Во-вторых, предусматриваются
открытые перечни доходов и расходов, учитываемых при определении налоговой
базы. При этом к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг)
и имущественных прав; внереализационные доходы. Расходами признаются
обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные
налогоплательщиком.
Третье изменение;
предусматривается обязательное применение налогоплательщиками метода
начисления при определении момента признания доходов и расходов. При этом эти
налогоплательщики вправе использовать механизм резервирования сомнительных
долгов, что позволяет принимать к вычету в полном объеме величину просроченной
более чем на 3 месяца дебиторской задолженности. Налогоплательщики, у которых
сумма выручки от реализации товаров, работ и услуг в среднем за предыдущие
четыре квартала не превысила 1 миллиона рублей, за каждый квартал вправе
применять кассовый метод.
В-четвертых, существенно
либерализован механизм принятия к вычету таких расходов, как расходы на
рекламу, расходы на добровольное страхование, командировочные расходы. При
этом предусматривается новый механизм амортизации имущества — нелинейный,
который позволит организациям намного быстрее, чем существовавший раньше
линейный способ, списать затраты по приобретению основных средств в уменьшение
налогооблагаемой прибыли.
И, наконец, для
налогоплательщиков, получивших убыток в предыдущем налоговом периода,
предусматривается уточненный порядок переноса убытков на будущее.
Существенно меняется и
налогообложение операций с ценными бумагами. В частности, изменяется порядок
учета при налогообложении результатов переоценки ценных бумаг по рыночной
стоимости, создание резервов под обесценение ценных бумаг и их учет для целей
налогообложения.
/16, c.9-16/
3.2 Налог (плата) за пользование
водными объектами
Плательщики
Плательщиками
платы за пользование водными объектами (далее - плательщики) признаются
организации и предприниматели, непосредственно осуществляющие пользование
водными объектами с применением сооружений, технических средств или устройств,
подлежащее лицензированию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Плата за
пользование водными объектами (далее - плата) в целях осуществления забора
(добычи) воды из подземных источников осуществляется в
соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах. /5, статья 1/
Объект платы
Объектом платы
признается пользование водными объектами с применением сооружений, технических
средств или устройств, указанное в статье 1 настоящего Федерального закона от
6 мая 1998 г. N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами" (с
изменениями от 30 марта 1999 г., 7 августа 2001 г.),
в целях:
осуществления
забора воды из водных объектов;
удовлетворения
потребности гидроэнергетики в воде;
использования
акватории водных объектов для лесосплава, осуществляемого без применения
судовой тяги (в плотах и кошелях), а также для добычи полезных ископаемых,
организованной рекреации, размещения плавательных средств, коммуникаций, зданий,
сооружений, установок и оборудования, для проведения буровых, строительных и
иных работ;
осуществления
сброса сточных вод в водные объекты.
Не
признается объектом платы пользование водными объектами в целях:
забора воды
для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;
забора воды
сельскохозяйственными предприятиями и (или) крестьянскими (фермерскими)
хозяйствами для орошения земель сельскохозяйственного назначения,
централизованного водоснабжения животноводческих ферм и животноводческих комплексов,
включая птицефермы и птицефабрики, а также садоводческих и огороднических
объединений граждан. Настоящее положение действует до 1 января 2003 года;
забора воды
для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;
размещения
плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и
оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных
биологических ресурсов, защитой окружающей природной среды от вредного
воздействия вод, если иное не установлено законодательством Российской
Федерации;
проведение
государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а
также государственных научных исследований, геодезических, топографических,
гидрографических и поисково-съемочных работ;
осуществления
рекреации без применения сооружений, спортивной охоты и любительского
рыболовства;
осуществления
организованной рекреации лечебными и оздоровительными учреждениями,
находящимися в государственной и муниципальной собственности, а также
учреждениями и организациями, предназначенными для содержания и обслуживания
инвалидов, ветеранов и детей, финансируемыми за счет средств соответствующих
бюджетов или профсоюзов;
забора воды
для санитарных, экологических и судоходных попусков;
проведения
дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных
путей и гидротехнических сооружений;
использования
водных объектов для размещения и строительства отдельно стоящих
гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного,
рыбохозяйственного, водно-транспортного, водопроводного и канализационного
назначения;
строительства
(реконструкции) осушительных систем на участках низовых болот (водно-болотные
угодья);
сброса
дренажных, шахтных и карьерных вод, если концентрация вредных веществ в них не
превышает концентрацию таких веществ в водоприемнике. /5,статья 2/
Платежная база
Платежная
база в зависимости от вида пользования водными объектами определяется как:
объем воды,
забранной из водного объекта;
объем
продукции (работ, услуг), произведенной (выполненных, оказанных) при
использовании водным объектом без забора воды;
площадь
акватории используемых водных объектов;
объем
сточных вод, сбрасываемых в водные объекты.
