Практика сговора предприятий – олигополистов в химической и нефтехимической промышленности
Казанский
Государственный Технологический Университет
им.
Кирова
Курсовая
работа
по
дисциплине: «Экономика химической отрасли»
на
тему: «Практика сговора предприятий – олигополистов в химической и
нефтехимической промышленности ».
Выполнила
студентка
3
курса группы 3251-84
Казакова
Резеда Р.
Проверила:
Якупова
В. Р.
2007год
Содержание.
Введение………………………………………………………………. 3
Глава 1. Олигополия в химии и нефтехимии……………………….. 5
1.1 Сущность и квалификация
олигополии в промышленности.5
1.2 Поведение олигополистических
предприятий……………….9
Глава 2. Картели и их сговор в химии и нефтехимии. ……………..
13
2.1 Сговор в предприятиях олигополии………………………….
13
2.1.1. «Газпром» замечен в
сговоре с «ЛУКОЙЛом»…….. 18
2.1.2 Ценовой сговор ТНК- ВР………………………………...
19
2.1.3 ЛУКОЙЛ в ценовом сговоре……………………………
21
2.2 Рассмотрение картелей и их сговор
в промышленности. .......22
2.2.1. Ценообразование в ОПЕКе……………………………....27
2.2.2. Развитие ОПЕКа. ………………………………………...29
Заключение…………………………………………………………….39
Список использованной литературы………………………………....41
Приложение……………………………………………………………42
Введение.
Олигополия
является одной из самых распространенных структур рынка в современной
экономике. Почти все технически сложные отрасли промышленности: металлургия,
химия, автомобилестроение, электроника, судо- и самолетостроение и др., имеют
именно такую структуру.
Рынок олигополии
делятся на два типа: 1) отрасли с одинаковой продукцией и большим размером
предприятий; 2) несколько продавцов, продающие дифференцированные товары.
Когда на рынке
действует множество фирм, предлагающих по существу однородную продукцию, -
преобладает конкуренция. Однако значительное число отраслей находятся между
двумя крайностями. В этих отраслях конкурируют несколько фирм, однако в силу
недостаточной интенсивности соперничества мы не имеем оснований отнести их к
принимающим цену производителям. Экономисты называют такую ситуацию несовершенной
конкуренцией.
Данная тема
актуальна на сегодняшний день, так как, надо сказать, что в российской
рыночной экономике, которая все еще находится в стадии развития, и в которой
основным видом ограничения конкуренции являются естественные монополии,
оставшиеся еще с советских времен, такое явление как картели и картельные
соглашения (разновидность олигополии), о которых пойдет речь в данной работе,
встречается довольно редко. Тем более что российское антимонопольное
законодательство запрещает практически все (за небольшим исключением) виды
картельных соглашений.
Целью является:
исследование картельных соглашений и их последствий на олигополистических
предприятиях.
Задачами курсовой
работы является:
1. Выявление сущности, анализ
функционирования и образования картеля.
2. Анализ картельных соглашений,
факторов их сохраняющий и приводящих к распаду картеля.
3. Влияние картельных соглашений на
цены.
4. Рассмотреть ценовые сговоры и их
последствия на примерах.
5. Рассмотреть ценообразование на
примере ОПЕКа.
Объектом
исследования является картель, который в свою очередь представляет собой очень
неустойчивую структуру, основанную на сговоре с целью установления на рынке
монопольной цены, которая не может не устраивать некоторых членов картеля, что
и приводит к нарушению картельного соглашения.
Сговор
олигополистов в нашей стране не редкость и достаточно привычное явление, а для
правительства республики Татарстан контроль деятельности олигополистов
достаточно важен, ведь основу экономики РТ составляет химическая и
нефтехимическая отрасли.
Структура работы
построена так, что сначала разбирается олигополия как структуру рынка, что
необходимо для глубокого анализа картеля, который сперва рассматривается как
одна из форм олигополии, а далее во второй главе анализируются причины его
возникновения, стимулы к формированию картельного соглашения и факторы облегчающие
его сохранение и ценообразование в нем. На практике берется в качестве картеля
ОПЕК и рассматривается ценообразование и анализ современной ситуации в нем.
Глава 1.
Олигополия в химии и нефтехимии.
1.1 Сущность и
квалификация олигополии в промышленности.
Олигополия – это
тип рынка несовершенной конкуренции, характеризующийся присутствием на рынке
товара нескольких производителей. Таким образом, в олигополистической отрасли
производителей больше, чем в условиях монополии, но значительно меньше, чем в
условиях совершенной конкуренции. Из этого следует, что олигополист, в отличие
от совершенного конкурента, обладает определенной властью над ценой, но его
власть, по сравнению с монополистом, ограничена количеством производителей,
поделивших рынок между собой.
