Нередко и предприятия
проявляют по отношению к службе занятости также корыстные интересы. Так, для
получения лицензии для открытия совместного предприятия или Западной компании
необходимо заключение государственной службы занятости, в котором
оговаривается численность безработных, которая
будет направлена на это предприятие
службой занятости, но с получением данного заключения под различными предлогами
им отказывают в трудоустройстве. Наибольшее количество
уволившихся по собственному желанию граждан отмечается в городах: Самаре,
Тольятти, Новокуйбышевске, Отрадном и сельских районах: Борском, Кинельском,
Кинель-Черкасском, Красноярском.
Абсолютная величина лиц 16
лет и старше, обучавшихся с отрывом от производства и не нашедших места
приложения своих профессиональных знаний в анализируемом периоде, возросла с
351 до 5038 чел. Это свидетельствует о том, что процесс обучения и
переобучения не согласовывается с потребностями рынка труда. Сам же рынок труда
не дает для широких слоев населения информацию, какие профессии являются
дефицитными, полудефицитными, по каким направлениям профессий и специальностей
в данном регионе наблюдается перепроизводство. Перепроизводству определенного
круга специальностей способствует та легкость, с которой государствённые и
частные (коммерческие) высшие и средние специальные учебные заведения получают
лицензии на подготовку специалистов, не соответствующих их профилю. Доля лиц
этой категории в общей структуре причин сократилась с 10,8 до 7,6 %.
Данная выше количественная и
качественная характеристика зарегистрированных в органах государственной службы
занятости – это одна сторона социально-экономического явления. Обратная сторона
выступает в качестве противовеса, отражает пути и степень решения
проблемы.
В настоящее время рынок труда
Самарской области представлен широкой сетью различных служб, государственных и
негосударственных призванных регулировать потоки рабочей силы.
Самарский
областной рынок труда характеризуется сокращением числа привлекательных
вакансий, изменением конъюнктуры спроса на профессии, ростом реальной
безработицы, несоответствием между спросом и предложением вакансий,
образовательным и профессионально-квалификационным уровнями безработных и так
далее.
Как на
всяком рынке, на рынке труда есть продавец и покупатель. В качестве продавца
выступает безработный, продающий свой профессиональный капитал, а в качестве
покупателя – «работодатель», призванный публично представить все имеющиеся в
его распоряжении вакантные места, доступные для широкого круга соискателей.
Все каналы мобильности и посредники
на рынке труда призваны выполнить одну из важных социально-экономических задач
- снижение напряженности на рынке труда, одного из элементов социальной
напряженности в регионе, стране в целом.
Частные
агентства по трудоустройству - это новый посреднический институт, набирающий свою силу и
значимость. Коммерческие биржи труда Самарской области осуществляют свою
деятельность в соответствии с лицензией, выдаваемой комиссией при Департаменте
экономики Самарской области. В нее входят два представителя от Государственной
службы занятости, которые соглашаются с организацией конкурирующих с ними
структур.
К
началу 1998 г. коммерческих бирж труда насчитывалось около 20.
Одной
из форм в удовлетворении потребностей ищущего работу выступают личные связи,
именуемые в рыночных условиях как рекомендации и протекция. Суть этой формы
трудоустройства заключается во встрече рекомендателя с "нужными"
людьми и формальных процедурах оформления. Особенно широкое распространение это
нашло на ИЧП, в акционерных обществах, где трудовой коллектив формируется из
родителей, их детей, родственников. В ходе социологического исследования на
одном из предприятий г. Самары довелось увидеть в отделе кадров уникальный
документ-журнал, в котором поставлены на очередь дети и родственники работников
этого предприятия.
В
Самарской области в качестве посредников выступают средства массовой
информации.
Регулярно в ряде газет отводятся целые полосы с предложением вакансий. Этот
вид посредничества не несет никакой ответственности за достоверность
информации. Иногда среди этих объявлений имеются такие, которые носят сугубо
мошеннический характер.
Многоуровневый маркетинг - одна из специфических форм
посредничества на рынке труда. Здесь не существует прямого различия между
работодателями, посредниками и клиентами, так как потребитель
распространяемого товара одновременно вербуется как участник пирамиды, а все
продавцы в обязательном порядке потребляют собственную продукцию. Эта форма
трудоустройства объединяет найм при продаже товара, вручении листовок на улице,
анкетирование, объявления в газетах, обзвоны населения по телефонам с
предложением им работы. Каждый человек, вошедший в эту пирамиду, получает
определенную часть денег от реализации товара и от вербовки на работу нового
человека, то есть принцип заинтересованности налицо.
Все перечисленные виды посредничества
можно считать еще одной особенностью рынка труда Самарской области.
Единовременным социологическим
обследованием в апреле - мае 1998 г. получены следующие данные по г. Самаре:
а) социальные связи - 59,4%;
б) самостоятельно-21,3%;
в) через службу занятсти-2,6%;
г) частные агентства- 0,8%;
д) объявления;
е) распределение.
Как свидетельствуют
приведенные статистические данные, призванные обеспечить трудоустройство
службы занятости фактически не оправдывают возложенных на них обязанностей.
Согласно данным Департамента
Федеральной службы занятости населения и данным Государственного комитета
статистики по Самарской области за 1993-1998 гг. возросла продолжительность
безработицы (табл. 3.4).
Таблица 3.4
Распределение безработных
Самарской области по продолжительности безработицы на конец отчетного периода,
%
|