рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Основы менеджмента














Причины организации штаба: 1) для организации выпуска новой продукции;  2) для реализации инновационных проектов;  3) для реализации стратегии повышения качества, и т.д.


г) Матричная структура.

Остальные структуры – комбинация предыдущих.

На выбор структуры управления влияют: 1) стоящие задачи;  2) имеющиеся в наличии ресурсы;  3) окружающая среда (поставщики, конкуренты), и т.д.

Мотивация в менеджменте.


Мотивация – процесс побуждения к труду.

Теории мотивации:

1)              «Политика кнута и пряника»: Сторонники этой теории придерживались мнения, что человек по своей природе ленив, хитёр, эгоистичен, хочет поменьше дать и побольше взять. Таким образом, необходимо заставлять его работать. Чтобы ему было не в тягость постоянное принуждение к труду его необходимо систематически поощрять за хороший труд.

2)              «Содержательная теория мотивации»: Потребности заставляют человека действовать, работать.

3)              «Процессуальная теория мотивации»: Мотивация возникает в процессе труда.

Разновидности теории:

1)      «Теория мотивации Врума»:

Мотивация = Ожидаемые  *       Ожидаемое    *    Ценность

                      результаты     вознаграждение    вознаграждения

2)      «Теория справедливости»: Люди субъективно ощущают справедливость вознаграждения за труд. Важно так оплачивать труд, чтобы сгладить возникающие ощущения между людьми.

3)     

 

Осознание своей роли в процессе труда

 

Способности, особенности человека, его характер

 

Степень удовлетворения, чувство компетентности, самоуважения

 

Затраченные усилия

 

Полученные результаты

 

Внутреннее вознаграждение

 

Внешнее вознаграждение

 
«Модель Портера-Лоулера»:

















Модель представляет собой синтез теории ожидания и теории справедливости.

Из схемы видно, что затраченные усилия влияют на результаты; по полученным результатам человек получает внешнее и внутреннее вознаграждение. Внешние и внутренние вознаграждения влияют на будущие затраченные усилия и получаемые результаты. На получаемые результаты также влияют: а) осознание своей роли в процессе труда; б) особенности, способности человека, его характер.

Внешнее вознаграждение – оплата, ценность оплаты, уверенность в связи усилия с ценностью вознаграждения.

Внутреннее вознаграждение – похвала, продвижение по службе и т.д.



Потребности: 1) Первичные (физиологические);  2) Вторичные (психологические).


Потребности по Маслоу:

 




Потребность

в

самовыражении

 


Потребность

в уважении

 


Социальные потребности

 

 


Потребность в безопасности и уверенности

в будущем

 

Физиологические потребности

 



Переход с уровня на уровень снизу вверх. Человек может остановиться в развитии на каком-то одном уровне.


Теория потребностей Макклелинда:

Существует 3 группы потребностей: 1) Потребность во власти; 2) Потребность в успехе;  3) Потребность в причастии к какому-либо делу.

Человек в процессе своего личностного роста переходит из одной группы в другую.


Закон результата: Степень удовлетворения, полученная при достижении цели, влияет на поведение человека в сходных ситуациях в будущем.

Гурцберг предложил свою двухфакторную модель:

—         Первый фактор – численнический фактор: политика фирмы, администрация, условия работы, заработок, степень контроля за работой, межличностные взаимоотношения.

—         Второй фактор – мотивационный фактор: успех, передвижение по службе, признание, уважение, возможность самостоятельно принимать решения, рисковать, возможность творческой работы.



Понятие групповой динамики


Групповая динамика – это изменение поведенческих реакций индивидуумов в зависимости от состава группы, изменение поведения группы в зависимости от изменения поведения индивидуума (индивидуумов). Группа характеризуется: а) числом членов;  б) статусами;  в) ролями членов группы. Группы делятся на формальные и неформальные. Группы можно разделить на группы руководителей и группы исполнителей (работников).


Производственная группа = Руководитель + Подчинённый

 

Хорд-Торнский эффект показал важность психологической совместимости членов группы, важность оптимального числа членов группы, важность социальных факторов. Всё это повлияло в эксперименте на производительность труда.


Модель Команса


 










Групповые эмоции влияют на эффективность взаимодействия и как следствие на деятельность индивидуумов.

Групповое мышление – это мышление отличное от индивидуального и присущее только конкретной группе с её конкретной численностью, статусом и ролями. Статус членов группы определяется их властными полномочиями.

Зачастую требуется создание специальных комитетов. Комитеты могут быть целевыми и постоянными.

