·
описание предприятия, его специфики;
·
краткие сведения об управленческом персонале и его
доле в капитале предприятия;
·
цель составления бизнес-плана;
·
цели предприятия;
·
краткая характеристика конъюнктуры рынка;
·
суть предлагаемого проекта (деятельность
предприятия для осуществления цели);
·
результаты реализации проекта;
·
факторы риска проекта;
·
совокупная стоимость проекта, объем средств,
которые инициатор инвестирует в проект;
·
потребность в финансировании, желательно формы и
условия инвестирования, гарантии по возврату заемных средств.
ОПИСАНИЕ
ПРЕДПРИЯТИЯ И ОТРАСЛИ.
Описание
предприятия и отрасли имеет целью формирование у лиц, принимающих
инвестиционные решения, четкого представления о предприятии как объекте
инвестирования или возможном партнере при реализации инвестиционного проекта.
Описание
предприятия должно включать в себя следующие данные:
·
наименование предприятия, его
организационно-правовая форма, юридический и почтовый адрес;
·
краткая экономико-географическая и историческая
справка (место нахождения предприятия, занимаемая площадь, дата образования,
первоначальные цели предприятия и сведения о развитии за прошедшее время);
·
уставный капитал предприятия;
·
учредители и распределение капитала между ними;
·
организационная структура предприятия;
·
дочерние предприятия;
·
состав звена управления (сведения о руководителях:
занимаемая должность, Ф.И.О., возраст, образование, опыт работы), персонал
предприятия и его структура;
·
структура активов (основной и оборотный капитал);
характеристика материальных ресурсов: зданий и сооружений, объектов социальной
инфраструктуры, оборудования (остаточная стоимость и степень износа), незавершенного
строительства, материальных запасов;
·
описание текущего финансового состояния
предприятия, анализ баланса;
·
специализация предприятия, объем выпускаемой
продукции, доля экспорта;
·
доля рынка продукции, представляемой предприятием;
·
потребители продукции предприятия, их
местонахождение и объемы потребления;
·
позиционный анализ (качество продукции и услуг,
уровень технологии, уровень производственных издержек, квалификация персонала,
месторасположение источников энергии и поставщиков материалов, комплектующих и
т.д.);
·
при необходимости согласие местных органов власти
на реализацию проекта.
Описание и
анализ состояния и перспектив развития отрасли в бизнес-плане решает две
задачи:
·
изучение состояния и тенденций развития отрасли как
объекта инвестирования;
·
получение исходной информации для прогноза объема
производства и реализации продукции и услуг предприятия с учетом конкуренции.
Для решения первой задачи целесообразно провести ретроспективный анализ
состояния отрасли и описать возможные тенденции ее развития. А также описать
предприятия отрасли и развитие соответствующих производств в планируемых
регионах сбыта продукции внутри страны и за рубежом.
При описании
отрасли необходимо отразить следующее:
·
перечень основной продукции и услуг отрасли;
·
региональная структура производства (распределение
производственных мощностей по регионам);
·
сырьевая база отрасли в настоящее время и в
перспективе;
·
состояние основных фондов, материально-технической
базы предприятий отрасли;
·
инвестиционный климат;
·
описание сегмента рынка, в котором будет работать
предприятие;
·
общий объем продаж по отрасли и объем продаж
предприятия;
·
перечень основных потребителей.
Для решения
второй задачи необходимо проанализировать основных конкурентов на внешнем и
внутреннем рынке по следующим позициям:
·
номенклатуре и объемам выпускаемой продукции;
·
конкурентоспособности продукции;
·
рынки, на которых работают конкуренты, и их доли на
этих рынках;
·
состояние производственной базы конкурентов;
·
ценовая политика и политика в области сбыта;
·
сильные и слабые стороны конкурентов (их продукция
и потребители, рекламный пакет, цены, объемы продаж, имидж, местонахождение и
т.д.).
