То есть, по мнению экспертов, существуют две
основные экономические выгоды от вступления России в ВТО.
Первая - это поощрение и стимулирование
торговли. Теперь Россия на полном основании будет
участвовать в глобальной системе торговли. Это важно, потому что те страны,
которые успешно сумели интегрироваться в мировые рынки, в течение последних лет
демонстрируют впечатляющие темпы роста, так как правительства этих стран
поощряют внедрение новых технологий.
Вторая выгода связана со снижением тарифов и
открытием отраслей экономики для свободной конкуренции. Многие
проблемы, связанные с деловым климатом в стране, также можно решить благодаря
интеграции в мировые рынки. Вопросы корпоративного управления, вопросы,
связанные с репутацией российских компаний, также напрямую связаны с членством
в ВТО.
Относительно потребительского рынка в России,
следует отметить, что при вступлении России в ВТО, Россия самостоятельно будет решать, нужны ли ей квоты на мясо, и
если да, то какие. Если Россия решит, что квоты нам не нужны, то мы сможем
ввести односторонне, ни с кем не советуясь, таможенный тариф[52].
По мнению С. Афонцева, когда Россия
вступит в ВТО, то на фрукты, которые в России не растут, пошлины будут снижены,
поэтому они станут доступнее. Существенно будут снижены пошлины на дорогие
зарубежные лекарства - до 3-5%[53].
Москве удалось сохранить высокие
пошлины на самолеты - до 12,5%. Как отмечают экономисты, Россия - единственная
страна, производящая самолеты, которая входит в ВТО с такой высокой пошлиной.
По мнению экспертов, она является жесткой защитой и позволит отечественной
технике доминировать на российском рынке.
С другой стороны, будут практически
обнулены пошлины на всю электронику. Это была вообще одна из первых
переговорных позиций, и правительство еще лет 10 назад пришло к выводу, что
надо открывать рынок ради наших собственных интересов. А вот пошлина на одежду
будет снижена всего на 5 %, что не является способом снижения защиты от
импорта.
Данные о некоторых отраслевых
последствиях присоединения России к ВТО для отдельных секторов российской
экономике представлены в сводной таблице 3.1.
Таблица 3.1
Отраслевые
последствия присоединения к ВТО для отдельных секторов российской экономики
Высоко-
технологичные отрасли
Варианты, в зависимости от
степени поощрения технического прогресса в стране
|
Пищевая
Пока не способна насытить
рынок, обострение импортной конкуренции
|
Мебельная
Встает на ноги.
Важен каждый процент защитного тарифа
|
Фармацевтика
Обострение конкуренции, но
потребитель может выиграть на качестве импорта
|
Металлургия
Конкурентоспособность
будет зависеть от цен на товары и услуги естественных
монополий
|
Химия
Обострение конкуренции по
малотоннажным химикатам,
автомаслам и косметике
|
Авто и авиа
Смогут "выжить"
только при господдержке
|
Транспорт
Сохранение конкурентной
ситуации
|
Связь и информатика
Обострение конкуренции, но
к частичному выигрышу потребителя
|
Торговля
Сохранение ситуации в
оптовом звене. В розничной торговле - наступление зарубежных супермаркетов
|
Наука
ВТО мало что Изменит.
Главные проблемы: недофинансирова-ние, утечка умов
|
Менеджмент,
Финансы
Смогут выжить лишь при
господдержке, но
потребитель выиграет от конкуренции
|
Повышение занятости. Развитие торговли ведет в долгосрочной перспективе к повышению
занятости, особенно в экспортных отраслях экономики. Однако в краткосрочной
перспективе потери рабочих мест в результате конкуренции отечественных
предприятий с импортными производителями практически неизбежны[54].
Протекционизм не может решить эту
проблему. Напротив, повышение торговых барьеров вызывает снижение эффективности
производства и качества отечественной продукции, что при ограничении импорта
приводит к повышению цен на нее и негативно отражается на объемах продаж, а в
конечном итоге и на количестве рабочих мест. Подобная ситуация сложилась, к
примеру, в США в 1980-е гг., когда были введены жесткие ограничения на импорт
японских автомобилей. И наоборот, либерализация рынка ЕС создала как минимум
300 тысяч новых рабочих мест в странах Сообществ. В экспортных отраслях США
заняты как минимум 12 миллионов рабочих; в металлургии России из около 1
миллиона занятых 600 тысяч также работают на экспорт.
Разумное использование защитных мер
и эффективная схема перераспределения дополнительного государственного дохода
могут помочь стране преодолеть трудности периода адаптации к системе свободной
торговли.
