При решении вопроса о предоставлении средств банк требует широкой
информации об экон. и фин. положении этих стран, направляет туда свои экон.
миссии. Такие миссии, сотоящие в основном из представителей промышленно
развитых стран, проводит осбледование эк-ки и финансов стран-членов, влияют на
составление и выполнение нац. программ их экон. развития. В рекомендациях
миссий МБРР приоритет отдается развитию частного сектора эк-ки и привлечению
иностр. кап-ла в развивающиеся страны. Общая сумма кредитов, предоставленных
банком за 47 лет его деят-ти, достигла 235 млрд. долл. Осн. задача МБРР - кредитование
конкретных объектов (преимущественно инфраструктурных - транспорт, связь,
энергетика) на основе их тщательного отбора. С середины 70-х гг. в кредитах
банка все большую роль играют соц. аспекты развития, особенно борьба с
бедностью. Увеличиваются кредиты на развитие здравоохранения, образования,
планирования семьи, развития с/х, особое внимание уделяется охране окруж. среды
и приватизации. Новым явлением с 80-х гг. стал сдвиг в кредитной стратегии
МБРР, который, как и МВФ, стал предоставлять кредит на структурную адаптацию в
соотв-и с программой экон. реформ и перехода страны-заемщика к рын. эк-ке. При
этом выделяемые банком кредиты не привязаны к конкретным объектам, и
страны-заемщики могут свободно распоряжаться заемными ср-ми. МБРР стал
кредитовать и гос. предприятия в развивающихся странах, но лишь при наличии
гарантий их правительств и если рук-во банка убедится, что частный капитал
отсутствует, а участие прав-ва не нанесет ущерба расширению предпринимательства
в данной стране. Для развития с/х банк выделяет около 1/5 своих кредитных
ассигнований, для промышленности ассигновано не более 1/5 кредитов МБРР,
который стремится превратить этот важнейший сектор развивающейся эк-ки в
ключевой объект приложения частного кап-ла. Большинство кредитов МБРР выдается
на срок 15-20 лет (льготный период 5 лет), причем наименьшие сроки характерны
для кредитования пром-ти. К сер. 1993 г. основная ставка МБРР равнялась 7,43%
годовых, поэтому кредитами МБРР могут пользоваться не все развивающиеся страны,
и лишь крупные или наиболее развитиые из них: Мексика, Бразилия, Индия,
Индонезия, Турция, Китай, Филиппины, Аргентина, Южная Корея, Колумбия. Именно
эти 10 стран получили наибольшую сумму кредитов - более 7 млрд. долл. Каждая, а
всего 137 млрд. долл. или около 60% всех кредитов МБРР к середине 1993 года.
Особенно актуальной новая кредитная политика МБРР стала в отношении
реформируемых хоз. структур восточноевропейских стран и республик бывшего СССР:
для кредитования крайне необходимого импорта, реконструкции нефтедобывающих
областей (Зап. Сибирь), поддержка приватизационной программы, развития служб
занятости и ситемы соц. защиты.
65. Парижский и Лондонский клубы.
Институциональная структура
валютно-кредитных отношений включ. и неформальные международн. организации,
такие как Парижский и Лондонские клубы.
Парижский клуб стран-кредиторов -
неформальная организация промышленно развитых стран, где обсуждаются проблемы
урегулирования, отсрочки платежей по госуд. долгу стран. Для избежания
одностороннего моратория ( отсрочки платежа) кредиторы ведут переговоры с
должниками лицом к лицу об условиях пересмотра внешних займов. Начало его
деятельности относится к 1956 году, когда кредиторы Аргентины были приглашены в
Париж на переговоры с должниками. Периодические заседания Парижского клуба в
70-х годах сменились активной работой в 80-90-х годах в связи с обострением
проблемы погашения госуд. долга развивающихся стран, а затем стран Восточной
Европы и России. На заседаниях Парижского клуба присутствуют наблюдатели из МВФ,
МБРР(междунар. банк реконструкции и развития), ЮНКТАД и обычно
рассматривается вопрос о той части внешнего долга, кот. должна быть погашена в
текущем году. Парижский клуб по другому называется Джи 10 или Группа десяти. В
парижский клуб входят: Бельгия, Великобритания, Германия, Италия, Канада,
Нидерланды, Франция, Швеция, США, Япония и др.
