако­нодательно-правовой базы. Создание эффективного механизма инновационной деятельности поможет осуществить научно-технологический прорыв в XXI в.

В период 2015-2025 гг. станет актуальной задача формирования социаль­но-научного сообщества. Она предполагает создание главной предпосылки для устойчивого развития социально ориентированной экономики - подготовку высокопрофессиональных специалистов во всех отраслях на основе непрерыв­ного цикла образования и переподготовки кадров, способных осуществлять научно-технологическую модернизацию народного хозяйства. В перспективе возможны всеобщее высшее образование для всех слоев населения, а также создание предпосылок при повышении квалификации для присвоения научных степеней и званий высококвалифицированным специалистам, что дает основа­ние характеризовать будущий социум как социально-научное сообщество. Его формирование с помощью инновационного развития выступает одновременно и конечной целью, и главным фактором технологического прорыва. Иначе го­воря, социально-научный прогресс будет достигаться на основе инновацион­ной деятельности, а технологический прогресс - за счет создания благоприят­ных условий развития человека - всеобщего научно-образовательного и куль­турного воспитания, доступности всех форм медицинского, жилищного и со­циального обеспечения.

Поэтому социальные инвестиции предстоит ориентировать в первую оче­редь на систему комплексной подготовки и повышения квалификации кадров, материальную обеспеченность работников инновационной сферы, науки и об­разования. Рост благосостояния людей достижим на основе инновационного пути развития, при увеличении производства на базе технологической модер­низации.

 


Заключение

 

Инновационный путь развития - это единственный путь роста. Кризис 1998 года показал, что перераспределение ресурсов нефти, происходящее в стране не способствует росту экономики страны. Пока цена на нефть была очень высокой, в стране была более-менее благополучная ситуация. Реальный сектор экономики не развивался. Все сводилось к тому, что на проданную нефть за рубежом покупались всевозможные товары. Производство не развивалось, а развивалась малорисковая область предпринимательства, связанная с торговлей. Реальный сектор экономики не развивался. Банки не вкладывали деньги в инновации, а занимались высокодоходными операциями с ценными бумагами. После крушения финансовой пирамиды ГКО, большая часть банков стала банкротами, так как доля их активов, вложенных в ГКО, составляла от 10 до 70% . В результате падения цен на нефть и последующего за этим 4-х кратного падения курса рубля по отношению к доллару, экономика России претерпела сильнейший шок. Мнимое ощущение благополучия, в котором мы все находились, в одно мгновение исчезло. Если бы  российская экономика не была бы в такой зависимости от продажи сырьевых ресурсов, в которой она находилась, и находится в настоящий момент, а средства вкладывались бы в реальный сектор экономики, в новые технологии, а не в отрасли переработки сырья, то не произошло бы такого сильнейшего потрясения которое произошло в августе 1998 года. Только инновации могут способствовать экономическому росту. А инновации всегда связаны с большими рисками.

Чтобы сгладить эти риски хотя бы частично, необходимы разработка и осуществление специальной государственной политики в области поддержки научно-технической деятельности, инновационного предпринима­тельства. Это — тактическая задача. Стратегической же целью государственной политики яв­ляется осуществление прорыва в базовых инновациях, формирующих структуру постиндустриального технологического способа производства, что должно обеспечить ус­тойчивое экономическое развитие России в XXI в.

Главным инструментом технологического прорыва яв­ляется поворот инвестиций к инновациям, инновационно­му предпринимательству, на что следует направить имею­щиеся в руках государства силы и средства.


Список литературы

 

1.           Авраменко С. Новые формы инвестиций в условиях переходной экономики//Экономист. 1999. №3.

2.           Алипов С. Зарубежный венчурный капитал//Рынок ценных бумаг. 1999. №21.

3.           Анчишкин А.И. Наука – техника – экономика. М.: Экономика, 1986.

4.           Вольский А.П. Индустриальная, инновационная и инвестиционная независимость//Экономист. 1999. №4.

5.           Гулькин П. Венчурное инвестирование – немного истории и статистики//Рынок ценных бумаг. 1999. №6.

6.             Заверюха Г.Н. Концептуальные подходы к регулированию  взаимодействия инвестиционной и инновационной сфер//Финансы. 2000. №1.

7.           Инвестиции и инновации: Словарь-справочник//под ред. Бора. М., 1998.

8.           Инновационный менеджмент/под ред. С.Д.Ильенковой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.

9.           Кулагин А. Ориентиры реформирования научной сферы//Экономист. 2000. №2.

10.      Новицкий А. Ориентиры инвестиционной и инновационной деятельности//Экономист. 1999. №3.

11.      Новицкий Н. Инновационный путь развития экономики//Экономист. 2000. №6.

12.      Основы инновационного менеджмента: Учеб. Пособие/под ред. П.Н.Завлина, А.К.Казанцева, Л.Э.Миндели. М.: Экономика, 2000.

13.      Прогноз функционирования экономики Российской Федерации//Экономист. 2000. №6.

14.      Теория и практика накопления и инвестиций в переходной экономике России/под ред. Ю.В.Матвеева, В.Н.Строгова. Самара: Изд-во СГЭА., 1999.

15.      Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.

16.      Экономика и бизнес/под ред. В.Д.Камаева. М., 1993.

17.      Яковец Ю.В. Закономерности научно-технического прогресса и их планомерное использование. М.: Экономика, 1984.

18.      Яковец Ю.В. Научно-технический прогресс (экономика и управление). М.: Экономика, 1988.

 

 


[1] Яковец Ю.В. Закономерности научно-технического прогресса и их планомерное использование. М.: Экономика, 1984, с. 9,10.

[2] Дракер П.Ф. Инновации и предпринимательство.М.:Экономика, 1992.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.