Персонал является более широким понятием, органически
включающим понятие «кадры», поэтому предметом управления персоналом выступает
персонал и отношения работников в процессе производства с точки зрения наиболее
полного и эффективного развития и использования их потенциала в
функционировании производственных систем, достижения целей организации.
Современная концепция управления персоналом ставит в центр деятельности
предприятия как социально-экономической системы конкретного человека и
рассматривает работника как ключевой элемент организационно-экономического
механизма предприятия.[6]
Управление персоналом — функциональная сфера деятельности,
задача которой — обеспечение предприятия в нужное время кадрами в необходимом
количестве и требуемого качества, их правильная расстановка и стимулирование.
Целью управления персоналом является формирование работоспособных коллективов,
в которых работники действуют с учетом собственных интересов и во благо
организации в целом. Персонал предприятия в одно и то же время может выступать
как объектом, так и субъектом управления. Работники предприятия выступают
объектом потому, что они являются частью производственного процесса. Поэтому
планирование, формирование, перераспределение и рациональное использование
людских ресурсов на производстве составляют основное содержание управления
персоналом и с этой точки зрения рассматриваются аналогично управлению
материально-вещественными элементами производства.[7]
Система целей для управления персоналом, с одной стороны,
должна отвечать на вопрос, каковы конкретные потребности работников,
удовлетворение которых они вправе требовать от администрации, а с другой
стороны — какие цели по использованию персонала ставит перед собой
администрация организации и какие условия она стремится для этого создать.
Успех управления возможен, если эти группы целей непротиворечивы.
Управление персоналом преследует цели:
1) помощь фирме в достижении общих целей;
2) эффективное использование мастерства и возможностей работников;
3) обеспечение фирмы
высококвалифицированными и заинтересованными служащими;
4) стремление к наиболее полному удовлетворению работников своей
работой, к их наиболее полному самовыражению, что делает желанной работу в
данной фирме. Главная цель — прибыль предприятия в системе управления
персоналом достигается через удовлетворение социальных потребностей человека на
производстве.[8]
Организационная структура системы управления персоналом — это совокупность
взаимосвязанных подразделений системы управления персоналом и должностных лиц.
Подразделения — носители функций управления персоналом — могут
рассматриваться в широком смысле как служба управления персоналом. Конкретное
место и роль указанной службы в общей системе управления организацией
определяется местом и ролью каждого специализированного подразделения по
управлению персоналом и организационным статусом его непосредственного
руководителя.
До настоящего времени большую часть объема работ по
управлению кадрами выполняли линейные руководители различных подразделений
организации.
Структурным подразделением по управлению кадрами в
организации является отдел кадров, на который возложены функции по приему и
увольнению кадров, а также по организации обучения, повышения квалификации и
переподготовки кадров. Для выполнения последних функций нередко создается отдел
подготовки кадров или отдел обучения. Отдел кадров не является ни методическим,
ни информационным, ни координирующим центром кадровой работы. Он структурно
разобщен с отделом организации труда и заработной платы, отделом охраны труда и
техники безопасности, юридическим отделом и другими подразделениями, которые
выполняют функции управления кадрами.
Для решения
социальных проблем в организациях создаются службы социального исследования и
обслуживания.
В ряде организаций формируются системы управления персоналом,
объединяющие под единым руководством заместителя директора по управлению
персоналом все подразделения, имеющие отношения к работе с кадрами.
Новые задачи служб управления персоналом заключаются в
реализации кадровой политики и координации деятельности по управлению трудовыми
ресурсами в организации, в изменении сознания работающих, в переходе от
бездумного исполнения к социальным нормам, базирующимся на здравом
экономическом смысле и ориентированным на потребителя продукции. В связи с этим
службы управления персоналом начинают расширять круг своих функций и от чисто
кадровых вопросов переходят к разработке систем стимулирования трудовой
деятельности, управлению профессиональным продвижением, предотвращению
конфликтов, изучению рынка трудовых ресурсов и др.
Структура службы управления персоналом во многом определяется
характером и размерами организации, а также существующей системой управлению
организацией, в мелких и средних организациях многие функции по управлению
персоналом выполняют преимущественно линейные руководители, а в крупных
организациях формируются самостоятельные структурные подразделения по
реализации функций.