Наиболее заметная
черта олигополии состоит в немногочисленности действующих на рынке фирм. Иными
словами, к олигополистическим структурам можно отнести такие рынки, на которых
сосредотачивается от 2 до 24 продавцов.[1]
По концентрации продавцов на одном и том же рынке олигополии подразделяются
на плотные и разряженные. К плотным олигополиям условно относят такие отраслевые
структуры, которые на рынке представлены 2-8 продавцами.
Структуры рынка, которые включают
более 8 хозяйствующих объектов, относят к разряженным олигополиям. Подобного
рода градация позволяет по-разному оценивать поведение предприятий в условиях
плотной и разряженной олигополии. В первом случае в силу весьма ограниченного
числа продавцов возможны различного рода сговоры в отношении согласованного их
поведения на рынке, тогда как во втором случае это практически
невозможно.
В
олигополистической отрасли, как и при монополистической конкуренции, наряду с
крупными часто действует немало мелких фирм. Однако на несколько ведущих
компаний приходится столь большая часть суммарного оборота отрасли, что именно
их деятельность определяет развитие событий.
Формально к
олигополистическим обычно относят те отрасли, где четыре крупнейшие фирмы производят
более половины всей выпускаемой продукции. Если же концентрация производства
оказывается ниже, то отрасль считают действующей в условиях монополистической
конкуренции. Конечно, установление такой количественной границы во многом
условно. Тем не менее, два названных типа рынка имеют и качественные отличия
друг от друга.
Исходя из
характера предлагаемой продукции, олигополии можно подразделить на ординарные и
дифференцированные. Ординарная олигополия связана с производством и
предложением стандартных продуктов. Многие стандартные продукты выпускаются в
условиях олигополии – это сталь, цветные металлы, строительные материалы.
Дифференцированные олигополии формируются на основе выпуска продуктов
многообразного ассортимента. Они характерны для тех отраслей, в которых имеется
возможность разнообразить производство предлагаемых товаров и услуг. При
монополистической конкуренции решающей причиной несовершенства конкуренции
является дифференциация продукта. В условиях олигополии этот фактор тоже имеет
значение. Есть олигополистические отрасли, в которых дифференциация продукта
значительна (например, автомобилестроение).
Уровень плотности
олигополистической структуры рынка измеряется количеством предприятий в той или
иной отрасли и их долей в совокупных продажах отрасли в рамках национальной
экономики. Таким образом, варьируя количеством предприятий можно определить
степень концентрации производства, а, следовательно, и предложения в
исследуемой отрасли общественного производства.
В то же время следует подчеркнуть, что было бы неосмотрительно ориентироваться
на масштабы только национальной экономики. Олигополистические структуры могут
формироваться как на региональном, так и на местном уровне хозяйствования. Так
в силу специфики возможностей потребления готового бетона на локальных рынках
(района, небольшого города) также формируются олигополистические структуры,
равным образом как и на региональном уровне в сфере предложения.
Однако на каком
бы уровне мы ни рассматривали олигополии, не следует забывать о двух важных
моментах: межотраслевой конкуренции и импорте продукции. Сила олигополии
уменьшается под воздействием предложения продуктов предприятиями других
отраслей, которые обладают приблизительно одинаковыми с продукцией олигополистов
потребительскими свойствами (например, газ и электроэнергия как источник
тепла, медь и алюминий как сырье для изготовления электропроводов). Ослаблению
олигополии содействует и импорт аналогичных товаров или их заменителей. Оба эти
фактора могут способствовать формированию более конкурентных структур по
сравнению с чисто отраслевыми рыночными структурами.
Но существуют и
отрасли, где продукт является стандартизированным (цементная, нефтяная
промышленность, большинство подотраслей металлургии). Однако главной причиной
формирования олигополии является экономия от масштаба производства. Отрасль
приобретает олигополистическую структуру в том случае, если крупный размер
фирмы обеспечивает существенную экономию на затратах и, следовательно, если
крупные фирмы в ней имеют значительные преимущества над мелкими.
Дело в том, что
крупных фирм в отрасли никогда может быть много. Уже многомиллиардная стоимость
их заводов служит надежным барьером на пути, проникновения новых компаний в
отрасль. Но даже если бы нашлись средства на сооружение большого числа
гигантов, те не смогли бы в дальнейшем прибыльно работать. Ведь емкость рынка
ограничена. Потребительского спроса вполне хватает, чтобы поглотить продукцию
тысяч мелких пекарен или авторемонтных мастерских. Однако никому не нужен
металл в тех количествах, которые могли бы выплавить тысячи домен-гигантов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|