Парижский клуб предоставляет кредиты
госуд. структурам. Парижский клуб финансирует программу ОФР (официальное
финансирование развития). Для развивающихся стран механизм ОФР имеет три вида:
1. 58% всех ср-в ОФР поступает от
Парижского клуба
2. многостороннее сотруднечество на
основе международных финансовых организаций
3. получение кредита от стран за
пределами Парижского клуба ( Арабские страны и др. )
ОФР включает 2 вида кредита:
1. официальная помощь развития (ОПР)
2. прочие ОФР
Ср-ва, предоставляемые в качестве
ОПР до 25% должны быть безвозмездными. В настоящее время доля безвозмездности
растет и для некоторых стран сост. уже 70%. Прочие ОФР не предоставляются на
безвозмездной основе и имеют более жесткие %-ные ставки
СОгласно распоряжения президента РФ
N 378 РТ от 16.19.97 " О присоединение РФ к деятельности Парижского клуба
кредиторов в качестве гос- ва участника".
В целях дальнейш. интеграции РФ в
международную валютно финанс. сис-му, обеспечение эконом. и полит. интересов
РФ, повышению эффективности использования росс. внешних фин. активов и в
развитие договоренностей, достигнутых на встрече 8 ведущих индустриальных стран
мира в июне 97 г. ( г. Денвер США ): 1. признать целесообразным присоединение
РФ к деят-ти Парижского клуба кредиторов в качестве государства-участника. 2.
Правительству РФ обеспечить в 97 г. присоединение РФ к деятельности Парижского
клуба кредиторов в качестве полноправного участника.
Лондонский клуб создан в 50-х годах.
В Лондонском клубе, кот. объединяет примерно 600 коммерческих банков,
обсуждаются проблемы урегулирования задолженности частным кредитно-финансовым
институтам. Лондонский клуб предоставляет кредиты как госуд, так и частным
предприятиям. Лондонский клуб не педоставляет кредиты на льготной и
безвозмездной основе, т.к. это частные коммерческие банки. В Лондонский клуб
входят банки Японии, США и Европы.
С середины 70-х годов разработка
проблем межгосударственного урегулирования перенесена на уровень совещания глав
государств и правительств семерки и группы десяти, которая кроме семерки
включает Бельгию, Нидерланды, Швейцарию и Швецию ( Швейцария, хотя она и не
явл. членом МВФ стала членом общего соглашения о займах МВФ, заключенного странами
Джи 10 для расширения кредитных возможностей фонда). На этих совещаниях большое
внимание уделяется валютно-кредитным проблемам. И каждый раз подтверждается
принцип либерализма и международного сотрудничества в противовес цнтробежным
тенденциям " каждый за себя".
№ 66. ЕС: этапы развития и
перспективы интеграции.
Процесс сближения взаимопереплитения
нац. эк-к, направленных на образование единого хоз. комплекса в рамках
группировок, нашел выражение в ЕЭС. Европейское экономическое сообщество
(ЕЭС) - наиболее развитое региональное интеграционная группировка стран
Западной Европы; функционирует с 1 января 58 г. на основе Римского договора,
подписанного в марте 57 г. 6-ю странами: ФРГ, францией, Италией, Бельгией,
Нидерландами, Люксембургом.
Цель ЕС:
1. создать
экон. и пол. союз на базе межгосударственного регулирования хоз. жизни;
превратить ЕС в супер гос.;
2. укрепить
позиции заподноевропейского центра для противоборства с США и Японией на
мировом рынке;
3. коллективными
усилиями удержать в сфере своего влияния развивающиеся страны - бывшие колонии
заподноевропейских держав.
Основные эл-ты валютной
интеграции:
1. режим
совместно плавающих валютн. курсов;
2. валютн.
интервенция, в т. ч. коллективная, для поддержания рыночных курсов валют в
пределах согласованного отклонения от центрального курса;
3. создание
коллективной валюты как международного платежно-резервного ср-ва;
4. совместные
фонды взаимного кредитования стран- членов для поддержания курсов валют;
5. международные
региональные валютно-кредитные и фин-ые организации для валютного и кредитного
регулирования.
Заподноевропейской интеграции
предшествовали соглашения о многосторонних валютных компенсациях между
Францией, Италией, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом и присоединившимися к
ним с 1947 г. западными окупационными зонами Германии;соглашения 1947-49 гг. о
внутриевропейских платежах и компенсациях между 17 странами: Европейский
платежный союз (ЕПС)- многосторонний клиринг 50-58гг.; введение
конвертируемости валют 58-61гг. Процесс интеграции включ. несколько этапов,
направленных на создание единого рынка и на этой базе эк-ого и валютного союза.
