рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Проблемы вступления России в ВТО


Это означает, что при возможных неблагоприятных изменениях макроэкономической ситуации после вступления в ВТО именно регионы-аутсайдеры (их около 15, они включают наименее развитые республики и автономные округа, большую часть регионов юга Сибири и Дальнего Востока) первыми проявят негативную динамику из-за общей недоразвитости и уязвимости их экономики.

Вхождение в ВТО неизбежно активизирует развитие большинства проявлений глобализационного процесса: рост внешнеторгового оборота, приток иностранных инвестиций и др.

Для «открытых» регионов, включенных в мировой обмен (преимущественно экспортно-сырьевых и транзитных, менее четверти субъектов РФ, треть населения страны), вступление в ВТО мало что меняет (кроме Москвы и Санкт-Петербурга, в которых развиты относящиеся к группе риска банковский и страховой бизнес).

Наиболее сложно прогнозировать воздействие на «полуоткрытые» регионы, где наряду с отдельными экспортными производствами сохранились крупные импортозамещающие (в основном, Урал и Поволжье).

К «закрытым» регионам относится почти треть субъектов Российской Федерации со специализацией на отраслях импортозамещения (машиностроение, пищевая и легкая промышленность). Несмотря на изменение экономики ряда областей Центра и Северо-Запада, Волго-Вятки в сторону большей открытости (например, в текстильных отраслях значительное распространение получило производство тканей на давальческом сырье для последующего экспорта ‑ толлинговых схем, часть машиностроительных предприятий ВПК переориентировалась на экспорт), юг Западной Сибири и особенно слаборазвитые республики и округа без минеральных ресурсов не имеют конкурентных преимуществ и не готовы к контактам с мировыми рынками[44].

В целом регионы с диверсифицированной структурой более жизнеспособны, а наиболее благоприятным является сочетание нескольких экспортных отраслей или экспортных с динамично растущими импортозамещающими. Наименее благоприятна моноотраслевая структура, представленная неконкурентоспособными отраслями импортозамещения.

В более десяти регионах региональные и местные бюджеты зависят от одного-двух крупнейших налогоплательщиков, но чаще это ‑ металлургические и нефтегазовые предприятия, не относящиеся к отраслям группы риска. Негативно выделяется Самарская область, где АвтоВАЗ (отрасль риска ‑ машиностроение) дает более половины налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и более 80% налоговых доходов муниципального бюджета г.Тольятти. В случае ухудшения экономических условий после вступления в ВТО, налоговые потери бюджетов области и города обернутся резким сокращением социальных расходов[45].

Регионы со специализацией на отраслях группы риска, за исключением Самарской области, относятся к группам с низкой или ниже средней покупательной способностью доходов, для которых характерна наиболее сильная реакция на ухудшение экономической ситуации. Для существенных изменений регионального неравенства нужны очень большие объемы межбюджетного перераспределения финансовых ресурсов.

Предыдущий показал, что более образованное и активное население быстрее адаптируется к новым условиям, поэтому можно считать, что регионы с более высоким качеством населения способны легче пережить возможные негативные последствия вступления в ВТО.

Основной формой адаптации для регионов и городов с низким качеством населения стала стратегия выживания с помощью расширения личного подсобного хозяйства, в таких регионах резко увеличилась маргинализация населения и алкоголизм. Среди проблемных по качеству населения регионов значительная их часть имеет также уязвимую структуру экономики с высокой долей машиностроения, пищевой или текстильной промышленности.

Таким образом, фактор низкого качества населения регионов Центра, Урала, Европейского Севера и юга Сибири будет усугублять негативные социальные последствия при вступлении в ВТО, а в крупногородских регионах с развитой сетью вузов они будут смягчаться, благодаря более высокому качеству населения.

Густая сеть городов и внутриагломерационные связи повышают возможности трудоустройства. Самыми уязвимыми в переходный период стали монопрофильные города группы риска. Среди регионов с самой высокой долей таких городов, специализацией в отраслях группы риска обладают Ивановская область (текстильная промышленность), Свердловская и Нижегородская области (машиностроение). В 13 регионах России доля таких городов превышает 60%[46].

Для оценки социальных последствий вступления в ВТО была разработана типология регионов с учетом как рассмотренных выше факторов, так и количественных показателей структуры и специализации экономики, структуры занятости населения (разная трудоемкость отраслей), состояния рынка труда. Эта типология позволила провести интегральную оценку последствий и выявить регионы с наиболее негативной реакцией на предполагаемые изменения (см. Приложение 4).

