1)
Проблема цифровой наличности и расчета по
интернету. Эта проблема появилась сразу с появлением e-business. Ведение электронного бизнеса или виртуального, как его еще называют,
должно иметь соответствующую систему оплаты – электронную или виртуальную.
Технологии цифровой наличности привлекали внимание и как средство реализации
микроплатежей. Возникла потребность оплачивать сверхмалые ценности (например,
просмотр страницы электронной газеты). Поэтому системы микроплатежей
разрабатываются не только новыми компаниями, но и
компьютерными гигантами, такими как DEC, ныне входящая в
Compaq, и IBM. Но и гигантам, кроме небольших проектов, похвастаться
пока нечем. В целом 1998-1999 год период разочарования (временного) в системах
микроплатежей и электронной наличности. Таким образом, зарубежный опыт
показывает, что банковское дело, даже перенесенное в Интернет, не любит
революций. Медленная и осторожная эволюция годами складывающихся платежных
механизмов пока оказывается единственно возможным направлением развития.
2)
Еще одна проблема – возврат товара. В Америке,
кстати, эта проблема еще острее стоит, чем в России, поскольку у нас интернет -
магазины явление пока локальное. Руководство сетевых магазинов ведет такую
политику: магазин по первому требованию осуществляет возврат денег при отказе
клиента от товара, в том числе и без объяснения причин. На такие расходы (а они
не малые) руководство магазина идет, что бы у людей на возникло предвзятого
отношения к интернет - магазинам.
3)
Доставка - гораздо более серьезная проблема, нежели
оплата. Именно из-за трудностей с доставкой, компании продают в регионах
гораздо меньше товара, чем в центрах. Если взять общее число отказов от
товаров, то только процента три из них случаются из-за того, что нет
возможности оплаты по кредитным картам. А вот оттого, что нет системы доставки
– процентов семьдесят. Западный опыт показывает, что Интернет - магазинами в
гораздо большей степени пользуются потребители, удаленные от крупных городов.
Рассмотрим проблемы e-business свойственные для
России:
1)
Сложившееся мнение о интернет у населения страны.
Так, в некоторых странах людям задавался вопрос «Знаете ли вы о существовании
Интернета». Положительные ответы составляли от 60 до 80 процентов от
опрашиваемой аудитории. Затем следовал второй вопрос тем, кто знает:
«Планируете ли вы сами использовать Интернет в ближайшем будущем»? В среднем,
половина из опрошенных – собиралась. В России этот показатель составил всего
5%! Выяснилось, что столь низкий процент обусловлен в первую очередь тем, что
многие люди просто «боятся» Интернета. Они искрение уверены, что интернет
предназначен прежде всего технически ориентированным людям и осваивать его очень
тяжело. Если добавить сюда еще и сложившиеся в массовом сознании стереотипы о
злобных хакерах, которые тут же узнают все про вашу личную жизнь, тотальной
порнографии, заполонившей Интернет, и наркотической зависимости от Сети, то
картина получалась совсем унылая.
2)
Развитию e-business мешает отсутствие необходимых
инфраструктур. Во-первых, это инфраструктура связи. Если покупатель ждет
загрузки Web страницы по несколько минут, то ни о какой
электронной коммерции речи быть не может.
3)
В России отсутствует платежная система. Да, есть
банки, которые развивают электронные платежные системы, но пока нет единой
системы, которую можно было бы широко использовать. Если говорить о ситуации с
платежными системами в России, то здесь стоит отметить три особенности. Первая
— ниша онлайновых платежей пуста. На Западе практически все платежи в Интернете
проходят по карточкам. У нас с карточками две проблемы. Во-первых, кроме
Питера, Москвы и ряда экзотических мест (Сосновый бор или поселки Норильского
никеля.) их практически нет. Во-вторых, даже в столицах, где их довольно много,
они пассивны. Народ использует карточки только для обналичивания и практически
не покупает в магазинах. Вторая — отсутствие доверия к платежным системам и
одновременно высокий уровень мошенничества. На Западе, в США покупатель застрахован от мошенничества с его картой
как в сети, так и вне, как моралью, так и федеральным законом. У нас этого нет.
Третья – мало денег: в обществе вообще, и в интернет - торговле в
частности. Всплеск интереса к платежным системам наступил в 1998 году,
спровоцированный внедрением первых российских систем PayCash и «КиберПлат». Увы, до сих пор они так и остались практически
единственными реальными игроками (помимо них стоит отметить только Webmoney и Instant).
И без того слабо развитый рынок пластиковых карточек сильно
пошатнулся после августовского кризиса. Крупные российские компании не
стремятся внедрять новые технологии расчетов, если это не сулит им быстрой
прибыли. А к длительным инвестиционным проектам сегодня готовы немногие.
