-
центральные склады, которые находятся в ведении непосредственно руководителя
предприятия или службы снабжения и сбыта;
-
склады (кладовые) цехов, филиалов и других подразделений
предприятия.
Склады (кладовые) должны быть обеспечены исправными весами,
другими необходимыми измерительными приборами, мерной тарой и противопожарным
оборудованием. Измерительные приборы должны периодически проверяться
(переосвидетельствоваться) и должно осуществляться их клеймение. Для материалов
открытого хранения оборудуются специально приспособленные площадки.
На складах (кладовых) материалы размещаются по секциям, а внутри
них - по группам, типоразмерам и сортам на стеллажах, полках, ячейках, в
ящиках, контейнерах, мешках и другой таре и в штабелях. Размещение материалов
должно обеспечивать их надлежащее хранение, быстрое отыскание, отпуск и
проверку наличия.
К месту хранения материалов прикрепляется ярлык, а на ящиках и
т.п. делаются надписи с указанием наименования материала, его отличительных
признаков (марка, артикул, размер, сорт и т.п.), номенклатурного номера,
единицы измерения и цены.
Аналитический учет материалов на складах предприятия
осуществляется по каждому сорту, виду и размеру, в соответствии с порядком
хранения материалов, вызываемом как условиями производственного потребления
материалов, так и требованиями организации складского хозяйства.
Количественный учет движения материалов на складах ведется
непосредственно материально ответственными лицами.
Прием, хранение, отпуск и учет материалов по каждому складу
возлагаются на соответствующие должностные лица, которые несут ответственность
за правильный прием, оттек, учет и сохранность вверенных им материалов, а также
за правильное и своевременное оформление операций по приему и отпуску. С
указанными должностными лицами заключаются договоры о полной материальной
ответственности в соответствии с законодательством РФ.
Если в штате предприятия отсутствует должность заведующего
складом, то его обязанности могут быть возложены на другого работника
предприятия с обязательным заключением с ним договора о полной материальной ответственности.
Заведующий складом, кладовщик и материально ответственные лица
могут освобождаться от занимаемых должностей только после сплошной
инвентаризации числящихся за ними товарно-материальных запасов и передачи их
другому материально ответственному лицу по акту. Акт приема - передачи
визируется главным бухгалтером и утверждается руководителем предприятия.
Распоряжения главного бухгалтера предприятия в части учета
материалов, оформления и представления учетных документов и отчетности
обязательны для заведующих складами, кладовщиков и других материально
ответственных и должностных лиц, а также се работников.
Учет материалов, находящихся на хранении в складах (кладовых)
предприятия и подразделений ведется на карточках складского учета по каждому
наименованию, сорту, артикулу, марке, размеру и другим отличительным признакам
(сортовой учет). Карточки складского учета открываются на календарный год, в
них указываются номер склада, полное наименование материалов, сорт, артикул,
марка, размер, номенклатурный номер, единица измерения, учетная цена, год и
другие реквизиты. На каждый номенклатурный номер материала открывается
отдельная карточка.
Складской учет, материалов может вестись при помощи средств
вычислительной техники. В этом случае сведения из карточек складского учета и
данные первичных учетных документов вводятся оператором (кладовщиком)
непосредственно в средства вычислительной техники.
На складах ведется количественный сортовой учет материалов в
установленных единицах измерения, с указанием цены и количества.
Карточки складского учета регистрируются бухгалтерской службой
предприятия в специальном реестре (книге), а при механизированной обработке -
на соответствующем машинном носителе. При регистрации на карточке ставится
номер карточки и виза работника бухгалтерской службы.
Карточки выдаются заведующему складом под расписку в реестре, в
них заведующий складом (кладовщик) заполняет реквизиты, характеризующие места
хранения материальных ценностей.
Учетные цены материалов, хранящихся на складах (в кладовых)
предприятия и подразделений, проставляются на карточках складского учета
предприятия. В случаях изменения учетных цен на карточках делаются
дополнительные записи об этом, т.е. указывается новая цена и с какого времени
она действует.
В карточках указываются дата совершения операции, наименование и
номер документа и краткое содержание операции (от кого получено, кому отпущено,
для какой цели).
В карточках каждая операция, отраженная в том или ином первичном
документе, записывается отдельно. При совершении в один день нескольких
одинаковых (однородных) операций (по нескольким документам) может быть сделана
одна запись с отражением общего количества по этим документам. В этом случае в
содержании такой записи перечисляются номера всех таких документов или
составляется их реестр. Записи в карточках складского учета делаются в день
совершения операций и ежедневно выводятся остатки (при наличии операций).
Разноска из лимитно-заборных карт в карточки складского учета
данных об отпуске материалов может производиться по мере закрытия карт, но не
позднее последнего числа месяца.
