Среди аргументов монетаристов по
поводу несостоятельности кейнсианской политики ставился акцент на непредсказуемость
результатов государственного вмешательства из-за больших задержек в проявлении
эффекта этих мер. Позднее монетаристы указывали также на эффект вытеснения
частных инвестиций вследствие оттока материально-денежных ресурсов в сферу
государственных операций: то, что выигрывает хозяйство от увеличения
госинвестиций, оно теряет из-за сокращения вливаний из частного сектора.
Однако при всех своих положительных
чертах теория естественной нормы безработицы снимает с капитализма
ответственность за судьбы миллионов безработных и объявляет нехватку вакантных
рабочих мест результатом "свободного выбора" людей, добровольно
отказывающихся участвовать в трудовом процессе.
Монетаристские
методы регулирования занятости достаточно радикальны, но не несут в себе в то
же время адекватной эффективности. Монетаристы обвиняют рабочих в том, что они
воздерживаются от работы и получают компенсацию в виде пособий. Отсюда
рекомендации отменить эти пособия, чтобы заставить людей работать. Монетаристы
предлагают отказаться от стимулирования экономического роста путем увеличения
спроса. Однако политика ограничения спроса может вызвать несопоставимые потери
для народного хозяйства.
2.4. Будущее российской политики в
области занятости
Действенная политика занятости должна
в нынешних условиях иметь предупреждающий характер и включать целый комплекс
мер государственного регулирования, предотвращающих рост безработицы и ее
переход в застойную форму. Немаловажно при этом опираться на мировой опыт
регулирования безработицы, изложенный выше.
Вот наиболее важные меры такого рода:
I. Перераспределение имеющегося
спроса на труд путем стимулирования перехода предприятий на неполный рабочий
день, неполную рабочую неделю и т.п. Такие предприятия должны получить налоговые льготы,
чтобы компенсировать затраты на прием новых работников.
II. Бюджетное субсидирование
дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих
предприятиях.
Оно может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно нанятых
рабочих. Предприятия, расширяющие занятость по отношению к ее уровню в прошлом
году, могут получить льготный кредит, соразмерный зарплате, которая уплачена
дополнительно занятым на производстве.
III.Снижение фактического
предложения рабочей силы за счет снижения установленного законом пенсионного
возраста.
Такой же эффект может обусловить развитие служб переподготовки кадров и повышения
квалификации.
IV.Предоставление рабочих мест,
не ориентированных на получение прибыли, а связанных с работой в интересах общества, например: работа в области
охраны окружающей среды и т.д.
V. Переход к созданию системы
социального партнерства, в том числе создание механизма выработки трехсторонних
соглашений (работодатели - профсоюзы - государство) с целью ограничить рост заработной
платы. С
работодателей следует взимать налог на средства, дополнительно потраченные на
заработную плату, и направлять его на субсидирование занятости.
Расширение занятости в будущем
зависит и от иностранных инвестиций. В целом инвестиции в реконструкцию и
технологическое переоборудование предприятий будут иметь трудосберегающий эффект.
Но увеличение капитальных вложений означает создание новых рабочих мест.
Решение проблемы "очаговой"
безработицы в регионах, где в городе находится 1-2 предприятия, будет
осуществляться через стимулирование инвестиций и малого бизнеса на уровне
регионов и реализацию региональных программ содействия занятости.
Значительно сократить количество
незанятых можно за счет структурных изменений в оборонной промышленности.
Процесс конверсии обладает большим потенциалом для увеличения занятости, ходя
даже ее стабилизация сегодня будет большим плюсом в регулировании рынка труда.
Нельзя жалеть средства на борьбу с
безработицей. Во-первых, потому что ее предотвращение в начале потребует
гораздо меньше затрат, чем в будущем.
Во-вторых, потому что борьба с
безработицей может быть достаточно эффективной. Например, кредитование
государством дополнительных рабочих мест в США в 1977-78 гг. вовсе не было
бросанием денег на ветер. При том, что заработная плата кредитовалась не
больше чем на 2%, а абсолютная величина кредита не превышала 100 тысяч
долларов, многие корпорации смогли создать до 50 новых рабочих мест.
В-третьих,
потому что финансовая стабилизация невозможна без продуманного предотвращения
ее негативных последствий и приводит к дефициту госбюджета, для сокращения
которого она и создавалась.
В мире накоплен большой теоретический
и практический опыт по регулированию рынка труда. Россия нуждается в особом,
комплексном подходе. Сегодня результативная политика занятости должна идти
чуть впереди реального развития рынка труда и превентивно устранять те
препятствия, которые могут подхлестнуть безработицу.
Похоже,
что еще несколько лет нам придется мириться с высоким уровнем безработицы.
Сегодня основная цель - снизить безработицу уже если не в среднесрочном, то в
долгосрочном периоде.
3. Современное состояние и
особенности рынка труда Самарской области
С переходом
Российской Федерации на капиталистический путь развития население нашей страны
попало в водоворот приватизации, реструктуризации и безработицы. Все ее явные и
скрытые формы несут в себе элементы:
- повышение
удельного веса населения с доходами ниже прожиточного минимума;
- снижение норм потребления
продовольственных и непродовольственных товаров;
- ухудшение, качества медицинского
обслуживания и профилактических мероприятий;
-
рост числа заболеваний;
-
рост преступности;
-
снижение продолжительности жизни;
снижение
репродуктивных установок, ухудшений демографической ситуации;
-снижение
объемов инвестиционных ресурсов;
-сокращение
объемов налоговых поступлений в бюджеты всех уровней;
-увеличение объема
непроизводительных потерь рабочего времени вследствие скрытой безработицы;
-ухудшение
морально-психологического микроклимата в коллективах и семьях.
