3. Антикризисные кампании — их главная особенность
— именно внезапность повода и жесточайший временной график.
Необходимо также заранее определить тип кампании,
которую намерена
проводить организация, по продолжительности. Принято выделять кампании
краткосрочные (полный цикл — до 1 месяца), среднесрочные (1-3 месяца), долгосрочные (до
1 года), сверхдолгосрочные
(до 5 лет) и стратегические (более 5 лет). Понятно, что продолжительность кампании целиком и полностью
зависит от степени глубины и сложности проблемы.
Одно дело — празднование юбилея фирмы,
другое — захват лидерства на рынке, ну а проблема тяжелых заболеваний или
социальных бед, кажется, просто не решаема в доступном нам временном
масштабе.
Более важной, однако, является содержательная типология PR-кампаний.
Очевидно, что в разных организациях и в разных сферах конкретные задачи могут очень различаться, но в
содержательном наполнении кампаний, безусловно, можно отыскать много общего.
Итак, в
содержательном плане кампания может быть позитивной, негативной или негативно-позитивной.
1. Позитивная
кампания направлена на усиление конкурентных позиций организации, завоевание нового
сегмента потребительской общественности и т. д. К примеру, организация, представляющая на региональном рынке компьютерную технику, решила
заняться еще и системами безопасности для дома или офиса. Очевидно, что нужно еще раз напомнить потребителям,
каких успехов компания добилась
на прежнем сегменте, — и добиться перенесения этого позитивного отношения на
вашу работу в новом сегменте.
2.
Негативная
кампания направлена
против конкурентов, содержит
элементы разоблачений, антирекламы и т. п. Как правило, проводится «чужими руками», без широкого
оповещения о заказчике.
Конечно, сразу же встает вопрос профессиональной этики. Предельным выражением такого рода кампаний
стали многочисленные «войны
компромата» в политической и экономической жизни России 1990-х гг.
3.
Негативно-позитивная
кампания содержит в
качестве главного посыла
сравнение нашей организации и организаций-конкурентов. Здесь также уместно задаться вопросом этической допустимости аргументации в свою пользу. Потребители могут просто отвернуться от организации,
которая пытается очернить
конкурентов, чтобы лучше выглядеть на их фоне. Поэтому «негативность» кампании
должна быть затушевана, дескать, вот какие молодцы мы — а каковы «они»,
наши конкуренты, догадайтесь сами... При
этом конкурентов нередко обозначают довольно
уничижительным словом «все». Например,
такой слоган: «Все только говорят о скидках — а мы делаем их реальностью!» Тут и без всякого негатива
понятно, кто имеется в виду — основные
конкуренты.
В нашем
исследовании будет рассмотрен следующий тип кампании - плановая долгосрочная
позитивная.
1.4. Этапы
PR-кампании.
Осуществление
PR-программы состоит в реализации одной или цикла (системы) PR-кампаний, в ходе
которой проводятся специальные акции и мероприятия.
Общепринятый план кампании, как правило, содержит следующие разделы (этапы): аналитическая
работа, планирование, реализация и оценка эффективности.
1)Аналитическая
работа.
Сущность
аналитического этапа может быть определена как сбор, обработка, анализ всей
информации, необходимой для проведения данной PR-кампании.
Начинается
этот этап с оценки ситуации и определения оснований для проведения столь
масштабного мероприятия. Первая группа оснований — это проблемы, стоящие перед организацией.
Например, несоответствие существующего имиджа стратегическим планам учреждения
или кризисная ситуация, негативно влияющая на отношения с целевыми группами
общественности. Проблема не всегда является очевидной. Иногда для того, чтобы
понять истинную причину создавшейся ситуации, необходимо провести дополнительные
исследования. Итак, начинать лучше всего со следующего плана:
• Анализ ситуации (Situation Analysis) — где мы сейчас? (или так сказать нулевая точка)
• Цели (Objectives)
— куда хотим идти?
• Стратегия (Strategy) — как мы пойдем туда?
• Тактика (Tactics) — спецификация конкретных
действий.
• Действие (Action) — осуществление конкретных коммуникативных действий.
• Контроль (Control) — оценка и мониторинг.
Действительно,
уже на уровне базиса, фундамента кампании необходимо самым тщательным образом
проанализировать исходную ситуацию
и положение организации в целом. Для этого часто используется методика SWOT-анализа. В его рамках необходимо понять следующие аспекты жизни организации в настоящий
момент.
1. Сила. Что хорошего имеет организация, какая
у нее репутация,
какова позиция на рынке?
2. Слабость. Где, в чем организация слаба или
уязвима?
3. Возможности. Существуют ли новые возможности
по занятию
более выгодной позиции?
4. Угрозы. Какая деятельность или планы конкурентов могут по
влиять на планы организации?
Отметим,
что ответы на данные вопросы нужно искать на путях как внутреннего аудита (полное, «абсолютное» знание об организации),
так и аудита внешнего (знание
об организации относительно ее основных
конкурентов, владение ситуацией на рынке в целом). Однако все эти знания могут лежать мертвым грузом
без актуализации, т.е.
применения к необходимым областям, использования для анализа предстоящей деятельности. Поэтому
необходим «мозговой штурм», и
не один, чтобы знания заработали, информация стала приносить пользу.
Исходя
из первоначального анализа, мы должны решить самую главную задачу кампании: определить во всей
полноте и подробностях актуальную
проблему, стоящую перед организацией.
Вслед за
определением и формулировкой проблемы мы должны произвести анализ возможностей организации в
решении данной проблемы.
Речь идет как о
возможностях, связанных с собственно деловой деятельностью организации (может ли она
расширить ассортимент, изменить
ценовую политику и т. п. — чтобы мы смогли оповестить об этом аудиторию), так и
возможностях коммуникационных.