В конце месяца в карточках выводятся итоги оборотов по приходу и
расходу и остаток.
При ведении бухгалтерией сальдового метода учета материалов
работник бухгалтерской службы сверяет все записи в карточках складского учета с
первичными документами и подтверждает своей подписью правильность выведения
остатков в карточках.
Материально ответственные лица обязаны по требованию проверяющего
работника бухгалтерской службы предъявлять для проверки наличие материальных
ценностей1.
Периодически в сроки, установленные графиком документооборота,
заведующие складами обязаны сдавать, а работники бухгалтерской службы или иного
подразделения предприятия (например, вычислительного центра) -принимать от них
все первичные учетные документы, прошедшие по складам за соответствующий период
.
По окончании календарного года на карточках складского учета
выводятся остатки на 1 января следующею года, которые переносятся во вновь
открытые карточки на следующий ; од, а карточки истекшего года закрываются (в
них делаются отметки «остаток перенесен в карточку 200_ года № ...»), брошюруются
и сдаются в архив организации.
По указанию руководителя службы сложения и разрешению главного
бухгалтера карточки складского учета могут вестись (продолжаться) и в следующем
календарном году.
На складах (в кладовых) вместо карточек складского учета допускается
ведение учета в книгах складского учета, в которых на каждый номенклатурный
номер открывается лицевой счет, который нумеруются в том же порядке, что и
карточки.
Книги складского учета должны быть пронумерованы и прошнурованы.
Количество листов в книге заверяется подписью главного бухгалтера или лица, им
уполномоченного, и печатью предприятия.
Все первичные учетные документы по движению материалов на складах
предприятия должны сдаваться, в бухгалтерскую службу в установленные
предприятием сроки.
Полученные со складов первичные документы подвергаются в
бухгалтерии контролю по существу и законности совершенных операций, а также
правильности их оформления.
В случаях обнаружения операций, не соответствующих
законодательству РФ и правилам бухгалтерского учета, работник бухгалтерии,
осуществляющий учет материалов, сообщает об этом главному бухгалтеру. По
недооформленным документам принимаются меры к их дооформлению, либо такие
документы возвращаются соответствующим складам и подразделениям для надлежащего
о оформления, после проверки первичные документы таксируются1.
В настоящее время применяются различные варианты учета материалов
в бухгалтерской службе.
Так, аналитический учет материалов (количественный и суммовой
учет) может вестись на основе использования оборотных ведомостей или сальдовым
методом.
Аналитический учет ведется в разрезе каждого склада,
подразделения, других мест хранения материалов, а внутри них - в разрезе
каждого наименования (номенклатурного о номера), групп материалов, субсчетов и
синтетических счетов бухгалтерского учета.
Как правило, применяются два варианта учета материалов с
использованием оборотных ведомостей:
1) в бухгалтерской службе ведутся карточки количественно-суммового
учета материалов, которые открываются на каждое наименование (номенклатурный
номер) материалов, в которых бухгалтер отражает движение материалов (приход,
расход) на основании первичных учетных документов, сдаваемых в бухгалтерскую
службу складами и подразделениями.
В этих карточках ежемесячно выводятся обороты за месяц и остатки
на начало следующего месяца, используя данные этих карточек, бухгалтерская
служба ежемесячно составляет оборотные ведомости материалов отдельно по каждому
складу и подразделению.
В каждой оборотной ведомости выводятся итоги сумм по каждой странице,
по группам материалов, по субсчетам, синтетическим счетам и общий итог по
складу (подразделению).
На основе указанных оборотных ведомостей составляется сводная
оборотная ведомость, в которую переносятся итоги оборотных ведомостей складов и
подразделений по группам, субсчетам, синтетическим счетам, по складам и
подразделениям в целом.
1) карточки аналитического учета бухгалтерской службой не ведутся.
Все приходные и расходные документы группируются по номенклатурным номерам, по
ним подсчитываются итоговые данные за месяц по приходу и отдельно по расходу,
которые записываются в оборотную ведомость.
Более целесообразным в практике учета материалов считается
использование сальдового метода, который заключается в том, что в бухгалтерии
предприятия не ведется количественный и суммовой учет движения (прихода и
расхода) материалов разрезе их номенклатуры и не составляются оборотные
ведомости по номенклатуре материалов. Учет движения материалов ведется в
разрезе групп, субсчетов и синтетических счетов материалов
бухгалтерской службой только в денежном выражении, определяемом исходя, как
правило, из учетных цен.
Отдельно учитываются движение (образование и распределение) и
остатки транспортно-заготовительных расходов.