Повышение эффективности
внешнеэкономической деятельности. Применение
принципов ВТО позволяет повысить эффективность внешнеэкономической деятельности
государства за счет, прежде всего, упрощения системы таможенных пошлин и других
торговых барьеров. Как следствие, предсказуемость и прозрачность экономики привлекают
партнеров и повышают товарооборот. Недискриминационный подход, прозрачность,
большая определенность условий торговли и их упрощение – все это способствует
понижению расходов компаний, оптимизации их деятельности и созданию
благоприятного климата для торговли и инвестиций.
В свою очередь, приток капитала в
страну, в частности, в форме прямых иностранных инвестиций, создает
дополнительные рабочие места и повышает благосостояние населения в целом.
Помимо экономических выгод от более
свободной внешней торговли, государство получает и определенные политические
выгоды.
Защита от лоббирования. У правительства появляется больше возможностей защищать себя от
действий лоббистских групп, так как торговая политика осуществляется в
интересах экономики в целом.
Проводимая государством политика протекционизма для отдельных отраслей
подразумевает определенное политическое влияние представителей этих сфер
производства. В первые десятилетия 20-го века усиление политики торговых
ограничений привело к торговой войне, победителей в которой не было, ведь в
конечном счете от подобных ограничений страдают даже сектора, требующие защиты,
замедляется экономический рост и падает общее благосостояние[55].
Присоединение к системе ВТО помогает
избежать подобных ситуаций, так как проводимая государством политика
ориентируется на развитие всех отраслей экономики, а не отдельных ее частей,
что помогает избежать искажений конкурентной среды.
Борьба с коррупцией. Система свободной торговли также создает предпосылки для
принятия разумных политических решений, борьбы с коррупцией и привнесения
позитивных изменений в законодательную систему, что в конечном счете
способствует притоку инвестиций в страну. Применение некоторых форм нетарифных
ограничений, к примеру, импортных квот, неизбежно сопряжено с опасностью
коррупции среди чиновников, распределяющих эти квоты и, следовательно,
получения сверхприбыли компаниями-импортерами - т.н. “квотной ренты”.
Сейчас в ВТО ведется работа по
сокращению и устранению многих еще существующих квот, особенно на текстильные
изделия.
Прозрачность и гласность, т.е. обеспечение доступности всей информации по
правилам торговли для общественности; более четкие критерии по правилам,
охватывающим вопросы безопасности и стандарты на продукцию; применение принципа
недискриминации также оказывают положительное влияние на политическую
обстановку, сокращая возможность произвольного принятия решений и обмана[56].
Сопоставляя баланс плюсов и минусов
от вступления России в ВТО, следует резюмировать полученные выводы в виде
таблицы 3.2.
Таблица 3.2
ВТО и Россия: «За» и «Против»
|
За
|
Против
|
1
|
Опыт
наиболее развитых стран показывает, что новые технологии и инновации стали
ключевым ресурсом экономического роста, в перспективе их значение
усиливается. Однако инновационный тип экономического роста невозможен без
присутствия на мировых рынках высоких технологий. Россия без участия в
мировом разделении труда по правилам ВТО обрекает себя на конверсию
технической отсталости, усиление сырьевой ориентации экономики, сохранение
непригодных в рыночных условиях форм организации и управления хозяйством.
|
Россия
на мировом рынке представлена главным образом сырьевыми товарами, а
возможности увеличения экспорта высокотехнологичных товаров невелики. Нельзя
вступать в ВТО прежде, чем будет повышена конкурентоспособность основных
высокотехнологичных отраслей промышленности, ведь открытие рынков по
нормативам ВТО может окончательно подорвать позиции слабых российских
производителей товаров и услуг.
|
2
|
Соглашения
ВТО и механизмы урегулирования спорных проблем дают возможность приобретения
опыта управления процессами международного трансферта и коммерциализации
технологий защиты прав интеллектуальной собственности, что снизит потери,
которые Россия несет в данной сфере.
|
Защита
прав на интеллектуальную собственность препятствует распространению
наукоемких продуктов, технологий и культурных ценностей; нет оснований
увязывать защиту прав интеллектуальной собственности с либерализацией
торговли, как это делает ВТО.
|
3
|
Мировая
практика свидетельствует, что членство в ВТО не препятствует проведению
"прозрачной" промышленной и инновационной политики, допуская
бюджетное финансирование НИОКР, отраслевые, региональные и др. адресные
льготы производителям наукоемкой и технически сложной продукции.
