Исторический опыт
нашей страны и зарубежных стран, теоретические разработки и анализ практики позволяют
классифицировать виды и типы денежной эмиссии по признаку ее организации. При
этом большое влияние на формирование классификационных групп оказывают субъекты
и объекты эмиссии. В историческом плане можно выделить:
●
природно-стихийную (контролируемую и неконтролируемую) эмиссию первичных
эквивалентов и драгоценных металлов в естественных формах;
● природно-производственную
(контролируемую и неконтролируемую) эмиссию первичных эквивалентов и
драгоценных металлов в формах первичной унификации, связанную не только с
добычей, но и с переработкой объектов эмиссии;
● открытую
чеканку монет из драгоценных металлов;
● закрытую
чеканку монет из драгоценных металлов, при которой особое значение приобретают
организация, контроль и регулирование эмиссионных процессов со стороны
соответствующих органов государственной власти;
● открытую
эмиссию кредитных денег, включая долговые расписки и первичные векселя, базирующуюся
на договоренностях, традициях;
● открытую
регулируемую эмиссию разменных и кредитных денег — монет, коммерческих векселей
и т.п., имеющих более четко зафиксированные организационные схемы;
● открытую
контролируемую эмиссию кредитных денег, т.е. ценных бумаг по проспектам
эмиссии;
● закрытую,
жестко организованную эмиссию всех видов денег монопольными эмиссионными центрами — центральным банком и органами власти:
банкнот, монет, государственных и муниципальных ценных бумаг.
Эмиссия и
организация денежного оборота и особенно эмиссионное регулирование предполагают
также определенную специализацию, позволяющую разделить эмиссию по
классификационному признаку сфер оборота денежных инструментов. Сферы оборота
также связаны с объектами и субъектами
эмиссии, так как многие из них изначально имеют определенную ориентацию, а в
некоторых проявляется и специализация денежных инструментов. Так,
наличные деньги нацелены в первую очередь на сферу оборота товаров широкого
потребления — обслуживание оборота населения, розничной, мелкооптовой торговли,
сферы услуг. Могут быть также выделены и такие специфические сферы эмиссии, как
организационно-замкнутые, — например, оборот талонов, чеков и др. только внутри
предприятий, организаций, объединений между их организационными структурами или
сотрудниками; так и инструментально-замкнутые, — например, оборот векселей с
передачей их по индоссаменту. Наконец, следует указать еще один достаточно важный с позиции эмиссионного
регулирования подход, согласно которому выделяют тип эмиссии в зависимости от
комплексности, завершенности ее сценариев. Так, полный сценарий эмиссии
включает все ее этапы — от разработки внешнего вида и определения номиналов
денежных знаков до лимитов и принципов их оборота, методов эмиссионного
регулирования. Базовый, минимальный, или «узкий», сценарий состоит только из
процесса выпуска денег в обращение. Различные виды комплексных, а также
частичных сценариев эмиссии объединяют отдельные варианты комплектации
эмиссионных процессов.
Классификационные
признаки отдельных видов эмиссии могут лежать в основе выработки направлений,
сценариев, приемов эмиссионного регулирования и анализа ее воздействия на
различные элементы экономики страны. Рассмотренные виды и типы денежной эмиссии
позволяют сделать вывод о неоднозначности, многоплановости и разнообразии
проявления этой экономической категории. Различные цели, объекты, субъекты,
сферы организации денежной эмиссии предполагают разнообразные сценарии ее
проведения, а главное — ее результаты. При этом эмиссия как экономическая категория
выполняет ряд функций: регулирующую, перераспределительную, контрольную,
экономии издержек обращения. Перераспределительная функция определена тем, что
в ходе эмиссии денежные инструменты перемещаются от эмитентов прямо,
непосредственно или через посредников в соответствующие сферы денежного
оборота, для которых они предназначены. Контрольная — проявляется в ходе
разработки эмиссионных действий, и особенно в различных реакциях на них
элементов и сегментов эмиссионных сфер. Функция экономии издержек обращения
связана с возможностью минимизировать затраты на изготовление денежных знаков,
организацию их выпуска в оборот и его осуществление путем оптимизации набора
эмитируемых денежных инструментов, максимально адаптированного к современным условиям страны: техническим, технологическим,
организационным и иным, вплоть до социальных. Если попытаться выстроить
иерархию функций денежной эмиссии, то на ее вершине следует поместить
регулирующую, предполагающую, что в целевые установки денежных эмиссий
обязательно входят позитивные изменения в экономике, уровне деловой активности,
деятельности субъектов, элементов эмиссионных сфер, а также решение проблем и
нейтрализация рисков, в зоне действия которых они оказались,
С учетом
вышеназванных функций можно определить эмиссионное регулирование как систему
целевых установок и ограничений, методов, приемов и инструментов, оказывающих в
ходе операций по выпуску или изъятию денег из обращения прямое воздействие на
элементы денежной системы, объем и структуру денежной массы и косвенное — на
экономическое и финансовое положение государства, общественных,
предпринимательских структур и
населения. В наиболее общем виде приоритеты и целевые установки эмиссионного
регулирования могут быть подразделены на макроэкономические и
микроэкономические. Цели и приоритеты макроэкономического уровня в сфере
денежного обращения включают, во-первых, обеспечение необходимого объема и
структуры денежной массы в соответствии с потребностями всех экономических
субъектов. Причем речь идет о потребностях, связанных с реальным товарным
оборотом и реальными инвестициями, и о необходимости учета и специализации денежных инструментов, обеспечивающих
потребности различных экономических сфер. Во-вторых, поддержание баланса
между размером денежной массы и объемом производства товаров и услуг с учетом
потребностей экономического роста. Неблагоприятны любые нарушения этого баланса, связанные с чрезмерным или
недостаточным объемом денежной массы; резким ускорением или замедлением
скорости оборота денег; необоснованным снижением или значительным и быстрым
изменением структуры и емкости товарного рынка по политическим мотивам; монополистической
практикой ценообразования и др. В-третьих, сокращение темпов или нейтрализацию
инфляции, связанной с изменением объемов и темпов денежной эмиссии, механизмами
организации и обеспечения денежного оборота, использованием эмиссионных
элементов денежно-кредитной политики, а также снижение вероятности появления
денежных суррогатов, способных затруднить работу отдельных элементов финансовой
системы. Эта целевая установка может также включать использование вторичных
эквивалентов в регулируемых, нормативных рамках, а, кроме того, в качестве
инструментов обеспечения, поддержания устойчивости оборота официальных денежных
знаков.
