рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Обеспечение кадровой безопасности в сфере высокотехнологичных производств


Следует отметить, что затраты зарубежных фирм на охрану своей коммерческой тайны составляют 10-15 % всех расходов на процесс производства. Поэтому наиболее расчетливые предприниматели пытаются на этом сэкономить, переложив затраты на плечи государства, путем получения госзаказов оборонного характера. Помимо прочих преимуществ, госзаказы позволяют пользоваться защитой государственных правоохранительных органов и, в первую очередь, контрразведки.

Допуская служащих фирмы к госсекретам, контрразведка с присущей ей тщательностью проверяет благонадежность каждого из них. Так, например проверка граждан США, получающих доступ к секретной информации, обычно включает:

- обязательную проверку на детекторе лжи (полиграфе). В число проверяемых включают также сотрудников служб безопасности и персонал фирм подрядчиков. Отказ от прохождения проверки на детекторе лжи влечет автоматическое лишение допуска или увольнение с работы;

- глубокое и всестороннее изучение досье кандидата на работу;        

- проверка его биографических данных за последние 10 лет;

- выяснение целей и обстоятельств поездок за рубеж;

- исследование финансового положения.


В ходе проверки служащего полученные сведения сопоставляются с данными Национального банка информации о секретоносителях, где на каждого из них существует электронное досье. В нем содержатся данные предыдущих проверок, его фотография, фонограмма его голоса, сведения об изменении в его финансовом положении, о поездках за границу. Помимо проверки на благонадежность сотрудников коммерческой фирмы, получающих доступ к государственным секретам, контрразведывательные органы формируют систему безопасности фирмы, включая программу защиты, вводят в ее штат своих сотрудников.

Наша экономика находится лишь на этапе становления рыночных отношений, поэтому для коммерческих структур, не связанных с выполнением оборонных заказов, состояние защиты от промышленного шпионажа (в т.ч. от государственных органов РФ), выглядит удручающим.

Сразу же следует подумать о безопасности наиболее важных секретов, утечка которых может нанести ущерб, значительно превышающий затраты на их защиту. При этом надо установить:

- какая информация нуждается в защите (здесь рекомендуется также свериться с Указом Президента РФ от 06 марта 1997 г. №188 “Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера”, Указом Президента Российской Федерации № 61 от 24 января 1998 г. “О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне”, Указом Президента Российской Федерации № 1203 от 30 ноября 1995 г. “Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне” и Указом Президента №1268 от 26.08.96 “Список товаров и технологий двойного назначения, экспорт которых контролируется”);

- кого она может заинтересовать;

- каков “срок жизни” этих секретов и их коммерческая стоимость;

- во что обойдется их защита.

Затем следует подготовить план по охране коммерческой тайны. Он может состоять из двух разделов:

- предотвращение похищения секретной информации;

- предотвращение утечки секретной информации.

Для этого требуется:

- определить, какая коммерческая информация является секретом фирмы;

- установить места ее создания и накопления;

- выявить потенциальные каналы утечки информации;

- получить консультацию по перекрытию этих каналов у специалистов;

- проанализировать соотношение затрат по использованию различных систем, обеспечивающих защиту секретной информации с их качеством, и выбрать наиболее приемлемую;

- назначить людей, ответственных за каждый участок этой системы;

- составить график проверки состояния дел на участках и механизм внеплановых проверок.


В целях обеспечения документального оформления конфиденциального делопроизводства мной разработаны (адаптированы) следующие документы:


  1. “Положение об организации защиты сведений конфиденциального характера, составляющих коммерческую, банковскую и служебную тайну компании ООО “_________” (далее Компании)” (Приложение 3);
  2. “Договор об оформлении допуска сотрудника к банковской, коммерческой и служебной тайне (приложение к трудовому договору)” (Приложение 4);
  3.  “Инструкция о порядке проведения служебного расследования по фактам незаконного получения и разглашения сведений, составляющих банковскую, коммерческую и служебную тайну, нарушения порядка конфиденциального делопроизводства” (Приложение 5);
  4. “Проект заключения о результатах служебного расследования по факту нарушения порядка защиты сведений конфиденциального характера” (Приложение 6);
  5. “Обязательство сотрудника о недопущении конфликта интересов”. (Приложение 7);
  6. “Договор о защите коммерческой информации (о конфиденциальности)” (Приложение 8);
  7. “Специальные обязанности руководителей подразделений ______________ по защите коммерческой тайны” (Приложение 9).




