Но все-таки, для того, чтобы корпоративный праздник не превратился
в обычный штамп, а стал действительно необычным, зрелищным и запоминающимся,
то работа режиссера должна быть поистине творческой.
Таким образом, приступая к созданию театрализованного мероприятия,
режиссер должен найти ответы на три вопроса, которые, в основном и определяют
конечный результат творческого процесса[69]:
1) Что я буду ставить?
2) Как я буду ставить?
3) С кем я буду ставить?
Ответ на первый вопрос включает идейно-тематическую основу праздника.
Второй вопрос раскрывает постановочное режиссерское решение представления в
целом и отдельных эпизодов, художественное и музыкальное оформление. Третий
касается участников праздника (количество, состав, возраст).
Тематика театрализованных праздников, как правило, тесно связана
с календарными событиями, жизнью фирмы, города, региона, их прошлым и
настоящим, важными событиями, юбилейными датами, фестивалями.
Если тема отражает определенные жизненные явления, события, то их
авторская оценка, главная мысль, позиция автора, пронизывающая все эпизоды и
номера, являющаяся стержнем, благодаря которому праздник становится единой,
логически законченной композицией. Идея и тема неразрывно связаны друг с
другом, вместе составляя идейно-тематическую основу сценария.
Идейно-тематическая
основа - это только одна из сторон творческой деятельности режиссера. Работа
здесь направлена на то, что производится отбор содержания, расставляемые
смысловые акценты в отдельных эпизодах и праздника в целом.
Другая не менее
важная часть замысла театрализованного праздника - его постановочная основа, которая
в деятельности режиссера в конечном итоге завершается принятием постановочного
решения. .
По определению Б.
Н. Петрова - « Постановочное решение» - это воплощение в действие
идейно-тематической основы замысла с оптимальным использованием выразительных
средств, специфики и возможности жанра»
Для
корпоративного праздника принятие постановочного решения ответ на вопрос «как я
буду ставить ?», является ответственным в работе над постановкой.
Постановочная основа сценарно-режиссерского замысла неразрывно
связана с его идейно-тематической основой. Более того, тема «идеи» должны
стоять над постановочным решением. Работая над ней для воплощения в действие
той или иной темы, расставляя смысловые акценты в эпизодах или празднике в
целом, режиссер каждый раз как бы пропускает все отобранное через призму
постановочных возможностей. И здесь нередко бывает так, что оригинальная
сценарная мысль не поддается воплощению в действие, так как не может быть
выражена главным героем постановки - массой участников.
Таким образом, чтобы избежать неудач, режиссер-постановщик должен
чувствовать взаимную связь между идейно-тематической и постановочной основами
замысла.
Рассмотрим наиболее важные факторы, прежде всего это экономическая
возможность постановки. От неё зависит масштаб, степень материального оснащения
и художественного оформления праздника, в том числе качество костюмов и
реквизита, степень трансформации сценической площадки, организация репетиционной
работы.
Конечно же, экономический уровень постановки отражается и на
творческой деятельности режиссера, для которого очень важно определить свои
возможности от особенностей финансирования праздника.
Также режиссер-постановщик должен изучить участников, необходимо
определить возможность включения в праздник выступления профессиональных
актеров или представителей отдельных видов искусства.
И, конечно же, режиссер-постановщик должен знать, а в дальнейшем и
детально изучить место проведения праздника - главную сценическую площадку.
Необходимо выяснить расположение сцены и зала а также конструктивные
возможности
Говоря о замысле массового корпоративного праздника необходимо
отметить, что творческая работа над замыслом всего представления главная задача
- найти режиссерский ход, способный увязать между собой все взятые для решения
темы, то в эпизодах первым всегда лежит идея, которая, находя свое отражение в
отобранном содержании и образном решении, связывают все эпизоды в единое целое.
Итак, мы разобрали ряд особенностей творческого процесса рождения
и воплощения сценарно-режиссерского замысла корпоративного праздника. Подведем
некоторые итоги.
Мысль
постановщика - главная идея представления. Она должна быть образно выражена в
каждом эпизоде, что обеспечивает целостный образ представления, логику развития
действия.
План-сценарий - официальный документ в подготовке
театрализованного праздника. Его разрабатывает автор сценарно-режиссерского
замысла, утверждает организация, проводящая празднество. В своем содержании он
несет две основные функции: творческую и организаторскую. План -сценарий дает
ответы на три главных вопроса : «Где будет?», «Что и как будет?», «Что для
этого надо?». Важность этого документа в том, что он открывает фронт работ по
непосредственной подготовке праздника.
