-
Главное
контрольно - ревизионное управление
-
Главное
управление регулирования государственных заимствований и денежно-кредитной
сферы
-
Главное
управление финансов внешнеэкономических связей и внешнего долга
-
Главное
управление страхового надзора
-
Управление
методологии бухгалтерского учета и отчетности
-
Главное
государственное казначейство
-
Главное
управление драгоценных металлов и драгоценных камней
-
Управление
финансов, учета и отчетности
-
Департамент
государственных знаков
-
Управление
информационного обеспечения
-
Государственная
инспекция пробирного надзора
-
Юридическое
управление
-
Управление
аудита
-
Департамент
по ценным бумагам
-
Управление
контроля, делопроизводства и материально – технического обеспечения
Перечень подчиненных Министерству финансов Республики
Беларусь государственных организаций:
-
Белорусское
республиканское унитарное страховое предприятие "Белгосстрах",
г.Минск
-
Республиканское
унитарное предприятие "Белорусская национальная перестраховочная
организация", г.Минск
-
Белорусское
республиканское унитарное предприятие экспортно-импортного страхования
"Белэксимгарант", г.Минск
-
Государственное
учреждение образования "Минский финансово-экономический колледж",
г.Минск
-
Республиканское
алмазообрабатывающее унитарное предприятие "Гомельское ПО
"Кристалл", г.Гомель
-
Республиканское
унитарное предприятие "Информационно-вычислительный центр Министерства
финансов Республики Беларусь", г.Минск
-
Учреждение
образования "Государственный учебный центр подготовки, повышения
квалификации и переподготовки кадров Министерства финансов", г.Минск
-
Департамент
государственных знаков
-
Департамент
по ценным бумагам
Минфин осуществляет свою деятельность самостоятельно и через
финансовые управления (отделы) местных исполнительных и распорядительных
органов, а также организует деятельность подчиненных организаций и осуществляет
в установленном порядке контроль за финансово-хозяйственной деятельностью
подчиненных организаций, принимает меры по обеспечению эффективного
использования и сохранности закрепленного за ними имущества.
Минфин возглавляет Министр, назначаемый на должность и
освобождаемый от должности Президентом Республики Беларусь. Министр имеет
заместителей, численность которых определяется Президентом Республики Беларусь,
назначаемых на должность и освобождаемых от должности Советом Министров
Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.
Министр:
-
руководит
деятельностью Минфина, несет персональную ответственность за выполнение
возложенных на Минфин задач и функций;
-
действует
без доверенности от имени Минфина, представляет его интересы, в установленном
порядке распоряжается средствами и распределяет обязанности между своими
заместителями по руководству отдельными направлениями деятельности Минфина;
-
вносит в
установленном порядке в Совет Министров Республики Беларусь проекты актов
законодательства по вопросам, входящим в компетенцию Минфина;
-
утверждает
структуру и штатное расписание центрального аппарата Минфина и территориальных
органов Минфина в пределах установленных численности и фонда оплаты труда;
-
утверждает
положения о структурных подразделениях Минфина, за исключением положений о
департаментах;
-
принимает
на работу, в том числе на контрактной основе, в порядке, определяемом
законодательством, и увольняет с работы работников Минфина, а также
руководителей подчиненных ему организаций;
-
управляет
подчиненными Минфину организациями в порядке, установленном законодательством;
-
в
установленном порядке образует фонд для представительских целей и иных
мероприятий;
-
осуществляет
другие права в соответствии с законодательством.
Минфин в пределах своей компетенции принимает (издает)
нормативные правовые акты на основе и во исполнение нормативных правовых актов
большей юридической силы. В необходимых случаях Минфин может принимать
(издавать) нормативные правовые акты совместно с иными республиканскими
органами государственного управления.
Для коллективного обсуждения наиболее важных вопросов и
выработки решений по ним в Минфине образуется коллегия в составе Министра
(председателя коллегии), его заместителей и руководителя Главного
контрольно-ревизионного управления (по должности), руководителей департаментов
Минфина и других работников. Численность и персональный состав коллегии
утверждаются Советом Министров Республики Беларусь.
Решения коллегии оформляются приказами Министра либо
постановлениями Минфина. В случае разногласий между Министром и коллегией,
возникших при принятии решений, Министр проводит в жизнь свои решения,
докладывая о них Совету Министров Республики Беларусь, а члены коллегии могут
сообщить свое мнение в Совет Министров Республики Беларусь.
Минфин является юридическим лицом, имеет расчетный счет и
иные счета в банках, печать и бланки с изображением Государственного герба
Республики Беларусь и со своим наименованием.
