рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Практика сговора предприятий – олигополистов в химической и нефтехимической промышленности

Большая доля в выпуске продукции в свою очередь обеспечивает фирмам-олигополистам значительную степень контроля над рынком. Уже каждая из фирм в отдельности достаточно велика, чтобы оказывать влияние на положение в отрасли. Так, если олигополист решит уменьшить выпуск продукции, это приведет к повышению цен на рынке. А если несколько олигополистов начнут проводить общую политику, то их совместная рыночная власть и вовсе приблизится к той, которой обладает монополия.

Существует много моделей олигополии, и ни одну из них нельзя считать универсальной.

Обратим внимание на огромную роль, которую здесь играет субъективный фактор - характер взаимоотношений между конкурирующими на рынке фирмами. В этом состоит уникальная особенность олигополии. При всех других типах рынков значение субъективной политики фирм-конкурентов невелико. В условиях совершенной и отчасти монополистической конкуренции на рынке действует такое множество фирм, что особенности поведения каждой из фирм-конкурентов не поддаются учету. А при монополии конкурентов вообще нет. И только на олигополистическом рынке решение каждого из немногочисленного круга фирм-олигополистов непосредственно сказывается на всех остальных и на отрасли в целом.

Лучше понять закономерности поведения фирмы на олигополистическом рынке позволяет анализ дуополии, т. е. простейшей олигополистической ситуации, когда на рынке действуют только две конкурирующие между собой фирмы.[2] Главная особенность моделей дуополий состоит в том, что выручка и, следовательно, прибыль, которую получит фирма, зависит не только от ее решений, но и от решений фирмы-конкурента, заинтересованной в максимизации своей прибыли.

 

1.2 Поведение олигополистических предприятий.

 Одно из трех принципиальных возможных поведений фирмы на олигополистическом рынке является Картель или сговор фирм, ориентирующихся не на достижение равновесия Курно, а на долгосрочное монополистическое равновесие с последующим разделом монополистической прибыли (более высокой, чем прибыли олигополистические) между участниками.

Немногочисленность основных участников олигополистического рынка благоприятствует заключению между ними соглашения. Основная идея подобного сговора состоит в установлении объема производства и цен на таком уровне, который обеспечивает максимальную прибыль для всей группы, договаривающихся компаний в целом. Далее этот объем делится между участниками картеля с помощью определения квоты (доли) каждого из них в общем производстве или путем географического закрепления рынков (члены картеля обязуются не вторгаться на чужие участки рынка).

Временем расцвета картелей был период с конца XIX и до конца 30-х гг. XX в., когда они имели легальную форму и были широко распространены. Если господство одной-единственной фирмы в отрасли представляет собой редкое и, как правило, кратковременное явление, то картели названного периода смогли создать монополистическую структуру рынка в целом ряде ведущих отраслей (электротехника, химия, металлургия, нефтяная промышленность), причем создать ее на длительное время.

 «Преимущество первого хода».

На первый взгляд может показаться, что из теории олигополии можно почерпнуть лишь негативное отношение к крупным фирмам.

Трудами ряда ученых и, в частности, видного современного американского экономиста, лауреата Пулитцеровской и Бэнкрофтовской премий Альфреда Чандлера выявлены положительные стороны деятельности крупных олигополистических предприятий и разработаны практические рекомендации по формированию эффективной рыночной стратегии гигантов - использованию "преимуществ первого хода" (англ. first mover advantage).

Прежде всего на обширнейшем фактическом материале была выявлена следующая закономерность: переход отрасли в олигополистическое состояние обычно сопровождается резким увеличением производительности труда. Приведем хотя бы самые знаменитые примеры.

Создание Дж. Д. Рокфеллером гигантского нефтяного треста "Стандарт ойл" привело к 6-кратному снижению цены 1 галлона керосина c 2.5 до 0.4 цента) всего за 6 лет. Точно так же олигополизация черной металлургии вызвала не повышение, а стремительное сокращение затрат и цен. Основанный Э. Карнеги гигант продавал в 1889 г. 1 т рельсов за 23 дол., тогда как еще в 1880 г. она стоила 68 дол. Формирование доныне остающегося одним из лидеров в германской химической промышленности концерна "Байер" вызвало падение цены 1 кг анилиновых красителей с 200 до 9 марок. А век спустя столь же значительным ростом снижения затрат  и падением цен сопровождалось вторжение крупнейших электронных фирм на рынок персональных компьютеров и вытеснение с него мелких фирм-изобретателей.

