¡
Государственные
финансы. Представляют собой денежные отношения по поводу распределения
стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с
формированием финансовых ресурсов государства и его предприятий и
использованием государственных средств на затраты по расширению производства,
удовлетворению растущих социально-культурных потребностей членов общества, нужд
обороны страны и управления.
В настоящее время некоторыми экономистами сфера страхования
заменяется более широкой – финансовый рынок.
Финансовый рынок – рынок, где объектами
купли-продажи являются деньги или ценные бумаги, их заменяющие.
Тремя основными составляющими финансового
рынка являются:
- рынок банковских ссуд (кредитный
рынок);
- рынок ценных бумаг;
- валютный рынок.
Между ними нет четкой грани, все три
сегмента тесно взаимосвязаны друг с другом. Многие институты финансового рынка
функционируют на нескольких или всех его сегментах.
Финансовая система характеризуется не только составом
входящих в нее частей, но и потоками финансовых ресурсов (финансовыми
потоками), связывающими главных агентов финансовых отношений. Такими агентами
следует считать государственный бюджет, предприятия и предпринимательские
структуры, домашние хозяйства. Кроме того, финансовые потоки связывают этих
агентов с кредитной системой и с иностранными государствами в лице их
правительств, фирм, фондов, банков. В результате возникает система взаимных
финансовых связей и потоков, в упрощенном виде изображенная на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1 – Схема финансовых связей в экономике
За каждой из указанной на схеме стрелок стоит множество
разнообразных финансовых связей, потоков, отношений. Основываясь на общей схеме
финансовых потоков между экономическими агентами, рассмотрим отдельные,
наиболее представительные связи и финансовые отношения на разных уровнях. К ним
относятся: "государство-предприятие" (ГП), "предприятие-государство"
(ПГ), "государство-государство" (ГГ),
"предприятие-население" (ПН), "население-государство" (НГ),
"население-предприятие" (НП), "предприятие-предприятие"
(ПП), "население-население" (НН), "государство-население"
(ГН). Связь "государство-государство" характеризует
перераспределение, переток денежных средств из одних каналов государственного
бюджета в другие. Связь "предприятие-предприятие" отражает финансовые
потоки между предприятиями, а связь "население-население" определяет
движение денежных средств между отдельными группами населения.
Вся совокупность финансовых ресурсов
подразделяется на централизованные (госбюджет, внебюджетные фонды) и
нецентрализованные (финансовые ресурсы предприятий, домашних хозяйств).
В системе государственных финансовых
ресурсов можно выделить 4 звена, призванных обеспечить выполнение государством
его функций:
- республиканский бюджет;
- местные бюджеты;
- финансы государственных
предприятий;
- специальные централизованные фонды
(социальной защиты населения, занятости, дорожный, инвестиционный, НИОКР,
конверсии и др.).
Значение финансовой системы
заключается в том, что она является одним из важнейших инструментов мобилизации
финансовых ресурсов, их распределения и перераспределения. Финансовая система
осуществляет изъятие, распределение и перераспределение денежных средств
безвозвратно и безвозмездно, кредитная система — за плату.
Финансовое регулирование
осуществляется прямыми (субсидии, дотации) и косвенными (налоговая система)
методами. В бывшем СССР (в том числе и БССР) в условиях централизованного
планирования финансово-кредитная система обладала рядом недостатков:
1) высокий уровень централизации
ресурсов;
2) чрезмерная регламентация
финансовых ресурсов областей, городов, объединений и предприятий, что порождало
иждивенчество у отдельных хозяйственников и снижение результатов деятельности
регионов в целом;
3) фискальный характер действующей
системы налогов с предприятий (налог с оборота, отчисления от прибыли), что не
обеспечивало необходимого влияния государства на развитие производства и услуг
в нужном направлении.
С распадом СССР в Республике Беларусь
образовалась новая финансовая система: были образованы новые финансовые
институты, введена национальная валюта. Но недостатки остались, что нашло
отражение в неустойчивости системы, дефицитах госбюджетов, отрыве финансовых и
кредитных ресурсов, денежных средств предприятий и населения от движения
материальных ценностей. Денежная масса в обороте стала возрастать в большем
размере по сравнению с материальными ценностями. Это явилось причиной инфляции,
роста цен, обесценивания рубля. В настоящее время степень централизации
финансовых ресурсов в госбюджете и общая налоговая нагрузка на экономику
остаются высокими.
В соответствии с концепцией Программы
социально-экономического развития Республики Беларусь для стабилизации
финансовой системы, стимулирования инвестиционной активности и роста
производства, концентрации ресурсов для развития ведущих звеньев экономики
предусматривалось:
1) постепенное снижение уровня
централизации финансовых ресурсов государства до 35–40% ВВП;
2) демократизация бюджетного
процесса;
3) завершение формирования
казначейства для более полного учета, контроля и управления государственными
ресурсами;
4) ограничение дефицита, покрытие его
большей доли за счет кредитов Национального и коммерческих банков, выпуска
государственных ценных бумаг, привлечения внешних займов.
