рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Инновационно-инвестиционный процесс в переходной экономике России

В-шестых, экономический эффект инноваций проявляется в различных видах и во многих сферах. Сопряженные инновационные эффекты зачастую превышают величину прибыли, рассчитанную на этапе инициирования проек­та. Возможности коммерциализации инноваций могут расширяться, напри­мер, за счет охвата дополнительных сегментов рынка, применения инноваци­онных технологий в других отраслях, разработки инновационных проектов в других областях с использованием элементов первоначальной разработки, сти­мулирования инноваций у поставщиков и потребителей через технологичес­кие цепочки и т.п. На микроуровне весьма сложно заранее оценить полную эффективность проекта (с учетом как позитивных, так и негативных факто­ров) и принять обоснованное решение о его реализации. Помимо этого, значи­тельная доля сопряженных инновационных эффектов реализуется вне сферы приложения средств первоначального инвестора.

В-седьмых, существует стремление к стабильному извлечению сверхприбы­ли за счет монопольного обладания научно-техническими достижениями. Раз­витие информационных систем и патентно-лицензионных механизмов позволяет предотвращать вступление понятного с коммерческой точки зрения стремления хозяйствующих субъектов в острый конфликт с интересами общества.

В-восьмых, высокая стоимость новых видов продукции и услуг часто делает их недоступными для массового потребителя. Это непосредственно связано с высокими затратами как на начальных этапах инновационного цикла, так и на стадии освоения инноваций. Отсутствие внешней «подкачки» платежеспособного спроса может исказить реальную потребность и затормозить распространение инноваций, имеющих важное значение для экономики.

 

4.2. Основные функции государственных органов в инновационной сфере

Вышеуказанные характеристики инновационных процессов, а также экономическая и социальная роль государства в современном обществе определяют функции государственных органов по регулированию инноваций. Наиболее важные из них следующие.

1)                       Аккумулирование средств на научные исследования и инновации. Необходимая концентрация ресурсов может достигаться как за счет действия общих механизмов перераспределения через бюджет, так и за счет формирования специальных фондов. Данная функция может осуществляться не только непосредственным финансированием инновационных процессов из государственных средств, но и содействием аккумулированию ресурсов в частных, акционерных, смешанных, общественных, совместных (международных) структурах. Государство может концентрировать как финансовые средства, так и требуемые для осуществления инноваций интеллектуальные, материально-технические ресурсы.

2)                       Координация инновационной деятельности. Перед государством стоит задача определения общих стратегических ориентиров инновационных процессов. Для их достижения государство содействует кооперации и взаимодействию различных институтов в осуществлении инноваций. Государственные структуры формируют единое технологическое пространство, обеспечивающее совместимость инноваций. Актуальными задачами являются координация во временном аспекте, синхронизирующая инновации по технологическим цепочкам и стадиям инновационного цикла, смягчение цикличности инновационных процессов.

3)                       Стимулирование инноваций. Центральное место здесь занимают поощ­рение конкуренции, а также различные финансовые субсидии и льготы участникам инновационных процессов. Большое значение имеет частичное или полное государственное страхование инновационных рисков. Государство  способно оказывать «инновационное давление» на хозяйствующие субъекты введением санкций за выпуск устаревшей продукции или использование устаревших технологий.

4)                       Создание правовой базы инновационных процессов. Важно не только формирование необходимого законодательства, сочетающего стабильность и своевременную корректировку в соответствии с общественными и технологическими изменениями, но и создание реально действующих механизмов, обеспечивающих его соблюдение. Особое место принадлежит государственной защите прав создателей научно-технической продукции и инноваторов, т. е. охране прав интеллектуальной и промышленной собственности.

5)                       Кадровое обеспечение инноваций. Содержание программ обучения в государственных учебных заведениях должно способствовать как развитию творческого потенциала генераторов инноваций, так и восприимчивости специалистов к инновациям. Необходимо стремиться к достижению сбалансированности универсальных и специальных знаний, а также представлений о коммерциализации инноваций. Важно сформировать навыки к постоянному образованию в течение всей активной жизни.

6)                       Формирование научно-инновационной инфраструктуры. Государство обеспечивает деятельность информационных систем — одного из основных каналов распространения нововведений. Государственные структуры оказывают инноваторам и другие услуги: юридические, деловые, консультационные и др. Государство может также выступать посредником между инновационными субъектами, оказывать помощь в поиске партнеров, заключении сделок под государственные гарантии и т.п.

7)                       Институциональное обеспечение инновационных процессов. Здесь прежде всего выделяется создание государственных организаций и подразделений, выполняющих НИОКР и осуществляющих нововведения в отраслях государ­ственного сектора (оборона, здравоохранение, образование и др.). Государство также содействует распространению в экономике организационных структур, наиболее эффективных с точки зрения продуцирования и внедрения иннова­ций (крупные корпорации, малый бизнес и др.).

8)                       Регулирование социальной и экологической направленности иннова­ций. С одной стороны, государство призвано оказывать особую поддержку ин­новациям, обеспечивающим социальную стабильность, поддержание экологи­ческого равновесия. С другой стороны, только на государственном уровне воз­можны предотвращение и нейтрализация негативных воздействий, связанных с научно-техническим прогрессом.

9)                       Повышение общественного статуса инновационной деятельности. Госу­дарство организует пропаганду научно-технических достижений и инноваций, моральное поощрение инноваторов, обеспечивает их социальную защиту и т.п.

