рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Предпринимательство в сфере электронного бизнеса в России

1)     Проблема цифровой наличности и расчета по интернету. Эта проблема появилась сразу с появлением e-business. Ведение электронного бизнеса или виртуального, как его еще называют, должно иметь соответствующую систему оплаты – электронную или виртуальную. Технологии цифровой наличности привлекали внимание и как средство реализации микроплатежей. Возникла потребность оплачивать сверхмалые ценности (например, просмотр страницы электронной газеты). Поэтому системы микроплатежей разрабатываются не только новыми компаниями, но и компьютерными гигантами, такими как DEC, ныне входящая в Compaq, и IBM. Но и гигантам, кроме небольших проектов, похвастаться пока нечем. В целом 1998-1999 год период разочарования (временного) в системах микроплатежей и электронной наличности. Таким образом, зарубежный опыт показывает, что банковское дело, даже перенесенное в Интернет, не любит революций. Медленная и осторожная эволюция годами складывающихся платежных механизмов пока оказывается единственно возможным направлением развития.

2)     Еще одна проблема – возврат товара. В Америке, кстати, эта проблема еще острее стоит, чем в России, поскольку у нас интернет - магазины явление пока локальное. Руководство сетевых магазинов ведет такую политику: магазин по первому требованию осуществляет возврат денег при отказе клиента от товара, в том числе и без объяснения причин. На такие расходы (а они не малые) руководство магазина идет, что бы у людей на возникло предвзятого отношения к интернет - магазинам.

3)     Доставка - гораздо более серьезная проблема, нежели оплата. Именно из-за трудностей с доставкой, компании продают в регионах гораздо меньше товара, чем в центрах. Если взять общее число отказов от товаров, то только процента три из них случаются из-за того, что нет возможности оплаты по кредитным картам. А вот оттого, что нет системы доставки – процентов семьдесят. Западный опыт показывает, что Интернет - магазинами в гораздо большей степени пользуются потребители, удаленные от крупных городов.

Рассмотрим проблемы e-business свойственные для России:

1)     Сложившееся мнение о интернет у населения страны. Так, в некоторых странах людям задавался вопрос «Знаете ли вы о существовании Интернета». Положительные ответы составляли от 60 до 80 процентов от опрашиваемой аудитории. Затем следовал второй вопрос тем, кто знает: «Планируете ли вы сами использовать Интернет в ближайшем будущем»? В среднем, половина из опрошенных – собиралась. В России этот показатель составил всего 5%! Выяснилось, что столь низкий процент обусловлен в первую очередь тем, что многие люди просто «боятся» Интернета. Они искрение уверены, что интернет предназначен прежде всего технически ориентированным людям и осваивать его очень тяжело. Если добавить сюда еще и сложившиеся в массовом сознании стереотипы о злобных хакерах, которые тут же узнают все про вашу личную жизнь, тотальной порнографии, заполонившей Интернет, и наркотической зависимости от Сети, то картина получалась совсем унылая.

2)     Развитию e-business мешает отсутствие необходимых инфраструктур. Во-первых, это инфраструктура связи. Если покупатель ждет загрузки Web страницы по несколько минут, то ни о какой электронной коммерции речи быть не может.

3)     В России отсутствует платежная система. Да, есть банки, которые развивают электронные платежные системы, но пока нет единой системы, которую можно было бы широко использовать. Если говорить о ситуации с платежными системами в России, то здесь стоит отметить три особенности. Первая — ниша онлайновых платежей пуста. На Западе практически все платежи в Интернете проходят по карточкам. У нас с карточками две проблемы. Во-первых, кроме Питера, Москвы и ряда экзотических мест (Сосновый бор или поселки Норильского никеля.) их практически нет. Во-вторых, даже в столицах, где их довольно много, они пассивны. Народ использует карточки только для обналичивания и практически не покупает в магазинах. Вторая — отсутствие доверия к платежным системам и одновременно высокий уровень мошенничества. На Западе, в США покупатель застрахован от мошенничества с его картой как в сети, так и вне, как моралью, так и федеральным законом. У нас этого нет. Третья – мало денег: в обществе вообще, и в интернет - торговле в частности. Всплеск интереса к платежным системам наступил в 1998 году, спровоцированный внедрением первых российских систем PayCash и «КиберПлат». Увы, до сих пор они так и остались практически единственными реальными игроками (помимо них стоит отметить только Webmoney и Instant).
И без того слабо развитый рынок пластиковых карточек сильно пошатнулся после августовского кризиса. Крупные российские компании не стремятся внедрять новые технологии расчетов, если это не сулит им быстрой прибыли. А к длительным инвестиционным проектам сегодня готовы немногие. Наиболее активные игроки на этом рынке как в нашей стране, так и на Западе – небольшие динамичные компании и банки, ищущие возможности использования новых технологий для предоставления более качественных услуг своим клиентам. Вдобавок различного рода посредники мало заинтересованы в поддержке какой бы то ни было системы платежей, обеспечивающей прямые связи производителей и потребителей. Тем не менее, объемы электронных сделок в России быстро растут, и множество торговых компаний, банков и организаций срочно занялись внедрением технологий электронного финансового обслуживания. Охлаждения интереса к платежным системам в России за два года не наблюдалось и спрос на платежные механизмы велик. При низкой удовлетворенности на рынке возникла неустойчивая ситуация и поэтому любая технологически совершенная система имеет большие шансы занять доминирующее положение на рынке.