Наиболее активные игроки на этом рынке как в нашей стране, так и на Западе –
небольшие динамичные компании и банки, ищущие возможности использования новых
технологий для предоставления более качественных услуг своим клиентам. Вдобавок
различного рода посредники мало заинтересованы в поддержке какой бы то ни было
системы платежей, обеспечивающей прямые связи производителей и потребителей.
Тем не менее, объемы электронных сделок в России быстро растут, и множество
торговых компаний, банков и организаций срочно занялись внедрением технологий
электронного финансового обслуживания. Охлаждения интереса к платежным системам
в России за два года не наблюдалось и спрос на платежные механизмы велик. При
низкой удовлетворенности на рынке возникла неустойчивая ситуация и поэтому
любая технологически совершенная система имеет большие шансы занять
доминирующее положение на рынке.
4)
Главная проблема российской электронной коммерции
сегодня — обеспечение безопасности. Потенциальная платежная система для
российского интернета должна быть предельно защищенной от жульничества, с
низкой себестоимостью распространения, допускать небольшие платежи.
5)
Что касается российского законодательства и вообще
отношения государства, то его можно охарактеризовать как нейтрально-благоприятное.
Некоторые схемы платежей через Интернет вполне легитимны, хотя необходимость
принятия новых законов, особенно в отношении статуса цифровой подписи и
электронных денег, созрела. Сейчас принимается (то есть обсуждается в думских
коридорах) закон об электронной подписи. Если примут хороший — этого будет
почти достаточно. Там же обсуждается проект закона о сетевых финансовых
транзакциях (настоящее название — очень сложное). Он тоже бы не помешал –
сильно упростил жизнь, особенно бухгалтерам.
6)
В России пока ощущается дефицит надежных систем
доставки товаров. Практически каждый российский магазин вынужден держать у себя
службу доставки, в то время как за рубежом существуют фирмы специализированные
по доставке товаров, услугами которых выгодно пользуются интернет – магазины.
Отсутствие компаний с такими услугами ограничивает число потенциальных клиентов
и, как следствие, прибыль предприятия. Но все имеет свои положительные стороны,
и наши особенности порождают немало хорошего для покупателя, если он находится
в пределах досягаемости курьерской доставки магазина.
7)
Одной из особенностей работы на российском рынке
является почти полное отсутствие информации о внедрении информационных
технологий. Развивающимся компаниям нужны данные и прогнозы о состоянии рынка,
а их практически нет. Им приходится делать свои оценки, проводить собственные
исследования, но этого мало. Есть западные компании, занимающиеся анализом
российского рынка Но увы, они слишком медлительны.
8)
Существует мнение, что с развитием Интернета в России
начнет уже в ближайшее время снижаться роль традиционных реселлерских каналов.
Во всем мире этот процесс идет очень быстро, но в России, в силу многих причин,
таких, как отсутствие отлаженной инфраструктуры и таможенного законодательства,
эти изменения начнутся еще нескоро. Дистрибьютор сейчас выполняет огромное
количество несвойственной для него работы, и пока что нет того, кто бы мог
сегодня заменить его.
Итак, сфера приложений е-business постоянно растет, появляются все новые, подчас неожиданные области
применения. Тем не менее, на сегодня можно говорить о нескольких крупных
окончательно сформировавшихся разделах e-business.
В первую очередь среди систем е-business принято выделять системы «business
to business» (В2В) и
«business to consumers». Названия говорят сами за себя системы
business to-business отвечают за взаимодействие компаний между
собой, business-to-consumers - за взаимодействия компаний
со своими клиентами. Кроме того, отдельной сферой является электронный
маркетинг(е-marketing), а так же системы обслуживания и
поддержки клиентов. Причем сегодня электронный маркетинг подразумевает как
простую рекламу товаров и услуг в WWW-пространстве, так и сбор данных (опять же
через Интернет) с целью точного позиционирования продуктов на рынке, а также
создание эффективной обратной связи с потребителями.
Структуру и виды предпринимательской деятельности
в Internet можно представить в виде схемы изображенной на рисунке 3. На данной
схеме отображены наиболее известные виды деятельности на сегодняшний день.
Рисунок 3 – Структура предпринимательской деятельности в
Internet
Рассмотрим подробнее некоторые из видов
деятельности.
Системы business-to-consumers. Здесь наибольшее развитие получила электронная торговля (е-commerce),
предполагающая продажу товаров и услуг через интернет с
использованием тех или иных платежных механизмов.
Электронная коммерция сегодня довольно
«неопределенная» вещь. Каждый под электронной коммерцией понимает что-то свое,
и емкое определение этого понятия дать сложно. Впрочем, все встает на свои
места, если четко определить, что такое коммерция. Коммерция предполагает обмен
с одной стороны товар или услуга, с другой – деньги. Если меняется товар на
деньги, то осуществляется коммерческая деятельность. Исходя из этого
определить, что такое электронная коммерция, довольно просто. Электронная
коммерция - это та же коммерция, тот же обмен товарами и деньгами только этот
обмен происходит посредством компьютера. Основное преимущество электронной
коммерции очевидно — это избавление от сбытовых структур.
