Следующий уровень
иерархии объектов включает в себя группу ведущих менеджеров глобальной
компании — вице-президенты, руководители
основных зарубежных отделений. Хотя каждый из них совершенно правомерно претендует на доступ к той же
информации, что и президент компании,
реально здесь необходимы уже ощутимые акценты. Поставщик информации должен лучше знать, что нужно президенту, чем сам
президент — и это реально, хотя и требует особого психологического искусства —
вице-президенты, хотят они этого или не хотят, должны, прежде всего, знать, что нужно президенту, иначе конфликт типа Форд—
Яккока неизбежен. Однако при одинаковой формулировке «что нужно президенту» в двух названных случаях речь идет о
разных вещах. Поставщик информации
должен настолько хорошо знать потребности первого лица компании, чтобы быть
уверенным в том, что предоставляемая информация не только вызовет у него ту или иную реакцию, но и может привести
к такому синтезу получаемой информации, который характерна именно для него как для индивидуума. Вице-президент
ориентируется на следующую стадию
обработки информации, когда-то, что «нужно президенту», у того уже обрело
очевидный, новый, продвинутый смысл.
Следующий
уровень объектов обеспечения информации — это определенный и ощутимый шаг по вертикали от специфики мышления президента компании, хотя она остается существенным
фактором при подготовке принятия
решений, к более универсальным информационным блокам, существенно более широким
по содержанию и специализации.
Приведенный
подход делает неизбежным повышение роли специальных информационных бюллетеней, главным качеством которых является не
аналитическое отражение происходящего в бизнесе и вокруг него — это функция
журналов, — а специальным образом подобранные информационные блоки, ранжирование, содержание и сочетание которых, динамика такого сочетания являются предметом деятельности
информационных работников нового поколения.
Новые требования к информационному обеспечению глобальных компаний приведут к
определенной реструктуризации действующей информационной системы и появлению ряда
новых специализированных учреждений, служащих моделью для перестройки мировой информационной
отрасли.
Второе направление информационного развития бизнеса, а именно формирование более совершенной
информационной инфраструктуры, в значительной мере раскрыто Г. Минсом и Д. Шнайдером в
их монографии по метакапитализму.[ Грейди Минс, Дэвид Шнайдер «Метакапитализм и
революция в электронном бизнесе: какими будут компании и рынки в XXI веке», И: Альпина Паблишер, 2001 г.] Однако в ней главный акцент в
большей мере
сделан на принципиальных вопросах информационного развития бизнеса, в то время как сами
компоненты такой инфраструктуры, их конкретное содержание остаются в стороне, так как авторы
поставили перед
собой другую задачу. Конкретно раскрытие содержания узлов инфраструктуры информационного бизнеса требует специального
исследования. Здесь же полезно отметить, что
в погоне за ростом объема продаж, например, разработчики персональных
компьютеров идут по пути наращивания их возможностей и соответственно
сохранения или роста цен на свои изделия, в то время как рынок уже давно
требует другого — специализации персональных компьютеров и существенного
сокращения розничных цен.
Формальные носители процесса глобализации и роль глобальных компаний
«Бизнес
Америки, — сказал в 1925 г. президент США Кэлвин Кулидж, — состоит в том, чтобы
делать бизнес». Каждая крупная страна
нуждается в национальной идеологии, выраженной также точно и лаконично. Но теперь содержанию этой идеологии
бросила вызов глобализация, и чтобы
достойно ответить на такой вызов, необходимо, прежде всего, разобраться, что
представляют собой носители глобализации и в чем состоит их роль в ее
осуществлении. Распределение функций между бизнесом и государством существенно
осложнилось, потому что игроков стало
ощутимо больше.
В
глобальной системе действует менее 200 правительств стран, входящих в состав
ООН (на 2001 г. — 182). Принимая во внимание не только крупные, но и малые ТНК, их в мире сейчас насчитывается около 60
000, включая таких гигантов, как «Шелл», «Барклай банк», «Кока-кола», «Форд», «Майкрософт» или «Нестле», которые
как материнские компании располагают еще 500 000 зарубежных филиалов. В
мире также действуют около 10 000 неправительственных организаций, таких, как «Дом свободы» (США), «Медицина без границ»
(Франция), «Забота о населении»
(Объединенное Королевство), «Сьерра клуб» (США), «Среда, окружающая женщину» (Объединенное Королевство). Подобные
организации осуществляют обширную международную деятельность. Двести пятьдесят межправительственных международных
организаций, таких как ООН, НАТО, Европейский
союз, Северо-американская свободная
торговая зона (НАФТА), Международная организация по кофе и т.д. выполняют свои функции уже в течение многих
десятилетий. Действуют также 5 800 международных неправительственных
организаций типа «Международная амнистия»,
«Всемирный союз баптистов», «Международная
палата перевозок», «Международный Красный Крест», громадное число
гораздо менее известных организаций.
