Дополнительную особенность права
оперативного управления составляет наличие субсидиарной ответственности
собственника по долгам как казенного предприятия (ст.115 ГК), так и учреждения
(ст.120 ГК, ст.9 Закона о некоммерческих организациях). При этом учреждение отвечает по
своим долгам лишь в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств, в
то время как казенное предприятие - всем своим имуществом.
Число созданных в соответствии с Указом
Президента РФ "О реформе государственных предприятий" федеральных
казенных предприятий на базе ликвидированных УП весьма ограничено (
постановление Правительства РФ от 3 апреля 1996 г. "Об утверждении устава
федерального казенного предприятия "Государственный казенный
научно-испытательный полигон авиационных систем" - СЗ РФ, 1996, N 4,
ст.331; N 15, ст.1635), что объясняется особыми характеристиками этих предприятий,
а также обязанностью собственника нести за них субсидиарную ответственность.
Казенное предприятие не вправе сдавать в
аренду, использовать в качестве залога, передавать во временное пользование
закрепленное за ним в оперативное управление недвижимое и другое имущество без
согласия Правительства РФ или ГКИ РФ.
Деятельность казенного предприятия
подразделяется на основную, предмет которой установлен при его создании, и
дополнительную, разрешение на которую дает соответствующее министерство или ведомство
РФ. Они же либо Правительство РФ утверждают устав казенного завода (фабрики,
хозяйства).
Вне зависимости от вида деятельности казенное
предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию (работы, услуги)
по ценам (тарифам), устанавливаемым в порядке, определяемом Правительством РФ.
Порядок распределения прибыли закреплен в уставе каждого конкретного
предприятия.
По общему правилу учреждение даже с согласия
собственника не может распоряжаться (сдавать в аренду, предоставлять в залог,
продавать и т.п.) имуществом, как закрепленным за ним собственником, так и
приобретенным за счет средств, выделенных собственником по смете. Оно вправе
использовать только денежные средства, выделенные по смете, причем в строгом
соответствии с их целевым назначением.
Из общего правила существует ряд исключений. В
соответствии с п.4 ст.27 Закона РФ от 22 августа 1996 г. "О высшем и
послевузовском профессиональном образовании" (СЗ РФ, 1996, N 35, ст.4135)
высшее учебное заведение вправе выступить в качестве арендодателя закрепленного
за ним имущества. В частности, государственные и муниципальные высшие учебные
заведения вправе сдавать такое имущество в аренду без права выкупа с согласия
ученого совета высшего учебного заведения по ценам, которые не могут быть ниже
цен, сложившихся в данном регионе. При этом получение какого-либо согласия
собственника на эти действия не требуется.
Согласно постановлению Правительства РФ от 27
марта 1997 г. N 342 "О предоставлении государственным научным организациям
права сдачи относящегося к федеральной собственности имущества в краткосрочную
аренду" (Вестник ВАС РФ, 1997, N 5, с.8) научные организации,
подведомственные федеральным органам исполнительной власти, Российской и
отраслевым академиям наук, имеют право сдавать в краткосрочную (до 1 года)
аренду без права выкупа временно не используемое имущество, относящееся к
федеральной собственности, включая недвижимое.
И хотя законность предоставления отдельным
видам учреждений правомочий такого рода иными правовыми актами, чем закон, вызывает
определенные сомнения, на практике указанные учреждения пользуются ими
достаточно широко.
Иной характер носит право учреждения на
доходы, полученные от разрешенной в соответствии с учредительными документами
деятельности, а также на имущество, приобретенное на эти доходы. Такое
имущество учитывается на отдельном балансе учреждения и не может быть изъято у
него решением комитетов по управлению имуществом или других государственных или
муниципальных органов, в том числе когда оно используется не по назначению. Эта
норма по объему и характеру правомочий приближает данное право к праву
хозяйственного ведения.
ГК исключает возможность заключения каких-либо
договоров между собственником имущества и учреждением о передаче последнему
государственного (муниципального) имущества в оперативное управление. В
соответствии со ст.14 Закона о некоммерческих организациях учредительными
документами для учреждения могут служить лишь решение собственника о его
создании и устав. Поэтому попытки отдельных комитетов по управлению имуществом
вновь, уже после вступления в силу ГК, навязать практику заключения подобных
договоров с учреждениями являются противозаконными (Договор о порядке
использования закрепленных за государственным образовательным учреждением
федерального имущества на праве оперативного управления, утв. письмом ГКИ РФ от
26 марта 1996 г. N ОК-6/2279; Типовой договор о закреплении государственного
имущества на праве оперативного управления, утв. постановлением правительства
г.Москвы от 31 октября 1995 г. N 908).
