рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Инновационный менеджмент (учебник)











Рис. 9.5. Кривые, характеризующие эластичность спроса

а) абсолютно неэластичный спрос;

б) абсолютно эластичный спрос;

в) Д1 – относительно неэластичный спрос; Д2 – относительно эластичный спрос

При анализе спроса на нововведения интересно изучение влияния на него доходов потребителей. В зависимости от назначения продукции - производственно-технического или бытового, будет различаться информационная база анализа. В первом случае могут быть использованы данные официальной отчетности предприятий, во втором - публикуемые и предоставляемые по запросам данные Госкомстата.

Формула коэффициента эластичности спроса по доходу имеет вид:

                                                  (9.8)

где

 – показатель, характеризующий величину дохода потребителя, ден. ед.

Коэффициент эластичности спроса по доходу может быть как положительным, так и отрицательным (для товаров низшей категории). Важность его значения для предприятий, производящих научно-техническую продукцию, заключается в том, что с его помощью осуществляется их отнесение к определенной группе по уровню развития.

Чем выше эластичность спроса по доходу, тем эффективнее развивается предприятие. Если динамика данного показателя положительна и растет приблизительно одинаковыми темпами, то можно судить о стабильном развитии предприятия.

Постоянная величина коэффициента эластичности спроса по доходу свидетельствует о состоянии застоя на предприятии, производящем научно-техническую продукцию.

Поскольку на спрос достаточно сильно влияет наличие товаров-заменителей, важно определить сопряженность нововведений с имеющейся на рынке аналогичной по назначению продукцией. С этой целью применяют коэффициент перекрестной эластичности спроса (Eji).

                                               (9.9)

Он показывает изменение спроса на i-тый товар при изменении цены j-того товара и может быть как положительным, так и отрицательным по своему значению.

Если Eji > 0, то спрос на i-тую продукцию прямо зависит изменения спроса на j-тую, т.е. i-тая и j-тая продукция взаимозаменяемы.

При Eji < 0 товары взаимодополняемы. Тогда в случае повышения цена на j-тый товар снижается спрос на i-тый товар.

Если Eji = 0, то i-тый и j-тый виды продукции независимы друг от друга.

Значение коэффициента перекрестной эластичности особенно велико для анализа спроса на новую стандартизованную научно-техническую продукцию и требует постоянного анализа динамики цен на основной товар.

Для изучения чувствительности спроса можно также использовать соотношение темпов изменения спроса и влияющих на него факторов, представленное в виде динамического ряда. Подобные ряды позволяют построить график изменения кривой спроса под действием какого-либо фактора, вычислить показатели рядов динамики: темпы прироста, средние темпы роста и прироста, абсолютные значения одного процента изменения спроса за период, а также провести корреляционный анализ влияния факторов на изменение спроса и спрогнозировать его развитие на ближайшую перспективу.

Представляет интерес структурный анализ спроса, проводимый с помощью специальных таблиц, строящихся по каждому факторному признаку - направлению анализа: например, стадиям ЖЗУ новой продукции (причем, они заканчиваются переходом к стадии зрелости) – табл. 9.8, распределению по потребителям новой продукции – табл. 9.9, по планируемым каналам ее реализации - табл. 9.10.


Таблица 9.8.

Выпуск важнейших видов новой продукции по стадиям ее цикла

Виды

Этапы жизненного цикла продукции

продукции

освоение производства

производство

 

тыс. руб.

в % к итогу

Выведение на рынок

утверждение на рынке

зрелость

 

 

гр.2

тыс. руб.

в  %  к итогу гр.4

тыс. руб.

в % к итогу гр. 6

тыс. руб.

в  %  к итогу гр. 8

1

2

3

4

5

6

7

8

9

А

 

 

 

 

 

 

 

 

Б

 

 

 

 

 

 

 

 

В

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого на этапе

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 9.9.

Распределение важнейших видов новой продукции по потребителям

№ п/п

Потребители

новой продукции

Важнейшие виды новой продукции

Итого по потребителю

 

 

 

А

 

Б

 

В

 

Г

 

.......

тыс. руб.

в % к итогу гр.13

 

 

тыс. руб.

в % к итогу гр. 3

тыс. руб.

в % к итогу гр. 5

тыс. руб.

в % к итогу гр. 7

тыс. руб.

в % к итогу гр. 9

тыс. руб.

в % к итогу гр. 11

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

 

Предприятие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

База

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Магазин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого продукции:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 9.10

Каналы сбыта важнейших видов новой продукции

Каналы

Важнейшие виды новой продукции

п/п

сбыта

 

А

 

Б

 

В

.........

Итого продукции

 

 

тыс. руб.

в % к итогу гр. 3

тыс. руб.

в % к итогу гр. 5

тыс. руб.

в % к итогу гр. 7

тыс. руб.

в % к итогу гр. 9

тыс. руб.

в % к итогу гр. 11

1

2

3

4

5

6

7

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.