Возвращаясь
к сущности глобализации как перераспределения функций между государством и глобальными компаниями и принимая во внимание
наличие еще трех типов носителей глобализации — международных
межправительственных, международных неправительственных и внутристрановых общественных организаций с широкими
международными функциями, — необходимо разработать подход к
распределению управленческих функций между
названными носителями глобализации. При этом следует отметить, что инициатором этого процесса были и остаются глобальные компании, но это совсем не
означает необходимость и возможность принципа «чья инициатива — тому и
делать». Во-первых, сами глобальные компании
не справятся с этой задачей не потому, что у них нет средств или
интеллектуальных инструментов, а потому что их функциональный сектор деятельности существенно уже, чем это необходимо
для управления мировым сообществом. Во-вторых, глобальные компании действительно послужили главным фактором
формирования глобализации как
процесса, сопровождающего современное социально-экономическое развитие. Но одновременно глобализация остается объективным
процессом, выходящим за рамки интересов только глобальных компаний. Поэтому перестраивать мировую экономику
под воздействием глобализации
придется всем. Но роль глобальных компаний может оказаться существенно более масштабной, чем бы этого им хотелось.
Прежде чем приступать к распределению функций,
необходимо определить,
какие функции подлежат распределению. Ответа на этот вопрос пока не существует. Вопрос о
свободе трансграничных перемещений товаров,
услуг, финансовых ресурсов, рабочей силы остается пока открытым, и ясно лишь одно: в таком перемещении в
определенных местах и в определенное время нуждаются глобальные
компании. Но эта потребность сталкивается
с такими масштабными проблемами, решение которых пока даже не ранжировалось по важности, сложности и затратам.
Кроме того, в противоречие входит наличие у государств
соответствующего правового статуса, с
одной стороны, и наличие у ТНК финансовых ресурсов, которыми не обладает
большинство стран мира — с другой. Во второй
половине 1990-х гг. совокупный продукт всех ТНК составлял порядка 8
трлн. долл., т. е. около одной четверти мирового валового внутреннего
продукта. При этом они контролируют около одной трети мировой торговли. По
данным одного исследования, из 100 крупнейших в мире «экономик», 51 приходится
на корпорации и только 49 — на страны. Такая оценка проводилась по двум
показателям — объему продаж и ВВП.[16]
Т.о., глобализация, как процесс, будет жесткой и бескомпромиссной по постановке задачи
и официальным декларациям, по процедурам осуществления, но по своему реальному
содержанию она будет медленным, в меру
гибким, компромиссным процессом, в рамках которого следует ждать смелых, иногда опасных экспериментов и достаточно
быстрых видимых политических и социально-экономических изменений. При
этом было бы ошибкой считать, что реальная власть уже находится в руках глобальных компаний. По крайней мере, сегодня, как сказал экономический обозреватель газеты «Файнэншл
тайме» Мартин Вулф, «глобализация может развиваться только в той мере,
в какой ей позволят те, кто делает национальную политику».
Делая попытку
оценить роль глобальных компаний в распределении функций между носителями
процесса глобализации, процедурного и
содержательного, начинать придется с инвентаризации задач, которые необходимо решить, чтобы открыть дорогу
глобализации. Тем самым подразумевается
передача значительной части социальной ответственности и регулирования
экономическими процессами международным организациям трех указанных
выше типов, из которых главные позиции займут, конечно, международные межправительственные организации.
Как и все исторически отчетливые формы производства,
информациональная экономика пастеризуется своей специфической культурой и институтами. Однако в
наших аналитических
рамках культуру не следует рассматривать как совокупность ценностей и верований, связанных с конкретным
обществом. Развитие глобальной информациональной экономики характерно как раз тем, что
она возникает в разных культурных/национальных контекстах - в Северной Америке, Западной Европе,
Японии, в странах "китайского круга",
России, Латинской Америке, а также ее планетарным размахом, затрагивающим все страны и ведущим к мультикультурной системе
координат. Разнообразие культурных
контекстов, в которых информациональная экономика возникает и эволюционирует, не мешает наличию общей матрицы
организационных форм в процессе производства, распределения и потребления. Без
таких организационных предпосылок ни технологические изменения, ни политика
государств, ни стратегии фирм не
смогли бы сойтись воедино в новой экономической системе.
