Роль Евро в мировой валютно–кредитной системе (МВКО)
Финансовая
академия при Правительстве Российской Федерации
Институт международных
экономических отношений
Кафедра мировой
экономики
и международных валютно-кредитных отношений
Допустить к защите.
Зав. кафедрой МЭ и МВКО
д.э.н., проф. Смитиенко Б.М.
________________________
«___» ____________ 2000 г.
Дипломная работа
на
тему
Роль ЕВРО в мировой
валютно – кредитной системе.
Студента группы М 5-4
Научный руководитель: д.э.н.,
проф. Суэтин А.А.
Москва - 2000
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 3
Глава 1. Предпосылки и
история возникновения ЕВРО.----------------------------------------------------------- 6
1.1 Краткая
историческая справка.--------------------------------------------------------------------------------------------- 6
1.2 Правовые аспекты
функционирования ЕВРО. (ЕВИ и ЕЦБ).--------------------------------------------------- 17
1.3 Организационная структура
Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ).-------- 19
Глава 2. Влияние евро
на мировую финансовую систему.------------------------------------------------- 22
2.1 Текущее положение Евроленда в
мировой экономике.------------------------------------------------------ 22
2.2 Роль евро в создании
трехвалютной мировой структуры.------------------------------------------------ 27
2.3. Взаимодействие евро со
странами с переходной экономикой.------------------------------------- 41
2.4 ЕВРО и рынки международного
ссудного капитала.-------------------------------------------------------- 45
2.5 Ближайшие перспективы ЕВРО.----------------------------------------------------------------------------------------------- 55
Глава 3. Особенности
построения партнерских отношений между Россией и Еврозоной. 62
3.1 Отношение к появлению новой
валюты в России.------------------------------------------------------------- 62
3.2 Евро и экономическая
безопасность России.---------------------------------------------------------------------- 63
3.3 Правовой аспект операций с
общей валютой в России.---------------------------------------------------- 67
3.4 Внешний долг и внешние
заимствования России в ЕВРО.-------------------------------------------------- 73
3.5 Курсовая политика и политика
резервов.---------------------------------------------------------------------------- 78
3.6 Валютные операции с ЕВРО в СНГ.------------------------------------------------------------------------------------------- 82
Выводы и предложения.--------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 85
П Р И Л О Ж Е Н И Я------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 90
БИБЛИОГРАФИЯ:------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ 100
Европейский
союз охвачен лихорадкой слияний, поглощений, затронувших практически все
отрасли и сектора экономики. Введение евро в 11 странах ЕС усилило этот
процесс, ломая и сокрушая последние барьеры и препятствия на пути интеграции.
Соединенные Штаты Европы обретают все более зримые черты единого
наднационального государства.
Продвижение к
этому началось свыше 40 лет назад - с создания Европейского объединения угля и
стали (1951 год). В Европе – основным фактором интеграционного процесса были
рынки и рыночные отношения, и особенно активно - после 1957 года, когда
Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Италия, Франция и ФРГ подписали Римский
договор (25 марта 1957 года) об образовании Европейского экономического
сообщества (ЕЭС).
На всех этапах
объединения в ЕЭС основными зодчими выступали три силы. Первую представляют
тысячи промышленных компаний, торговых, финансовых, страховых и других фирм,
кредитных организаций. Одни обслуживают крупнейшие транснациональные корпорации
и банки, другие - малый и средний бизнес. Причем - и это самое главное - не
только в своих странах, но и в других государствах ЕС. Так за десятилетия
создавалось единое рыночное пространство, объединенное и скрепленное огромным
количеством корпоративных связей (производственных, коммерческих, кредитных,
инвестиционных, страховых, научно-технических, транспортных, трудовых,
образовательных), ставших впоследствии, несущей конструкцией ЕС.
Вторым
архитектором являются национальные правительства, парламенты и созданные ими
надгосударственные структуры. Их задача состоит в том, чтобы аргументами и
силой власти, доверенной им избирателями и налогоплательщиками, всячески
помогать сверху свободному перемещению в ЕС капиталов, товаров, услуг, рабочей
силы, информации. Своевременно принимать необходимые для этого решения,
программы. Сглаживать конфликты и различия - экономические, правовые,
налоговые. Ликвидировать дисбалансы и перекосы в хозяйственном и социальном
развитии. Обеспечивать защиту внутренних рынков от внешних конкурентов (США,
Японии, "тигров", новых индустриальных стран, России и других стран
Восточной Европы).
