В связи с этим
производственное обучение состоит из трех периодов:
1. период упражнений, когда
показываются, осваиваются и закрепляются типичные приемы и операции;
2. период выполнение
учебно-производственных заданий, когда с помощью освоенных типичных приемов и
операций выполняется ряд постепенно усложняющихся заданий и их комбинаций;
3. период самостоятельной
работы, когда обучаемый выполняет работы на рабочем месте, которое он займет
после обучения, приучается к самостоятельной работе. Третий период
заканчивается квалификационным испытанием [38, с.42-43].
По ходу своего обучения
инструктор предоставляет обучаемому все большую самостоятельность, переходя от
объяснений к текущим замечаниям, напоминаниям и советам.
Производственной
обучение сопровождается теоретическим, при котором изучаются основы технических
знаний, необходимые для сознательного выполнения производственных работ и
помогающие рабочему в дальнейшем производственном росте. Они дают ему знания
технологии, понимания смысла и правил выполнения работы. Для теоретических
знаний организуются группы рабочих, обучающихся одной или родственным
специальностям. Теоретические занятия ведут квалифицированные инженеры или техники
по программе и определенному расписанию, обеспечивающему окончание теории к
моменту начала третьего периода производственного обучения [там же].
Наконец, не
последнее место в организационно-управленческом блоке обучения кадров отводится
составлению учебной программы (основного документа, определяющего
содержание, объем и целесообразную последовательность обучения). Ей
предусматривается систематическое, последовательное освоение техники и
технологии, методов труда на основе достоверных теоретических данных, то есть
увязка производственного и теоретического обучения.
Право на
утверждение учебной программы принадлежит только главному инженеру или лицу, исполняющему
его обязанности. Учебные программы разрабатываются как наиболее
квалифицированными специалистами, преподавателями, так и сторонними лицами на договорных
началах.
Заводские программы для
рабочих, связанных с обслуживанием и ремонтом оборудования должны
согласовываться с технадзором. Для того чтобы обучение было для обучаемого
посильным, программа в целом и каждый ее раздел построены так, что все новое
основывается на уже известном, и обучаемый постепенно переходит от простого к
сложному.
Каждая программа содержит:
-
объяснительную
записку;
-
производственно-квалификационную
характеристику по данной профессии и квалификации;
-
тематический
план и программу теоретического обучения;
-
тематический
план и программу производственного обучения;
- перечень рекомендуемой литературы и наглядных пособий.
Обучение уже
сложившегося профессионала, работающего в организации, важно в первую очередь
для самой организации. Для успешного функционирования необходимо, чтобы
руководство осуществляло деятельность в двух основных направлениях — внешняя
адаптация и внутренняя интеграция.
Резюмируя,
стоит отметить, что перед системой управления персоналом на предприятии стоят следующие
задачи в области подготовки,
переподготовки кадров и повышения их квалификации:
1. выработка
стратегии в формировании квалифицированных кадров;
2. определение
потребности в обучении по отдельным его видам;
3. правильный
выбор форм и методов подготовки, переподготовки и повышения квалификации;
4. выбор
программно-методического и материально-технического обеспечения процесса как важного
условия качественного обучения;
5. изыскание
средств для финансирования всех видов обучения в необходимом количестве и с
требуемым качеством.
Существует еще
одна разновидность задач производственного обучения, которая делится следующим
образом [36, с.211]:
1. При подготовке новых рабочих:
а) привитие обучающимся
профессиональных навыков;
б) изучение наиболее рациональных
рабочих приемов на основе опыта передовых производств;
в) освоение норм выработки,
достижение качественных показателей;
г) усвоение правил техники
безопасности и промышленной санитарии.
2. При повышении квалификации
рабочих:
а) совершенствование имеющихся
навыков;
б) освоение новых, более сложных
работ и навыков;
в) освоение новой техники и
технологии, изучение передовой организации производства;
г) освоение новых методов и приемов
труда и его организации.
На основании анализа
литературных источников по названной тематике можно сделать следующие выводы:
1. Подготовка и
повышение квалификации работников в настоящее время должны носить непрерывный
характер и проводиться в течение всей трудовой жизни.
2. Предприятия
должны рассматриваться затраты на подготовку персонала как инвестиции в
основной капитал, которые позволят наиболее эффективно использовать новейшие
технологии.
3. Подготовка
кадров заключается в обучении их трудовым навыкам, необходимым для
качественного выполнения работы. Для эффективности непрерывного обучения
необходимо, чтобы работники были в нем заинтересованы. Администрации необходимо
создать климат, благоприятствующий обучению.
