1.
Окончательное решение о присоединении к ВТО
может быть принято исключительно на основе всесторонне аргументированного
вывода о готовности к этому российских товаропроизводителей и механизмов
государственного регулирования экономики. Для этого необходимо в кратчайшие
сроки наладить работу по прогнозированию последствий вступления в ВТО для различных
секторов экономики с учетом возможных комплексов системных условий
присоединения.
2.
Принятие в ходе переговоров о присоединении к
ВТО каких-либо конкретны обязательств, в первую очередь по системным вопросам,
допустимо только после всесторонней оценки их последствий и получения
обоснованного заключения об их приемлемости для России.
3.
Присоединению к ВТО должно предшествовать
осуществления комплекса мер по повышению конкурентоспособности отечественных
предприятий на основе обновления их технического и технологического
потенциалов. Предстоит активизировать государственную поддержку
научно-технических разработок и их внедрения в производство. Эти меры следует тесно
сопрягать с определением приоритетов промышленной политики разработкой
реализующих их механизмов господдержки, в максимальной степени обеспечивающих
защиту национальных интересов и не противоречащих правилам ВТО
4.
В целях налаживания четкого контроля за ходом
переговоров и обеспечения эффективного руководства процессом подготовки
экономики к присоединению к ВТО представляется целесообразным создать при
Президенте РФ соответствующий постоянно действующий совет, в котором по
возможности должны быть представлены все отрасли российской экономики и лучшие
научные силы. В его рамках желательно образовать экспертную группу, способную
отслеживать и анализировать ход этой подготовки и осуществлять комплексную
оценку возможных последствий принятия Россией обязательств.
Таким
образом, можно сделать вывод, членство России в ВТО не
является самоцелью и не может быть достигнуто любой ценой. Оно должно отвечать
задачам экономического развития страны, содействовать успешному продвижению
реформ и более глубокой интеграции России в мировую экономику и торговлю.
В результате проведенного комплексного исследования
проблем вступления России в ВТО, можно сделать следующие выводы.
Определено, что присоединение России к ВТО –
сложный и длительный переговорный процесс. Его результатом должно стать
полноправное участие России в системе мировой торговли, реализация преимуществ
международного разделения труда и кооперации, совершенствование экономического
сотрудничества России со странами мира.
Членами Всемирной торговой организации являются
уже 153 страны мира, и в ближайшие годы их число будет увеличиваться. Это означает,
что практически всякое государство, претендующее на создание современной,
эффективной экономики и равноправное участие в мировой торговле, стремится
стать членом ВТО. Россия в этом смысле не является исключением.
Так же определено, что конкретными целями присоединения
для России можно считать следующие:
·
Получение лучших в сравнении с существующими и
недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные
рынки;
·
Доступ к международному механизму разрешения
торговых споров;
·
Создание более благоприятного климата для
иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в
соответствие с нормами ВТО;
·
Расширение возможностей для российских
инвесторов в странах-членах ВТО, в частности, в банковской сфере;
·
Создание условий для повышения качества и
конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока
иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;
·
Участие в выработке правил международной
торговли с учетом своих национальных интересов;
·
Улучшение имиджа России в мире как полноправного
участника международной торговли.
Задача ведущихся переговоров о
присоединении – добиться наилучших условий присоединения России к ВТО, то есть
наиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в виде
снижения тарифов и открытия внутренних рынков. То есть баланс прав и
обязательств России при вступлении в ВТО должен способствовать экономическому
росту, а не наоборот.
В дипломной работе помимо проблем, возникающих
как до, так и после вступления России в ВТО, были рассмотрены и преимущества от
вступления России в ВТО, а так же представлены рекомендации относительно направления
процесса присоединения в конструктивное русло:
1.
Окончательное решение о присоединении к ВТО
может быть принято исключительно на основе всесторонне аргументированного
вывода о готовности к этому российских товаропроизводителей и механизмов
государственного регулирования экономики. Для этого необходимо в кратчайшие
сроки наладить работу по прогнозированию последствий вступления в ВТО для
различных секторов экономики с учетом возможных комплексов системных условий
присоединения.
2.
Принятие в ходе переговоров о присоединении к
ВТО каких-либо конкретны обязательств, в первую очередь по системным вопросам,
допустимо только после всесторонней оценки их последствий и получения
обоснованного заключения об их приемлемости для России.
3.
Присоединению к ВТО должно предшествовать
осуществления комплекса мер по повышению конкурентоспособности отечественных
предприятий на основе обновления их технического и технологического
потенциалов. Предстоит активизировать государственную поддержку
научно-технических разработок и их внедрения в производство. Эти меры следует
тесно сопрягать с определением приоритетов промышленной политики разработкой реализующих
их механизмов господдержки, в максимальной степени обеспечивающих защиту
национальных интересов и не противоречащих правилам ВТО
4.
В целях налаживания четкого контроля за ходом
переговоров и обеспечения эффективного руководства процессом подготовки
экономики к присоединению к ВТО представляется целесообразным создать при
Президенте РФ соответствующий постоянно действующий совет, в котором по
возможности должны быть представлены все отрасли российской экономики и лучшие
научные силы. В его рамках желательно образовать экспертную группу, способную
отслеживать и анализировать ход этой подготовки и осуществлять комплексную
оценку возможных последствий принятия Россией обязательств.
Таким образом, можно подытожить, что не смотря
на достаточное количество проблем, участие России в ВТО дает нашей стране
множество преимуществ. Их получение и является в прагматическом смысле целью
присоединения к ВТО, независимо от длительности переговорного процесса.