Регионы первого типа отличаются максимальной вероятностью обострения проблем на рынке труда, но при этом имеют лучшие возможности перетока занятых в другие сектора экономики (за исключением Ульяновской и Владимирской областей). В Ивановской области, выделенной во второй тип, вероятность обострения также максимальна, при этом возможности межсекторального перетока понижены. Среди остальных трех типов регионов вероятность обострения проблем занятости наиболее значительна в третьем, и возможности перераспределения занятости также невелики, за исключением республик Северного Кавказа. Как следствие, наиболее проблемными можно считать регионы первого, второго и третьего типов[47].

Наиболее проблемными по социальным последствиям вступления в ВТО могут считаться Брянская, Владимирская, Ивановская, Калужская, Курганская, Нижегородская, Пензенская, Псковская, Самарская, Ульяновская области, республики Мордовия, Удмуртия и Чувашия.

Важно отметить, что более половины из 13 потенциально наиболее проблемных регионов расположены в Приволжском федеральном округе. Это объясняется концентрацией в округе импортозамещающего машиностроения, наличием достаточно развитой пищевой промышленности, высокой промышленной и значительной аграрной занятости при слабом развитии малого бизнеса в большинстве проблемных регионов. Центральный округ является вторым по числу регионов с наиболее значительной угрозой негативных последствий, обусловленных теми же причинами.

Выделение территорий максимального риска не означает, что негативные последствия неизбежны. Проведенный анализ позволяет вносить необходимые уточнения в переговорные позиции и вырабатывать меры, способствующие снижению издержек для проблемных регионов и городов при вступлении России в ВТО.

Необходимо обратить внимание на проблемы реформы жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) и ее последствий для населения. С ВТО это связано по нескольким причинам, первая среди которых – тематика переговоров между делегациями России и ЕС по поводу внутренних и внешних цен на энергоносители. Даже если Россия согласится с минимальными изменениями в этой сфере, внутренние цены вырастут в несколько раз. Во-вторых, ВТО – катализатор реформ, способствующих сокращению нерыночного сектора экономики, к которому относится и ЖКХ, и сектор энергоносителей, включая электроэнергию и газ.


Таким образом, можно сделать вывод, что проведение реформы энергетики и ЖКХ необходимо независимо от вступления в ВТО, но социальные последствия ее довольно болезненны. Ликвидация перекрестного субсидирования повлечет за собой рост цен на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) для населения. Кроме того, в ЖКХ имеет место «эффект отложенной инфляции», обусловленный сдерживанием цен на ЖКУ для населения по сравнению с общим ростом цен в экономике, и его ликвидация также спровоцирует рост цен.


2.4 Кадровые и информационные проблемы при вступлении России в ВТО


Вступая в ВТО, Россия стоит на пороге судьбоносного для неё решения, либо это приведет к выходу из своего глубокого экономического кризиса, либо, этот шаг может оказаться неверным, и Россия постепенно окажется в процессе усугубления этого кризиса. Среди множества негативных последствий, наступающих с момента вступления России в ВТО, особое место занимает проблема кадрового характера.

Это обусловлено тем, что специалистов по вопросам деятельности ВТО в России, в настоящее время, катастрофически мало, особенно среди молодежи, тогда как потребность в них большая и в перспективе будет увеличиваться, в частности, в связи с созданием в будущем национальных информационно-консультационных центров в соответствии с положениями ряда соглашений ВТО и для работы в ее Секретариате[48].

Следовательно, необходимо как можно скорее начать комплексную работу по подготовке таких специалистов, способных со знанием дела знакомить с правилами ВТО российских предпринимателей, преподавателей и студентов, экономических и отраслевых вузов, а также зарубежных представителей с выполнением этих правил в России.

Особого внимания требует подготовка специалистов-международников (на базе высшего образования), для которых ВТО является или станет основой их профессиональной деятельности. Поэтому Министерству экономического развития и торговли и другим федеральным агентствам, службам и совместно с Академией внешней торговли следовало бы определить общее количество таких специалистов в краткосрочной и долгосрочной перспективе; формы и сроки их подготовки, основные направления и содержание их специализации.

Было бы целесообразным отметить важную роль Всероссийской академии внешней торговли в подготовке высококвалифицированных кадров в области ВТО. Академия внешней торговли давно ведет обучение по проблемам ВТО и на первом, и на втором образовании, предлагая несколько программ. Есть одно- и двухдневные семинары, по восемь и шестнадцать академических часов. Есть программа в сто академических часов, после чего участники получают свидетельство о повышении квалификации государственного образца. А по окончании самой большой программы в пятьсот академических часов участники получают диплом профессиональной переподготовки. И, тем не менее, ВАВТ, МГИМО и еще ряд вузов, занимающихся подготовкой по требуемой специальности, совершенно не справляются с таким объемом. В связи с этим целесообразно было бы объединить усилия ВАВТ и Высшей школы экономики для создания структуры под условным названием «Информационно-методологический центр по присоединению России к ВТО», который оказывал бы помощь вузам и другим заинтересованным структурам по подготовке кадров в области функционирования экономики России в условиях ВТО[49].