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Заключение


Итак, нами рассмотрены общие вопросы кадровой безопасности, вопросы кадровой безопасности в сфере высоких технологий, защиты персональных данных работников и конфиденциальной информации.

Кадровая безопасность - это процесс предотвращения негативных воздействий на экономическую безопасность предприятия за счет ликвидации или снижения рисков и угроз, связанных с персоналом, его интеллектуальным потенциалом и трудовыми отношениями в целом.

Как мы увидели, кадровая безопасность распространяется на все сферы кадровой и управленческой работы. Особое значение кадровая безопасность принимает в высокотехнологичных областях. Ее обеспечение распределяется во всех элементах (отделах, структурных подразделениях) предприятия, но самую важную роль в этом процессе играет служба персонала.

Особый смысл приобретает конфиденциальность информации и защита персональных данных работников.

Наметившиеся изменения в корпоративном управлении, вызванные глобализацией рынков и структуры промышленности, сдвигами в архитектуре рабочих мест и демографии рабочей силы, ориентацией на высокие доходы собственников, быстрыми и непрерывными организационными и технологическими изменениями, являются стратегическими. Они охватывают не только бизнес в целом, но и организацию кадровой работы в корпорациях. Речь идет о следующих сдвигах в бизнесе:

  • от автономного самообеспечения — к безграничному партнерству;
  • от иерархических или (и) централизованных структур — к пластичным и децентрализованным структурам;
  • от патриархальных моделей управления — к делегированию полномочий;
  • от ориентации на большие объемы и низкую себестоимость — к ориентации на качество, быстроту и нововведения;
  • от безошибочной работы — к измеряемым ее усовершенствованиям;
  • от закрытой организационной системы — к открытой системе.


В сфере человеческих ресурсов корпорации:

  • от узкой специализации и ограниченной ответственности за порученную работу — к широким профессиональным и должностным профилям;
  • от спланированного карьерного пути — к информированному и гибкому выбору траектории профессионального развития;
  • от ответственности менеджеров за развитие персонала — к ответственности самих работников за собственное развитие;
  • от контроля над проблемами, с которыми сталкиваются работники, — к созданию возможностей для всестороннего профессионального роста каждого работника;
  • от уклонения от обратной связи с подчиненными — к ее активному поиску;
  • от секретного рассмотрения факторов успеха, вакантных рабочих мест и отбора специалистов — к открытому обсуждению уровня компетентности работников, имеющихся вакансий и путей их заполнения.

В условиях серьезного системного кризиса науки и образования в России, отсутствия их нормального финансирования со стороны государства, слабой юридической защищенности, коррозии морально-нравственной составляющей личности при высоком интеллектуальном потенциале, катастрофической нехватке высококвалифицированных научных кадров, усиления демографической проблемы, обеспечение кадровой безопасности в области высоких технологий – процесс достаточно сложный. Не “одноразовый” анализ ситуации и “постановка” процесса, а постоянный мониторинг, коррекция и внедрение улучшений, упреждающих действий, адекватная мотивация персонала, создание систем с “разделением ключа” (невозможностью накопления у одного – двух сотрудников любого уровня критического объема информации и полномочий) позволит удержать предприятие в границах стабильного развития.









 

 

Использованные источники:


1.Публикации на Интернет-сайтах:


www.sec.ru,

www.ciber-crimes.ru,

#"#">#"#">#"#">www.washprofile.org,

#"#">#"#_ftn1" name="_ftnref1" title="">1, является разновидностью внутриорганизационной деятельности. Оно проводится с целью выяснения обстоятельств происшедшего, установления вины конкретных лиц, размера причиненного ущерба, выявления причин и условий, способствовавших изучаемому событию и применения превентивных профилактических мер в дальнейшем.

1.2. Служебное расследование представляет собой процесс гласного сбора и документирования информации, относящейся к событию и получаемой путем опроса сотрудников Компании и других лиц (с их согласия), располагающих ею, ознакомления с документами, осмотра служебных помещений, предметов, участков местности, а также оценки этой информации, подготовки выводов и предложений.


2. Назначение служебного расследования


2.1. Основанием для проведения служебного расследования (разбирательства) являются ставшие известными руководителю Компании сведения о фактах причинения ущерба Компании либо нарушениях внутренних правил Компании, могущих повлечь причинение ущерба. Такие сведения могут содержаться в служебных записках руководителей подразделений, сообщениях правоохранительных органов, иных государственных, а также негосударственных структур и частных лиц.

