В декабре
1991 года, наконец, были замечены реальные подвижки к реализации заключительной
стадии создания Европейского Валютного Союза. Маастрихтский Договор
закрепил обязательства стран достичь требуемого уровня социально-экономического
развития к концу столетия для реализации планов создания Союза. Впрочем, уже в
1990 году наблюдалось полное снятие валютных ограничений в странах ЕЭС.
Параллельно проводилась политика сближения государств Европы не только в
валютной сфере, но и в области таможенных отношений, виз, движения рабочей силы
внутри Сообщества. Тем не менее, Маастрихтский Договор послужил отправной
точкой, на которую ссылаются все авторы публикаций, посвященных созданию единой
европейской валюты.
В 1994 году во
Франкфурте-на-Майне создан Европейский Валютный Институт, целью которого
явилось подготовка создания системы Центрального Банка Сообщества.
Определяющим стал
1995 год, когда стали вырисовываться четкие перспективы будущей валюты. В
декабре на заседании Европейского Совета в Мадриде было принято решение о
введении с 1 января 1999 года единой валюты для ряда стран ЕЭС, которые будут
удовлетворять выдвинутым требованиям41. Они таковы:
1. Уровень инфляции не должен
превышать более чем на 1,5 % средний уровень трех стран-членов ЕЭС с наиболее
низким уровнем инфляции.
2. Государственная задолженность
должна составлять менее 60 % от ВНП.
3. Государственный дефицит
должен составлять менее 3 % от ВНП.
4. На протяжении по меньшей мере
двух лет должны соблюдаться пределы колебаний валютного курса, предусмотренные
механизмом обменных курсов, без девальвации по отношению к валюте других
стран-членов ЕЭС.
5. Долгосрочные процентные
ставки не должны превышать более чем на 2 % средний показатель для трех стран с
наиболее низким уровнем инфляции.
Условия
действительно жесткие, но без их выполнения, убеждены финансисты, переходить на
единую валюту было бы бесполезно, ибо попросту начнется перекачка национального
богатства из более развитых стран в менее процветающие, за чем последует
обесценивание и в перспективе - угроза полного краха как собственно валюты, так
и экономической системы союза в целом.
Участники Совета
решили отказаться от наименования ЭКЮ (по мнению немцев это звучит слишком
по-французски). Евромарка также не прошла, т.к. здесь возмутились уже французы.
Остановились на евро как на наиболее нейтральном варианте.
Но основным
решением явилось определение статуса будущей валюты: участники решили, что это
будет не параллельная наднациональная денежная единица, а самостоятельная и единственная
валюта ряда стран ЕЭС.
Последним крупным
событием стали события марта 1998 года, когда окончательно были утверждены
сроки и механизмы введения евро в обращение. Европейский Совет рекомендовал 11
стран к введению в них евро с 1 января 1999 года: Германия, Франция, Италия,
Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Ирландия, Португалия, Испания, Австрия и
Финляндия. Великобритания, Дания и Швеция пока занимают выжидательную позицию.
Греция пока не удовлетворяет представленным критериям к вводу валюты.
Основной
же сценарий перехода к новой валюте предусматривал три фазы:
Фаза
А началась 2 мая 1998 года с принятием Советом Европы решения о первом
составе участников валютного союза, удовлетворяющих вышеперечисленным условиям.
Решение было принято, как и предусматривалось, на основе уточненных
экономических показателей за 1997 г. В 11 странах: Германии, Франции, Италии, Бельгии,
Нидерландах, Люксембурге, Ирландии, Португалии, Испании, Австрии и Финляндии
решено было вводить единую валюту. Греция не удовлетворяла утвержденным
критериям, Дания решила не участвовать в
валютном союзе (референдум в июне 1992 г. продемонстрировал отрицательное
отношение населения этой страны к вступлению в валютный союз), но оставила за
собой право изменить это решение. Великобритания тоже решила воздержаться от
участия в валютном союзе по политическим и экономическим соображениям.
Последние заключаются в том, что в настоящее время страна переживала фазу
подъема, при этом уровень процентных ставок один из самых высоких в ЕС (выше
только в Греции). Она не могла позволить себе их снижение, что было неизбежно в
случае присоединения к валютному союзу, из-за опасности "перегрева"
экономической конъюнктуры. Но аналитики считают, что Великобритания будет
стремиться вступить в валютный союз до 2002 г., не желая упустить возможность
оказывать влияние на ситуацию в Европе. Швеция пока тоже воздерживается от
участия в валютном союзе, опасаясь, что со своей громоздкой системой
социального обеспечения не сможет адекватно реагировать на повышение уровня
конкуренции в валютном союзе.