Для
микроэкономического уровня приоритеты и цепи эмиссионного регулирования более
конкретны, как конкретны и специфические потребности определенных субъектов
экономики, финансовой системы страны. Ими могут быть: обеспечение всех
заинтересованных субъектов, как физических, так и юридических лиц, достаточным
по количеству и соответствующим по видам и качеству арсеналом расчетных
инструментов с учетом, естественно, их специализации по сферам оборота;
обеспечение всех предпринимательских структур достаточно функциональным
инструментарием для поддержания и адекватного пополнения оборотных средств,
формирования необходимого по объему и защищенного от инфляционного обесценения
амортизационного фонда, т.е. для поддержания кругооборота активов предприятий в
условиях инфляции; инструментальное обеспечение краткосрочных инвестиций путем
включения в оборот достаточного количества обладающих соответствующим официальным
статусом денежных и фондовых ценностей, свойства которых позволяют быстро
переводить их из активного оборота в инвестиции и наоборот; обеспечение
возможности осуществления операций долгосрочного доходного инвестирования для
предпринимательских структур и населения через предоставление широкого доступа
к денежным инструментам, выполняющим функцию накоплений, инвестиций и
сбережений; возможность не фиктивного, а реального кассового исполнения бюджета
в его доходной и расходной частях через обеспечение в обороте достаточного
количества денежных инструментов, необходимых как для реального сбора налогов,
так и для соответствующих бюджетных выплат.
Одним из ключевых
вопросов эмиссионного регулирования является определение сфер, в которых проявляются
позитивные или негативные результаты этих регулирующих усилий. С этой точки
зрения можно выделить сферы прямого и косвенного эмиссионного регулирования.
Сфера прямого эмиссионного регулирования, или денежная сфера, распространяется
на все элементы денежной системы, и в первую очередь оперативного характера:
виды, оформление и защита денежных знаков, порядок эмиссии и оборота наличных и
безналичных денег, методы денежного регулирования и т.д., а также на
номинальный и реальный стоимостный объем активной и резервной денежной массы и
ее структуру, денежные обороты различных уровней. Денежная сфера является той
областью, где реализуются все основные функции эмиссии и эмиссионного
регулирования и через которую исполняются его базовые целевые установки, — как
макро-, так и микроуровня. Регулирование самой эмиссии, всех ее этапов и
механизмов, поддержание в адекватных паритетах всех базовых параметров денежной
массы, обеспечение эффективного функционирования комплекса элементов денежной
системы, включая ее количественные, качественные, структурные и временные
позиции, лежат в основе эмиссионного регулирования экономики.
Однако с точки
зрения эмиссионного регулирования экономики денежная сфера играет хотя и важное,
но все же промежуточное, можно сказать, инструментальное, значение, выполняет
функцию исполнительного механизма. С позиции воздействия на экономику страны
более значима сфера косвенного эмиссионного регулирования. Она включает сферы и
звенья финансовой системы: федеральные финансы, федеральный бюджет и
федеральные внебюджетные фонды; региональные финансы, бюджеты субъектов
Федерации и местные муниципальные бюджеты, региональные внебюджетные фонды и территориальные программы; финансы
общественных, некоммерческих организаций и предприятий, не
осуществляющих предпринимательскую деятельность, политических партий, общественных объединений и фондов, творческих и
профессиональных союзов, религиозных объединений и т.д.; предпринимательские
финансы по отраслям, собственности,
типу организации; финансы населения. Косвенная сфера эмиссионного регулирования
характерна тем, что именно на нее направлены все основные целевые установки. С
ее позиций разрабатываются, выбираются, комплектуются, а при необходимости и
корректируются методы и инструменты. Здесь формируются
и анализируются итоги и результаты, осуществляются контроль и управленческие
воздействия эмиссионного регулирования на экономику. Результатами эмиссионного регулирования в соответствии с его
целевыми установками могут быть как поддержание стабильности и устойчивости
функционирования отдельных элементов сферы и всего экономического
комплекса, так и изменение их позиций в сторону
активизации, расширения возможностей либо, наоборот, в сторону их
ограничений, подавлений, блокировки. Не меньше роль эмиссионного регулирования в
управлении структурными, отраслевыми, региональными, индивидуальными рисками и
нейтрализации негативных тенденций.