Основанием
для проведения PR-кампании являются не только проблемные ситуации, но и
возможности, которые открываются перед организацией: увеличение потенциала
(финансового, кадрового, производственного), создание новых отличительных
преимуществ, выход на новые целевые аудитории, рост уровня доходов — все это
можно многократно усилить при помощи эффективной PR-кампании.
После того, как определена и сформулирована
проблема или возможность, можно переходить к постановке целей и задач PR-кампании.
Цель — это то, чего мы хотим добиться. Задачи — это те шаги, которые нужно выполнить на пути к
цели.
Следующий
шаг аналитического этапа — это исследование всех элементов
процесса коммуникации: источников сообщений, целевых аудиторий, самих сообщений
и каналов их распространения.
Суть изучения источников — определение тех субъектов в организации
(в случае данного исследования – НПФ «Урал ФД»), которые будут наиболее
эффективными коммуникаторами для решения целей конкретной PR-кампании. Это
могут быть первые лица организации: директор (президент в данном случае) и его
заместители, руководители наиболее важных для целевых аудиторий служб и
отделов; ключевые информационные фигуры организации: руководитель и сотрудники
отдела по связям с общественностью, пресс-секретарь.
Эффективность
коммуникаторов определяется, исходя из следующей формулы: умение вызывать
доверие плюс привлекательность плюс влияние.
Доверие — это оценка получателем сообщения источника как истинного или
правдоподобного. Источники, заслуживающие высокой степени доверия, способны
привести к немедленному изменению отношения.
Привлекательность — целый ряд характеристик, позволяющих аудитории «упростить»
процесс коммуникации, сделать его более ожидаемым и комфортным. Самые главные характеристики
— подобие (сходство) коммуникатора с представителями целевой аудитории,
узнаваемость (известность), симпатия, пространственная близость, физическая
привлекательность. Влиятельность же зависит от понимания целевой аудиторией
того, что источник способен изменить ситуацию и облечен властью принимать
решения.
Наверное
один из наиболее важных пунктов анализа – это анализ целевой аудитории.
Именно на формирование или изменение сознания и поведения этих аудиторий,
собственно, и направлена PR-кампания.
Вот что
советует относительно планирования работы с аудиторией известный специалист в области PR
профессор Р. Келли.
1.
Классифицируйте вашу аудиторию по приоритетности. Начать следует с ранжирования по приоритетности
аудитории, в которой ваша организация заинтересована. Кто они, «главные» для вас люди: потребители, потенциальные
клиенты, работники вашей организации, СМИ, деловое сообщество, власти и т. п.?
2.
Узнайте, что
они о вас думают. Если
есть возможность, для планирования кампании
нужно узнать мнение аудитории о вашей организации,
особенно о тех сферах, в которых могут назревать проблемы. Сделайте предположения о возможном
негативном поведении или отношении к вашей организации.
3.
Решите, в какой степени
необходимо изменить образ действия организации. Определив возможные сценарии негативного
по ведения, запланируйте
действия, которые предотвратят эти сценарии и, наоборот, вызовут реакции позитивные. Для этого нужно решить, формировать, изменять или
усиливать сложившееся мнение.
Исследование
сообщений — это изучение содержания и формы тех
PR-материалов, которые в ходе кампании НПФ «Урал ФД» адресует целевым
аудиториям. При анализе сообщений выявляются их сильные и слабые стороны,
жанровые особенности, усиливающие или ослабляющие воздействие, соответствие
лексики культурно-образовательному уровню целевых аудиторий, сила и
действенность используемых выразительных средств. Основными методами анализа
сообщений являются опрос экспертов, фокус-группы, лабораторный эксперимент.
Исследование
каналов заключается в выборе средств, с помощью которых
сообщения доставляются до целевых аудиторий. К числу возможных каналов
относятся средства массовой информации, визуальные средства (например, наружная
реклама), интернет, специальные мероприятия (круглые столы, конференции,
презентации, праздничные акции), распространение информации через предмет
(например, сувениры с фирменной символикой).
Возможно
и необходимо использовать такое средство коммуникации, как личный канал
(например, слухи, личные встречи). Значимость каждого из каналов для данной
PR-кампании определяется ее целями и спецификой целевой аудитории. Основные
методы, применяемые при исследовании каналов, — анализ документов, наблюдение,
массовый опрос, фокус-группы.
2) Этап
планирования.
После того, как определены цели PR-кампании и
целевые аудитории, выбраны источники коммуникаций и каналы, можно переходить к
этапу планирования, и к дальнейшей конкретизации
предстоящих действий. Вот что необходимо в
этой связи, по мнению специалистов известной Лондонской школы PR:
•
Установить
ключевые цели и сроки для их достижения.
•
Выбрать
правильную стратегию для достижения поставленных целей.
•
Выбрать средства
и тактику для достижения целей и поддержки
стратегии.
Планирование
позволяет увидеть ситуацию в целом, оптимизировать ресурсы и бюджеты. На этом
этапе закладываются критерии для оценки эффективности PR-кампании. Поэтому
необходимо максимально точно определить качественные и количественные цели для
каждого мероприятия и действия, включенного в план.
Календарное планирование
Можно использовать различные виды планирования.
Чаще всего используется календарный план, где все мероприятия и действия
расположены в хронологическом порядке. Если PR-кампания направлена на несколько
групп общественности, то имеет смысл составить план для каждой из целевых
аудиторий.
Самый простой
тип календарного планирования — это обыкновенная таблица, в одной графе которой излагаются этапы
кампании (чем подробнее они
расписаны, тем лучше), в другой — формы отчетности. И конечно, все это привязано к четкому хронологическому
порядку.
Например,
фрагмент календарного плана может выглядеть так:
Таблица
№2
Пример календарного планирования
|