Система управления персоналом организации включает:
·
Подсистема линейного руководства осуществляет управление
организацией в целом, управление отдельными функциональными подразделениями.
Функции этой подсистемы выполняют: руководитель организации, его заместители,
руководители функциональных подразделений, их заместители, мастера, бригадиры.
·
Подсистема планирования и маркетинга персонала выполняет следующие
функции: разработка кадровой политики и стратегии управления персоналом, анализ
кадрового потенциала, анализ рынка труда, организация рекламы.
·
Подсистема управления наймом и учетом персонала осуществляет:
организацию найма персонала, организацию собеседования, оценки, отбора и приема
персонала, учет приема, перемещений, поощрений и увольнения персонала,
документационное обеспечение системы управления персоналом.
·
Подсистема управления трудовыми отношениями проводит: анализ и
регулирование групповых и личностных взаимоотношений, анализ и регулирование
отношений руководства, управление конфликтами и стрессами, социально-психологическую
диагностику, соблюдение этических норм взаимоотношений.
·
Подсистема
управления развитием персонала осуществляет обучение, переподготовку и
повышение квалификации, введение в должность и адаптацию новых работников,
оценку кандидатов на вакантную должность.
·
Подсистема
управления мотивацией поведения персонала выполняет следующие функции:
управление мотивацией трудового поведения, нормирование и тарификация трудового
процесса, разработка систем оплаты труда, разработка форм морального поощрения
персонала.
·
Подсистема
управления социальным развитием осуществляет: организацию общественного
питания, управление жилищно-бытовым обслуживанием, развитием культуры и
физического воспитания, обеспечение охраны здоровья, организацию социального
страхования.
·
Подсистема
правового обеспечения системы управления персоналом выполняет следующие
функции: решение правовых вопросов трудовых отношений, согласование
распорядительных и иных документов по управлению персоналом, решение правовых
вопросов хозяйственной деятельности, проведение консультаций по юридическим
вопросам.
·
Подсистема
технического и информационного обеспечения системы управления персоналом
осуществляет: ведение учета и статистики персонала, обеспечение персонала
научно-технической информацией, проведение патентно-лицензионной деятельности,
а также сбор, регистрацию, копирование, накопление, преобразование, передачу,
хранение, обработку и отображение информации с помощью технических средств и
оргтехники.[9]
В зависимости от размера
организации состав подразделений будет меняться. В мелких организациях одно
подразделение может выполнять функции нескольких подсистем, а выполнение
отдельных задач может быть поручено конкретному специалисту, а не
подразделению.
Ряд функций может быть передан другим подразделениям, не
входящим структурно в службу управления персоналом. Отдельные функции могут
выполнять подразделения технического развития. Некоторые функции (например,
информационного обеспечения системы управления персоналом) могут быть переданы
в компетенцию подразделения по организации управления.
Структурное местоположение службы управления персоналом
возможно по одному из следующих вариантов:
1) служба в качестве штабного органа структурно подчинена
руководителю организации;
2) служба организационно включена в руководство организацией, где
введена должность директора по персоналу;
3) служба в качестве штабного отдела структурно подчинена, общему
руководству организации (директорам по функциональным направлениям);
4) служба структурно подчинена руководителю по
администрированию. Создание организационной структуры системы
управления персоналом включает следующие этапы:
• формулирование целей системы управления персоналом;
• определение состава функций управления;
• формирование состава функций управления;
• формирование состава подсистем оргструктуры;
• определение прав и ответственности руководителей и специалистов
подразделений всех уровней;
• установление связей между подсистемами;
• расчет трудоемкости функций и численности подразделений; в
построение конфигурации оргструктуры.
Важным этапом в процессе построения организационной
структуры систем управления персоналом является формирование связей между ее
подсистемами. При этом должны четко фиксироваться: вид связи, ее содержание,
периодичность, материальные носители. Можно выделить четыре вида структурной
связи: линейное подчинение (непосредственное администрирование);
функциональное руководство (методическое обеспечение, консультирование смежного
подразделения); совместное выполнение работ; функциональное обслуживание
(подготовка информации или иная работа смежного подразделения по обеспечению;
процесса принятия решения). Система управления персоналом включает следующие
основные элементы:
1) группу специалистов аппарата управления;
2) комплекс технических средств СУ;
3) информационную базу для управления персоналом;
4) комплекс методов и методик организации труда и управления
персоналом;
5) правовую базу и совокупность программ управления
информационными процессами решения задач управления персоналом.