Основными задачами Минфина являются: [4]
-
проведение
государственной политики, осуществление регулирования и управления в финансовой
сфере деятельности и координация деятельности в этой сфере других
республиканских органов государственного управления;
-
обеспечение
активного использования финансов в целях повышения эффективности производства,
роста национального дохода, создания и развития прогрессивных рыночных форм и
структур;
-
разработка
предложений по совершенствованию форм финансовых взаимоотношений организаций и
граждан с государством и по обеспечению роста финансовых ресурсов;
-
эффективное
проведение бюджетно-финансовой и налоговой политики;
-
участие в
организации инвестиционного сотрудничества республики и регулирования внешней
государственной задолженности;
-
контроль
за соблюдением финансовых интересов государства, в том числе в процессе
интеграции Республики Беларусь в мировое хозяйство;
-
государственное
регулирование и контроль в сфере деятельности с драгоценными металлами и
драгоценными камнями, создание в республике запасов драгоценных металлов и
драгоценных камней;
-
формирование
и реализация единой государственной политики в области разработки и
производства защищенных бумаг и специальных материалов;
-
проведение
государственной политики в области страховой деятельности, государственный
надзор за страховой деятельностью на территории Республики Беларусь;
-
осуществление
лицензирования и контроль за соблюдением законодательства об осуществлении
лицензируемых видов деятельности, лицензионных требований и условий
юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, получившими в
установленном порядке специальные разрешения (лицензии), выдаваемые Минфином;
-
государственное
регулирование бухгалтерского учета и отчетности;
-
государственное
регулирование аудиторской деятельности;
-
государственное
регулирование рынка ценных бумаг, осуществление контроля и надзора за выпуском,
обращением и погашением ценных бумаг, а также профессиональной и биржевой
деятельностью по ценным бумагам.
2. Государственная политика Республики
Беларусь в области финансов
2.1 Роль финансовой системы в
регулировании экономики
Наиболее важной составляющей
целостной системы государственного регулирования социально-экономического
развития страны является финансовая система. Она отражает всю совокупность
экономических отношений, складывающихся между экономическими агентами в
процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов. При
этом под финансовыми ресурсами понимается совокупность всех денежных средств,
которыми обладают домашние хозяйства, предприятия, учреждения, организации и
государство.
Финансовая система в широким смысле слова представляет собой
совокупность финансовых отношений, существующих в рамках данной экономической
формации.
В узком смысле слова – это система финансовых учреждений,
социально-экономическое содержание, функции и структура которых определяются
политикой государства, включающая в себя финансовые организации и все
структурные подразделения государственной налоговой службы.
В основу построения финансовой системы положены три
основополагающих элемента:
1. Функциональное назначение, проявляющееся в том, что каждое
звено системы выполняет свои задачи. Например, государственный бюджет выражает
распределительные отношения между государством, предприятиями, населением,
обусловленные формированием и использованием общегосударственного фонда
финансовых ресурсов. Имущественное и личное страхование — один из методов создания
резервных фондов для граждан. Финансы предприятий выражают отношения по
созданию и использованию денежных фондов, предназначенных для обеспечения
многообразных потребностей первичных звеньев общественного производства,
выполнению обязательств перед государственным бюджетом и коммерческими банками;
2. Территориальность — каждая область, республика имеют
соответствующий аппарат финансовых и страховых органов.
3. Единство финансовой системы предопределяется единой
экономической и политической основой государства. Это обуславливает единую
финансовую политику, проводимую государством через центральные финансовые
органы, единые цели. Управление всеми звеньями происходит на единых основных
законодательных и нормативных актах.
Финансовая система включает в себя общегосударственные,
отраслевые и общественные финансовые отношения.
Поскольку финансы являются носителем распределительных
отношений, то это распределение происходит, прежде всего, между различными
субъектами. Поэтому в общей совокупности финансов, образующих финансовую
систему Республики Беларусь, выделяются три основные сферы: [9, c. 117]
¡
Финансы
предприятий, учреждений, организаций. Финансы предприятий представляют собой
денежные отношения, связанные с формированием и распределением денежных доходов
и накоплений у субъектов хозяйствования и их использованием на выполнение
обязательств перед финансово-банковской системой и финансирование затрат по
расширенному производству, социальному обслуживанию и материальному
стимулированию работающих.
¡
Страхование.
Значительная часть финансовой системы, связанная с перераспределением денежных
средств, поступающих от юридических и физических лиц. Такая деятельность
связана с наличием вероятности наступления внезапных, непредвиденных и
непреодолимых событий, влекущих за собой нанесение ущерба, который впоследствии
«раскладывается» между участниками страхования;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|