|
Вступление
России в ВТО не позволит ей проводить самостоятельную политику, предоставляя
бюджетные субсидии и тарифную защиту традиционно слабым, однако критически
важным отраслям производства.
|
4
|
Технологическая
безопасность в настоящее время обеспечивается не только оборонными, но также
и чисто гражданскими производствами.
|
Интересы
национальной безопасности требуют уменьшения зависимости от импорта ряда
высокотехнологичных товаров, исключают захват иностранным капиталом ключевых
позиций на стратегически важных сегментах российского рынка.
|
5
|
Правилами
ВТО предусмотрено, в течение переходного периода использовать специальные
меры по защите экономики и ограничению возможных отрицательных последствий, а
уступки присоединяющейся страны частично компенсируются удовлетворением ряда
встречных требований по "чувствительным" позициям экспорта.
|
России
придется пойти на определенные уступки, которые обязательно затронут интересы
отечественных производителей и потребителей.
|
6
|
Повышается
инвестиционная привлекательность страны за счет внедрения в национальное
законодательство общепринятых в ВТО механизмов регулирования внешнеэконом. деят-ти
|
До
вступления в ВТО России придется перейти к новой модели внешнеэкономической
политики, которая более эффективно защищала бы национальные интересы.
|
За
вступление в ВТО говорит и тот факт, что по мнению большинства экспертов в
области мировой и международной экономики, за последние годы российская
экономика значительно приблизилась к нормам ВТО, поэтому особых потерь и
дивидендов от вступления в эту организацию ждать не стоит. Находясь за рамками
организации, Россия продолжала интегрироваться в мировую экономику,
модифицировала законодательство и снижала уровень импортных пошлин, ставки по
многим из которых давно ниже установленных ВТО предельных уровней. Исходя из
этого, можно сделать вывод, что вступление в ВТО не изменит существенно
траекторию экономического развития страны, а усложнение ситуации возможно
только на отдельных предприятиях в отдельных регионах[57].
В то же
время потребители смогут сэкономить на некоторых товарах, которыми рынок и так
уже насыщен, а высвободившиеся ресурсы потенциально могут быть направлены на
развитие сферы услуг, например, в здравоохранении и образовании.
Рассматривая перспективы России от вступления в
ВТО, на современном этапе в условиях мирового финансового кризиса 2008-2009 гг,
российские представители заявляют, что в ближайшее время, по крайней мере, пока
продолжается кризис и пока не будет понятна посткризисная
финансово-экономическая архитектура мира, в ВТО Россия вступать не собирается.
Конечно же, столь жесткого заявления об категоричном отказе вступления в ВТО
российскими представителями власти не сделано. Зато сделан определенный, по
нашему мнению, весьма грамотный шаг, заключающийся в следующем.
В начале 2009 года премьер-министр России Владимир
Путин объявил о создании Таможенного союза в составе России, Белоруссии и
Казахстана. Уже с 1 января 2010 года на территории наших стран начнет
действовать «единый таможенный тариф», а все процедуры по формированию союза будут
завершены к 1 июля 2011 года. В этой связи Россия, Белоруссия и Казахстан на
время прекращают свои переговоры о вступлении во Всемирную торговую
организацию. В будущем же эти страны планируют вступить туда как единое
пространство - переговоры по вступлению в ВТО Таможенного союза начнутся после
1 января 2010 года[58].
Создание единого Таможенного союза с братскими
Белоруссией и Казахстаном само по себе является слишком значимым шагом, чтобы
выискивать в этом решении дополнительные выгоды. Важность интеграции, в том
числе и экономической, с ближайшими соседями преувеличить сложно. Тем не
менее, дополнительным бонусом создания
этого союза неожиданно стала возможность «мягко соскочить» с переговоров о
вступлении в ВТО. И такой возможностью нельзя было не
воспользоваться.
Мотивация российской стороны - не выгодно. А в
сегодняшней ситуации финансового кризиса - не выгодно крайне! Краеугольным
камнем ВТО является регулирование таможенных пошлин. А это сегодня один из
немногих еще оставшихся в руках государства механизмов защиты отечественной
экономики. И подпускать к данному "рулю" кого-то извне - это не
просто поступиться частью собственного суверенитета. Фактически это означает
окончательно добить и без того вяло стоящего на ногах российского производителя[59].
Таким образом, в
сложившейся ситуации можно сформулировать следующие рекомендации относительно
направления процесса присоединения России к ВТО в конструктивное русло.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|