После
определения состава участников валютного союза на встрече в Брюсселе в начале
мая 1998 года было принято решение о создании Европейского центрального банка
(ЕЦБ) и фиксации двусторонних обменных курсов 11 стран- участниц валютного
союза. Решение о фиксации обменных курсов было принято заранее с целью
исключить спекуляции накануне 1 января 1999 г. Эти курсы используются при
определении безотзывных конверсионных курсов перевода национальных валют в евро
с первого дня ее принятия в качестве единой валюты.
Фаза
В началась 1 января 1999 г. Для валют всех стран - участниц был установлен
фиксированный обменный курс по отношению к евро, которая равна 1 экю,
существование которой прекратилось с введением евро.
Во время переходного периода
(начало 1999-начало 2002 гг.) евро используется в банковских операциях наряду с
национальными валютами. Банки имеют возможность осуществлять сделки и
предоставлять услуги клиентам в евро с начала 1999 г. Ведение операций в евро
станет обязательным только с начала 2002 г.
С
экономической точки зрения валютный союз существует уже с 1 января 1999 г.,
хотя евробанкноты и монеты будут запущены в обращение только в 2002 году. В
этот период евро будет использоваться только для безналичных расчетов, причем
на добровольной основе. Тем не менее уже в 1997 г. многие европейские компании
объявили, что с 1 января 1999 г. по собственному желанию переведут свои
безналичные расчеты на евро.
Фаза
С начнется 1 января 2002 г. с введением в обращение евробанкнот и
евромонет, которые в течение первого полугодия 2002 г. будут являться законным
средством платежа наряду с национальными банкнотами и монетами, которые выйдут
из обращения и потеряют статус законного платежного средства после 1 июля 2002
г., но и далее будут беспрепятственно обмениваться национальными центральными
банками.
На этом,
собственно, история будущей валюты заканчивается и мы оказываемся
непосредственно в круговороте настоящих событий. Это позволяет нам
проанализировать как перспективы Европейского Валютного Союза и единой валюты,
так и ее влияние на мировые валютно – финансовые рынки. Но прежде чем строить
какие – либо прогнозы относительно судьбы евро, необходимо более тщательно, на
мой взгляд, рассмотреть все правовые тонкости интеграционного процесса.
1.2 Правовые
аспекты функционирования ЕВРО. (ЕВИ и ЕЦБ).
Европейский
валютный институт (ЕВИ), занимался проработкой правовых, организационных,
материально-технических мер для создания на его базе Европейского центрального
банка (ЕЦБ). ЕВИ координировал также денежно-кредитную политику участников
Союза. В задачи ЕВИ входило представление этой структуры к моменту создания
ЕСЦБ. Поэтому одной из главных задач ЕВИ явилось подготовка базы ЕСЦБ для того,
чтобы она смогла функционировать с самого начала третьей стадии.
Действуя
в соответствии с определенными в Соглашении задачами, ЕВИ занимался, в
частности:
·
подготовкой ряда инструментов и процедур для
проведения единой валютной политики в будущей области евро и анализом возможных
валютных политик;
·
дальнейшее упорядочивание сбора, подготовки и
распространения в европространстве статистической информации, касающейся
финансов, банковского дела, платежных балансов и прочей финансовой информации;
·
развитием структуры, обеспечивающей проведение
обменных операций с валютными резервами стран-участниц, принимающих участие в
европространстве;
·
повышением эффективности международных платежей и
операций с ценными бумагами с целью поддержки интеграции еврорынка, особенно в
плане развития технической инфраструктуры (система TARGET).
Организации таких процессов, чтобы международные платежи проходили так же
гладко, как и платежи внутри страны;
·
разработкой наличных евро, включая дизайн и
техническое описание.
Так
же, с целью дальнейших приготовлений к организации ЕСЦБ, что зафиксировано в
Соглашении о Европейской Системе Центральных Банков и Европейском Центральном
Банке (Соглашение о ЕСЦБ), которое приложено к Уставу, в задачи ЕВИ входило:
·
разработка согласованных правил и стандартов в
бухгалтерии для обеспечения подготовки сводного баланса в ЕСЦБ для получения
внутренних и внешних отчетов;
·
определение необходимой информации и поддержка
систем коммуникации для поддержки деятельности, которую будет осуществлять
ЕСЦБ;
·
идентификация возможных путей поддержки ЕСЦБ
политик, проводимых властями, для обеспечения стабильности кредитных институтов
и финансовой системы.
