рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Международное кредитование и финансирование Нигерии в 80-90е годы

В 80-90-е годы ясно обозначилась тенденция увеличения объемов британской помощи Нигерии, развивающиеся на фоне снижения объемов торговли и экспорта частного капитала, а главное - кризисного состояния экономики и социальной жизни в стране.

В 80-90-е годы произошло не только количественное увеличение британской помощи Нигерии, но изменилась и ее качественная структура. Приоритетными направлениями британской помощи в 80-е годы стали:

- поддержка структурной перестройки нигерийской экономики;

- урегулирование проблемы долга;

- развитие сельского хозяйства, в первую очередь мелкого крестьянского, и связанных с ним отраслей;

Важнейшее место в поддержке Великобританией программы структурных реформ в Нигерии отводится поощрению деятельности частного сектора. Сюда относится содействие частному сектору в таких областях, как совершенствование налогового режима и законодательства о компаниях, разработка систем либерализации импорта и схем по приватизации предприятий госсектора и пр. Помощь содействует частному сектору и напрямую, в особенности в тех случаях, когда программная помощь предоставляется в форме финансирования импорта полуфабрикатов, запасных частей и компонентов. Данные товары и услуги продаются местным правительством частным фирмам за национальную валюту, а выручка может в дальнейшем использоваться на цели развития.

Наряду с увеличением объемов программной помощи Нигерии в последние годы произошли и другие изменения в структуре британской помощи. Так, проектная помощь, бывшая в 70-х и начале 80-х годов одной из главных форм содействия, стала терять свое значение. В центре британской проектной помощи Нигерии во второй половине 80-х годов оказались по преимуществу мелкие и средние проекты в сельском хозяйстве и связанных с ним отраслях. Эти проекты требуют меньших финансовых затрат и более эффективны для африканской экономики с точки зрения оживления коммерческой активности и наиболее полного использования местных природных ресурсов и рабочей силы.

Кроме финансовой помощи, большое внимание Великобритания уделяет техническому содействию бывшей колонии: высокая доля этого содействия в общем объеме помощи (около ЗО%) является характерной особенностью Великобритании по сравнению с другими странами-донорами. Техническое содействие дополняет финансовую помощь и создает условия для более эффективной реализации проектной, и программной помощи, а также вложения частных инвестиций. Первостепенное внимание к обучению национальных кадров в программе британской технической помощи означает, на мой взгляд, реальное содействие развитию Нигерии, поскольку эта форма помощи непосредственно влияет на создание управленческого звена, способного эффективно работать в условиях открытой рыночной экономики. С другой стороны, это направление помощи одновременно соответствует и британским коммерческим интересам, ибо в процессе технического сотрудничества устанавливаются полезные личные контакты, происходит более детальное знакомство с системой ценностей британского образа жизни, основными принципами английской организации хозяйства. развития бизнеса и использования современных технологий. В результате создается благоприятная обстановка, в которой в будущем британские фирмы смогут успешнее конкурировать на рыночных условиях.

Особенностью британской экономической политики в Нигерии Содружества последних лет стало стремление к более рациональному сочетанию в ней британских коммерческих интересов и интересов страны-получателя инвестиций. С одной стороны, программа британской помощи характеризовалась высокой степенью льготности по сравнению с другими странами-донорами из числа развитых государств. Около 99% финансовой помощи предоставляется английской стороной в форме даров. Позитивной стороной для развивающихся стран явилась также и относительная независимость британской помощи от политических условий и ограничений. С другой стороны, большая часть британской помощи (около 70% в конце 80-х годов) оставалась полностью или частично связанной с поставками английских товаров, причем доля связанной помощи у Великобритании одна из наибольших среди стран-членов Комитета содействия развитию.

Снижение британского интереса к нигерийскому региону является формой проявления сложных процессов, суть которых не исчерпывается простым сокращением стоимостных объемов экономических связей. Качественно меняется сама система британо-нигерийских экономических отношений.

Во-первых, "внешнее" снижение интереса к Нигерии происходило на фоне сохранения в целом английским капиталом прочных позиций в нигерийской экономике.

Во-вторых, падение объемов торговли и экспорта капитала во второй половине 80-х годов сопровождалось увеличением британской помощи Нигерии.

В-третьих, снижение заинтересованности Великобритании в импорте отдельных товаров из западно-африканского региона не приводило к существенному сокращению британского бизнеса в соответствующих сферах.

В-четвертых, мелкий и средний британский бизнес сохранил потенциальный интерес к работе в нигерийских условиях. Однако, отсутствие необходимой государственной поддержки с британской стороны, а также неблагоприятный инвестиционный климат в Нигерии явились главными препятствиями для широкомасштабного выхода мелких и средних английских фирм на нигерийский рынок.

В-пятых, наряду с ослаблением непосредственно коммерческого интереса к бывшей колонии и уходом ряда британских фирм из экономики региона, будущее британо-нигерийских экономических отношений вызывает озабоченность и остается объектом пристального внимания политических и деловых кругов Великобритании, что дает основания считать, что британский "нигеропессимизм" носит временный характер.