4. Система
подготовки может быть эффективной только в том случае, если будет проанализировано
существующее положение, оценена перспектива и сформирован образ желаемого будущего,
спрогнозированы изменения, подготовлены проекты изменения, определены сроки и затраты.
5. Обучение
полезно и нужно в трех случаях:
а) когда человек поступает на работу;
б) когда работника назначают на новую
работу;
в) когда установлено, что у работника
не хватает определенных навыков для работы.
2. Анализ системы обучения кадров
на ОАО «Вологодский оптико-механический завод»
2.1. Краткая технико-экономическая и организационная
характеристика предприятия
Объектом
исследования послужило акционерное общество открытого типа «Вологодский
оптико-механический завод». Местонахождение предприятия – европейская часть
России, г. Вологда, Вологодская область. Общая площадь завода – 201900 м2, в том числе производственная – 153500 м2. Численность работающих – 2455 человек.
ОАО «Вологодский
оптико-механический завод» входит в число наиболее современных промышленных
компаний Северо-запада России, является одним из ведущих предприятий г. Вологды.
Завод специализируется на разработке, производстве и ремонте оптико-электронных
и оптико-механических приборов для комплектования военной техники, выпускает
высокотехнологичную продукцию гражданского назначения. Система качества «ВОМЗ»
соответствует международным стандартам DIN EN ISO 9001-94 и ГОСТ Р ИСО
9001-96, что удостоверено авторитетной сертификационной фирмой TUV (Германия). Предприятие обладает
сертифицированной ЦНИИ Минобороны испытательной станцией и полевым полигоном
для контроля качества и надежности выпускаемых изделий. Продукция неоднократно
отмечалась дипломами конкурсов «Российская марка» и «100 лучших товаров
России». Изделия «ВОМЗ» широко представлены в РФ, экспортируются в страны Европы
и Юго-Восточной Азии.
О широких технологических
возможностях свидетельствует тот факт, что сегодня «ВОМЗ» располагает
исключительно разнообразной гаммой технологических переделов, позволяющих
изготавливать обширную номенклатуру сложных изделий. Перечень применяемых
технологий следующий:
§ литье под давлением
алюминиевых и латунных сплавов (объем литья в год – 200 и 10 тонн
соответственно);
§
литье, прессование
деталей из пластмассы, резины. Объемы производства:
§
литье
пластмасс – 110 т/год, прессовка пластмасс и резины (40 и 3 т/год);
§
холодно-листовая
штамповка;
§
металлическая
обработка стальных и цветных сплавов (на многоцелевых обрабатывающих центрах с
ЧПУ, токарных и фрезерных станках с ЧПУ, шлифовальных, координатно-расточных
станках и станках-автоматах);
§
термообработка
(закалка, отжиг, нормализация, отпуск, старение, обработка холодом, цементация);
§
гальванические
и лакокрасочные покрытия различных видов;
§
изготовление
печатных плат;
§
изготовление
оптических деталей (линзы, призмы, зеркала, светофильтры, сетки, клинья –
оптические покрытия с коэффициентом отражения 97%);
§
электромонтаж
– изготовление электронных узлов, жгутов, кабелей;
§
сборка
изделий и приборов;
§
сертифицированные
испытания изделий, в том числе механические, транспортные, климатические,
электрические;
§
изготовление
инструментальной оснастки.
В табл. 2.1
представлены объемы используемого заводом оборудования.
Таблица
2.1
Состав
основных фондов ОАО «ВОМЗ»
Наименование оборудования
|
Количество единиц
|
металлорежущие станки
|
2076
|
кузнечно-прессовое оборудование
(КПО)
|
286
|
деревообрабатывающее
|
15
|
литейное оборудование
|
23
|
оптическое оборудование
|
616
|
ВСЕГО:
|
3016
|
Завершая
технико-экономическую характеристику ВОМЗ, целесообразно обозначить основные направления
развития производства, такие как:
1) оптико-механические
приборы: прицелы для охотничьих ружей, зрительные трубы, фотообъективы,
микроскопы и т.д.; 2) оптико-электронные приборы: ночные трубы и прицелы,
бинокли, лазерные целеуказатели; 3) бытовые электроприборы:
микроволновые печи, швейные машины, сушилки, миниАТС; 4) агропромышленная
техника: коптильные установки, инкубаторы для фермерских хозяйств, минихлебопекарни,
установки для приготовления мягкого мороженого; 5) оборудование для
станкостроения: электроприводы, датчики угловых и линейных перемещений, шкафы
управления.