ЕВИ также помогал в подготовке законодательства Сообщества и
национальных законодательств в плане перехода к третьей стадии. В частности,
касательно валютного и финансового законодательств, включая уставы национальных
центробанков.
Кроме этого, ЕВИ сотрудничал с другими европейскими органами при
подготовке к переходу к третьей стадии. В частности, либо в соответствии с
регламентом Соглашения, либо по запросам Европейского Совета, он предоставлял
отчеты о:
·
сценариях перехода на единую валюту;
·
координации политик валютных и обменных курсов
между европространством и другими государствами-членами;
·
прогрессе, сделанном государствами-членами в плане
окончательного выполнения их обязательств для участия в Экономическом и
Валютном Союзе (приведении в соответствие экономической и законодательной баз).
В соответствии с требованиями, установленными законом, ЕВИ регулярно
отчитывался о проводимой работе. Обычно это делалось в годовых отчетах, которые
публиковались в 94-97 годах. Более того, в январе 1997 года ЕВИ опубликовал
отчет, где приводились спецификации и структура ЕСЦБ для проведения единой
валютной политики, как того требовал Устав. В Уставе последняя дата, к которой
такой отчет должен быть опубликован, определялась как 31 декабря 1996 года 15.
Еще три раза были опубликованы отчеты 16-18 , в которых приводились
текущие достижения в области конвергенции экономик. Ряд других публикаций20-23
затрагивает вопросы валютной политики, политики обменных курсов, платежей и
рынка ценных бумаг, статистики, банкнот и перехода на евро.
В конце концов, при поддержке национальных центробанков, в ЕЦБ были
представлены результаты работы по выработке концепций и их детализации вместе
со всеми внутренними документами, одобренными Советом ЕВИ.
Твердые основы,
заложенные ЕВИ, должны помочь руководящим органам ЕЦБ в оставшиеся время
развить его в сильную организацию для обеспечения ценовой стабильности в европространстве
должным образом, что обеспечит необходимые условия поддержания экономического
роста.
Одновременно
принимались просто революционные законы. Например, национальным центральным
банкам запрещалось финансировать госсектор, прямо приобретать долги государства,
отменялся привилегированный доступ госсектора к ресурсам финансовых институтов.
Вводилась
"оговорка об отказе от поручительств". То есть один член ЕС не мог
больше принимать на себя и переуступать обязательства госсектора в другой
стране ЕС. Ужесточался контроль за исполнением бюджетов в государствах Союза.
Инициировались национальные законодательства, гарантировавшие уставную
независимость ЦБ от местных правительств. В мае 1998 года главы государств и
советов министров приняли решение об эмиссии евро (пока в безналичной форме) и
о странах, где начнется ее обращение. В июне 1998 года во Франкфурте-на-Майне
приступил к работе Европейский центральный банк.
1.3 Организационная структура Европейской системы центральных банков
(ЕСЦБ).
В состав ЕСЦБ
входит Европейский центральный банк (ЕЦБ) и национальные центральные банки
стран-членов Европейского союза (ЕС). ЕСЦБ управляется руководящими органами:
Советом управляющих (Governing Council), Правлением (Executive Board) ЕЦБ, и
Генеральным советом (General Council).
Совет управляющих.
Совет
управляющих, заседания которого проходят по четвергам во Франкфурте, состоит из
членов Правления ЕЦБ и глав национальных центральных банков стран-участниц
Европейского экономического и валютного союза (ЕЭВС).
Совет Управляющих
не подчинен ни национальным органам, ни органам Евросоюза. Совет управляющих
принимает решения по общей денежно-кредитной политике Еврозоны простым
большинством голосов, при этом каждый член Совета имеет один голос. В случае
равенства решающий голос имеет председатель ЕСЦБ.
Для принятия
специальных решений, то есть решений относительно участия отдельных
стран-участниц в капитале и резервах, порядка распределения прибыли,
определения веса голосов в Совете ЕЦБ в зависимости от размера долей капитала
национальных центральных банков, требуется либо квалифицированное большинство
(то есть как минимум две трети применительно к долям капиталов в ЕЦБ, причем
присутствовать должны как минимум половина держателей капитала), либо
единогласное решение.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24
|