В начале 90-х
годов к строительству единой Европы подключился третий участник - земли,
области, провинции в государствах ЕС. Регионы накопили огромный финансовый,
производственный, торговый, научно-технический потенциал, который настойчиво
ищет сферы применения как внутри ЕС, так и за его пределами.
Руководители
Европейского союза никогда не делали секрета из своих строительных технологий,
ноу-хау перехода от простых форм интеграции к более сложным по глубине и
охвату. Члены ЕЭС начали с создания зоны свободной торговли, которое
продолжалось около 10 лет (с 1958 года до конца 60-х годов). Энергично
демонтировались торговые барьеры, отменялись пошлины внутри Сообщества, но при
этом сохранялась полная свобода и автономия в двусторонних отношениях с
третьими странами. Для контроля над товарными потоками в ЕЭС оставались границы
и таможни. Все государственные, дипломатические, пропагандистские усилия
концентрировались на том, чтобы максимально облегчить внутренний товарооборот
(особенно сельскохозяйственной продукции), энергообеспечение, в том числе с
помощью Евратома, отладить механизм первичной интеграции, политических
компромиссов, снятия противоречий.
Постепенно, шаг
за шагом общими усилиями и экономическими успехами к концу 60-х годов были
подготовлены условия для второй ступени конвергенции - таможенного союза. Его
создавали и совершенствовали тоже несколькими этапами (от 4 до 10 лет в
зависимости от страны-участницы и товара) до 1990 года. Гармонизировались
национальные таможенные правила. Вводился общий таможенный тариф по отношению к
нечленам ЕЭС. Кропотливо согласовывались единая коммерческая и ключевые моменты
экономической политики, прежде всего, в области конкуренции. Унифицировались
прямые и косвенные налоги. Контроль на внутренних границах по-прежнему сохранялся,
но исключительно в целях статистики, налогообложения (на затраты, различные
фискальные сборы), безопасности (соблюдение стандартов, борьба с контрабандой и
подделками), валютно-финансового надзора.
Через единое
таможенное пространство в Сообществе формировались предпосылки и однотипные
методы общей макрохозяйственной политики на основных направлениях -
региональном, социальном, отраслевом, НИОКР, транспортном,
сельскохозяйственном, инвестиционном, валютно-финансовом. Был запущен механизм
помощи ассоциированным странам Африки, ставшим важнейшими рынками сырья,
рабочей силы и сбыта для ЕЭС.
Именно в 60-70-е
годы закладывался фундамент Европейской валютной системы (которую официально
оформили в 1979 году) через регулирование колебаний между валютами стран-членов,
интервенции центробанков в валютах ЕЭС, взаимное кредитование, создание
Европейского фонда валютного сотрудничества (ЕФВС). ЕФВС стал первым шагом к
введению (в марте 1975 года) ЭКЮ - европейской валютной единицы на основе
корзины валют. ЭКЮ использовали для расчетов, оценки экономических параметров и
деятельности.
Именно это
помогло вступить на третью ступень объединения - создание Европейского
экономического и валютного союза (ЕЭВС). Официально его строительство началось
1 июля 1990 года с вступления в полную силу Единого европейского акта (1987
год), регламентирующего создание "пространства без внутренних
границ", в котором обеспечивается отмена пограничного контроля, свободное
перемещение всех факторов производства, включая капиталы, услуги, рабочую силу,
унификацию стандартов, налогов, законов.
Цель моей работы,
состоит в том, чтобы, не углубляясь в мелкие детали, дать научно обоснованные
ответы на актуальные вопросы, возникающие в связи с введением евро, привести
экспертные оценки и прогнозы, необходимые для определения положения единой
европейской валюты в международных валютно-финансовых отношениях.
1.1 Краткая
историческая справка.