При разработке сценария режиссер должен четко определить
идейно-тематическую основу сценария будущего праздника. Тематика праздника четко
определена, она отражает конкретные жизненные явления, даты. А главная идея
праздника - это мысль режиссера, которая отражена в каждом эпизоде. Эпизод -
структурная единица театрализованного праздника, который строится также как
праздник в целом : пролог, развитие действия, финал. Эпизоды компануются в
единое целое с помощью сценарно- режиссерского хода, выбранного режиссером и
отражающим идейно - тематическую основу праздника.
Каждый
праздник имеет свое лицо, по-разному рождаясь и развиваясь, начинает он свою
жизнь. Именно жизнь, потому что праздник - живой организм, и от нас с вами
зависит, какими «токами» мы его подпитаем, чтобы он продолжал жить в памяти
сотрудников.
Опытный
режиссер-сценарист знает, как важно захватить, увлечь действием весь зал.
Когда эмоции, подобно снежному кому, берут свое начало на сцене, перекатываются
в зрительный зал и обратно, создавая тем самым энергетический пояс или, точнее
сказать, столб, который нельзя увидеть, но можно ощутить. Как правило, такое
эмоциональное напряжение возникает в наивысшей точке - кульминации праздника.
Нужно ли моделировать в сценарии уровень эмоциональных всплесков? Безусловно,
именно через эмоции нам открывается личность и устанавливается контакт,
который дает возможность довести до сердца задуманную идею праздника. Как
добиться такой действенности?
Практика
показывает, что особый интерес у человека вызывают театрализованные программы,
где он сам становится воображаемым или реальным участником действия, сотворцом
происходящих событий. Но происходит это лишь при определенных условиях.
Главным
и первым условием является наличие темы и идеи праздника, близкой участнику.[70].
Четко
сформулированная идея не дает уйти в сторону и одновременно служит своеобразным
барометром, определяющим необходимость, значимость тех или иных коллизий
будущего праздника. Идея, выраженная в виде формулы или утверждения, помогает
сценаристу определиться в подборе доказательств
Второе
условие, которое мне хотелось бы назвать, - это оригинальность сюжетного хода.
Продолжая
ряд условий, следует назвать умение уже на начальном этапе, в завязке,
сконцентрировать внимание зрителя, заинтриговать его, чтобы он все время ждал -
а что же будет дальше? Умение предвидеть возможную реакцию, спроектировать
определенный ее результат дает сценаристу в полной мере реализовать замысел
праздника. Как же на стадии замысла определить ту или иную реакцию? Поставить
себя на место участника праздника - это значит, избежать многих ошибок.
Неотъемлемой
частью корпоративного праздника и следующим условием его успешности являются
приемы, которые побуждают зрителей к активной позиции, объединяют их в
проявлении чувств, создают атмосферу сопереживания и участия. Примером могут
служить различные игровые приемы. Такие моменты могут служить маленькой
переменкой, а при определенных обстоятельствах и значимым акцентом. Главное в
проектировании этих моментов - это логика, своевременность и методика подачи.
Поскольку
в зале часто находятся зрители разного возраста, то одним из условий становится
способность «разговаривать» посредством художественных образов, близких разным
возрастным группам.
И,
наконец, важнейшее условие - создание атмосферы праздника, ее уплотнение по
нарастающей, совпадающее с развитием чувства единения зала.
Реализация
всех этих условий предполагает неожиданные события в развитии действия, сюрпризность,
зрелищность, придумывание необычных героев, костюмов и просто «фокусов» -
превращений, которые вызовут у зрителя удивление. Все это рождается уже в
момент проектирования и требует от сценариста творческой мысли и выдумки. Но
внешние эффекты должны быть не только оправданы, но и согласованы со смысловой
нагрузкой, т.е. должны подкреплять идею праздника.
Нередко
мозаичность эпизодов разрушает общее восприятие, скачкообразный сценарный ход
понижает интерес и рождает равнодушие. Сверхзадача сценариста - сделать так,
чтобы мысли и чувства были в едином ключе. Это достигается цельностью
композиционного построения, которое базируется на драматургической основе.
Четкое композиционное построение позволяет упорядочить материал и логично
изложить события, расположить составные части сценария в последовательности
(экспозиция, завязка, ход борьбы, кульминация, финал). Зачастую организаторы
не уделяют этому должного внимания.
Цельность
праздника, его зрелищность достигаются не только соблюдением вышеизложенных
условий, но и логически оправданным, органичным введением выразительных
средств: декораций, светотехнических эффектов и музыкального оформления.
Особое
воздействие на зрителя оказывает «живая» музыка и голос. При выборе музыкальных
фрагментов, песен, особенно популярных, следует учитывать ассоциации, которые
они уже несут в себе..