Ставки платы
Минимальные
и максимальные ставки платы устанавливаются в следующих размерах:
1) 30,0 -
176,0 рубля за одну тысячу кубических метров воды, забранной из поверхностных
водных объектов в пределах установленных лимитов, - для плательщиков,
осуществляющих забор воды;
2) 0,8 - 3,3
рубля за одну тысячу кубических метров воды, забранной из территориального моря
и внутренних морских вод, - для плательщиков, осуществляющих забор воды;
3) 0,5 - 5,0
рубля за одну тысячу киловатт-часов вырабатываемой электроэнергии - для
плательщиков, осуществляющих эксплуатацию гидроэлектростанций;
4) 320,0 -
665,0 рубля за одну тысячу кубических метров древесины, сплавляемой без
применения судовой тяги (в плотах и кошелях), на каждые 100 километров сплава -
для плательщиков, осуществляющих сплав леса;
5) 1,3 - 7,3
тысячи рублей в год за один квадратный километр площади использования акватории
водных объектов - для плательщиков, осуществляющих добычу полезных ископаемых,
размещение объектов организованной рекреации, плавательных средств,
коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования, а также проведение
буровых, строительных и иных работ;
6) 3,2 -
27,0 рубля за одну тысячу кубических метров сточных вод - для плательщиков,
осуществляющих сброс сточных вод в водные объекты в пределах установленных
лимитов.
Минимальные
и максимальные ставки платы в пределах, определенных выше, по бассейнам рек,
озерам, морям и экономическим районам устанавливаются Правительством Российской
Федерации.
Ставки платы
по категориям плательщиков в зависимости от вида пользования водными объектами,
состояния водных объектов и с учетом местных условий водообеспечения населения
и хозяйственных объектов устанавливаются законодательными (представительными)
органами субъектов Российской Федерации.
Ставки платы
за пользование водными объектами, связанное с забором воды для водоснабжения
населения, устанавливаются по минимальным ставкам в соответствии с требованиями
представленными выше. Размеры ставки платы за такое пользование водными
объектами не должны превышать 30,0 рубля за одну тысячу кубических метров воды,
забранной из водного объекта. Настоящее положение действует до 1 января 2003
года.
До
утверждения законодательными (представительными) органами субъектов Российской
Федерации ставок платы по категориям плательщиков применяются минимальные
ставки платы, установленные Правительством Российской Федерации в соответствии
с требованиями представленными выше.
Ставки платы
за пользование водными объектами в целях забора воды для технологических нужд и
сброса сточных вод в пределах установленных лимитов плательщикам,
осуществляющим эксплуатацию объектов теплоэнергетики и атомной энергетики с
использованием прямоточной схемы водоснабжения и добычу драгоценных металлов,
устанавливаются в размере 30 процентов ставок платы, установленных выше.
Настоящее положение действует до 1 января 2003 года.
При заборе
или сбросе воды сверх установленных лимитов (месячных или годовых) ставки платы
для плательщика в части такого превышения увеличиваются в пять раз по сравнению
со ставками платы, установленными выше.
При
пользовании водными объектами без соответствующей лицензии (разрешения) ставки
платы увеличиваются в пять раз по сравнению со ставками платы, обычно
устанавливаемыми в отношении такого пользования на основании лицензии
(разрешения).
Настоящее
положение не может служить основанием для освобождения плательщика,
осуществляющего пользование водными объектами без соответствующей лицензии
(разрешения), от ответственности, предусмотренной законодательством Российской
Федерации./5, статья 4/
Федеральным
законом от 7 августа 2001 г. N 111-ФЗ предусмотрены изменения в статью 4
Федерального закона от 6 мая 1998 г. N 71-ФЗ "О плате за пользование
водными объектами" (с изменениями от 30 марта 1999 г., 7 августа 2001 г.),
увеличивающие ставки платы за пользование водными объектами. Изменения вступят
в силу с 1 января 2002 г.
