Обучение
вторым профессиям и переподготовка – согласно стандарту предприятия, это
обучение лиц, уже имеющих профессию, с целью расширения их профессионального
уровня, выполнения необходимых работ или смены профессии высвобождаемыми
работниками, которые не могут быть использованы по имеющимся у них профессиям.
Руководитель издает приказ по подразделению, назначается инструктор
производственного обучения и инженер-консультант. Устанавливаются сроки (до 3-х
месяцев) и плата труда рабочего в период обучения. Завершается обучение
выполнением квалификационной работы и сдачей квалификационного экзамена. На
основании протокола заседания комиссии личного заявления рабочего отдел
обучения готовит проект приказа по предприятию о переводе его по
соответствующей профессии и разряду.
Повышение
квалификации рабочих (ПК) – это профессиональное обучение,
направленное на совершенствование их профессиональных знаний, умений, навыков,
трудовой мотивации, рост мастерства по имеющимся профессиям. По утвержденным
планам и программам на предприятии проводятся следующие формы повышения квалификации:
- производственно-технические курсы
(ПТК)
- курсы целевого назначения (КЦН)
ПТК проводятся в
целях углубления и расширения знаний, умений и навыков для получения более
высоких разрядов в соответствии с требованиями производства. После обучения на
ПТК и сдачи квалификационного экзамена рабочему присваивается повышенный
квалификационный разряд. Также ПТК проводятся для рабочих, у которых
фактический уровень квалификации не в полной мере соответствует имеющемуся
тарифному разряду. Периодичность обучения составляет раз в год (в случае
отличных показателей может быть сокращена до 6 месяцев). Обучение на ПТК
проводят по курсовой и индивидуальной формам обучения. Основанием для
зачисления на курсы является личное заявление рабочего. Комплектование учебных
групп бюро 627 осуществляет из рабочих одной или родственных профессий близкой
квалификации. Численность группы – от 5 до 15 человек. При отсутствии
возможности создать группу допускается индивидуальное обучение, при котором
рабочий сам изучает теоретический курс и консультируется с
инженером-консультантом (не более 20 часов консультаций). Бюро подбирает преподавателей,
определяет режим работы учебной группы и место занятий. Результаты обучения
фиксируются в журнале учета теоретических занятий или карточке учета
теоретических занятий для индивидуальных консультаций. Ответственность за
качество проведения занятий возлагается на преподавателей. Допускается ПК при
самостоятельной подготовке. Обучение завершается выполнением квалификационной
работы и сдачей экзамена на очередной разряд.
КЦН вводятся
для изучения нового оборудования, изделий, материалов, технологических
процессов, правил технической эксплуатации оборудования, вопросов системы
качества. Группы в размере 5-15 человек, но допускается индивидуальная
подготовка. Основанием служит приказ руководителя подразделения, согласованный
с техническим директором или главным инженером, в котором указывается состав
группы, преподаватель, место и время занятий. Преподаватели, специалисты с
высшим и средним специальным образованием, заполняют журнал. Обучение завершается
сдачей зачета.
Для проведения квалификационных
экзаменов создаются заводская и цеховые квалификационные комиссии. Председателем
заводской комиссии, создаваемой приказом по предприятию, назначается главный
инженер или технический директор (их заместители). Она принимает экзамены у
рабочих с 4-го и выше разряда. Председателем цеховой квалификационной комиссии
является руководитель подразделения (или его заместитель), который принимает
экзамен у рабочих до 3-го разряда включительно. Оригинал протокола заседания
комиссии передается в группу комплектования кадров и хранится 75 лет, копия
протокола направляется в бюро 627 022 и хранится там 5 лет. На основании
протокола составляется проект приказа о присвоении соответствующего разряда.
Сведения о присвоении разряда заносятся в трудовую книжку и карточку
установленной формы.
Стажировка
молодых специалистов имеет срок до 1 года. Молодой специалист совместно с
руководителем стажировки составляет индивидуальный план стажировки и заполняет
паспорт молодого инженера. Для ускорения адаптации молодого специалиста бюро
627 02 ежегодно организует Школу молодого инженера (ШМИ), обучение в которой
обязательно. Для подведения итогов стажировки молодой специалист проходит
собеседование в комиссии под председательством технического директора.