В основе столь впечатляющего прогресса лежит экономия от масштаба. Толчок к прогрессивному преобразованию отрасли обычно дает резкое увеличение оптимального размера фирмы, связанное с изобретением некой новой технологии или продукта. Однако если бы концентрация производства определялась только оптимальными размерами заводов, то на рынках действовало бы значительно больше фирм, чем наблюдается в действительности. И многие из этих рынков оказались бы не олигополистическими, а рынками монополистической конкуренции.

Есть еще один мощный фактор, способствующий олигополизации отраслей. Крупные предприятия с их высокопроизводительным и, что особенно важно, дорогостоящим оборудованием только тогда эффективны, когда их производственные мощности не простаивают. Продукция фирмы должна иметь устойчивый рынок. А это означает, что предприятию необходима обширная снабженческая и сбытовая сеть, мощные управленческие структуры, проектно-конструкторские подразделения и т. д. Выдержать связанные с этим огромные расходы могут лишь очень большие фирмы.

Иными словами, значительная часть экономии от масштаба возникает не на уровне отдельной технологической установки или завода, а на уровне всей фирмы в целом. Как правило, не фирмы-олигополисты изобретают новые продукты и технологии. Но именно они строят на базе этих технологий гигантские заводы и обеспечивают их эффективную эксплуатацию. А потому именно им обычно удается добиться существенного снижения затрат.

А. Чандлер показал, что для достижения успеха на рынке крупная фирма должна осуществить взаимосвязанные инвестиции в трех направлениях: 1) создание крупного производства; 2) создание общенациональной (а затем и интернациональной) сбытовой и маркетинговой сети; 3) создание дееспособного управленческого аппарата. Компания, которой удается первой в своей отрасли решить эти задачи, надолго приобретает своеобразную фору в борьбе с конкурентами - уже упомянутое "преимущество первого хода".[3]

Очень показателен в этом плане пример формирования в конце прошлого века химической промышленности. По всем объективным экономическим критериям доминировать в этой отрасли должны бы были английские фирмы. Действительно: а) синтез анилиновых красителей, долгие годы являвшихся важнейшим продуктом отрасли, был впервые осуществлен англичанином В. Перкином в 1856 г.;

 б) по уровню развития Англия в то время обгоняла все прочие страны; в) в Англии были самые богатые источники сырья (наиболее подходящие сорта угля) и рынки сбыта (крупнейшая в мире текстильная промышленность).

Компания, добившаяся "преимущества первого хода", обычно доминирует на рынке десятилетиями, а ее соперники, не осуществившие вовремя инвестиции в трех направлениях, утрачивают свои позиции. В 70-80-е гг. первопроходцы индустрии полупроводников концерны "Дженерал электрик" и РКА (США) упустили "преимущество первого хода", и ныне мировой рынок прочно олигополизирован другими компаниями ("большой десяткой" из семи японских и трех американских фирм).

Действительно, каждый конкурент, бросивший вызов доминирующей фирме, сталкивается с рядом трудностей. Во-первых, ему надо провести столь же масштабные инвестиции - иначе он не будет иметь экономии от масштаба и, следовательно, его продукция будет неконкурентоспособной. Во-вторых, проведя эти разорительные капиталовложения, он выйдет со своим товаром на рынок, уже занятый доминирующей фирмой. В-третьих, новичок обречен на длительное отставание по опыту и знанию рынка. История бизнеса подтверждает, что бросить вызов фирме-лидеру можно. Но эта атака далеко не всегда кончается успехом.

 

Глава 2. Картели и их сговор в химии и нефтехимии.

2.1 Сговор в предприятиях олигополии.

Поведение олигополии всегда  определяется  двумя  силами, действующими  в  противоположных направлениях. Первая сила — это  простая  заинтересованность фирм  в  максимизации  совокупной  прибыли  отрасли  посредством  сговора  и совместных действий фирм. Как если бы они были единственным  максимизирующим прибыль монополистом.