Целевой комитет – это группа внутри организации, которая делегирует полномочия для выполнения какого-либо задания  с определённой целью. Группа организуется временно для достижения определённой цели. Например: реорганизация организации, контроль за использованием средств и ресурсов, поиск резервов, повышение качества, инновационные процессы и т.д.

Постоянный комитет – это группа внутри организации, которая делегирует полномочия для выполнения какой-либо постоянной функции. Например: контроль за снижением себестоимости, контроль за качеством продукции, длительные инновационные процессы, объём продаж и т.д.


Руководство: власть и личное влияние


Понятие лидерства:

Лидерство определяется способностью оказывать влияние на отдельные личности и группы и направлять их усилия на достижение целей организации. Влияние – это любое поведение человека, которое вносит изменения в поведение других людей.

Понятие власти:

Власть обуславливается возможностью человека влиять на поведение других. Власть можно осуществлять:

1)      устрашением;

2)      убеждением;

3)      принуждением;

4)      через участие руководителя;

5)      власть, основанная на вознаграждении;

6)      власть экспертная;

7)      власть через веру разумную и слепую;

8)      власть примеров;

9)      власть с помощью закона;

10)  власть на основе традиций;

11)  харизма – власть, построенная не на логике, а на силе личных качеств и способностей лидера.

Понятие баланса власти


Зависимость подчинённых от руководителя

 

Зависимость руководителя от подчинённых

 

Власть подчинённых над руководителем

 

Власть руководителя над подчинённым

 
Основной закон: Уровень влияния властного лица А на лицо В равно степени зависимости лица В от лица А.








 





Стили лидерства могут быть автократичными,  демократичными и либеральными.

Возможны два подхода:

—         поведенческий: эффективность лидерства определяется не личными качествами руководителя, а его манерой поведения с подчинёнными.

—         ситуационный: эффективность лидерства определяется ситуацией, поэтому руководитель – лидер должен уметь вести себя по-разному в различных ситуациях, определяемых заданием, внешней средой, личными качествами подчинённых и т.д.


Автократичный стиль: ориентация в принятии решений не себя, единоличная власть и управление.

Демократичный стиль: разделение власти, участие работников в управлении.

Либеральный стиль: полная свобода группы, коллегиальность в управлении.

Существует две теории – теория X и теория Y. Стиль руководства определяется взглядами и представлениями данного руководителя, а представления могут быть различными.

Теория X основывается на представлениях автократичного руководителя: а) люди не любят трудиться;  б) люди предпочитают, чтобы ими руководили (боятся брать ответственность на себя);  в) больше всего люди хотят защищённости;  г) чтобы заставить трудиться необходимо принуждение, контроль, наказание.

Теория Y основывается на представлениях демократичного руководителя: а) труд – процесс естественный;  б) если условия благоприятные, то люди будут стремиться к самостоятельности и ответственности;  в) люди могут и будут использовать самоуправление и самоконтроль, если они приобщены к общей цели;  г) приобщение к общей цели есть функция вознаграждения;  д) интеллектуальный потенциал и способность к творчеству используется людьми частично, следовательно, необходимо раскрыть эти стороны в человеке.

4 системы в стиле лидерства Лайнерда

Стиль 1 – эксплуататорско-авторитарный: слушаю только себя, принимаю решения только сам, основа мотивации к труду подчинённых – фиксированный заработок и премия по результатам работ.

Стиль 2 – благосклонно-авторитарный: хвалю за хорошо выполненную работу, материально поощряю и наказываю не только в зависимости от формально выполненной работы, но и учитывая усердие, инициативу, прилежность, старательность, дисциплинированность рабочего.

Стиль 3 – консультативно-демократический: консультируюсь с рабочими, учитываю их пожелания и советы.

Стиль 4 – стиль, основанный на обосновании необходимости выполнения задания, инициативы и участия подчинённых: участие работников в управлении, организация работниками своего труда.

 Решетка стилей лидерства Блейка и Мутона

Забота о

человеке

 


               в                                              2

               с                  1                          3

                        н                                                                           4

н                         с                           в                    Забота о

                        производстве


Руководитель может находиться в любой из зон. Нахождение в зоне определяет стиль руководства.

Ситуационная модель Фидлера


Фидлер выделил 3 системы, фактически влияющие на поведение руководителя:

1)                       Взаимоотношения между руководителем и подчиненными (определяется доверием, привлекательностью общения, уважением, авторитетом).

2)                       Структура задания рабочего (определяется привлекательностью задания, чёткостью постановки задания, понятностью). Задание структурировано (чётко поставлено), либо не структурировано.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.