Стажировка
руководящих работников и специалистов проводится с целью подготовки резерва кадров
руководящего звена управления. Приказом назначается руководитель стажировки и
определяется период стажировки. По окончании руководитель стажировки направляет
в отдел обучения отзыв на стажера и его отчет. Краткосрочное обучение
руководящих работников и специалистов проводится, согласно стандарту, по мере
необходимости. Основанием служит заявка руководителя подразделения,
согласованная с функциональным руководителем. Такое обучение (индивидуально или
в групповой форме) организуется на заводе или вне предприятия на договорной
основе. При направлении на обучение вне предприятия (за счет средств последнего)
с работником заключается трудовое соглашение. Для обучения на предприятии
высококвалифицированные специалисты завода разрабатывают учебные планы и программы
в зависимости от целей обучения. Преподавателей подбирают из числа
руководителей и специалистов предприятия либо приглашаются специалисты учебных
заведений и центров. Результаты обучения фиксируются в журнале учета теоретических
занятий.
Методическое
обеспечение и учебно-материальная база (учебные классы, технические
средства обучения, учебные и наглядные пособия) создаются за счет средств на
подготовку кадров. С целью стимулирования высокого качества организационной и
методической работы при подготовке и повышении квалификации цеховые
организаторы ПТО подразделений завода могут быть премированы. Ежегодно цеха,
бюро разрабатывают планы профессионального обучения рабочих, ИТР и
специалистов, исходя из потребности производства, в соответствии с нормами времени,
разрядами работ, требованиями должностных инструкций к компетентности
персонала, и перечня персонала, влияющего на качество. Отдел обучения обобщает
планы и составляет годовой план подготовки и повышения квалификации.
Выполнение годового плана – один из критериев оценки результативности процесса
«Человеческие ресурсы».
Что касается финансирования
обучения, то согласно утвержденному плану подготовки и повышения
квалификации разрабатывается смета расходов на обучение персонала. Анализ
выполнения сметы – еще один критерий оценки результативности процесса
«Человеческие ресурсы». Оплату труда рабочих, руководителей и специалистов,
направляемых на подготовку в сторонние организации, за период учебы производят
в соответствии с ТК РФ. Источником финансирования расходов на подготовку и повышение
квалификации персонала является себестоимость продукции ОАО «ВОМЗ».
Персональную
ответственность за организацию и учебно-методическую работу на предприятиях
осуществляет бюро подготовки кадров предприятия. В своей деятельности начальник
бюро руководствуется действующим законодательством, приказами и указаниями
вышестоящих организаций.
Организационная структура и состав отдела управления кадрами ОАО
«Вологодский оптико-механический завод»
Согласно положению «Об отделе
управления кадрами» 627.00.-01 (от 1.09. 2005 №1-033), ОУК – это
самостоятельное структурное подразделение, которое подчиняется непосредственно
генеральному директору завода. Его структура представлена на рис. 2.1.
К персоналу, влияющему на качество,
относят [2, С.7-8]:
· начальника отдела кадров;
· начальника бюро по
подготовке кадров;
· инженера II категории по подготовке кадров
(уполномоченный по системе менеджмента качества отдела кадров);
· ведущего специалиста по
кадрам.
ОУК
Рис.2.1 – Структура отдела управления кадрами ОАО «ВОМЗ»
В целом же
в состав отдела управления кадрами ОАО «ВОМЗ» входят:
1) начальник бюро
совершенствования управления и общественных связей;
2) психолог бюро
совершенствования управления и общественных связей;
3) начальник бюро по
подготовке кадров;
4) инженер по подготовке
кадров – уполномоченный отдела по СМК;
5) старший инспектор по кадрам;
6) специалисты по кадрам (3
человека);
7) специалист по кадрам II-ой категории.
Таким образом,
непосредственное отношение к обучению работников предприятия – к подготовке,
повышению квалификации и переподготовке кадров – имеют 9 человек.
2.3. Анализ количественного и качественного
состава работников
завода
Как было отмечено выше, численность
персонала завода составляет 2455 человек. Отдел управления кадрами, а именно
бюро обучения «ВОМЗ», ведёт учёт числа обученных кадров, работников, которые
повысили квалификацию, прошли переподготовку, а также учёт финансовых затрат на
эти цели.
Анализ количественного и качественного
состава работников предприятия позволит дать оценку их соответствия
потребностям, а также выявить тенденции в качественном изменении кадров. Прежде
всего, проанализируем данные по количеству работников, которые повысили
квалификацию, прошли подготовку и переподготовку в учебных заведениях и на заводе
(табл.2.2).