4)     Главная проблема российской электронной коммерции сегодня — обеспечение безопасности. Потенциальная платежная система для российского интернета должна быть предельно защищенной от жульничества, с низкой себестоимостью распространения, допускать небольшие платежи.

5)     Что касается российского законодательства и вообще отношения государства, то его можно охарактеризовать как нейтрально-благоприятное. Некоторые схемы платежей через Интернет вполне легитимны, хотя необходимость принятия новых законов, особенно в отношении статуса цифровой подписи и электронных денег, созрела. Сейчас принимается (то есть обсуждается в думских коридорах) закон об электронной подписи. Если примут хороший — этого будет почти достаточно. Там же обсуждается проект закона о сетевых финансовых транзакциях (настоящее название — очень сложное). Он тоже бы не помешал – сильно упростил жизнь, особенно бухгалтерам.

6)     В России пока ощущается дефицит надежных систем доставки товаров. Практически каждый российский магазин вынужден держать у себя службу доставки, в то время как за рубежом существуют фирмы специализированные по доставке товаров, услугами которых выгодно пользуются интернет – магазины. Отсутствие компаний с такими услугами ограничивает число потенциальных клиентов и, как следствие, прибыль предприятия. Но все имеет свои положительные стороны, и наши особенности порождают немало хорошего для покупателя, если он находится в пределах досягаемости курьерской доставки магазина.

7)     Одной из особенностей работы на российском рынке является почти полное отсутствие информации о внедрении информационных технологий. Развивающимся компаниям нужны данные и прогнозы о состоянии рынка, а их практически нет. Им  приходится делать свои оценки, проводить собственные исследования, но этого мало. Есть западные компании, занимающиеся анализом российского рынка Но увы, они слишком медлительны.

8)     Существует мнение, что с развитием Интернета в России начнет уже в ближайшее время снижаться роль традиционных реселлерских каналов. Во всем мире этот процесс идет очень быстро, но в России, в силу многих причин, таких, как отсутствие отлаженной инфраструктуры и таможенного законодательства, эти изменения начнутся еще нескоро. Дистрибьютор сейчас выполняет огромное количество несвойственной для него работы, и пока что нет того, кто бы мог сегодня заменить его.



2.3 Обзор предпринимательской деятельности в Internet

Итак, сфера приложений е-business постоянно растет, появляются все новые, подчас неожиданные области применения. Тем не менее, на сегодня можно говорить о нескольких крупных окончательно сформировавшихся разделах e-business.

В первую очередь среди систем е-business принято выделять системы «business to business» (В2В) и «business to consumers». Названия говорят сами за себя системы business to-business отвечают за взаимодействие компаний между собой, business-to-consumers - за взаимодействия компаний со своими клиентами. Кроме того, отдельной сферой является электронный маркетинг(е-marketing), а так же системы обслуживания и поддержки клиентов. Причем сегодня электронный маркетинг подразумевает как простую рекламу товаров и услуг в WWW-пространстве, так и сбор данных (опять же через Интернет) с целью точного позиционирования продуктов на рынке, а также создание эффективной обратной связи с потребителями.

Структуру и виды предпринимательской деятельности в Internet можно представить в виде схемы изображенной на рисунке 3. На данной схеме отображены наиболее известные виды деятельности на сегодняшний день.


Рисунок 3 – Структура предпринимательской деятельности в Internet


Рассмотрим подробнее некоторые из видов деятельности.

Системы business-to-consumers. Здесь наибольшее развитие получила электронная торговля (е-commerce), предполагающая продажу товаров и услуг через интернет с использованием тех или иных платежных механизмов.

Электронная коммерция сегодня довольно «неопределенная» вещь. Каждый под электронной коммерцией понимает что-то свое, и емкое определение этого понятия дать сложно. Впрочем, все встает на свои места, если четко определить, что такое коммерция. Коммерция предполагает обмен с одной стороны товар или услуга, с другой – деньги. Если меняется товар на деньги, то осуществляется коммерческая деятельность. Исходя из этого определить, что такое электронная коммерция, довольно просто. Электронная коммерция - это та же коммерция, тот же обмен товарами и деньгами только этот обмен происходит посредством компьютера. Основное преимущество электронной коммерции очевидно — это избавление от сбытовых структур.

