рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Налогообложение унитарных и муниципальных предприятий

Дополнительную особенность права оперативного управления составляет наличие субсидиарной ответственности собственника по долгам как казенного предприятия (ст.115 ГК), так и учреждения (ст.120 ГК, ст.9 Закона о некоммерческих организациях). При этом учреждение отвечает по своим долгам лишь в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств, в то время как казенное предприятие - всем своим имуществом.

Число созданных в соответствии с Указом Президента РФ "О реформе государственных предприятий" федеральных казенных предприятий на базе ликвидированных УП весьма ограничено ( постановление Правительства РФ от 3 апреля 1996 г. "Об утверждении устава федерального казенного предприятия "Государственный казенный научно-испытательный полигон авиационных систем" - СЗ РФ, 1996, N 4, ст.331; N 15, ст.1635), что объясняется особыми характеристиками этих предприятий, а также обязанностью собственника нести за них субсидиарную ответственность.

Казенное предприятие не вправе сдавать в аренду, использовать в качестве залога, передавать во временное пользование закрепленное за ним в оперативное управление недвижимое и другое имущество без согласия Правительства РФ или ГКИ РФ.

Деятельность казенного предприятия подразделяется на основную, предмет которой установлен при его создании, и дополнительную, разрешение на которую дает соответствующее министерство или ведомство РФ. Они же либо Правительство РФ утверждают устав казенного завода (фабрики, хозяйства).

Вне зависимости от вида деятельности казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию (работы, услуги) по ценам (тарифам), устанавливаемым в порядке, определяемом Правительством РФ. Порядок распределения прибыли закреплен в уставе каждого конкретного предприятия.

По общему правилу учреждение даже с согласия собственника не может распоряжаться (сдавать в аренду, предоставлять в залог, продавать и т.п.) имуществом, как закрепленным за ним собственником, так и приобретенным за счет средств, выделенных собственником по смете. Оно вправе использовать только денежные средства, выделенные по смете, причем в строгом соответствии с их целевым назначением.

Из общего правила существует ряд исключений. В соответствии с п.4 ст.27 Закона РФ от 22 августа 1996 г. "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (СЗ РФ, 1996, N 35, ст.4135) высшее учебное заведение вправе выступить в качестве арендодателя закрепленного за ним имущества. В частности, государственные и муниципальные высшие учебные заведения вправе сдавать такое имущество в аренду без права выкупа с согласия ученого совета высшего учебного заведения по ценам, которые не могут быть ниже цен, сложившихся в данном регионе. При этом получение какого-либо согласия собственника на эти действия не требуется.

Согласно постановлению Правительства РФ от 27 марта 1997 г. N 342 "О предоставлении государственным научным организациям права сдачи относящегося к федеральной собственности имущества в краткосрочную аренду" (Вестник ВАС РФ, 1997, N 5, с.8) научные организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, Российской и отраслевым академиям наук, имеют право сдавать в краткосрочную (до 1 года) аренду без права выкупа временно не используемое имущество, относящееся к федеральной собственности, включая недвижимое.

И хотя законность предоставления отдельным видам учреждений правомочий такого рода иными правовыми актами, чем закон, вызывает определенные сомнения, на практике указанные учреждения пользуются ими достаточно широко.

Иной характер носит право учреждения на доходы, полученные от разрешенной в соответствии с учредительными документами деятельности, а также на имущество, приобретенное на эти доходы. Такое имущество учитывается на отдельном балансе учреждения и не может быть изъято у него решением комитетов по управлению имуществом или других государственных или муниципальных органов, в том числе когда оно используется не по назначению. Эта норма по объему и характеру правомочий приближает данное право к праву хозяйственного ведения.

ГК исключает возможность заключения каких-либо договоров между собственником имущества и учреждением о передаче последнему государственного (муниципального) имущества в оперативное управление. В соответствии со ст.14 Закона о некоммерческих организациях учредительными документами для учреждения могут служить лишь решение собственника о его создании и устав. Поэтому попытки отдельных комитетов по управлению имуществом вновь, уже после вступления в силу ГК, навязать практику заключения подобных договоров с учреждениями являются противозаконными (Договор о порядке использования закрепленных за государственным образовательным учреждением федерального имущества на праве оперативного управления, утв. письмом ГКИ РФ от 26 марта 1996 г. N ОК-6/2279; Типовой договор о закреплении государственного имущества на праве оперативного управления, утв. постановлением правительства г.Москвы от 31 октября 1995 г. N 908).