В 58-68 гг. ("переходный
период") был образован таможенный союз. Были отменены таможенные пошлины и
ограничения во взаимной торговле, введен единый таможенный тариф на ввоз
товаров из третьих стран в целях ограждения ЕЭС от иностранной конкуренции. К
1967 г. сложился аграрный общий рынок. Введен особый режим регулирования с-х
цен.Таможенный союз дополнялся элементами межгосударственного согласования эконом.
и валютной пол-ки. Были сняты многие ограничения для движения кап-ла и рабочей
силы. Страны ЕС приняли в 1971 г. программу поэтапного создания эконом. и
валютного союза к 1980 г. При разработке ее проекта столкнулись позиции
"монитористов " (во главе с Францией), кот. считали, что в начале
надо создать валютный союз на базе фиксированных валютных курсов и
"эконом-ов " (в основном представителей ФРГ), кот. предлагали начать
формирование эконом. союза и предпочитали режим плавающих валютных курсов. Этот
спор завершился компромиссным решением глав правительств ЕЭС в 1969 г. в Гааге
о параллельном создании экономич. и валютного союза. Поэтапный "план
Вернера", принятый 22.03.71 года советом министров ЕЭС, был расчитан на 10
лет. На первом этапе (1971-1974) предусматривались сужения пределов колебаний
валютных курсов, введение полной взаимной обратимости валют, согласование
экономической, финансовойи денежно-кредитной политики. На втором этапе
(1975-1976) намечалось завершение этих мероприятий. На третьем этапе (77-79гг.)
предполагалось передать наднациональным органам "Общего рынка"
некоторые полномочия, принадлежавшие национальным правительствам, создать
европейскую валюту в целях выравнивания валютных курсов и цен. Планировались
создание единой бюджетной системы, гармонизация деятельности банков. Процесс
валютной интеграции в этот период развивался по следующим направлениям:
* межправительственные консультации
в целях координации валютно-экономической политики;
* совместное плавание курсов ряда
валют ЕЭС в суженных пределах ("европейская валютная змея");
* валютная интервенция не только в
долларах, но и в европейских валютах;
* формирование системы
межгосударственных взаимных кредитов;
* создание бюджета ЕЭС;
* введение системы компенсационных
валютных сумм- налогов и субсидий в форме надбавки или скидки к единой цене на
аграрные товары;
* учреждение межгосударственных
валютно-кредитных и финансовых институтов- Европейского инвестиционного банка,
Европейского фонда развития, Европейского фонда валютного сотрудничества и др.
В конце 1970-х годов
активизировались поиски путей создания экономического и валютного союза. 13
марта 1979 года была создана Европейская валютная система (ЕВС). Ее цели
следующие: обеспечить достижение экономич. интеграции; создать зону европейской
стабильности с собственной валютой в противовес Ямайской валютной системе,
основанной на долларовом стандарте; оградить общий рынок от экспансии доллара.
Структурные принципы ЕЭС:
* ЕВС базируется на экю- европейской
валютной единице. Условная стоимость экю опред. по методу валютной корзины.
Доля валют в карзине экю зависит от удельного веса стран в совокупном ВНП
государств-членов ЕС, их взаимном товарообороте и участие в краткосрочных
кредитах поддержки.
* ЕВС использует золото в качестве
реальных резервных активов.
* Режим валютных курсов основан на
совместном плавании валют в форме "европейской валютной змеи" в
установленных пределах взаимных колебаний.
* ЕВС осуществл. валютное
регулирование путем предоставления центральным банкам кредитов для покрытия
временного дефицита платежных балансов и расчетов, связанных с валютной
интервенцией.
Важной вехой в развитии валютной
интеграции в ЕЭС явился единый европейский акт, принятый в мае 1987 года.
Новый этап- программа создания
валютного экономического союза, разработанная комитетом Ж. Делора в апреле
1989г. План Делора предусматривал:
* создание общего рынка, поощрение
конкуренции в ЕС для совершенствования рыночного механизма во избежание
злоупотреблений монопольным положением, политикой соглашения, слиянием, госуд.
субсидий;
* стуктурное выравнивание отсталых
зон и регионов;
* координацию экономической,
бюджетной, налоговой политики в целях сдерживания инфляции, стабилизации цен и
экономического роста, ограничение дефицита гос. бюджета;
* учреждение наднационального
Европейского валютного института.
Кроме того, поставлена задача
образования политического союза ЕС к 2000 г. Для валютного союза необходимо: 1.
участие всех валют в европейской змее; 2. соблюдение странами единых пределов
колебаний курса валюты; 3. соединение официального и частного секторов
функционирования экю; 4. устранение господства марки ФРГ в валютной
интервенции.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33
|