В
конечном итоге перечисленные негативные стороны высокого уровня безработицы
замыкаются на важнейшем, социально-экономическом показателе - снижении
безопасности жизнедеятельности населения, то есть снижении уровня жизни
населения, проявляющегося через экономические, социальные, демографические и
стратегические направления.
В целях снижения социальной и
политической напряженности повсеместно созданы центры занятости населения,
прототипами которых являлись отделы по труду при исполкомах советов народных депутатов
всех уровней. Их отличие от современных центров занятости проявлялось через
функциональные обязанности – сократить до минимума разрыв от момента увольнения
до трудоустройства на новое, более качественное, с позиции ищущего место
работы; повысить эффективность использования трудовых ресурсов не только в
рамках конкретного региона, но и с позиций всей страны по такому направлению,
как расселение населения по территории страны. Фактически отделы по труду
занимались работой по сокращению временного лага по фрикционной безработице,
при которой человек ищет где лучше. При всех других формах безработицы главная
цель большинства безработных - найти место работы, лишь бы оно было, а затем
перейти в ранг ищущих более подходящее место работы.
В современных условиях службы
занятости (биржи труда) выступают в качестве определенного гаранта в общей
системе мероприятий, проводимых в регионе по социальной защите населения.
Под социальной
защитой мы понимаем комплекс системно увязанных, законодательно закрепленных экономических,
правовых и социальных гарантий, обеспечивающих каждому человеку соблюдение
важнейших социальных прав, включая право на труд, а также достойный уровень
жизни, необходимый для воспроизводства и развития
личности.
Каждая территория
разрабатывает свой комплекс мероприятий по социальной защите населения, и он
определяется, следующими показателями:
1) уровнем общей
безработицы;
2) качественным
составом безработных;
3) отраслевой
структурой сферы материального производства;
4)
морально-психологическим настроем самих безработных;
5) уровнем
развития непроизводственной сферы;
6) темпами выхода региона из
тисков экономического кризиса;
7) отношением
территориальных властей к проблеме безработицы;
8) стоимостью
вновь создаваемого рабочего места;
9) оперативностью
реагирования рынка труда на все события, происходящие в стране и в регионе, в
том числе на требования, предъявляемые к рынку труда со стороны ищущих работу
и со стороны работодателя;
10)
соотношением темпов высвобождения работающего населения и темпов создания новых
рабочих мест;
11) организационной структурой рынка труда.
Рынок труда Самарской области
представлен широкой сетью центров занятости, основными задачами которых, в
соответствии с Законом "О занятости населения в Российской
Федерации", являются:
- давать оценку текущего состояния и
прогнозы развития занятости населения, регулярно информировать о положении на
рынке труда все вертикальные и горизонтальные властные структуры и население о
положении на рынке труда;
-принимать участие в разработке и
реализации, федеральной и территориальных целевых программ по социальной защите
населения, составной частью которых выступает обеспечение желающих трудиться
рабочими местами;
-удовлетворить потребности работодателей в
качественном подборе рабочей силы, то есть отвечать большинству требований,
предъявляемых к ней;
-Оказывать населению необходимую помощь в
профессиональной ориентации, подготовке, переподготовке и повышении
квалификации как состоящим, так и не состоящим на учете в службе занятости в
соответствии с требованиями рынка труда;
-Оказывать финансовую поддержку
незанятому населению, имеющему статус безработного, и членам их семей в виде
социальных выплат, пособий, досрочных пенсий, а также работодателям в виде
дотаций и субсидий, на создание новых рабочих мест.
В настоящее время
государственная служба занятости Самарской области состоит из Департамента
Федеральной государственной службы занятости населения, 7 городских, 22
районных, 3 межтерриториальных и одного межрайонного отделов. В этой
структуре, по данным на 30 июня 1999 г., трудится 671 чел. Каждая региональная
служба занятости имеет свою структуру, специфику управления, влияющую, на
процесс формирования и использования трудоресурсного потенциала. Параллельно ей
в области имеется 20 коммерческих бирж труда. Служба занятости выступает в
качестве одного из рычагов управления социально-экономическим процессом и, как
всякая структура, изменяется под влиянием времени, совершенствуется.
Служба занятости Самарской области
входит в число различных структур, обеспечивающих рынок труда. Кроме этой
государственной структуры, имеется значительное число коммерческих бирж труда,
а также оказывают услуги средства массовой информации.
Рынок труда функционирует как хорошо
отлаженная система с двусторонним движением, то есть не только безработный ищет
работу, но и работодатель рабочую силу. Каналами поиска работников
работодателями на вакантные места могут выступать городские, районные службы
занятости; коммерческие биржи труда, средства массовой информации, посредники в
лице своих сотрудников и их знакомых, информация о вакансиях через объявления
на дверях предприятий, информационных стендах объявлений, рассредоточенных в
различных частях города, а также личные объявления самих граждан, ищущих
работу.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|