Появление информациональной экономики характеризуется развитием новой
организационной логики, соотнесенной с текущим производством технологических изменений, но
не зависящей от него. Именно сходимость и взаимодействие новой технологической
парадигмы с новой организационной логикой и ее историческую основу
информациональной экономики.
От массового производства к гибкому производству.
Первая и наиболее значимая тенденция организационной
эволюции, выявленная особенно в
пионерной работе Пиоре и Сабеля, - это переход от массового производства к гибкому производству, или, в формулировке Кориа, от фордизма к
постфордизму
Модель массового производства была основана на повышении
производительности за счет экономии на масштабе производства в конвейерном
механизированном процессе изготовления стандартизованной продукции, при условии контроля обширного
рынка со стороны специфической
организации - крупной корпорации, построенной на принципе вертикальной интеграции и институционализованного
социального и технического разделения
труда. Эти принципы были встроены в
методы менеджмента под названием «Тейлоризм и научная организация труда» и
приняты как Генри Фордом, так и Лениным.
Когда спрос
сделался непредсказуемым ни по количеству, ни по качеству; когда рынки во всем мире диверсифицировались и вследствие
этого стали с трудом поддаваться контролю;
когда темп технологических изменений сделал устаревшим узкоспециализированное производственное оборудование, система
массового производства стала слишком жесткой
и дорогой для новой экономики. Предварительным ответом на такую жесткость стала
гибкая производственная система. Она практиковалась и теоретически осмысливалась в двух различных формах: как гибкая
специализация, на базе опыта индустриальных районов Северной Италии, где
"производство приспосабливается
к непрестанным изменениям, не претендуя на контроль над ними"; в структуре
индустриальных ремесел (crafts) или производства на заказ. Подобная практика наблюдалась исследователями в фирмах,
предоставляющих наиболее развитые услуги (advanced services), например, в
банковском деле.
Однако практика индустриального менеджмента в недавние
годы привнесла другую форму гибкости: динамическую гибкость или гибкое производство с большим объемом выпуска,
характеризующее
трансформацию страхового дела. Гибкие производственные системы с большим объемом выпуска,
обычно связанные с растущим спросом на данный продукт, объединяют высокие объемы выпуска,
позволяющие обеспечить экономию на масштабе производства, с приспособленными к
работе на конкретный заказ, легко
перепрограммируемыми производственными системами, позволяющими экономить на размахе операций. Новые технологии позволяют
перестроить сборочные линии, характерные
для крупной корпорации, в набор легко программируемых производственных единиц, которые могут быстро реагировать на
вариации рынка (гибкость продукции) и на
изменения в технологии (гибкость процессов).
Малый бизнес и кризис крупной корпорации: миф или
реальность.
Вторая
отчетливая тенденция, прослеживаемая в последние годы аналитиками, - это кризис крупной корпорации и высокая
жизнеспособность малых и средних фирм как агентов инновации и источников создания новых рабочих мест. В глазах некоторых наблюдателей, кризис
есть необходимое следствие стандартизованного массового производства, тогда как возрождение ремесленного
производства на заказ и гибкая специализация лучше проводятся в жизнь малым
бизнесом. Беннет Харрисон выступил с уничтожающей эмпирической критикой
этого тезиса. Согласно его анализу, основанному на данных по Соединенным Штатам, Западной Европе и Японии,
крупные корпорации продолжали концентрировать растущую долю капитала и рынков
во всех ведущих экономиках; их доля
в занятости, за исключением Соединенного Королевства, не изменилась за
последнее десятилетие; мелкие и
средние фирмы остаются, по большей части, под финансовым, коммерческим и технологическим контролем крупных
корпораций; малые предприятия являются
менее технологически развитыми и менее способны к технологической инновации в продукции и процессах, чем крупные фирмы.
Более того, на основе работ итальянских
исследователей (особенно Бьянки и Белусси) он показывает, как прототипы гибкой специализации,
- итальянские фирмы Эмилиа Романьи в начале 1990-х годов, - прошли через серию слияний и либо попали под контроль
крупных корпораций, либо сами стали крупными корпорациями (например, Benetton), либо,
оказавшись неспособными угнаться за темпами
конкуренции, оставались маленькими и разобщенными, как в округе Прато.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19
|