рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Практика сговора предприятий – олигополистов в химической и нефтехимической промышленности

Практика сговора предприятий – олигополистов в химической и нефтехимической промышленности

Казанский Государственный Технологический Университет

им. Кирова

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине: «Экономика химической отрасли»

на тему: «Практика сговора предприятий – олигополистов в химической и нефтехимической промышленности ».

 

 

 

 

 

Выполнила студентка

3 курса группы 3251-84

Казакова Резеда Р.

Проверила:

Якупова В. Р.

 

 

 

 

 

2007год

Содержание.

 

Введение………………………………………………………………. 3  

Глава 1. Олигополия в химии и нефтехимии……………………….. 5

1.1  Сущность и квалификация олигополии в промышленности.5

1.2 Поведение олигополистических предприятий……………….9

Глава 2. Картели и их сговор в химии и нефтехимии. …………….. 13

2.1 Сговор в предприятиях олигополии…………………………. 13

2.1.1.     «Газпром» замечен в сговоре с «ЛУКОЙЛом»…….. 18

2.1.2 Ценовой сговор ТНК- ВР………………………………... 19

2.1.3 ЛУКОЙЛ  в ценовом сговоре…………………………… 21

2.2 Рассмотрение картелей и их сговор в промышленности. .......22

2.2.1. Ценообразование в ОПЕКе……………………………....27

2.2.2. Развитие ОПЕКа. ………………………………………...29

Заключение…………………………………………………………….39

Список использованной литературы………………………………....41

Приложение……………………………………………………………42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Олигополия является одной из самых распространенных структур рынка в современной экономике. Почти все технически сложные отрасли промышленности: металлургия, химия, автомобилестроение, электроника, судо- и самолетостроение и др., имеют именно такую структуру.

Рынок олигополии делятся на два типа: 1) отрасли с одинаковой продукцией и большим размером  предприятий; 2) несколько продавцов, продающие дифференцированные товары.

Когда на рынке действует множество фирм, предлагающих по существу однородную продукцию, - преобладает конкуренция. Однако значительное число отраслей находятся между двумя крайностями. В этих отраслях конкурируют несколько фирм, однако в силу недостаточной интенсивности соперничества мы не имеем оснований отнести их к принимающим цену производителям. Экономисты называют такую ситуацию несовершенной конкуренцией.

Данная тема актуальна на сегодняшний день, так как,  надо  сказать, что в российской рыночной экономике, которая все еще находится в стадии развития, и в которой основным видом ограничения конкуренции являются естественные монополии, оставшиеся еще с советских времен, такое явление как картели и картельные соглашения (разновидность олигополии), о которых пойдет речь в данной работе, встречается довольно редко. Тем более что российское антимонопольное законодательство запрещает практически все (за небольшим исключением)  виды картельных соглашений.

Целью является: исследование картельных соглашений  и их последствий на олигополистических предприятиях.

Задачами курсовой работы является:

1. Выявление сущности, анализ функционирования и образования картеля.

2. Анализ картельных соглашений, факторов их сохраняющий и приводящих к распаду картеля.

3.  Влияние картельных соглашений на цены.

4.  Рассмотреть ценовые сговоры и их последствия на примерах.

5.   Рассмотреть ценообразование на примере ОПЕКа.

Объектом исследования является картель, который в свою очередь представляет собой очень неустойчивую структуру, основанную на сговоре с целью установления на рынке монопольной цены, которая не может не устраивать некоторых членов картеля, что и приводит к нарушению картельного соглашения.

Сговор олигополистов в нашей стране не редкость и достаточно привычное явление, а для правительства республики Татарстан контроль деятельности олигополистов достаточно важен, ведь основу экономики РТ составляет химическая и нефтехимическая отрасли.

Структура  работы построена так, что сначала разбирается олигополия как структуру рынка, что необходимо для глубокого анализа картеля, который сперва  рассматривается как одна из форм олигополии, а далее во второй главе анализируются причины его возникновения, стимулы к формированию картельного соглашения и факторы облегчающие его сохранение и ценообразование в нем. На практике берется в качестве картеля ОПЕК и рассматривается ценообразование и анализ современной ситуации в нем.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Олигополия в химии и нефтехимии.

1.1  Сущность и квалификация олигополии в промышленности.

Олигополия – это тип рынка несовершенной конкуренции, характеризующийся присутствием на рынке товара нескольких производителей. Таким образом, в олигополистической отрасли производителей больше, чем в условиях монополии, но значительно меньше, чем в условиях совершенной конкуренции. Из этого следует, что олигополист, в отличие от совершенного конкурента, обладает определенной властью над ценой, но его власть, по сравнению с монополистом, ограничена количеством производителей, поделивших рынок между собой.

