рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Лекции по мировой экономике

 

 

 

 

 

 

 Лекции по мировой экономике
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис. 1

1.2. Торговля и интересы потребителей

Модель спроса и предложения, описанная выше, позволяет показать, что хотя свободная торговля является взаимовыгодной для стран в целом, однако внутри этих стран одни группы населе­ния выигрывают, а другие проигрывают.

Рассмотрим влияние внешней торговли на интересы потреби­телей. До установления торговых отношений между странами по­требители в Бразилии покупали 50 тыс. т зерна по цене 200 долл. за 1т, а потребители в Аргентине — 60 тыс. т по цене 120 долл. за 1 т. Приобретая зерно по этим ценам, потребители получали выиг­рыш (так называемый излишек потребителя), равный разнице между максимальной суммой, которую потребители были соглас­ны заплатить за зерно, и суммой, которую они фактически пла­тили исходя из сложившейся рыночной  цены. На графике этот выигрыш представляет собой площадь между кривой спроса и линией рыночной  цены: для потребителей зерна в Бразилии он был равен области d (рисунок 1а), а для потребителей в Арген­тине - области g + h + k (рисунок 1в).

После установления торговых отношений Бразилия становит­ся импортером зерна, и цена на ее внутреннем рынке снижается с 200 до 150 долл. за 1т. В результате потребители увеличивают за­купки зерна с 50 до 80 тыс. т., и их совокупный выигрыш теперь составляет область а + b + с + d, из которого область а + b + с — это чистый выигрыш, полученный  в результате внешней торгов­ли. Обратная картина наблюдается в Аргентине как стране экспортере зерна. Внутренняя цена в Аргентине повышается со 120 до 150 долл. за 1 т, что приводит к падению спроса на зерно и,  соответственно, его закупок. Потребительский излишек в Арген­тине теперь равен только области k, и значит, потребители несут чистые потери от внешней торговли в размере области g + h.

Таким образом, в результате развития международной торгов­ ли потребители в стране-импортере выигрывают, поскольку име­ют возможность покупать больше необходимого им продукта по более низкой цене. С другой стороны, в стране-экспортере потребители проигрывают, так как в результате роста цены вынуждены сокращать объем закупок.

1.3. Торговля и интересы производителей

Рассмотрим теперь влияние международной торговли на инте­ресы производителей. До установления внешнеторговых отношений производители в обеих странах получали выигрыш от продажи зерна — так называемый излишек производителя, представляющий собой разность между выручкой от продажи продукта под  рыночной цене (в нашем примере 50 * 200 в Бразилии и 60 * 120 в Аргентине) и суммой, которую бы они выручили при продаже  по минимально возможной цене (площадь под кривой предложения). Таким образом, выигрыш производителей от продажи продукта по сложившейся рыночной цене может быть измерен как  площадь между кривой предложения и линией рыночной цены:  для производителей зерна в Бразилии он был равен области а + е (рисунок 1а), а для производителей в Аргентине — области f + j (рисунок 1в).

После установления внешнеторговых отношений аргентинские  производители зерна становятся экспортерами и получают дополнительные стимулы для увеличения объемов производства в виде  более высоких цен и расширившихся рынков сбыта. В этих новых условиях их совокупный выигрыш составляет область (f + j + g + h + i), а чистый выигрыш от развития торговли — (g + h + i). Что  касается бразильских производителей зерна, то они, в силу меньшей конкурентоспособности своего производства, уступают свои позиции на внутреннем рынке иностранным конкурентам и со­кращают производство. Их совокупный выигрыш теперь составля­ет только область е, то есть они несут чистые потери в размере  области а.

Таким образом, в результате развития международной торгов­ли производители в импортозамещающих отраслях проигрывают, поскольку конкуренция со стороны более эффективных иност­ранных производителей вынуждает их снижать цены и сокращать объемы производства. С другой стороны, производители в экспор­тных отраслях выигрывают, так как, выходя на мировой рынок, они получают возможность расширить производство и продавать продукцию по более высоким ценам.

1.4. Чистый выигрыш от международной торговли страны в целом

Зная влияние международной торговли на интересы потреби­телей и производителей, мы можем теперь оценить изменение благосостояния в стране-экспортере и стране-импортере в целом. Если в Бразилии как стране-импортере чистый выигрыш по­требителей составляет область а + b + с, а чистые потери произ­водителей в отраслях, конкурирующих с импортом, составляют область а, то совокупный эффект для страны в целом будет равен: (а + b + с) - а = b + с. В Аргентине как стране-экспортере произ­водители имеют чистый выигрыш в размере g + h + i, а потреби­тели напротив, теряют область g + h. Следовательно, чистый эф­фект для благосостояния экспортирующей страны составит: (g + h + i) - (g + h) = i. Конечно, следует иметь в виду известную некорректность такого непосредственного сравнения выгод и по­терь разных групп населения, поскольку их субъективные оценки могут существенно различаться (один доллар потерь для бедного человека, очевидно, значит гораздо больше, чем один доллар до­полнительного выигрыша для человека состоятельного). Поэтому здесь речь идет лишь о первоначальном чисто стоимостном подхо­де к исследованию последствий внешней торговли, который за­тем может быть дополнен более углубленным социально-эконо­мическим, политическим и т.д. анализом.