Учреждение вправе отказаться заключить такой договор, а если он все же был заключен - обратиться в суд с иском о признании условий договора, ограничивающих его правоспособность. /1,статья 295-297(с комментариями)/




2 Порядок составления и ведения налогообложения в унитарных предприятиях


Результаты хозяйственной деятельности государственных унитарных предприятий (ГУПов) от­ражаются как собственность государства, муници­пального образования, однако предприятие пользу­ется и самостоятельно распоряжается этими резуль­татами.

Имущество ГУПов учитывается на балансе по источникам формирования.

Рассмотрим порядок отражения в бухгалтер­ском учете хозяйственных операций, связанных с особым порядком формирования имущества пред­приятия.

Уставом ГУПа определяются основные ис­точники формирования имущества, к которым от­носятся:

•    имущество, переданное по решению Мини­стерства имущественных отношений РФ:

а) как взнос в уставный капитал унитарно­го предприятия;

б) на праве хозяйственного ведения;

• имущество, приобретенное предприятием за счет прибыли, полученной в результате ком­мерческой деятельности и остающейся в рас­поряжении предприятия;

• имущество, приобретенное предприятием за счет заемных средств, в том числе креди­тов банков и других кредитных организа­ций;

• имущество, приобретенное или созданное за счет средств, получаемых предприятием из бюджета на безвозвратной основе на капита­льные вложения предприятия;

• имущество, приобретенное или созданное за счет целевого бюджетного финансирования в виде трансфертов, дотаций;

•    средства, получаемые предприятием в виде бюджетных ссуд;

•   доходы, поступающие от участия предприя­тия в уставных капиталах других организаций;

•    доходы, получаемые от сдачи в аренду госу­дарственного имущества (до 01.01.01);

•     амортизационные отчисления;

•     добровольные взносы (пожертвования) юри­дических лиц.

Основной источник — это имущество, полу­чаемое ГУПами как взнос в уставный капитал и на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

В учете передаваемое имущество и денежные средства в качестве вклада в уставный капитал уни­тарного предприятия отражаются как задолжен­ность учредителя (государства):

Д-т сч. 75 "Расчеты с учредителями",

К-т сч. 80 "Уставный капитал"

на сумму, указанную в уставе предприятия.

На основании документов, подтверждающих фактическое получение имущества, товарно-мате­риальные ценности приходуются, и делается за­пись:

Д-т сч. 01 "Основные средства", 04 "Нематериальные ак­тивы", 07 "Оборудование к установке", 10 "Мате­риалы", 41 "Товары",

К-т сч. 75 "Расчеты с учредителями".

Поступление денежных средств в уставный капитал отражается:

Д-т сч. 51 "Расчетные счета",

К-т сч. 75 "Расчеты с учредителями".

Хозяйственные операции по передаче иму­щества ГУПам на праве хозяйственного ведения в бухгалтерском учете отражаются следующим образом:

Д-т сч. 01 "Основные средства", 04 "Нематериальные ак­тивы", 07 "Оборудование к установке", 10 "Мате­риалы", 41 "Товары",

К-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредито­рами".

Для учета расчетов с государственным и му­ниципальным органом по выделенному имуществу на праве хозяйственного ведения можно использовать счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кре­диторами", субсчет "Расчеты с государственным и муниципальным органом по выделенному имуществу".

Одновременно показывается приращение имущества предприятия:

Д-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредито­рами",

К-т сч. 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убы­ток)".

Вторым важным источником формирования имущества является прибыль, полученная от коммер­ческой деятельности предприятия, которая распреде­ляется:

•     на прибыль, направляемую собственнику иму­щества в виде дивидендов. Согласно абз. 2 п. 1 ст. 295 ГК РФ собственник имущества, нахо­дящегося в хозяйственном ведении, имеет право на получение части прибыли от использования этого имущества. Это же положе­ние закреплено в п. 3 постановления Пра­вительства РФ от 03.02.2000 № 104 (ред. от 16.02.2001) "Об усилении контроля за дея­тельностью федеральных государственных унитарных предприятий и управлением на­ходящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ". В учете эта операция отражается как начис­ление дохода, причитающегося государственному и муниципальному органу:

Д-т сч. 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убы­ток)",

К-т сч. 75 "Расчеты с учредителями".

Хозяйственная операция по перечислению собственнику имущества дивидендов (дохода) отра­жается следующим образом:

Д-т сч. 75 "Расчеты с учредителями",

К-т сч. 51 "Расчетные счета";

•     не прибыль, используемую предприятием на уплату налогов и платежей, предусмотрен­ных законодательством. Эта операция отра­жается:

Д-т сч. 99 "Прибыли и убытки",

К-т сч. 68 "Расчеты по налогам и сборам";

•   на прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия, которая может быть использо­вана:

•  на увеличение уставного капитала (при дове­дении его размера до величины чистых акти­вов).

