рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Международное кредитование и финансирование Нигерии в 80-90е годы

Проект предусматривает разработку новых нефтегазовых месторождений и увеличение вдвое мощности завода по производству сжиженного природного газа (СПГ), который в результате станет одним из самых мощных в мире.

Выпуск СПГ увеличится с 10,7 млрд. куб. м. до 21 млрд. куб. м. Газовое подразделение Shell подписало контракт на покупку 3,8 млрд. куб. м для поставки его в США и Испанию. Остальной газ будет реализовываться на основе долгосрочных контрактов итальянским и португальским компаниям.

Однако основные инвестиции - около 5,5 млрд. долларов - предполагается направить на развитие инфраструктуры и создание транспортной флотилии из 18 судов с расчетом на поставки сжиженного газа в Японию. Соответствующее соглашение уже заключено в Tokyo Gas Company и японским подразделением Shell.

Как мы видим, основной поток иностранных инвестиций направлен в нефте-, газодобывающую отрасль экономики страны. Государственный бюджет также зависит от колебания мировых цен на нефть. На данном этапе перед Нигерией стоит очень сложная задача диверсификации экономики, с целью привлечения иностранных инвестиций не только в нефтяной сектор, но и в другие области государственной деятельности.


2. Обрабатывающая промышленность.



В экономически отсталых странах приток капитала извне создает возможность в какой-то степени ослабить хрониче­ский дефицит инвестиций, смягчить дисбалансы в сфере про­изводства и потребления, сгладить остроту социальных дис­пропорций, в первую очередь улучшить положение в области обеспечения населения продовольствием и работой. Во всех случаях иностранный предпринимательский капитал является одним из факторов подключения традиционного хозяйства и социальных структур развивающихся стран к глобальным процессам, динамичной модернизации их экономики и обще­ства.

Масштабы и динамика экспорта в Нигерию частного капи­тала зависели от степени зрелости и включен­ности государства в систему международного разделения труда и обмена, от характера политических режимов и уровня институциональной стабильности. Отсталость и структурная несбалансированность экономики не  стимулируют деятельность иностранных фирм, сдерживают их прямые капиталовложения. Экономический кризис и обостре­ние политической напряженности в Нигерии сни­жают заинтересованность филиалов ТНК во вложениях средств, вынуждают  репатриировать   капиталы   из  топливно-сырьевого сектора.

Однако «уход» ТНК из сырьевого сектора Нигерии подчас совпадает с их «приходом» в отдельные отрасли обрабаты­вающей промышленности, хотя доля ее в ВВП не­высока. В Нигерии она составляет примерно 5%. Мощности предпри­ятий используются неэффективно, процентов на тридцать-сорок, а рост промышленного производства в конце 90-х годов не вы­ходил за рамки одного-двух процентов.

Приведенные ниже данные показывают, что основная часть капиталовложений (в среднем 75%), поступает в низкотехнологичные отрасли.



 

Отрасли экономики

1980г.

1990г.

1995г.

низкотехнологичные

74,4

68,8

73,8

среднетехнологичные

23,0

28,5

23,5

высокотехнологичные

2,5

2,7

2,7

Источник: Industrial Development. Global Report. N.Y. 1997. p. 28.


Правительство страны стремится в первую очередь увеличить ис­пользование местного сырья и материалов на предприятиях обрабаты­вающей промышленности, чему способствует новая тарифная система, но препятствует высокая стоимость добычи сырья и плохая инфра­структура.

Кроме того, усилия направляются на децентрализацию промыш­ленности, подавляющая часть которой сосредоточена в Лагосе и тяго­теет к его портам, так как рассчитана на импортные компоненты.

Промышленность Нигерии имеет тот же набор отраслей, что и в других наиболее развитых странах Африки. Од­нако ситуация внутри них экономически более сложная. Так, в черной металлургии существует два комбината в Аджаокуте и Аладже общей мощностью 2,5 млн. т стали и несколько сталепрокатных предприятий на 630 тыс. т проката в год. При этом завод в Аджаокуте (начато строительство в 1979г. СССР) перманентно находится в стадии реконструкции, а прокатные предприятия исполь­зовались в конце 90-х годов на 10% мощностей. Поэтому внутренние потребности в стальной продукции практически не обеспечивались.

Более успешно работает алюминиевый завод компании АЛСКОН с участием германского и американского капитала и использующей ме­стный природный газ. Часть продукции завода экспортируется.

В стране действуют мелкие и средние предприятия по выпуску обо­рудования для различных отраслей, инструмента, бытовой техники, теле- и радиоаппаратуры, а также различных видов металлоконструк­ций.

Предприятия по сборке легковых и грузовых машин, расположен­ные в Лагосе, Кадуне, Ибадане, Капо, Энугу и ряде других городов, не удовлетворяют внутренний спрос и постоянно сталкиваются со слож­ностями при получении импортных комплектующих и лицензий. Три шинных завода обеспечивают примерно 60% потребностей.