В целом, рассмотрение рыночного равновесия с использовани­ем модели "спрос-предложение" еще раз подтверждает вывод о том, что развитие международной торговли дает выигрыш всем странам. Однако если в стране-импортере этот чистый выигрыш возникает в результате того, что выгоды потребителей намного превосходят потери производителей продукции, конкурирующей с импортом, то в стране-экспортере, наоборот, общий прирост благосостояния обеспечивается за счет большого выигрыша про­изводителей, хотя потребители несут потери. Этот вывод принци­пиально важен для объяснения причин государственного вмешательства в сферу внешней торговли.

1.5. Распределение выигрыша от торговли между странами

Как можно видеть из рисунка 1а, размер чистого выигрыша страны-импортера (область b + c) зависит от объема импорта (80 – 20 = 60) и того, насколько понизилась цена (200 – 150 = 50). Аналогично, величина чистого выигрыша страны-экспортера (90 – 30 = 60) и того, насколько повысилась цена (150 — 120 = 30).

Для того чтобы наглядно показать распределение выигрыше от торговли между странами, удобнее использовать графики спроса и предложения на мировом рынке (рисунок 16), где имеется вся необходимая для этого информация: равновесный объем экспорта/импорта и уровни цен до и после установления торговых отношений. Легко убедиться, что на этом графике чистый выигрыш страны-импортера равен площади между кривой спроса на импорт Dm и линией мировой цены, а чистый выигрыш страны-экспортера — площади между линией мировой цены и кривой экспортного предложения Sx.

Поскольку объем внешней торговли у обеих стран одинаков, распределение выигрыша зависит только от того, насколько в этих странах изменились цены. Если в стране-экспортере цены выросли на х процентов (относительно мировой цены), а цены в стране-импортере снизились на y процентов, то

 

 =  Лекции по мировой экономике

 

В нашем примере цена в Бразилии упала на 33,3% [(200 - 150): 150 * 100 %], а цена в Аргентине выросла на 20% [(150 -120): 150 * 100%]. Поэтому в результате выигрыш Бразилии оказался больше на 66,7%.

Таким образом, хотя международная торговля и является взаимовыгодной, выигрыш от нее распределяется между странами неравномерно. Больше выигрывает та страна, в которой цены изменились в большей степени. Другими словами, чем ниже эластичность спроса на импорт или экспортного предложения, тем больше выигрыш от торговли.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Выигрыш от торговли (gains from trade) — экономический эффект, который получают участвующие в торговле страны, если каждая из них специализируется на торговле тем това­ром, в производстве которого она имеет сравнительное преимущество.

Излишек потребителя (consumer's surplus) — разница между мак­симальной суммой, которую потребители согласны зап­латить за определенное количество необходимого им то­вара, и суммой, которую они фактически платят исходя из сложившейся рыночной цены. Измеряется как пло­щадь между кривой спроса и линией рыночной цены.

Излишек производителя (producer's surplus) — разность между доходом производителей от продажи продукта по ры­ночной цене и суммой, которую бы они выручили при продаже по минимально возможной цене. Измеряется как площадь между кривой предложения и линией ры­ночной цены.

Условия торговли (terms of trade) — отношение индекса экспорт­ных цен к индексу импортных цен, т.е. количество това­ров других стран, которое получает данная страна на еди­ницу собственных экспортируемых товаров.

Разоряющий рост (immiserizing growth) — снижение экономичес­кого благосостояния страны, когда в результате расши­рения производства и экспорта происходит ухудшение условий торговли.

Теорема Столпера-Самуэльсона (Stolper-Samuelson theorem) — раз­витие международной торговли ведет к увеличению до­хода на фактор, интенсивно используемый в экспорт­ном секторе

Теорема Рыбчинского (Rybczynsky theorem) – увеличивающееся предложение одного из факторов производства приводит к увеличению производства и доходов в той отрасли, где этот фактор используется относительно более интенсивно, и к сокращению производства и доходов в отрасли, где этот фактор используется относительно менее интенсивно.

Голландская болезнь (Dutch disease) – опасные последствия для национальной экономики разработки новых месторождений полезных ископаемых, проявляющиеся в упадке традиционных отраслей обрабатывающей промышленности вследствие перелива ресурсов в новый растущий сектор экономики (как это произошло в Голландии в результате разработки месторождений природного газа в Северном море).


ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА:ТАРИФНЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ

 

Несмотря на то, что свободная торговля приводит к возрастанию экономического благосостояния всех стран — как экспортеров, так и импортеров, на практике международная торговля практически нигде и никогда не развивалась действительно свободно, без вмешательства государства. История международной торговли — это одновременно и история развития и совершенствования государственного регулирования международной торговли. Как было показано в предыдущих главах, в ходе развития внешнеторговых отношений сталкиваются экономические интересы различных социальных групп и слоев населения, и государство неизбежно оказывается вовлеченным в этот конфликт интересов. Кроме того, в современных условиях национальная экономика становится все более открытой, и государство должно учитывать в своей политике тесную взаимосвязь процессов, происходящих внутри экономики и в сфере внеш­неэкономических связей. Сегодня государство не может достичь внутреннего экономического равновесия (например, полной занятости или стабильности цен), не используя мер внешнеэкономического, и, в частности, внешнеторгового регулирования. Поэтому, несмотря на то что за послевоенные годы в рамках Генерального согла­шения по тарифам и торговле (ГАТТ) и недавно созданной на его основе Всемирной торговой организации (ВТО) была проделана большая работа по ослаблению протекционизма и либерализации мировой торговли, внешнеторговая политика по-прежнему остаётся одним из основных направлений государственного регулирования экономики. Инструменты, используемые государством для регулирования международной торговли, можно разделить на тарифные (осно­ванные на использовании таможенного тарифа) и нетарифные (квоты, лицензии, субсидии, демпинг и т.д.).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.