Эта операция отражается в учете:

Д-т сч. 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убы­ток)",

К-т сч. 80 "Уставный капитал";

•   на внедрение, освоение новой техники и тех­нологий, мероприятия по охране труда и окружающей среды;

•  на создание фондов предприятия, в том числе предназначенных для покрытия убытков;

• на развитие и расширение финансово-хозяй­ственной деятельности предприятия, попол­нение оборотных средств;

•    на строительство, реконструкцию, обновле­ние основных фондов;

•    на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ,

изучение конъюнктуры рынка, потребительского спро­са, маркетинг;

•    на продажу продукции и услуг предприятия;

•   на приобретение и строительство жилья (до­левое участие) для работников предприятия;

•  на материальное стимулирование и повыше­ние квалификации сотрудников предприя­тия и др.

В учете эти операции отражаются:

Д-т сч. 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убы­ток)",

К-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредито­рами";

•     на прибыль, направленную работникам пред­приятия (премия, материальная помощь, диви­денды и т. д.):

Д-т сч. 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убы­ток)",

К-т сч. 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда".

В соответствии с российским законодатель­ством унитарное предприятие от своего имени так­же имеет право увеличивать свои активы, приобре­тать имущественные и неимущественные права за счет:

предоставленных государственных средств на возвратной и возмездной основе (бюджетные кре­диты);

финансирования за счет средств арендной платы (до 01.01.01);

прочей государственной поддержки унитар­ных предприятий;

финансирования государством на безвозв­ратной основе.


Предоставление бюджетных кредитов унитарным предприятиям осуществляется на основании ст. 6 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ). Ежегодно Феде­ральным законом "О федеральном бюджете" Пра­вительству РФ предоставляется право финансиро­вать на условиях возвратности и платности коммер­ческие предприятия, в том числе ГУПы (т. е. на выдачу бюджетных кредитов).

Однако для ГУПов определены основные вилы расходов, осуществляемых из бюджетного кредита:

• расходы на выполнение высокоэффективные прикладных научно-технических разработок имеющих коммерческую значимость, на поддержку экспорта высокотехнологической продукции под заключенные контракты и на реализацию программ конверсии оборонного производства;

•    расходы на осуществление инвестиционных. проектов в угольной отрасли, на покрытие убытков речного транспорта и др.

Учет бюджетного кредита отражается следя­щими записями:

1. Получен бюджетный кредит в денежном выражении на счет предприятия:

Д-т сч. 51 "Расчетные счета", 52 "Валютные счета", 55 "Специальные счета в банках",

К-т сч. 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и зай­мам", 67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам";

2. Начислены проценты по бюджетному кредиту и отнесены на себестоимость продукции

Д-т сч. 20 "Основное производство",

К-т сч. 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам", 67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам".

Источником списания процентов по бюджетному кредиту является себестоимость.

ГУПы могут получать бюджетные ассигнова­ния под выполнение определенных работ, оказание услуг по договорам с государственным заказчиком.

Поскольку договоры на выполнение работ, оказание услуг относятся к договорам подряда, то они должны иметь все признаки договоров по­дряда. В договоре отражается порядок перехода права собственности на приобретаемое оборудо­вание (основные средства), используемое для вы­полнения работ и оказания услуг либо как составная часть выполненных работ, а также порядок использования оборудования после выполнения работ.

Оборудование (основные средства) после окончания работ должно быть использовано в соот­ветствии с условиями договора: продано, оставлено на хранение, передано заказчику вместе с выпол­ненными работами, оставлено на балансе пред­приятия.

При условии, что приобретенное оборудова­ние является составной частью выполненных работ и сдается заказчику, расходы на его приобретение списываются на источник финансирования. В бух­галтерском учете данные хозяйственные операции отражаются следующим образом:

Д-т сч. 51 "Расчетные счета", 52 "Валютные счета",

К-т сч. 86 "Целевое финансирование"

поступили денежные средства от государственного заказ­чика за выполненные работы, услуги;

Д-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками",

К-т сч. 51 "Расчетные счета", 52 "Валютные счета"

оплата предприятием (исполнителем) поставщикам ТМЦ, используемых в работах, услугах, подрядчикам за выпол­ненные работы, услуги, оборудование;

Д-т сч. 10 "Материалы",

К-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками",

оприходованы ТМЦ;

Д-т сч. 19 "Налог на добавленную стоимость по приобре­тенным ценностям",

К-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"

отражен НДС;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.