На сегодняшний день финансовые ресурсы Республики Беларусь
образуются главным образом (80%) за счет прибыли, НДС, акцизов, отчислений в
социальные фонды и около 80% расходуется на народное хозяйство.
2.2 Бюджетное регулирование
Бюджет представляет собой
централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство
страны для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, а также для
выполнения необходимых социально-экономических функций. По сути,
государственный бюджет — это годовой план государственных расходов и источников
их финансового покрытия. Доходы бюджета формируются за счет налогов,
определяемых законом, других обязательных платежей и иных поступлений. Проект
бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом страны, а по
завершении года исполнительная власть отчитывается об его исполнении.
Бюджетная система Республики Беларусь
включает республиканский и местные бюджеты. Государственный бюджет Республики
Беларусь разрабатывается Министерством финансов и утверждается Национальным
собранием в виде государственного закона. Отчеты об исполнении республиканского
и местного бюджетов представляются на рассмотрение Парламента и местных Советов
депутатов соответственно в определенный законодательством срок.
Государство использует бюджет для
регулирования рыночной экономики, применяя разные методы в процессе
формирования и использования доходов и расходов. К наиболее важным из них можно
отнести:
1. Налоги, влияющие на развитие
производства, спрос и предложение на отдельные виды услуг, товаров, работ.
2. Прямое бюджетное финансирование
общегосударственных программ, обеспечивающих расширение общественного воспроизводства,
совершенствование его структуры. К ним относятся крупные природоохранные,
инвестиционные программы, программы приватизации, фундаментальных исследований,
развития топливно-энергетического комплекса, создания новых рабочих мест на
основе расширения малого бизнеса.
3. Субсидирование некоторых отраслей,
предприятий для выравнивания экономических условий их хозяйствования (например,
сельского хозяйства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства).
4. Выдача беспроцентных и льготных
кредитов, гарантий для банковских ссуд (для фермерских хозяйств, венчурных и
других малых предприятий, предприятий топливного комплекса и др.).
5. Создание за счет бюджетных
резервов особых фондов и резервов для поддержки предпринимательства
(стабилизационный фонд и др.), предупреждения диспропорций в развитии
экономики.
Построение бюджета основано на
принципах единства (наличие в государстве единой бюджетной системы,
единообразие финансовых документов и бюджетной классификации), полноты (учет
всех затрат и поступлений по каждой статье), реальности (правдивое отражение в
бюджете доходов и расходов государства), гласности (информирование населения об
основных расходах и источниках дохода бюджета).
Важнейшими регуляторами в рамках
бюджетного регулирования являются:
- уровень централизации средств в
бюджете;
- соотношение между республиканским и
местными бюджетами;
- дефицит бюджета;
- соотношение между государственным
бюджетом и внебюджетными фондами;
- структура государственного бюджета
по источникам поступления и направлениям использования.
Чрезмерная централизация финансовых
ресурсов в государственном бюджете Республики Беларусь является одной из
основных проблем бюджетного регулирования. Если на начальной стадии проведения
экономических реформ, когда государство нуждалось в значительном объеме
централизованных ресурсов, высокий уровень их централизации можно было
оправдать, то в дальнейшем это обусловило хронический недостаток финансовых
ресурсов у предприятий и населения. Долгосрочной такая стратегия быть не может,
ибо она сдерживает экономический рост и не способствует привлечению инвестиций
в экономику. В развитых странах уровень централизации средств в бюджете
составляет: во Франции — 45%, Великобритании — 39%, Германии — 37%, США — 30% к
ВВП. В перспективе ставится задача снижения уровня централизации финансовых
ресурсов государства до 43% к 2015 г. [9, c. 86]
Что касается соотношения средств,
аккумулированных в республиканском и местных бюджетах, то здесь сохраняется
тенденция незначительного изменения соотношения в пользу местных бюджетов.
Вместе с тем задачи, которые стоят перед властями областей, городов, районов и
сельских поселений, требуют изменения этого соотношения в пользу последнего.
Структура государственного бюджета в
каждой стране имеет свои особенности. Они зависят от характера административной
системы, структурных особенностей экономики и ряда других факторов. Если
проанализировать динамику изменения структуры доходной части бюджета, то можно
отметить, что начиная с 1992 г. основным ее источником стала новая система
налогов. К налогу на прибыль и подоходному налогу с населения добавились налог
на добавленную стоимость, налог на землю, налог на недвижимость, налог за
пользование природными ресурсами, косвенный налог с оборота. Начиная с 1992 г.
основными источниками доходной части бюджета являлись налог на прибыль и
доходы, НДС, акцизы. Высокий уровень налогообложения привел к сокращению
производства, уменьшению налогооблагаемой базы и, как следствие, к снижению
налоговых поступлений в бюджет. В дальнейшем для усиления стимулирующей функции
бюджета необходимы снижение уровня налогообложения с уменьшением количества
налогов и платежей, совершенствование их структуры при одновременном увеличении
собираемости налогов.