10)                  Региональное регулирование инновационных процессов. Федеральные и местные власти способствуют наиболее полной реализации инновационных ресурсов регионов, в том числе путем различного рода региональных префе­ренций (налоговых льгот и т.п.). Государство содействует рациональному раз­мещению научно-технического и инновационного потенциала. Как правило, центральные государственные структуры стремятся к выравниванию условий распространения инноваций по территории страны.

11)                  Регулирование международных аспектов инновационных процессов. Государство в рамках выбранной общеэкономической и инновационной стра­тегии стимулирует международную научно-техническую и инновационную кооперацию, а также регулирует международный трансфер инноваций.

 

 

 

4.3. Прямые и косвенные методы государственного регулирования инвестиционного процесса

4.3.1. Прямое регулирование инвестиций

Устойчивость научно-технического развития обеспечивает­ся определяющей ролью государства в регулировании долгосрочных инвестиций. Необходимость государствен­ного регулирования инвестиционных процессов, при­нятия долгосрочных программ давно осознана в про­мышленно развитых странах. В частности, в Японии общую стратегию НТП формируют четыре ведомства, основные из которых — Совет и Агентство по науке и технике. Такие же централизованные органы есть во Фран­ции и Германии. Во многих странах с высокоразвитой экономикой в планах имеются директивные показате­ли. Так, в четырехлетнем индикативном плане Франции показатели выполнения мероприятий, финансируемых из бюджета, носят обязательный характер. Рекоменда­ции японских государственных органов не являются ди­рективными, однако они неукоснительно выполняют­ся фирмами, поскольку стимулируются льготами.

 В современных условиях хозяйствования роль госу­дарства в регулировании инновационной и инвестици­онной политики должна быть повышена.  Инвестиционная политика должна учитывать текущее состояние производственного ап­парата и приоритеты в решении перспективных про­блем экономики. Механизм адаптации к новым усло­виям воспроизводства должен опираться на накоплен­ный инвестиционный потенциал и его соответствие мировым требованиям.

Невысокие темпы обновления производственного аппарата в последние годы еще более замедлились. Ко­эффициент выбытия оборудования — в 4 раза ниже, чем в промышленно развитых странах. В результате уве­личивается износ основных производственных фондов. Особенно отметим более быстрое их старение (в 2 раза по сравнению с пищевой промышленностью) в от­раслях, определяющих темпы НТП в экономике. В пер­спективе это приведет к ускоренному устареванию фондов всех остальных отраслей народного хозяйства. Кроме отмеченных негативных моментов, необ­ходимо учитывать значительное качественное отста­вание отечественных технологий от мировых анало­гов.

Анализ состояния и тенденций развития отраслей агропромышленного комплекса (АПК) России свиде­тельствует, что технический уровень производства не удовлетворяет современным требованиям. Мировому уровню соответствует не более 15% важнейших групп машин и механизмов, имеющихся в этих отраслях. Удель­ный вес устаревшей техники, требующей безотлагатель­ной замены, превышает 27%. Потребность в важней­ших видах оборудования для пищевой и перерабатыва­ющей промышленности удовлетворяется на 55%.

Решение данных проблем определяет уровень эко­номического развития. Сейчас, когда снижается инвес­тиционная активность, необходимо значительно ускорить темпы обновления производства за счет внедрения  перспективных технологий, техники, инноваций.

В перспективе основой инвестиционной политики станут организационно-экономические и финансовые инструменты. Об этом свидетельствует опыт промыш­ленно развитых стран, где государство создает благо­приятные условия для повышения инновационной и инвестиционной активности объектов реального сек­тора экономики, поддержки малого бизнеса и приори­тетных отраслей.

 

4.3.2. Косвенные методы регулирования инвестиций

Кроме прямого вмешательства в инвестиционный процесс, мировая практика выработала множество методов косвенного воздействия на усиление инвести­ционной активности. Через систему правового, эко­номического и организационного обеспечения государ­ство регулирует налоги, кредиты,  амортизационную политику.

 

4.3.2.1.Кредитная система

В России кредитными методами стимулирования долгосрочной инвестиционной деятельности нередко незаслуженно пренебрегают. Во многом это связано с негативными моментами, присущими прежней кредит­ной системе.

Однако это не означает, что следует отказаться от столь мощного средства экономического воздействия на экономику, каким является кредит. Кредитные ры­чаги дают возможность не только сочетать инноваци­онное развитие с интересами государствами, но и использовать возвратность средств как стимул для повы­шения эффективности производства и качества про­дукции. Льготный кредит для решения проблем созда­ния новых образцов техники, прогрессивных видов тех­нологий заинтересовывает выполнять госзаказы по раз­работке и освоению в производстве результатов НИОКР. Кроме того, льготы могут применяться как инстру­мент улучшения качества продукции (работ, услуг), например, для достижения определенных потребитель­ских свойств продукции, создания качественно новых технологий, техники.

По мере преобразования финансово-кредитной сферы, создания четко действующей двухуровневой банковской системы, развития полноценной сети ком­мерческих банков станут возможными как эффектив­ное государственное регулирование кредитной деятель­ности через централизованное воздействие на форми­рование процентной ставки за кредит, так и демоно­полизация и конкуренция в области предоставления средств. В настоящее время долгосрочные кредиты, призванные служить совершенствованию материаль­но-технической базы, составляют незначительную долю в их общем объеме. Повышается процент за них, что имеет как положительные, так и отрицательные последствия. С точки зрения стабилизации денежного обращения данный процесс позитивен, но возможно­сти усиления инвестиционной активности в экономи­ке сокращаются, особенно после финансового кризи­са 1998 года.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.