В целом сейчас происходит бурный рост электронной
торговли, подхлестываемый в первую очередь снижением цен на доступ в Интернет,
низкими издержками на содержание электронных магазинов, совершенствованием
платежных систем. Проблемой пока остается «америкоцентричностъ" мира
электронной торговли, хотя в ближайшее время произойдет выравнивание объемов
(рисунок 4). В 1999 году объем электронной торговли составил 40 млрд. долларов.
Через пять лет он, по разным оценкам, может увеличиться до 400-1000 млрд.
долларов.
Для первого этапа развития электронной торговли,
который сейчас завершается, характерна продажа относительно дешевых товаров. В
основном это книги, кассеты, диски, цветы, игрушки (подавляющее большинство
товаров стоят менее 50 долларов). Связано это со
стремлением, как со стороны продавцов так и со стороны покупателей,
минимизировать риск сетевой сделки. Это, в свою очередь вызвано отсутствием
надежных механизмов платежей и сопутствующей юридической базы. Сейчас
недостатки преодолеваются, а заодно растет и взаимное доверие сторон. Активно
продаются и услуги. В частности, настоящий бум последние два года наблюдается в
сфере путешествии и отдыха. Еще в 1997 году на этот сектор приходилось 20-30%
от общего объема электронной торговли.
Рисунок 4 – Объем рынка
электронной торговли
E-Trading - электронный трейдинг (Интернет
трейдинг), появившись пару лет назад достаточно быстро набрал популярность.
Причина проста – Интернет дал клиентам удобное и оперативное средство общения
со своим брокером. Есть и другая причина успеха Интернет трейдинга – Интернет
открыл возможность игры на американских биржах практически любому жителю Земли.
Постепенно в США сформировался круг крупнейших онлайновых брокерских контор,
часть из них возникла на волне интереса к Интернет трейдингу,
часть - исторические брокерские конторы, вовремя предложившие дополнительные
услуги. К примеру Е-Trade сегодня обслуживает более 1,5
млн. клиентов по всему миру имеющих в активах порядка 30 млрд. долларов.
Интернет трейдинг развивается не только а США. По
данным Dataquest в 2003 году в Азиатско-Тихоокеанском
регионе доля акций которыми частные инвесторы оперируют через онлайн составит
20% от общего объема биржевых сделок. Уже к 2002 году 70% всех брокерских
контор этого региона будут оказывать брокерские услуги через Интернет.
Под е-banking понимают
оказание онлайновых услуг по управлению банковским счетом. В основном это два
вида сервиса — отслеживание движения средств и проведение платежей, причем 90%
пользователей работают только с первым видом. И хотя многие банки (в США
-практически все крупные, а так же 600 из 10 000 мелких и средних)
предоставляют данный вид услуг, по популярности он пока уступает электронной
торговле. Так, в США на конец 1999 года только 7 миллионов семей (это менее 25%
домов, подключенных к Интернету) используют е-bankng. По
прогнозам Dataquest, к 2004 году это число вырастет до 24
миллионов.
На сегодняшний день происходит и слияние сфер е-trading и е-banking, так как для хорошей брокерской
конторы нет ничего полезнее собственного банка.
Консалтинг. Спрос на консалтинговые услуги в
интернет будет расти, как в России, так и за рубежом. В частности, в PricewaterhouseCoopets (одна из самых известных
консалтинговых компаний США) заявляют
о высокой динамике спроса на консультации по вопросам И-бизнеса. К середине
2000 года рынок консультационных услуг в этой области достигнет 1,6 млрд.
долларов, причем с И-бизнесом будет связана половина всех новых
консультационных проектов 2000 года. Следует отметить, что на этом рынке
компаниям из «большой пятерки» все чаще приходиться конкурировать с фирмами
занимающимися и развивающими информационные технологии, такими, как IBM и EDS. В России сейчас наблюдается похожий
процесс: помимо «большой пятерки», консультационные услуги в области И-бизнеса
достаточно активно продвигают российские компании, в частности АPartners,
Ten-aLink и TopS. Последняя относительно
недавно образовала специальную компанию eTopS Consulting,
консультирующую по вопросам, связанным с созданием систем электронной
коммерции.
Системы business-to-business. Торговля business to business имеет потенциал, не
меньший, чем электронная торговля business to consumers. Здесь
стоимость заключаемых сделок на порядок выше, чем в e-commerce. Как раз поэтому уже сейчас оборот в этой сфере в четыре раза выше, чем в обычной. Предполагается, что через
пять лет объем электронных сделок business-to-business
достигнет 1,5 трлн. долларов (против 114 млрд. долларов в 1999 году) и охватит
практически все отрасли от автомобильной промышленности до медицины.
Уже сейчас известен ряд крупных проектов в этой
области в виде как открытых бирж, так и закрытых межкорпоративных систем. Среди
них наиболее известны следующие:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|