2.2. Разбирательство назначается руководителем, наделенным правом издания приказов, после получения сведений о событии путем дачи письменного указания либо издания приказа о назначении группы сотрудников (комиссии во главе с Председателем) для выполнения этой работы.

2.3. Председателем комиссии разрабатывается план проведения разбирательства, распределяются направления работы, изучаются законодательные и другие нормативные акты по вопросам, подлежащим выяснению.

2.4. Руководитель, назначивший разбирательство, дает указание о направлении и объеме изучения события.

2.5. Сотрудники, на которых возложено проведение разбирательства, могут освобождаться от исполнения функциональных постоянных обязанностей на период разбирательства.

2.6. Сотрудники не могут участвовать в проведении разбирательства, если они прямо или косвенно заинтересованы в его результатах.


3. Проведение разбирательства


3.1. В ходе разбирательства устанавливается:

3.1.1. Действительно ли имело место событие.

3.1.2. Обстоятельства (где, когда), при которых оно произошло.

3.1.3. Наличие отрицательных последствий события, характер и размер ущерба.

3.1.4. Причинная связь между проступком (действиями, бездействием) конкретного лица (лиц) и результатом события.

3.1.5. Причины и условия, способствовавшие событию (совершению проступка).

3.1.6. Наличие обстоятельств смягчающих или отягчающих ответственность виновного лица.

3.2. Разбирательство проводится в срок до 30 дней. В случае необходимости срок разбирательства может быть продлен руководителем, назначившим разбирательство, по мотивированному обращению председателя комиссии.

3.3. Сотрудники, которым поручено проведение разбирательства, подотчетны руководителю, назначившему разбирательство и Председателю комиссии.

3.4. Сотрудники, которым поручено проведение разбирательства обязаны:

3.4.I. Соблюдать предусмотренные законом права и интересы лиц - участников разбирательства.

3.4.2. Делать выводы по результатам работы комиссии только на основании фактических данных, полученных в результате разбирательства и закрепленных документально.

3.4.3. Своевременно докладывать руководителю, назначившему разбирательство, о выявленных нарушениях закона, причинах и условиях, способствовавших совершению проступка (правонарушения).

3.4.4. В случае установления в ходе разбирательства признаков преступления немедленно доложить об этом руководителю и по его указанию направить материалы в установленном порядке в следственные (правоохранительные) органы.

3.5. Сотрудники, которым поручено разбирательство имеют право:

3.5.1. Приглашать для беседы сотрудников, а также других граждан (с их согласия). Получать от них письменные объяснения, по фактам, имеющим отношение к предмету разбирательства.

Отказ от дачи пояснений оформляется отдельной справкой с указанием мотивов отказа.

3.5.2. С разрешения руководителя, назначившего разбирательство, знакомиться с документами организации, имеющими отношение к предмету разбирательства.

В случае необходимости приобщать указанные документы либо их копии к материалам разбирательства.

Получать в установленном порядке консультации у специалистов Компании и других структур государственной и негосударственной форм собственности по вопросам, требующим специальных познаний.

Осматривать предметы, документы, изделия, участки местности, имеющие отношение к событию.

Применять для фиксации полученной информации средства аудио-, видеозаписи по правилам уголовно-процессуального законодательства.

3.5.6. Приобщать к заключению о результатах разбирательства свое особое мнение в случае несогласия с процессом разбирательства или выводами по результатам работы.


4. Завершение разбирательства


4.1. По результатам разбирательства проводившие его сотрудники составляют мотивированное заключение, которое представляется руководителю, назначившему разбирательство. В заключении должно быть указано:

4.1.1. Должности и фамилии сотрудников, проводивших разбирательство и основание для его назначения.

4.1.2. Установочные данные лица, в отношении которого проводилось разбирательство.

4.1.3. Аргументированные ответы на вопросы, перечисленные в п. 3.1. настоящей Инструкции.

4.1.4. Предложения (в зависимости от результатов разбирательства) о применении к виновному конкретного дисциплинарного взыскания, привлечения его к материальной ответственности, мерах, направленных на устранение причин и условий, способствовавших совершению проступка, о прекращении разбирательства или направлении материалов разбирательства в правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.