Первой
попыткой создания валютного союза в Европе является Австро - германский
валютный союз (1857 - 1866 гг.). В 1857 г. Австрия заключила договор с
членами Германского таможенного союза, по которому три различные валюты были
связаны вместе условленным постоянным обменным курсом и общей единицей учета.
Однако выпуск единых денег вместо национальных валют не предполагался. Не было
наднационального органа или метода выработки соглашений для урегулирования
спорных вопросов в случаях, когда одна из сторон не выполняла взятых на себя
обязательств. При отсутствии реальной интеграции банковской и денежной систем
союз оставался формальным обязательством поддерживать условленные обменные
курсы. В 1866 г. политический конфликт между Австрией и Пруссией перерос в
войну и союз распался.
По
инициативе Франции в 1865 г. был создан Латинский валютный союз (1865 -
1878 гг.), в который вошли Франция, Бельгия, Италия и Швейцария. Франция играла
в нем доминирующую роль. Три остальные страны ко времени создания союза приняли
французский биметаллический стандарт с фиксированным соотношением между
серебром и золотом, и база для валютной кооперации уже существовала. Целью
договора было достижение единообразия чеканки монет, которые должны были
взаимно приниматься национальными казначействами как законное платежное
средство. Эмиссия ограничивалась в соответствии с формулой, основанной на
относительном размере населения каждой страны.
Союз
не мог быть успешным, так как не были учтены расширяющееся использование
банкнот, о которых в договоре не упоминалось, а также временное падение
стоимости серебра по отношению к золоту. Непредвиденный наплыв серебра
"зажал" Францию и ее партнеров в серебряные "тиски". В 1878
г. союз согласился приостановить чеканку серебряных монет, что фактически
означало его конец, хотя формально он пережил первую мировую войну.
Скандинавский
валютный союз (1875 - 1917 гг.) образовался в результате заключения
соглашения между Данией, Норвегией и Швецией о выпуске одинаковых монет.
Конвенция не содержала положений, касающихся обращения банкнот, хотя последние
уже широко использовались в этих странах. Тем не менее, их центральные банки
вскоре начала принимать банкноты друг друга и пересылать их для кредитования
текущего баланса, поддерживаемого каждым банком. Экономя на операциях с золотом
и создав эффективный международный клиринговый механизм, союз успешно
просуществовал до первой мировой войны. Первая мировая война расстроила
экономическую и финансовую системы скандинавских стран. Несоответствие структур
цен в этих странах и значительный приток золота привели к разрушительным
последствиям для относительных обменных стоимостей их валют. В 1917 г. страны
перешли к использованию во взаимных операциях исключительно золота, что привело
к краху союза.
Бельгийско-
люксембургский экономический союз был учрежден в 1921 г. Люксембургский
франк был привязан к бельгийскому в отношении один к одному. Во время второй
мировой войны оккупированный Люксембург стал частью немецкой валютной зоны, но
пересмотренный в 1944 г. договор вновь подтвердил равную стоимость бельгийского
и люксембургского франков. В 1981 г. более детализированное соглашение
определило структуру дальнейшего валютного сотрудничества в рамках данной
валютной ассоциации. Бельгийские банкноты и монеты являются законным средством
платежа в Люксембурге, тогда как люксембургские банкноты и монеты не служат
законным средством платежа в Бельгии, но могут быть обменяны без потерь на
бельгийские. Внешняя стоимость ко всем остальным валютам у них одинаковая.
Курсовая политика по отношению к валютам третьих стран проводится на основе
взаимного соглашения. Несмотря на то что экономические показатели
свидетельствуют о различиях между этими странами, валютный союз действует уже
более 70 лет.
В 1957 году
произошло событие, без которого стали бы невозможными сегодняшние планы политиков
о глобальной европейской интеграции: был подписан Римский Договор об
образовании 6 странами-участницами Европейского Экономического Сообщества
(ЕЭС). За свою историю ЕЭС претерпело ряд изменений состава участников (но
только в сторону увеличения их числа). В эту организацию на данный момент
входят 15 стран: Бельгия, Великобритания, Греция, Дания, Ирландия, Испания,
Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Франция, Германия, Австрия, Швеция,
Финляндия.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24
|