Сложные и неоднозначные процессы в англо-нигерийских экономических отношениях 80-90-х годов явились следствием глубоких структурных изменений, затронувших как Великобританию, так и Нигерию.

Начало 80-х годов стали для Англии периодом проведения структурной перестройки ее экономики в соответствии с новыми требованиями НТР и оживлением механизмов свободного рынка. В качестве же внешнего фактора выступила активизация экономических связей с промышленно развитыми партнерами, которые могли обеспечить торговый обмен на новом технологическом уровне. Это вызвало соответствующее ослабление сотрудничества с отсталыми регионами мира. Одним из ближайших следствий британской перестройки стало, в частности, недостаточное внимание к поощрению деятельности английского частного бизнеса в Нигерии, выразившееся в том, что Департамент по гарантированию экспортных кредитов сократил 80-е годы размер своих нигерийских операций11.

В 90-е годы, несмотря на относительное снижение интереса к деятельности в Нигерии, британский капитал сумел сохранить сильные позиции на таких важных участках, как добыча и переработка нефти, некоторых других полезных ископаемых, оптовая и розничная торговля, легкая и пищевая промышленность, банковское и страховое дело, туризм и гостиницы и др. В сочетании с внешней торговлей, культурно-историческими и личными связями, воздействием английских стандартов на образование, административную и судебную систему влияние Великобритании на Нигерию остается значительным и вряд ли снизится в обозримой перспективе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

События, произошедшие в Нигерии на рубеже третьего тысячелетия, вселяют надежду на то, что в стране обозначились тенденции, свидетельствующие о возможности начала ее выхода из полосы глубокого экономического и политического кризиса, в который она была ввергнута длительным пребыванием у власти военных режимов.

Приход к власти гражданской администрации создал благоприятные предпосылки формирования в Нигерии обстановки политической стабильности. Естественно, ошибки в формулировании и осуществлении поли­тики либерализации, в том числе допуск неконтролируемого внешнего влияния на процессы формирования внутренней экономической полити­ки, могут обусловить изменения в политической динамике. Последние чреваты возможностью расшатывания политической стабильности, сме­ной режима, в том числе путем возврата к власти военных. В свою оче­редь, политическая нестабильность может привести к ухудшению инве­стиционного климата, в частности, к возможности крупномасштабного оттока капитала из страны.

Такая ситуация возникает и в случае ошибок в проведении макро­экономической и инвестиционной политики. В случае массовой ликви­дации предприятий с иностранными инвестициями и, соответственно, оттока капитала при общей слабости местного среднего класса неизбеж­но происходит рост безработицы и гиперинфляция. Цены на потреби­тельские товары делают их недоступными для большинства населения, местная валюта девальвируется. Экономика, испытывающая бегство капиталов, легко попадает в долговую ловушку.

Открытие границ страны для свободного движения капиталов, товаров и услуг могут представлять собой угрозу формированию средне­го класса Нигерии. Учитывая, что указанные процессы сопровождаются прибытием в страну значительного числа зарубежных предпринимате­лей в условиях слабости национального частного предпринимательства, для нигерийских властей естественным было бы «зарезервировать» за местными предпринимателями какие-либо отрасли, предприятия и т.д.. однако это идет вразрез с основными постулатами либерализма.

Отдача на откуп иностранным предпринимателям разработки природных ресурсов, возможно, выпуска тех товаров, производство ко­торых запрещено в промышленно развитых капиталистических странах и т.д. и т.п. может таить в себе серьезную опасность для окружающей среды в отдельных регионах страны. Примером может служить хотя бы загрязнение окружающей среды в районе дельты р. Нигер из-за бескон­трольной деятельности иностранных нефтедобывающих компаний и. соответственно, обострение здесь социальной напряженности.

Поэтому перед осуществлением широкомасштабного привлечения иностранных инвесторов в экономику необходимо воспользоваться опы­том ряда стран, разработавших «нормы поведения» для иностранных вкладчиков капитала. Примером могут служить действующие в ЮАР «Принципы Салливана»13. Для Нигерии наиболее важно определить тре­бования к инвесторам касательно реинвестиций в ее экономику, компен­сации ущерба, нанесенного окружающей среде, участие широких слоев общественности в принятии решений по вопросам, относящимся к ок­ружающей среде.

Как отмечалось выше, реформы, которые необходимо провести для приспособления экономики Нигерии к процессам глобализации, подобны реформам, уже проводившимся в стране. В частности, многие их требования идентичны положениям Программы структурной пере­стройки, которая была принята в Нигерии в середине 1986 г.

Непоследовательность в проведении Программы, а также разно­гласия с МВФ, под эгидой которого она осуществлялась, привели к весьма скромным результатам. Попытка вернуться в середине 90-х го­дов к осуществлению некоторых ее положений в рамках реализации предложений ВТО также имела крайне ограниченный итог.