Прорывом и сдвигом с мертвой точки в проблеме обеспеченности кадрами на пороге вступления в ВТО явилось то, что в 2006 году ВАВТ уже объявила об открытии новой эксклюзивной учебной программы подготовки консультантов по ВТО. По мнению преподавателей ВАВТ, в свете грядущего вступления России в ВТО необходимость в таких специалистах будет очень велика: уже сейчас в деловом языке появилось множество новых терминов, понятий и специализированных выражений, требующих специальных знаний, которых многим российским управленцам не хватает.

Суть нового образовательного курса ВАВТ заключается в подготовке специалистов, способных содействовать росту конкурентоспособности российских предприятий в рамках правил ВТО. Занятия ведутся профессорами академии, консультантами по проблемам функционирования международных организаций. Один из ведущих преподавателей курса – профессор Ипполит Дюмулен, автор терминологического справочника "ВТО от А до Я", в которой подробнейшим образом рассмотрены абсолютно все термины и понятия, связанные с ВТО[50].

Особо следует отметить и недостаток информации относительно вступления России в ВТО для населения страны. Фондом общественное мнение проводился опрос в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. В нем приняли участие 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

По данным опроса, проведенного Фондом общественное мнение (ФОМ), почти половина россиян (46%) не знают о существовании Всемирной торговой организации (ВТО), но при этом треть граждан РФ поддерживают идею вступления России в эту организацию (рис.2.4). 









Рис.2.4. Знаете ли вы, что-то слышали или слышите сейчас впервые о ВТО? Источник: Официальный сайт Всемирной  торговой организации [режим доступа] -  www.wto.org

По информации, в ходе опроса 46% респондентов заявили, что «впервые слышат» о такой организации, хотя этот показатель и меньше по сравнению с результатами исследования, проведенного в 2004 году, когда неосведомленных набралось 55%.

По мнению экспертов ФОМ, это связано с проведением саммита «большой восьмерки» в Петербурге, в преддверии которого часто поднималась тема присоединения России к ВТО.

Уверенно заявили, что знают о ВТО, 21% опрошенных. Еще 27% признались, что «что-то слышали» о ней. Затруднились с ответом 6% (рис.2.5)

Рис. 2.5. ВТО - это всемирная торговая организация. Знаете ли вы, что-то слышали или слышите сейчас впервые о том, что Россия готовится к вступлению во всемирную торговую организацию (ВТО)? Источник: Официальный сайт Всемирной  торговой организации [режим доступа] -  www.wto.org

В то же время тех, кто считает, что намерение России вступить в ВТО будет полезно для страны, набралось 29%. Как отмечается в сообщении ФОМ, два года назад положительную оценку этому дали 41% участников опроса. О том, что это принесет "больше вреда", заявили 16% (в 2004 году - 15%). При этом больше половины (55%) опрошенных затруднились ответить на этот вопрос (рис.2.6).


Рис. 2.6 Как вы думаете, в целом для России вступление в ВТО принесет больше пользы или больше вреда? Источник: Официальный сайт Всемирной  торговой организации [режим доступа] -  www.wto.org


Как видно из полученных данных, помимо кадровых «пробелов», существует и огромный информационный пробел в проблеме вступления России в ВТО. Данные проблемы необходимо срочно решать, иначе невозможно осуществить задуманное.

Таким образом, можно сделать вывод, что Россия, несомненно, по всем параметрам занимает равное место среди наиболее значительных государств, желающих вступить в ВТО.  Несмотря на то, что России, безусловно, удалось сдвинуться в этом отношении с «мертвой точки», процесс ее превращения в полноправного участника международных экономических отношений со статусом мировой державы еще потребует значительных усилий. Трудности, с которыми придется столкнуться России в этом направлении очевидны, равно как и ее способность преодолеть эти трудности.

ГЛАВА 3. ПРЕИМУЩЕСТВА И ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИИ ОТ ВСТУПЛЕНИЯ В ВТО


Анализируя вышеперечисленные основные проблемы, связанные с процессом вступления России в ВТО, можно определить и определенные преимущества от вступления, определить перспективы российской экономики.

Выгоды ВТО для экономики страны в целом можно представить следующим образом:

Повышение доходов. Невозможно провести четкую грань между воздействием свободной торговли на потребителей, производителей и государство. Так, понижение торговых барьеров способствует росту торговли, что приводит к повышению как государственных, так и личных доходов. Повышение государственного дохода за счет деятельности успешных экспортеров позволяет перераспределить получаемые дополнительные ресурсы и помочь другим компаниям, сталкивающимся с иностранной конкуренцией, повысить производительность, расширить масштабы производства, улучшить свою конкурентоспособность или же переключиться на новые виды деятельности[51].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.