Любой вид сценария требует написания предельно ясного и понятного
текста ведущего (ведущих). Все связки между частями должны быть продуманными,
записаны и отрепетированы с ведущими. Тем более это относится к сценариям
тематическим и сюжетным, где ведущий становится персонажем какого-то обозрения
или спектакля. И лишь в одном случае процесс написания текста может быть
упрощен: когда ведущий является автором или одним из соавторов сценария
(ситуация нередкая). Тогда, придумав и продумав все конкурсы, авторам
достаточно наметить текст ведущего, обговорив, как рельефнее обозначить ход,
обсудить подводки к определенному конкурсу, уточнить, какую мысль нужно
использовать для обоснования следующего задания.
Из этого видно, какую важную роль в успехе программы играет фигура
ведущего. К сожалению, нередко приходится видеть в театрализованных программах
в этой роли людей мало интересных. Создается впечатление, что для ведения
программы достаточно быть бойким молодым человеком, четко объявлять задания и
результаты их выполнения. Однако этого мало. Ведущий прежде всего должен быть
личностью. И это качество ведущего для театрализованных праздничных программ
представляется нам едва ли не самым важным.
Во-первых, ведущий должен быть личностью. Что это значит с точки
зрения игровой программы? Прежде всего, он должен быть по своим интеллектуальным
возможностям не ниже уровня участников. Это очень важно, так как поддерживать
разговор можно только на равных. Участвуя в процессе импровизации, нужно быть
не менее находчивым и остроумным, чем участники конкурса, иначе трудно
завоевать уважение.
Во-вторых, ведущий должен любить играть. Иначе легкая возможность
показать себя, свои блестящие способности сбивает ведущего с пути истинного и
превращает встречу в сольное выступление «лучшего юмориста нашего города».
В-третьих, ведущий должен быть добрым человеком, который хорошо
понимает, что театрализованная игровая программа - игра друзей и что относится
к участникам конкурсов нужно тепло по-дружески
Продолжая обсуждать черты ведущего, как личности, мы хотим подчеркнуть,
что он должен быть пристрастным. Он не должен помогать тем, кого любит, нет, ни
в коем случае ! Но он должен любить тех, кто лучше, то есть не скрывать своей радости
от того, что получилось хорошо, восхищаться открыто, вовлекая в этот процесс
зал. Но, конечно, для того чтобы не ошибиться в оценке, хорошему ведущему
нужны безупречный вкус и великолепное чувство юмора.
Очень важно для идеального ведущего не быть слишком серьезным в
такой веселой и легкой программе, как театрализованные игры.
Чисто
профессиональные качества хорошего ведущего нам представляются в следующем
виде:
1. Ясная, свободная,
литературная речь, не переходящая, однако в болтливость. Хорошая дикция и
громкий голос.
2. Чувство темпа и ритма, умение все время ощущать
пульс встречи, ускорять его, если зал притомился, замедлять, если команды
проявляют излишнюю торопливость. При этом ведущий просто обязан избегать суетливости,
не мельтешить перед глазами, не вмешиваться в процесс матча, если это не вызвано
крайней необходимостью.
3. Чувство меры и такта.
И
последнее - хорошему ведущему надо включаться в подготовку программы праздника
с самого начала, ему надо прожить с автором весь сценарий, хорошо понимать механизм,
сюжет, чтобы в нужный момент там в зале, в свой звездный час выйти из трудного
положения, которое всегда может возникнуть.
Поэтому
решение вопроса о том, кто конкретно будет ведущим приобретает первостепенное
значение.
Этапами
подготовки праздника можно назвать следующие:
1.
Постановка целей
Начать
следует с четкого определения цели спецсобытия, согласования ее со всеми
заинтересованными сторонами. «Цели нужно довести до сведения всех участников
подготовки мероприятия. Это помогает избежать разноплановости действий и
достичь принципиальной скоординированности усилий».[71]
Цели у
праздника могут быть рациональными и иррациональными[72].
К рациональным целям относятся:
• знакомство;
•
формирование желаемого будущего;
•
инициирование — запуск процесса;
•
отстранение от прошлого, забот;
•
следование традиции с утерянным первоначальным смыслом;
•
времяпрепровождение.
Иррациональные
цели праздника могут быть следующие:
•
адаптация, когда организации нужно, чтобы люди к чему-либо привыкли;
•
интеграция, когда необходимо, чтобы сотрудники объединились и работали, как
слаженная машина, и организация в целом была интегрирована с внешней средой;
•
целедостижение: чтобы работники все вместе достигали поставленных целей, и
деятельность каждого способствовала продвижению общих идей;
•
поддержание ценностного стандарта организации, чтобы все одинаково понимали,
что хорошо и что плохо, что ценится, а что не ценится в данной фирме.
Таким
образом, локальные цели праздника — адаптация, интеграция. Глобальная цель
заключается в гармонизации организационной структуры фирмы.
Достижение
поставленных целей предполагает решение соответствующих задач:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|