Льготы по плате
Законодательные
(представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе устанавливать
льготы по плате для отдельных категорий плательщиков в пределах суммы платы,
поступающей в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации.
Определение суммы платы. Порядок и сроки
уплаты
Плательщик
определяет сумму платы самостоятельно.
Сумма платы
по итогам каждого отчетного периода определяется исходя из соответствующих
ставки платы и платежной базы, определяемых в соответствии со статьями 3 и 4
Федерального закона от 6 мая 1998 г. N 71-ФЗ "О плате за пользование
водными объектами" (с изменениями от 30 марта 1999 г., 7 августа 2001 г.),
с учетом льгот, предусмотренных статьей 5
Федерального закона №71-ФЗ.
Внесение плательщиком
платы по итогам каждого отчетного периода производится не позднее 20
календарных дней после истечения этого периода. При этом в те же сроки
плательщик обязан представить в налоговый орган по месту регистрации налоговую
декларацию, форма которой разрабатывается в установленном порядке
Государственной налоговой службой Российской Федерации, а по месту пользования
водным объектом - копию налоговой декларации.
Отчетный
период устанавливается:
для
предпринимателей, малых предприятий и плательщиков, использующих акваторию
водного объекта, - каждый календарный квартал;
для
остальных плательщиков - каждый календарный месяц./5, статья 6/
3.3 Налог на землю
Основные положения
В
соответствии с главой 13 первой части Налогового кодекса налог на землю
является местным налогом.
Использование земли в Российской Федерации
является платным. Формами платы являются: земельный налог, арендная плата,
нормативная цена земли (в редакции Федерального закона Российской Федерации
от 9 августа 1994 года №22-ФЗ).
Собственники земли, землевладельцы и
землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.
За земли, переданные в аренду, взимается
арендная плата.
Для покупки и выкупа земельных участков в
случаях, предусмотренных Земельным кодексом РСФСР, а также для получения под
залог земли банковского кредита устанавливается нормативная цена земли.
Целью введения платы за землю является
стимулирование рационального использования охраны и освоения земель, повышения
плодородия почв, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на
землях разного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населенных
пунктах, формирование специальных фондов финансирования этих мероприятий.
Размер земельного налога не зависит от
результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев,
землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу
земельной площади в расчете на год. /13,
c.316/
Объект налогообложения
Объектами обложения земельным налогом являются
земельные участки, предоставленные юридическим лицам и гражданам
(сельскохозяйственные угодья; земельные участки, предоставленные гражданам для
ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства,
индивидуального садоводства, огородничества животноводства,
кооперативам граждан для садоводства, огородничества и животноводства,
жилищного дачного, гаражного строительства, предпринимательской деятельности и
иных целей; земли промышленности, транспорта, связи, других отраслей
материального производства и непроизводственной сферы).
Земельный налог взимается в расчете на год с
облагаемой налогом земельной площади, предоставленной в установленном порядке
юридическим лица и гражданам собственность, владение или пользование,
включая площадь, занятую строениями и сооружениями, а также с земельных
участков, необходимых для содержания строений и сооружений.
Если земельный участок, обслуживающий
строения, находится в раздельном пользовании нескольких юридических лиц или
граждан, то по каждой части такого участка земельный налог исчисляется
отдельно. Площадь земли, которая находится в совместном пользовании этих лиц и
граждан, распределяется между ними для исчисления налогов пропорционально
площади строений, находящихся в их раздельном владении. За земельные участки,
обслуживающие строения, находящиеся в общей собственности нескольких
юридических лиц или граждан, земельный налог исчисляется каждому из этих
собственников соразмерно и доле на эти строения, если иное не предусмотрено в
документах, удостоверяющих право собственности, владения и пользования этими
земельными участками или соглашением сторон.
/13, c.316/
Льготы по налогу на
землю
От уплаты земельного налога полностью
освобождаются:
·
заповедники, национальные
и дендрологические парки, ботанические сады;
·
предприятия, граждане,
занимающиеся традиционными промыслами в местах проживания и хозяйственной
деятельности малочисленных народов и этнических групп, а также народными
художественными промыслами и народными ремеслами в местах их традиционного
бытования;
·
научные организации,
опытные, экспериментальные и учебно-опытные хозяйства
научно-исследовательских учреждений и учебных заведений сельскохозяйственного и
лесохозяйственного профиля за земельные участки, непосредственно используемые
для научных и учебных целей, а также для испытания сортов сельскохозяйственных
и лесохозяйственных культур;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|