По мнению ряда нигерийских и зарубежных экономистов, перед началом реализации курса реформ необходимо задаться конкретными перспективными показателями. Несомненно, в условиях Нигерии - это Программа «Vision 2010», которая дает основные направления и ориен­тиры экономического развития. Однако «Vision 2010» нуждается в серь­езной переработке, как с точки зрения конкретных перспективных пока­зателей, так и сроков ее реализации в целом, поскольку то скромное экономическое наследие, которое оставил правительству О. Обасанджо военный режим, не позволяют даже частично реализовать намеченные цели. Кроме того, в переработанной программе должны содержаться подходы к проведению в жизнь тех направлений экономической поли­тики, которые обеспечат:

- рост благосостояния, базирующийся на многоуровневой эконо­мике;

- плановое развитие трудовых ресурсов;

- расширение приватизации, при которой правительство высту­пит в качестве наблюдательного и регулирующего органа, а не субъекта, непосредственно вовлеченного в управление тем или иным предприяти­ем;

- стимулы для инвестиций в технологические производства, тех­ническое образование;

- стимулы для инвестиций в информатику;

- плановое наделение регионов экономической властью;

- немедленную интеграцию неформального сектора экономики с целью увеличения сбора налогов, а также другие, признаваемые необхо­димыми меры.

По моему мнению, расширение потоков зарубежных портфельных капиталовложений и прямых иностранных инвестиции, наглядно показывает все более важную роль импорта капитала. Для Нигерии он является основным способом ослабления хронического дефицита внутренних накоплений, прежде всего инвалютной его части, выравнивания острых социальных диспропорций, улучшения критического положения в области обеспечения продовольствием и занятости населения.



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

 

 

Справочные и статистические издания

 

 

 

1.     World Investment Report 1997. UNCTAD. N.Y. 1997.

2.     World Bank. Sub-Saharan Africa. From Crisis to Sustainable Growth. Washington., 1989.

3.     UNCTAD Press Release Tad/INF/2782. Geneva,1998, November 2.

4.     Foreign Direct Investment in Africa. UNCTAD.N.Y.1995. p.30

5.     Nigerian Investment Promotions Commission.

6.     Africa South of the Sahara, London, 1997.

7.     UN. Report on the World Social Situation. 1990. N.Y.1990.

8.     The World Bank Group.

9.     Industrial development. Global Report. N.Y.1998.

10. Нефть в мировой экономике. Двенадцатые Международные Плехановские Чтения. Сборник докладов и выступлений. 1999г.





Периодические издания




11. БИКИ.

12. The Guardian. Lagos, 2000, January 5.

13. Пульс Планеты. М. 2000г.

14. ИТАР ТАСС.1999. 1 июня.

15. Коммерсантъ



Исследовательская литература




16.  Африка: новые тенденции в экономической политике. – М., 2000.

17.  Региональные аспекты экономического развития стран Африки(90-е годы).

18.  Руднов Б. Б. Интеграция Африки в Глобальную экономику (тенденции, проблемы, перспективы). – М., 1999.

19.  Рощин Г. Е., Калинина Л. П., Позднякова А. П. Некоторые аспекты экономической либерализации в Африке. –М., 1999.

20.  Гевелинг Л.В. Клептократия. Москва 2002г.

21.  Нигерия: справочник для бизнесменов. – М., 1994.

22.  Независимые страны Африки: финансово-кредитный механизм развития – М., 1986.

23.  Transnational Banks: Operations, Strategies and their Effects in Developing Countries. United Nations of Transnational Corporations. UN, N.Y., 1992.

24.  Баскин В.С. Эволюция стратегий промышленного развития Федеративной Республики Нигерии (1960-1998) – Ученые записки Института Африки РАН, вып.9.М.,1999.


 

Internet ресурсы

 

 

 

25.  www.yandex.ru

26.  www.africana.ru

27. www.nigerianembassy.ru

28. www.worldbank.org

29. www.un.org

30. www.google.com































     Приложение 1                             

Долг Нигерии


Источник: International Monetary Fund



Приложение 2

Источник: The World Bank Group. 9.11.2002.





Приложение 3


INDICATORS



1980

1985

1990

1991

1992

1993

1994

1995

1996

Domestic Output










Real GDP (=N=Billion)

96.2

68.9

90.3

94.6

97.4

100.0

101.0

103.5

106.9

Real GDP (Growth Rate %)

5.5

9.4

8.1

4.8

3.0

2.7

1.3

2.2

3.3

GDP Per Capita (=N=)

1487

913

1042

1069

1071

1069

1053

1047

1051











Manufacturing Capacity Utilisation (%)

70.1

37.1

40.3

42.0

41.8

37.2

30.4

29.3

32.5

Inflation Rate (%)

9.9

5.5

7.4

13.0

44.6

57.2

57.0

72.8

29.3


Источник: FOS, CBN & NPC




Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.