Сговор – это явное или молчаливое (неявное) согласие между предприятиями отрасли с целью установления цен и объемов выпуска или по ограничению соперничества между ними. Сговор не исчерпывает другие формы соперничества (совершенствование продукции, расширенная реклама). При наличии сговора все могут устанавливать высокие цены и получить больше прибыли. [4]

Однако если одно из предприятий снизит цену, увеличивая объем спроса, происходит перетягивание части прибыли других предприятий.

Вероятность сговора тем выше, чем в большей степени ему благоприятствует правовая система, чем меньше предприятий причастно  к нему, чем продолжительнее срок его действия.

  Явный сговор подразумевает фактическое соглашение между фирмами в отрасли.

Существует ряд условий, которые облегчают прямой сговор:

1.     высокие барьеры для входа новых фирм на рынок;

2.     небольшое количество фирм на рынке;

3.     высокая степень однородности продукции;

4.     растущий спрос на отраслевую продукцию;

5.     особенности законодательства.

Неявный сговор – позволяет координировать действия фирм (практика ценового лидерства), когда крупная компания первой меняет цену, а все остальные следуют за ней. У них все на взаимопонимании и без слов.

Высокие барьеры для вхождения новых фирм на рынок поддерживают значительный уровень рыночной концентрации и сохранение олигополии. Они принимают разную форму: экономию на масштабах производства, экономии на издержках вследствие накопленного опыта, известности товара, проведенной рекламной компании, сложности товара, множественности моделей товара, капиталовооруженности и т. д.

Экономия на масштабах (рис.1), основанная на известности товаров, является важным барьером для других фирм, желающих работать на данном рынке. Технико-экономические характеристики отрасли могут быть таковы, что минимальный уровень издержек на единицу продукции, может быть, достигнут фирмой при очень высоком объеме производства и сбыта продукции. Этот объем бывает столь велик, что способен удовлетворить значительную часть существующего рыночного спроса на данную продукцию.
Поскольку новая фирма неизвестна, она может претендовать лишь на незначительный спрос (Dн - сдвинута влево) и ее объем производства будет меньше, чем у фирм-участников олигополии ( Практика сговора предприятий – олигополистов в химической и нефтехимической промышленности ) (рисунок 1). Цена же, напротив, в силу более высоких издержек, должна быть больше ( Практика сговора предприятий – олигополистов в химической и нефтехимической промышленности )

Фирмы-олигополисты, зная, что появление нового конкурента уменьшит их долю рынка, попробуют не допустить этого, воспользовавшись своими преимуществами. Они установят цену ниже Рн , но в силу экономии от масштабов производства и в этом случае (между  Рн и  Ро) будут получать прибыль. Новая же фирма понесет значительные потери и вынуждена будет уйти с рынка (при ценах ниже Рн кривая спроса Dн лежит ниже АТС, и, следовательно, новая фирма не может покрыть своих издержек).

Олигополисты вовлекаются в соперничество, когда  они  предпринимают  попытки отнять  дело  друг  у   друга.   Сговором   не   исчерпываются   все   формы соперничества.[5]  Например,  участвующие  в  сговоре  фирмы  могут  прийти   к соглашению о цене, которую все они назначат, но не ограничивать  расходы  на рекламу или представление новых изделий. В Соединенных Штатах  явный  сговор почти всегда является противозаконным,  тогда  как  молчаливый  сговор,  как правило, законом не преследуется.

  Вторая сила, влияющая  на  поведение  олигополиста,  —  это  эгоистическая заинтересованность  каждого  продавца  в  максимизации   своих   собственных прибылей, даже если в результате этого уменьшается  общая  величина  прибыли отрасли. Сговаривающиеся  олигополисты  будут  вести  себя подобно  монополисту  и,  следовательно, устанавливают  монопольную   цену, превышающую величину предельных издержек. Но в этом случае каждая  отдельная фирма имела бы возможность значительно увеличить свои прибыли, если  бы  она могла нарушить соглашение при помощи  обмана,  немного  снижая  свою  цену  и отбирая тем самым существенную часть бизнеса у своих соперников. Однако если все фирмы, соперничая друг с другом,  будут  снижать  цены,  то рыночная цена упадет и всем продавцам будет  хуже,  чем  было  при  сговоре, хотя,  и  покупатели,  и  общество  в  целом  от  этого   только   выиграют.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.