Учреждение вправе отказаться заключить такой
договор, а если он все же был заключен - обратиться в суд с иском о признании
условий договора, ограничивающих его правоспособность. /1,статья
295-297(с комментариями)/
2 Порядок составления и ведения
налогообложения в унитарных предприятиях
Результаты хозяйственной деятельности
государственных унитарных предприятий (ГУПов) отражаются как собственность
государства, муниципального образования, однако предприятие пользуется и
самостоятельно распоряжается этими результатами.
Имущество ГУПов учитывается на балансе по
источникам формирования.
Рассмотрим порядок
отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций, связанных с особым
порядком формирования имущества предприятия.
Уставом ГУПа определяются основные источники
формирования имущества, к которым относятся:
• имущество,
переданное по решению Министерства имущественных отношений РФ:
а) как взнос в уставный
капитал унитарного предприятия;
б) на праве
хозяйственного ведения;
• имущество, приобретенное
предприятием за счет прибыли, полученной в результате коммерческой
деятельности и остающейся в распоряжении предприятия;
• имущество,
приобретенное предприятием за счет заемных средств, в том числе кредитов
банков и других кредитных организаций;
• имущество,
приобретенное или созданное за счет средств, получаемых предприятием из бюджета
на безвозвратной основе на капитальные вложения предприятия;
• имущество, приобретенное или созданное за
счет целевого бюджетного финансирования в виде трансфертов, дотаций;
• средства,
получаемые предприятием в виде бюджетных ссуд;
• доходы, поступающие от участия предприятия
в уставных капиталах других организаций;
• доходы, получаемые
от сдачи в аренду государственного имущества (до 01.01.01);
• амортизационные
отчисления;
• добровольные
взносы (пожертвования) юридических лиц.
Основной источник — это имущество, получаемое
ГУПами как взнос в уставный капитал и на праве хозяйственного ведения или
оперативного управления.
В учете передаваемое имущество и денежные
средства в качестве вклада в уставный капитал унитарного предприятия
отражаются как задолженность учредителя (государства):
Д-т сч. 75 "Расчеты с
учредителями",
К-т сч. 80 "Уставный
капитал"
на сумму, указанную в уставе предприятия.
На основании документов, подтверждающих
фактическое получение имущества, товарно-материальные ценности приходуются, и
делается запись:
Д-т
сч. 01 "Основные средства", 04 "Нематериальные активы", 07
"Оборудование к установке", 10 "Материалы", 41
"Товары",
К-т
сч. 75 "Расчеты с учредителями".
Поступление денежных средств в уставный
капитал отражается:
Д-т сч. 51 "Расчетные
счета",
К-т сч. 75 "Расчеты с
учредителями".
Хозяйственные операции по передаче имущества
ГУПам на праве хозяйственного ведения в бухгалтерском учете отражаются
следующим образом:
Д-т
сч. 01 "Основные средства", 04 "Нематериальные активы", 07
"Оборудование к установке", 10 "Материалы", 41
"Товары",
К-т
сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".
Для учета расчетов с государственным и муниципальным
органом по выделенному имуществу на праве хозяйственного ведения можно
использовать счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами",
субсчет "Расчеты с государственным и муниципальным органом по выделенному
имуществу".
Одновременно показывается приращение имущества
предприятия:
Д-т
сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами",
К-т
сч. 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".
Вторым важным источником формирования
имущества является прибыль, полученная от коммерческой деятельности
предприятия, которая распределяется:
• на прибыль, направляемую собственнику
имущества в виде дивидендов. Согласно абз. 2 п. 1 ст. 295 ГК РФ собственник
имущества, находящегося в хозяйственном ведении, имеет право на получение части
прибыли от использования этого имущества. Это же положение закреплено в п. 3
постановления Правительства РФ от 03.02.2000 № 104 (ред. от 16.02.2001)
"Об усилении контроля за деятельностью федеральных государственных
унитарных предприятий и управлением находящимися в федеральной собственности
акциями открытых акционерных обществ". В учете эта операция отражается как
начисление дохода, причитающегося государственному и муниципальному органу:
Д-т
сч. 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)",
К-т
сч. 75 "Расчеты с учредителями".
Хозяйственная операция по перечислению
собственнику имущества дивидендов (дохода) отражается следующим образом:
Д-т сч. 75 "Расчеты с
учредителями",
К-т сч. 51 "Расчетные
счета";
• не прибыль, используемую предприятием на
уплату налогов и платежей, предусмотренных законодательством. Эта операция
отражается:
Д-т сч. 99 "Прибыли и
убытки",
К-т сч. 68 "Расчеты по
налогам и сборам";
• на
прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия, которая может быть использована:
• на увеличение уставного капитала (при доведении
его размера до величины чистых активов).