С точки зрения
возможностей реализации приоритетов и целевых установок эмиссионного
регулирования важны методы и инструменты,
рычаги эмиссионного регулирования (см. схему 2).
Их разработка, определение и идентификация тем более значимы, чем более они дифференцированы и разнообразны. Учет этого
разнообразия, возможность адекватного их выбора и комплектации
составляют основу эффективного эмиссионного регулирования. К основным количественным инструментам
эмиссионного регулирования можно
отнести: расширение или сжатие денежной массы через налоги,
организованные сбережения, использование методов денежно-кредитной политики;
ограничение или запрещение деятельности отдельных физических и юридических лиц, которые могут осуществлять эмиссионные операции. Это могут быть
соответствующие положения правовой инфраструктуры, подкрепленные
организационными и репрессионными мерами, банковский надзор, специальные
решения органов власти. Практикуются регламентация и ограничения использования
отдельных денежных инструментов, в том числе дифференцирование по их функциям с
учетом функций обеспечения активного товарооборота; расширение или сужение
элементного состава обеспечения денежной массы, тех наиболее ликвидных
материальных ценностей, на которые в первую очередь ориентируются эмиссионные
центры.
Не менее важно
воздействие качественных рычагов эмиссионного регулирования. Они включают действия
и операции, вызывающие увеличение или уменьшение отдельных элементов денежной
массы, как с изменением ее объема, так и балансирующие; эмиссионные операции, в
ходе которых вводятся в денежный оборот новые денежные инструменты с различными
качественными характеристиками, соответствующими базовым денежным функциям. К
ним можно отнести действия аналитического характера в области риск-менеджмента,
нацеленные на поддержание и повышение качества обеспечения денежной массы: обнаружение, идентификацию и исключение из
объектов обеспечения нетоварных векселей, государственных ценных бумаг,
не связанных напрямую с ростом производства, расширением товарного предложения.
Качественные рычаги эмиссионного регулирования включают также часто
востребованные и актуальные, особенно в потенциально критических ситуациях, оперативно-организационные
действия по привлечению новых видов обеспечения. В принципе это может
значительно расширить и соответственно увеличить высоколиквидные резервы
эмиссионных центров для России — драгоценные камни, антиквариат, ликвидные
товарные запасы, документарные свидетельства доступа к богатству недр и т.д.
Отечественный и зарубежный опыт позволяет отнести этот качественный рычаг к
одному из наиболее эффективных методов эмиссионного регулирования, позволяющих
расширить денежную массу с соблюдением стабильности денежного оборота и
одновременно простимулировать наиболее
эффективные отрасли реального сектора
экономики, где эти потенциальные
объекты денежного обеспечения производятся или концентрируются.
Наконец, к
качественным рычагам эмиссионного регулирования следует отнести достаточно
сложные и неоднозначные схемы разработки, организации и регламентации выпуска и
оборота специальных денежных инструментов. Среди них можно отметить «якорные»
валюты, жестко привязанные к иностранным, свободно конвертируемым валютам или к
драгоценным металлам, а также специализированные денежные инструменты
узконаправленного действия, например только для банковских расчетов или
«расшивки» неплатежей в предпринимательской сфере. В краткосрочном плане их
использование может быть достаточно
эффективным методом эмиссионного регулирования. Действуя ограниченно и
избирательно, он, не изменяя практически стоимостный объем основных денежных агрегатов,
при прочих равных- условиях способен стабилизировать денежное обращение и
параллельно способствовать решению проблем бюджета, реального сектора экономики
и населения.
Отдельная область
эмиссионного регулирования — это его временные аспекты, когда эмиссионные
действия планируются, осуществляются, приурочиваются к определенным событиям и
когда они наиболее эффективны. Определение и фиксация этих событий, временных
циклов — перспективное направление эмиссионного регулирования. Такими событиями
могут быть: сезонные производственные потребности, закупка сельскохозяйственной
продукции, путины, сезонные рубки леса и т.д.; периодические, праздничные,
сезонные потребности торговли и сферы услуг на базе смены климатических сезонов,
циклов производств с вахтовым методом организации работы, отпуска, гражданских
и религиозных праздников и др.; «пиковые» потребности бюджета — сезонные
выплаты отпускных учителям, оплата медицинской помощи в условиях эпидемий,
погашение бюджетных обязательств при
угрозе социальных потрясений и др.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20
|