Сальдовая ведомость (Приложение № 15) составляется по той же
форме, что и оборотная ведомость, за исключением оборотов (прихода и расхода),
и хранится в бухгалтерской службе.
На основании сальдовых ведомостей составляется сводная сальдовая
ведомость, в которую переносятся итоги сальдовых ведомостей складов и
подразделений (мест хранения) по группам материалов, по субсчетам,
синтетическим счетам и по соответствующим складам, подразделениям (местам
хранения) в целом.
Сальдовые ведомости и сводные сальдовые ведомости ежемесячно
сверяются с данными синтетического учета материалов.
В бухгалтерской службе должен вестись синтетический учет движения
материалов в стоимостном выражении по соответствующим синтетическим счетам, а
внутри их - по складам (кладовым, материально ответственным лицам) и группам
материалов.
Обобщение и группировка информации о движении материалов
осуществляется в ведомостях движения материалов (накопительных ведомостях)
ежемесячно, отдельно по каждому складу, подразделению, другим местам хранения
материалов. Ведомости движения материалов составляются отдельно по приходу и
расходу материалов. Указанные ведомости могут вестись по фактической
себестоимости материалов или их учетным ценам. Формы ведомостей движения
материалов устанавливаются предприятием (организацией) самостоятельно.
Ежемесячно должна составляться сводная ведомость движения
материалов, в которую переносятся итоги из ведомостей движения материалов по
складам и подразделениям (местам хранения материалов).
В сводных ведомостях движения материалов приводятся также данные
об остатках материальных ценностей на начало и конец месяца (отчетного периода)
в разрезе групп материалов по соответствующим синтетическим счетам и субсчетам
бухгалтерского учета.
Данные сводной ведомости движения материалов и накопительных
ведомостей ежемесячно сверяются с данными аналитического учета, т.е. с
оборотными ведомостями и сальдовыми ведомостями (книгами).
Кроме сводной ведомости движения материалов предприятие может
составлять ведомость распределения (ведомость расхода) материалов, в которой
указываются корреспондирующие синтетические счета и субсчета учета расхода
материалов в зависимости от направления их использования. Ведомость
распределения материалов составляется в стоимостном выражении. Как правило,
формирование указанной ведомости осуществляется производственной группой
(отделом) бухгалтерской службы.
2.3. Оценка результатов инвентаризации материалов.
Оценка результатов инвентаризации материалов на ОАО «Балтийский
завод» осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по
инвентаризации имущества и финансовых обязательств1,
которые должны применяться с учетом Постановления Госкомстата РФ от 18.08.1998
г. № 88, утвердившего с 1 января 1999 года новые формы первичной учетной
документации по учету результатов инвентаризации, а также на основании Приказа
руководителя в период с 1 октября отчетного года по 31 января следующего года
(Приложение № 16).
Инвентаризация2 материалов осуществляется комиссией при
обязательном участии материально ответственных лиц:
1.
Не менее одного рта в год по состоянию на 1 октября отчетного года
(но не ранее), с целью объективного отражения состояния этих средств в годовом отчете;
2.
При смене материально ответственных лиц и при стихийных бедствиях;
3.
В случае расхождений между данными бухгалтерского и складского
учета.
Инвентаризация материалов заключается в проверке их фактического
наличия в натуре по местам расположения материалов.
Материалы заносятся в описи по каждому отдельному наименованию с
указанием вида, группы, количества и других необходимых данных (артикула, сорта
и др.).
Комиссия в присутствии заведующего складом (кладовщика) и других
материально ответственных лиц проверяет фактическое наличие материалов путем
обязательного их пересчета, перевешивания или обмера. Не допускается вносить в
описи данные об остатках материалов со слов материально ответственных лиц или
по данным учета без проверки их фактического наличия.
Материалы, поступающие во время проведения инвентаризации,
принимаются материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной
комиссии.
Инвентаризация материалов, находящихся в пути, отгруженных, не
оплаченных в срок покупателями, находящихся на складах других организаций,
заключается в составлении описей и в проверке обоснованности числящихся сумм на
соответствующих счетах бухгалтерского учета.
Данные инвентаризационных описей используются для составления
сличительных ведомостей, в которых фактические данные описей сопоставляются с
учетными данными.
Для инвентаризации материалов предусмотрены унифицированные формы
первичной учетной документации таблица № 2 (Приложение № 17).
На ОАО «Балтийский завод» применяют для инвентаризации материалов
унифицированную форму первичной учетной документации № ИНВ - 3 (Приложение №
18); формы № ИНВ - 4 (Приложение № 19), формы № ИНВ - 5 (Приложение № 20),
формы № ИНВ - 6 (Приложение № 21), формы № ИНВ - 19 (Приложение № 22) - не
применяются.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|