Управление персоналом имеет два направления: стратегическое и
тактическое. В рамках первого она призвана способствовать обеспечению условий
конкурентоспособности и долгосрочного развития организации на основе регулирования
отношений между организацией и работниками в рамках стратегии бизнеса. В рамках
второго осуществляется текущая кадровая работа: состояние и планирование
потребности в кадрах, разработка штатных расписаний; оценка и отбор персонала,
планирование ближайших кадровых перемещений увольнений; повышение квалификации
и переподготовка и др.
В самом общем виде управление персоналом предполагает
обеспечение организации необходимым числом работников, заинтересованно
выполняющих требуемые производственные функции, обеспечивающих необходимое
производственное поведение.[10]
Система управления персоналом организации — система, в
которой реализуются функции управления персоналом. Она включает подсистему
линейного руководства, а также ряд функциональных подсистем, специализирующихся
на выполнении однородных функций.
1.3. Принципы и методы управления персоналом
Управление персоналом организации подчиняется
ряду закономерностей:
·
соответствие системы управления персоналом целям, особенностям,
состоянию и тенденциям развития производственной системы, требованиям
производства
·
необходимость учета взаимосвязей между подсистемами и элементами
внутри системы управления персоналом;
·
оптимальное сочетание централизации и децентрализации управления
персоналом;
·
закономерность минимизации ступеней управления персоналом.
Принципы управления персоналом — это те правила, основные
нормы, которым должны следовать руководители в процессе
управления персоналом:
·
принцип единства распорядительства;
·
принцип сочетания единоначалия и коллегиальности;
·
сочетания централизации и децентрализации;
·
контроля исполнения решений;
·
отбора, подбора и расстановки кадров и др.[11]
Методы управления персоналом — способы воздействия на
коллективы и отдельных работников с целью осуществления координации их
деятельности в процессе функционирования организации. Среди методов управления
персоналом выделяют три группы методов: административные, экономические и
социально-психологические.[12]
Административные методы базируются на власти, дисциплине
(«методы кнута»), имеют прямой характер воздействия: любой регламентирующий и
административный акт подлежит обязательному исполнению. К административным
методам относятся: формирование структуры органов управления; утверждение административных
норм; правовое регулирование; издание приказов, распоряжений; инструктирование,
отбор и расстановка кадров; разработка должностных инструкций, стандартов
организации; административные санкции и поощрения; административные методы
управления осуществляются в форме организационного и распорядительного
воздействия. Организационное воздействие направлено на организацию процесса
производства и включает организационное регламентирование (положения о функциях
структурных подразделений, права, обязанности их руководителей и сотрудников);
организационное нормирование (разработка технических, технологических,
эксплуатационных нормативов, трудовых нормативов, финансовых,
организационно-управленческих нормативов и пр.); организационно-методическое
инструктирование (инструкции, действующие в организации: должностные
инструкции, методические указания по выполнению работ, рабочие инструкции
последовательности трудовых операций и пр.). Распорядительные административные
воздействия осуществляются в форме приказа, распоряжения, которые являются
правовыми актами ненормативного характера, придают юридическую силу
управленческим решениям. Распорядительные воздействия предполагают контроль и
проверку исполнения.
Экономические методы управления персоналом носят косвенный
характер управленческого воздействия, основываются на использовании
экономических интересов людей («методы пряника»), включают в себя:
экономическое стимулирование людей, финансирование, оплата труда, кредитование,
технико-экономический анализ и планирование, капиталовложения; ценообразование,
страхование, участие в прибылях и капитале, установление материальных санкций
и поощрений. На основе технико-экономического планирования определяется
программа деятельности организации, определяются задания структурным
подразделениям, обеспечивается рост прибыли предприятия за счет снижения
себестоимости продукции, материально стимулируются работники в соответствии с
количеством и качеством. В условиях рыночной системы хозяйствования усиливается
роль экономических методов управления персоналом.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|