В целом сейчас происходит бурный рост электронной торговли, подхлестываемый в первую очередь снижением цен на доступ в Интернет, низкими издержками на содержание электронных магазинов, совершенствованием платежных систем. Проблемой пока остается «америкоцентричностъ" мира электронной торговли, хотя в ближайшее время произойдет выравнивание объемов (рисунок 4). В 1999 году объем электронной торговли составил 40 млрд. долларов. Через пять лет он, по разным оценкам, может увеличиться до 400-1000 млрд. долларов.

Для первого этапа развития электронной торговли, который сейчас завершается, характерна продажа относительно дешевых товаров. В основном это книги, кассеты, диски, цветы, игрушки (подавляющее большинство товаров стоят менее 50 долларов). Связано это со стремлением, как со стороны продавцов так и со стороны покупателей, минимизировать риск сетевой сделки. Это, в свою очередь вызвано отсутствием надежных механизмов платежей и сопутствующей юридической базы. Сейчас недостатки преодолеваются, а заодно растет и взаимное доверие сторон. Активно продаются и услуги. В частности, настоящий бум последние два года наблюдается в сфере путешествии и отдыха. Еще в 1997 году на этот сектор приходилось 20-30% от общего объема электронной торговли.


 

Рисунок 4 – Объем рынка электронной торговли

 

 

E-Trading - электронный трейдинг (Интернет трейдинг), появившись пару лет назад достаточно быстро набрал популярность. Причина проста – Интернет дал клиентам удобное и оперативное средство общения со своим брокером. Есть и другая причина успеха Интернет трейдинга – Интернет открыл возможность игры на американских биржах практически любому жителю Земли. Постепенно в США сформировался круг крупнейших онлайновых брокерских контор, часть из них возникла на волне интереса к Интернет трейдингу, часть - исторические брокерские конторы, вовремя предложившие дополнительные услуги. К примеру Е-Trade сегодня обслуживает более 1,5 млн. клиентов по всему миру имеющих в активах порядка 30 млрд. долларов.

Интернет трейдинг развивается не только а США. По данным Dataquest в 2003 году в Азиатско-Тихоокеанском регионе доля акций которыми частные инвесторы оперируют через онлайн составит 20% от общего объема биржевых сделок. Уже к 2002 году 70% всех брокерских контор этого региона будут оказывать брокерские услуги через Интернет.

Под е-banking понимают оказание онлайновых услуг по управлению банковским счетом. В основном это два вида сервиса — отслеживание движения средств и проведение платежей, причем 90% пользователей работают только с первым видом. И хотя многие банки (в США -практически все крупные, а так же 600 из 10 000 мелких и средних) предоставляют данный вид услуг, по популярности он пока уступает электронной торговле. Так, в США на конец 1999 года только 7 миллионов семей (это менее 25% домов, подключенных к Интернету) используют е-bankng. По прогнозам Dataquest, к 2004 году это число вырастет до 24 миллионов.

На сегодняшний день происходит и слияние сфер е-trading и е-banking, так как для хорошей брокерской конторы нет ничего полезнее собственного банка.

Консалтинг. Спрос на консалтинговые услуги в интернет будет расти, как в России, так и за рубежом. В частности, в PricewaterhouseCoopets (одна из самых известных консалтинговых компаний США) заявляют о высокой динамике спроса на консультации по вопросам И-бизнеса. К середине 2000 года рынок консультационных услуг в этой области достигнет 1,6 млрд. долларов, причем с И-бизнесом будет связана половина всех новых консультационных проектов 2000 года. Следует отметить, что на этом рынке компаниям из «большой пятерки» все чаще приходиться конкурировать с фирмами занимающимися и развивающими информационные технологии, такими, как IBM и EDS. В России сейчас наблюдается похожий процесс: помимо «большой пятерки», консультационные услуги в области И-бизнеса достаточно активно продвигают российские компании, в частности АPartners, Ten-aLink и TopS. Последняя относительно недавно образовала специальную компанию eTopS Consulting, консультирующую по вопросам, связанным с созданием систем электронной коммерции.

Системы business-to-business. Торговля business to business имеет потенциал, не меньший, чем электронная торговля business to consumers. Здесь стоимость заключаемых сделок на порядок выше, чем в e-commerce. Как раз поэтому уже сейчас оборот в этой сфере в четыре раза выше, чем в обычной. Предполагается, что через пять лет объем электронных сделок business-to-business достигнет 1,5 трлн. долларов (против 114 млрд. долларов в 1999 году) и охватит практически все отрасли от автомобильной промышленности до медицины.

Уже сейчас известен ряд крупных проектов в этой области в виде как открытых бирж, так и закрытых межкорпоративных систем. Среди них наиболее известны следующие:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.