Четыре нефтеперерабатывающих завода, принадлежащие компании ННПК, не отвечают полностью ассортименту потребляемых нефтепро­дуктов и требуют определенной реконструкции.

Относительно успешно функционируют завершенный в середине 90-х годов нефтехимический комплекс в Элеса-Элеме около Порт-Харкорта, использующий в качестве сырья нигерийский природный газ и экспортирующий свою продукцию в США, страны Европы и Азии, а также завод азотных удобрений в Онне, принадлежащий компании НАФКОН.

Предприятия химической промышленности, работающие на мест­ном сырье, загружены почти на 50%, что является неплохим показате­лем для Нигерии.

Относительно стабильно работают предприятия промышленности стройматериалов, в том числе цементные заводы в Сокото, Порт-Харкорте, Ашаке и других городах, а также деревообрабатывающие и целлюлозно-бумажные комбинаты в Сапеле, Джеббе, Она-Ибоку и других пунктах. Правда, ряд из них требует модернизации, что трудновыполнимо из-за нехватки валюты.

Нигерийское правительство старается привлечь иностранный капи­тал, участие которого может достигать 100% в любом новом предпри­ятии обрабатывающей промышленности. С целью привлечения инве­сторов в различные сектора промышленности создана в районе Кала-бара экспортная зона для перерабатывающей промышленности. По­строен аэропорт и реконструирован порт. Создание подобной зоны планируется и в Порт-Харкорте.

Среди довольно, большого числа предприятий пищевой промыш­ленности наиболее крупными являются пивоваренные заводы в Ибада-не и Икеджи, которые эксплуатируются на 60% установленных мощ­ностей, мукомольные и сахароперерабатывающие заводы.

Город Кано - центр текстильной и кожевеннообувной подотраслей. Предприятия легкой промышленности обеспечивают занятость боль­шому числу нигерийцев.

В некоторых районах Нигерии развитие экспортных отрас­лей промышленности осуществляется в сво­бодных экономических зонах. Иностранным инвесторам там предоставляются особо льготные условия в области пере­вода капитала и прибылей, материально-технического обес­печения, налоговых ставок и таможенных пошлин. Привлекает их и дешевая рабочая сила. В свою очередь, государство предъявляет ино­странным инвесторам требования, обусловливающие предо­ставление всех льгот: обеспечение занятости определен­ного количества местной рабочей силы, использование мест­ного сырья и полуфабрикатов, строительство и пуск в эксплуатацию предприятия в сжатые сроки. Например, в СЭЗ Порт-Харкорт 80% продукции должно экспортироваться, а 20% поступать на местный рынок до тех пор, пока с ней не будет конкурировать аналогичная продукция национальных предприятий. Для обеспечения максимально возможной заня­тости и значительных валютных поступлений инвестиции долж­ны составлять не менее 200 тыс.долл9. Технологический эффект функционирования СЭЗ в Нигерии невысок из-за стремления ТНК к минимизации издержек в большей степени путем использования дешевой рабочей си­лы, нежели введения технологических новшеств. Тем не менее труд в этих зонах становится все более квалифицированным по мере усложнения применяемой технологии. Правительство стимулирует подготовку национальных кадров на предприятиях ТНК дополнительными налоговыми льготами. Так или иначе пополняются валютные резервы, хотя бы за счет обмена твердой валюты на местную с целью осу­ществления текущих платежей. Все это свидетельствует о том, что районы открытой экономики способны стать своего рода накопителями валютно-финансовых ресурсов для обеспечения в перспективе подъема производительных сил.

Между тем создатели СЭЗ в Нигерии жалуются на недостаточный инте­рес к ним иностранных инвесторов, озабоченных не столько финансовыми льготами, сколько политической и экономичес­кой нестабильностью, низким уровнем промышленной культуры и квалификации рабочей силы. Однако по моему мнению предоставляемые иностранному капиталу льготы являются чрезмерными.

В конечном счете деятельность ТНК пока не полностью оправдывает ожидания нигерийской стороны в отношении активного содействия и модернизации промышленности.


3. Современные проблемы Нигерии.


Со времени прекращения правления в Нигерии военных и прихода к власти гражданского президента О. Обасанджо цены на нефть выросли более чем в два раза, соответственно значительно увеличились поступления в государственную казну. В тоже время серьезными препятствиями на  пути ускорения развития остаются три основных фактора: недостаточное развитие инфраструктуры, наличие значительного количества нерентабельных предприятий в государственном секторе и негативное отношение инвесторов к вложениям в нигерийскую экономику (за исключением добычи углеводородного сырья). В таких условиях прирост ВВП в 2001 г., даже не превысил 3% (именно на­столько возрастает численность населения Нигерии  в течение года), а приток инвестиций в страну по сравнению с 1999г. заметно сократился (см. приложение 2). Однако в 1996г.  после многолетнего сокращения роста, экономическое состояние Нигерии заметно улучшилось. Темпы экономической активности, которые характеризуются уровнем ВВП, увеличились с 2,2% в 1995г. до 3,3% в 1996г., в то время как уровень инфляции значительно снизился с 72,8% до 29,3% за тот же самый период (см. приложение 3). Маловероятна реализация обещания правитель­ства удвоить в текущем году производство в энергетическом секторе. Несмотря на дополни­тельную прибыль от добычи неф­ти (2,2 млн. барр. в сутки) в тече­ние последних двух лет, в стране имеют место перебои с энерго­снабжением, а очереди за быто­вым топливом по-прежнему ос­таются повсеместным явлением.