Из данных табл.2.2
видна, прежде всего, общая положительная динамика: по сравнению с 2003 г. число обученных работников завода выросло на 11% (272 против 244 человек). Во-вторых, на
протяжении трёх лет удельный вес обученных рабочих кадров увеличивается по
отношению к общему количеству работников предприятия, прошедших подготовку,
переподготовку и повышение квалификации. Благоприятная тенденция также
наблюдается в области переподготовки и получения второй профессии. Стоит
отдельно отметить существенный рост в 2005 г. числа обученных на курсах целевого назначения работников завода (206 против 100 человек в 2003 г.).
Таблица 2.2
Количество
обученных работников ОАО «ВОМЗ» в 2003-2005гг
Обучено человек
|
2003 год
|
2004 год
|
2005 год
|
% обученных в 2005г к 2003г
|
новых рабочих
|
12
|
24
|
20
|
167
|
повышение разрядов (по рабочим)
|
55
|
64
|
18
|
33
|
вторая профессия
|
16
|
14
|
20
|
125
|
ПТК (по инженерно-техническим работникам и специалистам)
|
48
|
149
|
-
|
-
|
КЦН
|
100
|
-
|
206
|
206
|
УКК
|
13
|
9
|
8
|
62
|
Итого в течение года
|
244
|
260
|
272
|
111
|
Более показательными являются данные, представленные в табл.2.3 и отражающие
распределение численности всего персонала «ВОМЗ» (включая ИТР, специалистов и
руководящих работников), прошедшего обучение в 2005 году, с учетом затрат по
видам обучения.
Анализируя данные
таблицы, можно отметить, что в 2005 г. было уделено значительное внимание
повышению квалификации, причем не только рабочих кадров (57 человек или 27%).
Акцент был сделан на ИТР и специалистах, большая часть которых повышала
квалификацию без отрыва от производства (62% по данному виду обучения). Исходя
из того, что существует взаимосвязь роста производительности труда за счёт
повышения квалификации, можно предположить, что это положительно скажется на
деятельности предприятия в последующие годы. Отметим, что, в конечном счете,
можно рассчитывать не только на рост объёма выпускаемой заводом продукции, но и
улучшение ее качества, которое также напрямую зависит от повышения квалификации
персонала «Вологодского оптико-механического завода».
Основываясь на изучении
показателей финансовых расходов, можно заключить, что наиболее затратным для
ОАО «ВОМЗ» является обучение новых рабочих и рабочих за пределами предприятия
(в УКК). Поэтому число обученных таким образом не столь велико (20 и 8 человек
соответственно).
Проводимыми
исследованиями установлена связь профессиональной подготовки и текучести
кадров. По мере роста профессионального образования изменяются мотивы
текучести кадров. При низком уровне профессионального образования особенно
часты увольнения из-за нарушений трудовой дисциплины и плохих отношений с
администрацией, а также из-за неудовлетворённости характером выполняемой
работы. Наиболее подвержены текучести рабочие, не прошедшие профессиональной
подготовки; на втором месте – получившие специальную подготовку на
производстве; выпускники же ПТУ представляют собой наиболее стабильный
контингент [9, с.15-16].
Таблица
2.3
Численность
и затраты по видам обучения на ОАО «ВОМЗ» в 2005 г.
Виды и категории обученных
|
Количество прошедших обучение
|
Затраты на обучение одного
работника, руб
|
новые рабочие
|
20
|
6997
|
вторая профессия и
переподготовка
|
20
|
4269
|
повышение квалификации (групповое и
индивидуальное), в том числе:
- рабочих
- ИТР и специалистов без отрыва от
производства
- ИТР и специалистов с отрывом от производства
|
215
57
133
25
|
-
27
211
3196
|
обучение за пределами предприятия, в том числе:
- руководителей
и специалистов
- рабочих (УКК)
|
52
44
8
|
-
2425
5050
|
специалистов и руководящих работников,
в том числе:
- по вопросам СМК
|
134
108
|
нет данных
|
прочие статьи расходов на обучение:
- работа по
подготовке кадрового резерва руководителей среднего звена
- руководство
стажировкой специалистов (4 человека)
|
40000
6139
|
Итого по обучению
персонала в 2005 г:
|
441
|
1344859
|
|
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|