ОАО «Вологодский
оптико-механический завод» – это многопрофильное предприятие с разветвленной
структурой специальных подразделений. К числу его структурных единиц относятся
следующие:
§
отделы –
26
§
бюро – 3
(№№ 529, 372 и 357)
§
цеха – 12
§
производства
– 2 (№№ 101 и 128)
§
участок –
1 (№135)
Организационная структура ОАО «ВОМЗ», а именно верхние
уровни управления предприятием, схематически представлены в приложении Е.
Обеспечив
положительную динамику роста продаж, ОАО «ВОМЗ» значительную часть полученных
средств направляет на развитие заводской социальной сферы услуг. В феврале
2003г на площадях предприятия оборудован спортивно-оздоровительный комплекс.
Энергосистема завода снабжает теплом свыше 300 жилых домов и других объектов
центрального района города. Около 70 % производимого котельной предприятия
тепла ежедневно передается населению.
Одной из
постоянных статей расходов является финансирование подготовки, переподготовки и
повышения квалификации кадров завода. Особенности организации обучения
представлены в следующем разделе работы.
2.2. Организация процесса обучения кадров на предприятии
В условиях
рыночной экономики потребности предприятий в квалифицированных рабочих кадрах в
значительной степени удовлетворяются за счёт их подготовки и переподготовки
непосредственно на производстве.
Подготовка и
повышение квалификации работников завода осуществляется на основании
специального внутреннего документа предприятия – СТП АЩВ – 00.014 – 2003,
разработанного отделом обучения кадров (отд. №627) и введенного в действие
09.04.2003. Указанный стандарт называется «Порядок подготовки и повышения
квалификации персонала» [3]. Рассмотрим его основные положения.
На заводе
установлены следующие виды профессионального обучения, обеспечивающие
непрерывность производства:
- для рабочих:
а) подготовка новых рабочих
б) обучение 2-ой профессии,
переподготовка
в) повышение квалификации рабочих
- для руководящих работников и
специалистов:
а) обучение с отрывом от производства
(семинары, курсы лекций)
б) обучение без отрыва от производства (курсы целевого назначения, лекции,
школа молодого инженера).
Подготовка новых рабочих осуществляется по профессиям
согласно перечню, утвержденному Министерством общего и профессионального
образования РФ и Минтруда и социального развития РФ. Подготовка рабочих – это
первоначальное профессиональное обучение лиц, принятых учениками на предприятие
и заключившими с ним ученический договор. Для организации обучения руководитель
подразделения назначает приказом организатора производственно-технического
обучения. Сроки составляют до 6 месяцев (с учетом сложности профессии).
Подготовка производится по утвержденным учебным планам и программам,
используются индивидуальная и курсовая формы обучения. Не позднее 2-х дней
после выхода ученика на работу руководитель закрепляет за ним инструктора
производственного обучения и инженера-консультанта, оформляется трудовое
соглашение. При индивидуальной форме обучаемый изучает теоретический
курс самостоятельно, используя консультации инженера (до 20 часов). Результаты
подготовки заносятся инженером-консультантом в карточку учета теоретического
обучения (срок хранения в отделе 627 – 5 лет). При курсовой форме для изучения
теоретического курса формируются группы численностью 5-15 человек. К
обучению привлекаются специалисты с высшим и средним специальным образованием.
Производственное обучение осуществляется индивидуально на рабочих местах под
руководством квалифицированного рабочего-инструктора с образованием не ниже
среднего специального и стажем работы более 1 года. Получаемые обучающимися практические
навыки и умения заносятся в дневник учета производственного обучения (хранится
в отделе 627 5 лет). Затем обучаемый выполняет квалификационную работу, которая
должна соответствовать тарифному разряду (в соответствии с ЕТКС). Ее подбирает
мастер производственного участка. По результатам работы мастер и организатор
ПТО оформляют заключение на квалификационную работу (также хранится 5 лет в
отделе обучения завода). Все документы (карточка, дневник, заключение)
организатор ПТО за день до квалификационных экзаменов сдает в бюро 627 02. При
успешной сдаче экзамена обучаемому присваивается квалификационный разряд. Срок
обучения может быть сокращен при успешном обучении и отличных показателях
профессиональной подготовки. После оформления протокола заседания
квалификационной комиссии отдел обучения готовит проект приказа о переводе
обучившегося на работу по соответствующей профессии и разряду. Перевод
производится приказом по предприятию. Обучение по профессиям, связанным с
обследованием объектов котлонадзора и подъемных сооружений, водителей
автомобилей, организует бюро 627 02 в учебно-курсовом комбинате (УКК),
технических школах по заключаемым с ними договорам и на основании заявок
подразделений.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|