Расходы государственного бюджета выполняют функции политического,
социального и хозяйственного регулирования. В Республике Беларусь в структуре
расходной части бюджета основными направлениями использования средств являются
социально-культурные мероприятия и народное хозяйство.
Тяжким бременем на государственный
бюджет Республики Беларусь легли расходы по ликвидации последствий аварии на
ЧАЭС.
Наиболее сложной проблемой как в
зарубежных странах, так и у нас, в республике, является сбалансированность
бюджета, т.е. достижение равенства доходной и расходной частей. Превышение
расходов над доходами ведет к образованию бюджетного дефицита. Для решения этой
проблемы используются различные средства: государственные займы (внутренние и
внешние), дополнительная эмиссия денег. Государственные займы осуществляются в
виде продажи государственных ценных бумаг, займов у внебюджетных фондов,
получения кредитов в банках. Эмиссия денег чаще используется в кризисных
ситуациях (в условиях войны, длительного кризиса).
Однако и та, и другая формы решения
проблемы имеют свои негативные последствия для экономики страны. В результате
эмиссии развивается неконтролируемая инфляция, снижается инвестиционная
активность, падает уровень жизни населения. Государственные займы в какой-то
мере подрывают сами основы рыночной экономики: если имеет место принудительное
размещение государственных ценных бумаг или сужаются возможности получения
кредитов частными фирмами, это ведет к увеличению спроса на кредиты на рынке
ссудных капиталов и способствует удорожанию кредита — росту учетной ставки.
Практически во всех странах с
рыночной экономикой существуют бюджетные дефициты и государственный долг, но
если государственный долг превышает ВВП более чем в 2,5 раза, появляется угроза
стабильности экономики, устойчивости денежного обращения. Наиболее тяжелыми для
страны являются краткосрочные долги, требующие соответствующих выплат с
высокими процентами. Продление срока выплат ведет к увеличению процента, т.е.
требуется выплата процентов на проценты. Государство, как правило, старается
консолидировать краткосрочную и долгосрочную задолженность, т.е. превратить ее
в долгосрочные долги, продлив срок выплаты основной суммы и ограничиваясь
ежегодной выплатой процентов.
Внутренний государственный долг — это
долг государства своему населению (он может иметь форму кредитов,
государственных займов, долговых обязательств, гарантированных правительством).
Внешний долг — это задолженность государства иностранным государствам,
организациям, отдельным лицам. В соответствии с методикой Мирового банка к
числу государств, имеющих низкий уровень кредитной безопасности, относятся те
страны, у которых три показателя превышают расчетные уровни:
1) отношение общей суммы внешнего
долга к ВНП — 50%;
2) отношение общей суммы внешнего
долга к годовому объему экспорта — 50%;
3) отношение выплат по внешнему долгу
в течение года к экспортной выручке — 30%.
В 2007 году макроэкономическая ситуация
характеризовалась высокой деловой и инвестиционной активностью в большинстве
отраслей экономики, замедлением инфляционных процессов, ростом уровня занятости
и реальных денежных доходов населения, а также увеличением объемов внешней
торговли. Высокие темпы экономического роста, превысившие прогнозные параметры,
улучшение финансового состояния организаций и предприятий способствовали более
высокому, чем планировалось, росту доходов консолидированного бюджета. Наряду с
продуманной политикой государственных расходов это позволило сформировать
бюджет с профицитом и тем самым ослабить инфляционное давление на экономику.
В январе-декабре 2007 года в консолидированный бюджет
Республики Беларусь поступило 38,4 трлн. рублей доходов с учетом доходов Фонда
социальной защиты населения (далее – ФСЗН), или 102,3% годового плана. Из них
на долю НДС, налога на доходы и прибыль, акцизов и подоходного налога приходится
41,7%. При этом 19,2% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на
добавленную стоимость.
Данные анализа налоговых поступлений
свидетельствуют о том, что централизация доходов бюджета к ВВП в 2007 году по
сравнению с 2005 годом увеличилась с 47,8 до 48,8%, или на 1 п.п. При этом
удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП вырос с 47,4 до 48,5% в
сравниваемых периодах (рост – на 1,1 п.п.), а недоимка сократилась с 0,4 до
0,3% ВВП (падение – на 0,1 п.п.). По данным Министерства по налогам и сборам,
задолженность по платежам в бюджет по состоянию на 1 января 2008 года составила
234,7 млрд. рублей и сократилась по сравнению с началом 2007 года на 16,7%.
Отношение недоимки к скользящим годовым доходам консолидированного бюджета (без
ФСЗН) уменьшилось с 1,2% на 1.01.2007 г. до 0,8% на 1.01.2008 г. [19, c. 26]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|