Эта операция отражается в учете:
Д-т
сч. 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)",
К-т
сч. 80 "Уставный капитал";
• на
внедрение, освоение новой техники и технологий, мероприятия по охране труда и
окружающей среды;
• на
создание фондов предприятия, в том числе предназначенных для покрытия убытков;
• на
развитие и расширение финансово-хозяйственной деятельности предприятия, пополнение
оборотных средств;
• на
строительство, реконструкцию, обновление основных фондов;
• на
проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ,
изучение
конъюнктуры рынка, потребительского спроса, маркетинг;
• на
продажу продукции и услуг предприятия;
• на
приобретение и строительство жилья (долевое участие) для работников
предприятия;
• на
материальное стимулирование и повышение квалификации сотрудников предприятия
и др.
В учете
эти операции отражаются:
Д-т
сч. 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)",
К-т
сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами";
• на
прибыль, направленную работникам предприятия (премия, материальная помощь,
дивиденды и т. д.):
Д-т
сч. 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)",
К-т
сч. 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда".
В соответствии с российским законодательством
унитарное предприятие от своего имени также имеет право увеличивать свои
активы, приобретать имущественные и неимущественные права за счет:
предоставленных государственных средств на
возвратной и возмездной основе (бюджетные кредиты);
финансирования за счет
средств арендной платы (до 01.01.01);
прочей государственной
поддержки унитарных предприятий;
финансирования государством на безвозвратной
основе.
Предоставление бюджетных кредитов унитарным
предприятиям осуществляется на основании ст. 6 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ).
Ежегодно Федеральным законом "О федеральном бюджете" Правительству
РФ предоставляется право финансировать на условиях возвратности и платности
коммерческие предприятия, в том числе ГУПы (т. е. на выдачу бюджетных
кредитов).
Однако для ГУПов определены
основные вилы расходов, осуществляемых из бюджетного кредита:
• расходы на выполнение высокоэффективные
прикладных научно-технических разработок имеющих коммерческую значимость, на
поддержку экспорта высокотехнологической продукции под заключенные контракты и
на реализацию программ конверсии оборонного производства;
• расходы на осуществление инвестиционных.
проектов в угольной отрасли, на покрытие убытков речного транспорта и др.
Учет бюджетного кредита отражается следящими
записями:
1. Получен бюджетный кредит в
денежном выражении на счет предприятия:
Д-т
сч. 51 "Расчетные счета", 52 "Валютные счета", 55
"Специальные счета в банках",
К-т
сч. 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам", 67
"Расчеты по долгосрочным кредитам и займам";
2. Начислены проценты по
бюджетному кредиту и отнесены на себестоимость продукции
Д-т сч. 20 "Основное
производство",
К-т
сч. 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам", 67 "Расчеты
по долгосрочным кредитам и займам".
Источником списания процентов по бюджетному
кредиту является себестоимость.
ГУПы могут получать
бюджетные ассигнования под выполнение определенных работ, оказание услуг по
договорам с государственным заказчиком.
Поскольку договоры на выполнение работ,
оказание услуг относятся к договорам подряда, то они должны иметь все признаки
договоров подряда. В договоре отражается порядок перехода права собственности
на приобретаемое оборудование (основные средства), используемое для выполнения
работ и оказания услуг либо как составная часть выполненных работ, а также порядок
использования оборудования после выполнения работ.
Оборудование (основные
средства) после окончания работ должно быть использовано в соответствии с
условиями договора: продано, оставлено на хранение, передано заказчику вместе с
выполненными работами, оставлено на балансе предприятия.
При условии, что
приобретенное оборудование является составной частью выполненных работ и
сдается заказчику, расходы на его приобретение списываются на источник
финансирования. В бухгалтерском учете данные хозяйственные операции отражаются
следующим образом:
Д-т сч. 51
"Расчетные счета", 52 "Валютные счета",
К-т сч. 86 "Целевое
финансирование"
поступили денежные
средства от государственного заказчика за выполненные работы, услуги;
Д-т сч. 60 "Расчеты
с поставщиками и подрядчиками",
К-т сч. 51
"Расчетные счета", 52 "Валютные счета"
оплата предприятием
(исполнителем) поставщикам ТМЦ, используемых в работах, услугах, подрядчикам за
выполненные работы, услуги, оборудование;
Д-т сч. 10
"Материалы",
К-т сч. 60 "Расчеты
с поставщиками и подрядчиками",
оприходованы ТМЦ;
Д-т сч. 19 "Налог
на добавленную стоимость по приобретенным ценностям",
К-т сч. 60 "Расчеты
с поставщиками и подрядчиками"
отражен НДС;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|