Наиболее заметная черта олигополии состоит в немногочисленности действующих на рынке фирм. Иными словами, к олигополистическим структурам можно отнести такие рынки, на которых сосредотачивается от 2 до 24 продавцов.[1]     По концентрации продавцов на одном и том же рынке олигополии подразделяются на плотные и разряженные. К плотным олигополиям   условно   относят   такие   отраслевые   структуры,    которые на рынке представлены 2-8 продавцами.

Структуры рынка, которые включают более 8 хозяйствующих объектов, относят к  разряженным олигополиям. Подобного рода градация позволяет по-разному оценивать поведение предприятий в условиях плотной и разряженной олигополии. В первом случае в силу весьма ограниченного числа продавцов возможны различного рода сговоры в отношении согласованного    их     поведения     на    рынке,    тогда    как  во   втором случае это практически невозможно.

В олигополистической отрасли, как и при монополистической конкуренции, наряду с крупными часто действует немало мелких фирм. Однако на несколько ведущих компаний приходится столь большая часть суммарного оборота отрасли, что именно их деятельность определяет развитие событий.

Формально к олигополистическим обычно относят те отрасли, где четыре крупнейшие фирмы производят более половины всей выпускаемой продукции. Если же концентрация производства оказывается ниже, то отрасль считают действующей в условиях монополистической конкуренции. Конечно, установление такой количественной границы во многом условно. Тем не менее, два названных типа рынка имеют и качественные отличия друг от друга.

Исходя из характера предлагаемой продукции, олигополии можно подразделить на ординарные и дифференцированные. Ординарная олигополия связана с производством и предложением стандартных продуктов. Многие стандартные продукты выпускаются в условиях олигополии – это сталь, цветные металлы, строительные материалы. Дифференцированные олигополии формируются на основе выпуска продуктов многообразного ассортимента. Они характерны для тех отраслей, в которых    имеется      возможность разнообразить производство предлагаемых товаров и услуг. При монополистической конкуренции решающей причиной несовершенства конкуренции является дифференциация продукта. В условиях олигополии этот фактор тоже имеет значение. Есть олигополистические отрасли, в которых дифференциация продукта значительна (например, автомобилестроение).

Уровень плотности олигополистической структуры рынка измеряется количеством предприятий в той или иной отрасли и их долей в совокупных продажах отрасли в рамках национальной экономики. Таким образом, варьируя количеством предприятий можно определить степень концентрации производства, а, следовательно, и предложения в исследуемой отрасли общественного производства.
В то же время следует подчеркнуть, что было бы неосмотрительно ориентироваться на масштабы только национальной экономики. Олигополистические структуры могут формироваться как на региональном, так и на местном уровне хозяйствования. Так в силу специфики возможностей потребления готового бетона на локальных рынках (района, небольшого города) также формируются олигополистические структуры, равным образом как и на региональном уровне в сфере предложения.

Однако на каком бы уровне мы ни рассматривали олигополии, не следует забывать о двух важных моментах: межотраслевой конкуренции и импорте продукции. Сила олигополии уменьшается под воздействием предложения продуктов предприятиями других отраслей, которые обладают приблизительно одинаковыми с продукцией олигополистов потребительскими свойствами   (например, газ и электроэнергия как источник тепла, медь и алюминий как сырье для изготовления электропроводов). Ослаблению олигополии содействует и импорт аналогичных товаров или их заменителей. Оба эти фактора могут способствовать формированию более конкурентных структур по сравнению с чисто отраслевыми рыночными структурами.

Но существуют и отрасли, где продукт является стандартизированным (цементная, нефтяная промышленность, большинство подотраслей металлургии). Однако главной причиной формирования олигополии является экономия от масштаба производства. Отрасль приобретает олигополистическую структуру в том случае, если крупный размер фирмы обеспечивает существенную экономию на затратах и, следовательно, если крупные фирмы в ней имеют значительные преимущества над мелкими.

Дело в том, что крупных фирм в отрасли никогда может быть много. Уже многомиллиардная стоимость их заводов служит надежным барьером на пути, проникновения новых компаний в отрасль. Но даже если бы нашлись средства на сооружение большого числа гигантов, те не смогли бы в дальнейшем прибыльно работать.   Ведь емкость рынка ограничена. Потребительского спроса вполне хватает, чтобы поглотить продукцию тысяч мелких пекарен или авторемонтных мастерских. Однако никому не нужен металл в тех количествах, которые могли бы выплавить тысячи домен-гигантов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.