Энергетический сектор Нигерии характеризуется высокими энергетическими потерями (от 30 до 35% энергии не доходит до потребителя) и низким уровнем доступа населения к электричеству (всего 36%). В 2001г. Мировой Банк и Международная Ассоциация Развития выделили 100 млн. долл. на развитие энергетического сектора Нигерии на стандартный срок - 35 лет8.

В феврале 2001 г. Нигерию по­сетила делегация МВФ для оцен­ки перспективы использования резервного (stand-by) займа  в 1 млрд. долл., который стал основой для декабрьских договоренностей с "Парижским клубом" кредито­ров о пересмотре сроков погаше­ния нигерийской задолженности. Специалисты МВФ не рекомен­довали резкого увеличения государственных расходов на базе использования возросших доходов в нефтедолларах.

В среднесрочной перспективе сохранение финансирования на таком высоком уровне маловеро­ятна. Правда, в ближайшие 5-10 лет произойдет существенное увеличение добычи нефти, по­скольку начнется эксплуатация новых глубоководных месторождений углеводородного сырья, однако аналогичная тенденция по государственным доходам вряд ли возможна, так как нефтяным компаниям предстоит покрыть огромные инвестиционные расходы до раздела прибылей с прави­тельством. Последнее несет по­вышенные финансовые обязательства, например перед занятыми в государственном ceкторе. После прихода к власти О. Обасанджо средний уровень заработной платы государственных служащих вырос в 5 раз без существенного сокращения их численности. Нигерия добивается снижения долгового бремени, полагаясь на бедность миллионов нигерийцев. Однако одновременно ассигнуются огромные среде на престижные проекты, например 330 млн. долл. на строительство стадиона в Абудже. По расчетам МВФ, общественные расходы на трех уровнях - федеральном, штатном и местном составят 2200 млрд. найр, что эквивалентно 56% ВВП12.

Как говорилось выше, в Нигерии существует огромное количество нерентабельных предприятий, которые принадлежат государству. Приватизация государствен­ных предприятий, подавляющее большинство которых относится к числу малорентабельных, до сих вор проходила крайне вяло. МВФ рекомендовал скорейшее разго­сударствление при минимальном вливании государственных средств. В то же время бюджет на 2000 г. предусматривал      расходы      на развитие   энергетики    и    черной металлургии в 78 млрд. найр, что свидетельствует о приверженности правительства стратегии на усиление финансовой  поддержки ряда    отраслей    с    последующей продажей    действующих    в    них компаний.

По    программе приватизации ( её реализация отстает от графика примерно на полгода) разгосударствлению подлежат более 100 предприятий, в том числе гостиницы, отдельные объекты в промышленности минеральных удоб­рений, сахарорафинадной, цел­люлозно-бумажной, сталелитейной отраслях, страховании, элек­троэнергетике, нефте- и газопереработке, машиностроении, телекоммуникационном и других секторах. В текущем году плани­руется приватизация 41 предприятия. Стратегические партнеры получат от 51 до 60% акций, остальная часть поступит в приватизационный фонд, из которого акции при благоприятной конъюнктуре будут направляться для продажи на фондовой бирже. В 2001 г. намечалось продать контрольный пакет акций государственной телекоммуникационной компании "Nitel" (согласно плану - 2 млрд. долл.). Nitel согласилась приобрести компания Investor's International (London) Ltd., но не уложилась в крайний срок выплаты $1,185 млрд. Возможно, британской IIL так и не удалось бы приобрести Nitel, но другой претендент, компания Telnet, принадлежащая Korea Telecom и Swedtel AB, отказался от покупки. Теперь такой шанс появился – IIL предложено выплатить до определенного срока. Если сумму не внесут, правительство предпримет очередную попытку продать Nitel. IIL вступила в партнерские отношения с подразделением Portugal Telecom – Tecnologia das Comunicadoes Lda (TDC), которое согласилось помочь в организации управления Nitel25.

Среди других приватизируе­мых предприятий - 6 гостиниц, страховые компании “Nicon Insurance” и "Nigeria Re-Insurance", два банка - "Assurance Bank" и "Afribank", два газетных концерна, группа промышленных предприятий. По оценкам западных экономистов, круг желающих приобрести эти объекты, не отличающиеся высоким уровнем технического оснащения , крайне узок (как это видно на примере с телекоммуникационной компании "Nitel"). В то же время к приватизации в Нигерии определенный интерес проявили западные автомобилестроитель­ные корпорации. Поданы заявки на приобретение прокатного за­вода и компании "Delta Steel".

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.