Следует отметить, что данная дипломная работа
привносит в разработку проблем на пороге вступления России в ВТО системный
анализ преимуществ и недостатков от завершения переговорного процесса.
Представляется, что если в 2010 году, как
запланировано, переговорный процесс о присоединении России к ВТО придет к
своему логическому завершению, то Россия станет
весомой частью мировой торговой системы, а также будет укрепляться на мировой
арене, выйдя на более высокий уровень отношения со всеми своими партнерами. К
данному заключение приходит автор данной дипломной работы.
Нормативно-правовые акты
1.
Конституция Российской Федерации (принята на
всенародном голосовании 12 декабря 1993г.) // Российская газета. 1993. – 25
декабря. – №237.
2.
Таможенный кодекс Российской Федерации" от
28.05.2003 N 61-ФЗ (принят ГД ФС РФ 25.04.2003)
(ред. от 30.12.2008) // Собрание законодательства РФ, 02.06.2003, N 22, ст.
2066.
3.
Распоряжение Правительства Российской Федерации
№ 1662-р от 17.11.2008 г. "О Концепции долгосрочного
социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года
// Российская газета. №3412. От 10.01.2009.
4.
Распоряжение Правительства
РФ от 22.10.1999. «Стратегия развития отношений Российской Федерации и
Европейского Союза на среднесрочную перспективу (2000 - 2010)»// Российская
газета.№1231 от 18.01.2000
5.
Программа «Национальная банковская система
России 2010-2020» от 5 апреля 2006 г.// Банковский Вестник, 2006. №5. С.4-89.
Научная и учебная
литература
- Андрианов В.Д. Россия в
мировой экономике: Учеб. пособие.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. –
296 с.
- Адуков Р. Х.
Проблемы приоритетности условий в различных отраслях российской экономики
// Материалы сборника «Экономика АПК: проблемы и решения». – 2007. –
123 с.
- Афонцев С. Присоединение
России к ВТО: экономико-политические перспективы. //Pro et Contra. – 2007.
- том 7. - № 2. // Россия в мировой экономике, С. 7-27.
- Бандурин В. В., Рацич Б.
Г., Чатич М. Глобализация мировой эко-номики и Россия. – М.: Буквица,
–2007. – 279 с.
- Бордачев Т. Terra
incognita, или Европейская политика России // Pro et Contra. - 2006. - Т.
6. - N 4. - С. 23-33.
- Бордачев Т.В. Россия:
конец европеизации? //Россия в глобальной политике.- 2007. - № 2, Март -
Апрель 2007.
- Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н.
Международные экономические отношения. – М.: Финансы и статистика, – 2006.
– С. 25–35.
- Бушуев С. А., Гребеник В.
В. Экономическая теория. Издательство: Международная академия оценки и
консалтинга, – 2008. – 248 с.
- Вардомский Л.Б., Трейвиш
А.И. Проблемы устойчивости экономического пространства России в контексте
внешнеэкономической либерализации. Внешнеэкономические связи и
региональное развитие в России. - М., Эпикон, 2006, С. 189-205.
- Вступление в ВТО //
Экономика и финансы, – М., ноябрь 2006. – с. 2-
6.
- В
российских регионах идет активная работа в связи с присоединением России к
ВТО: www.wto.ru 6.08.2005.
- Ганжа С.П. Актуальные
вопросы общеевропейского экономического сотрудничества.: Автореферат
дисс…канд. экономич. наук. – М.: Московский государственный университет
международных отношений МИД РФ, 2008. – 34 с.
- Грицаенко Е.А Некоторые
аспекты внешней торговли регионов России. Издательство: ВГУ, 2007. – 16 с.
- Горбунова О.А., Минченкова
И.В. ВТО: Основы функционирования и проблемы присоединения России. Учебное
пособие. – М.: Дашков и К, 2009. – 456 с.
- Дынникова О.В. О
соответствии различий в ценах природного газа для отечественных и
иностранных потребителей нормам ВТО. //НП «Экономическая экспертная
группа», 2002. //#"#">#"#">www.wto.org
- Россия
и ВТО – русская версия официального сайта ВТО на русском языке [режим
доступа]- #"#">www.economy.gov.ru
- Официальный
сайт Рабочей группы (РГ) Российского союза промышленников и
предпринимателей (РСПП) по присоединению России в ВТО [режим доступа] – www.rgwto.com
- Официальный
вебсайт Министерства иностранных дел Российской Федерации, раздел
"Экономическая дипломатия / Международные экономические, финансовые и
торговые организации".[режим доступа]-www.ln.mid.ru
- Информационный
центр стандартов Министерства сельского хозяйства России www.agris.ru/ICSAIC/.
- Электронная
версия журнала «Эксперт» № 44 (538) / 27 ноября 2006
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Организационная структура ВТО
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Комитеты
по соглашениям и договоренностям, регулирующие отдельные стороны и
проблемы
внешнеторговой политики
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Состав стран-участниц ВТО в период с 1996 по 2008 год
Страна
|
Год вступления
|
Эквадор,
Болгария
|
1996
|
Монголия,
Панама
|
1997
|
Киргизия
|
1998
|
Латвия,
Эстония
|
1999
|
Иордания,
Грузия, Албания, Оман, Хорватия
|
2000
|
Литва,
Молдова, Китай
|
2001
|
Тайвань
|
2002
|
Армения,
Македония
|
2003
|
Непал,
Камбоджа
|
2004
|
Саудовская
Аравия
|
2005
|
Вьетнам,
Тонга
|
2007
|
Украина,
Кабо Верде
|
2008
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|