Описание
продукции. В данном разделе необходимо дат краткое содержательное описание
потребительских свойств продукции, предлагаемой предприятием, а также
результаты сравнительного анализа с аналогами на рынке. Рекомендуется
следующая схема описания продукции (услуг):
·
наименование изделия и его спецификация;
·
функциональное назначение и область применения (для
каких потребителей предназначена продукция);
·
основные технические, эстетические и другие
характеристики продукции;
·
показатели технологичности и универсальности
продукции;
·
соответствие стандартам и нормативам;
·
стоимостная характеристика;
·
стадия развития продукта (идея, эскизный проект,
рабочий проект, прототип, опытная партия, серийное производство);
·
требования к продукции (к контролю качества,
подготовке пользователей, обслуживанию);
·
возможности дальнейшего развития продукции;
·
концепция развития продукции следующих поколений;
·
сведения о патентно-лицензионной защите, торговых
знаках, авторских правах и других объектах интеллектуальной собственности;
·
структура выпуска продукции в натуральных и
стоимостных показателях в настоящее время;
·
перечень продукции, выпускаемой за последние 10
лет, но снятой с производства;
·
условия поставки продукции;
·
преимущества продукции перед аналогами;
·
экспортные возможности продукции.
МАРКЕТИНГ-ПЛАН.
В данном
разделе дается оценка рыночных возможностей предприятия. Объем сбыта продукции
(услуг) с точки зрения прогнозирования является наиболее важным и сложным,
поскольку анализ существующего рынка и политика формирования уровня и структуры
спроса на продукцию определяют результаты реализации инвестиционного проекта.
Результаты
исследования рынка являются также базой для разработки долгосрочной стратегии и
текущей политики предприятия и определяют его потребность в материальных,
людских и денежных ресурсах.
Раздел
состоит из нескольких частей.
Первая часть
предполагает описание существующей ситуации на рынке: структуру рынка,
конкуренцию, других поставщиков аналогичной продукции или ее заменяющей,
эластичность спроса по ценам, реакцию рынка на социально-экономические
процессы, описание каналов распределения продукции, темпов роста потребления и
т.д..
Основными
количественными характеристиками рынка являются емкость рынка и спрос на
продукцию предприятия. Определение спроса включает в себя оценку величины и
структуры текущего спроса и перспективу его изменения. Текущий спрос
определяется общим количеством продукции, проданной по определенной цене на
конкретном рынке за какой-либо период времени (обычно 3-5 лет). Информация
должна позволит оценить размеры и структуру текущего спроса, а также основные
сегменты рынка по конечному пользователю, географическому делению и категориям
потребителей.
При описании
предполагаемого рынка сбыта продукции следует указать:
·
основные предприятия, работающие на рынке;
продукцию конкурентов;
·
отличительные характеристики предполагаемых рынков
и сегментов рынков (необходимая потребность в продукции и степень
удовлетворения потребности с учетом демографических факторов, географического
местоположения, сезонных тенденций);
·
размеры предполагаемого рынка (общая численность
покупателей, годовой объем продаж продуктов и услуг, ожидаемый рост размеров
рынка);
·
проникновение на рынок (доля рынка, охватываемая
территория, обоснование масштабов проникновения);
·
важнейшие тенденции и ожидаемые изменения на
основных предполагаемых рынках;
·
второстепенные рынки и их основные характеристики;
·
установление контактов с потенциальными
покупателями, их готовность приобретать продукцию при различном уровне цен,
предоставление информации покупателям;
·
цикл покупок продукции потенциальными клиентами,
процесс оценки решений, ответственность и право выбора окончательного решения –
администраторы, торговые агенты, инженеры и т.д.;
·
время между моментом размещения заказа и моментом
поставки продукции (первичные заказы, повторные заказы, покупки больших партий
продукции).
Желательно
показать способы выявления партнеров (по справочникам, публикациям,
правительственным документам и др.).
Во второй
части раздела необходимо дать описание существующей конкуренции на рынке:
·
тип конкуренции (по ассортименту, обслуживанию или
сегменту рынка); существующая конкуренция, доля рынка; потенциальная
конкуренция (время существования «окна возможности» до возникновения новой
конкуренции в результате появления нового конкурента);
·
конкурентные преимущества (сильные стороны предприятия)
– способность удовлетворять потребности рынка, проникновение на рынок,
репутация предприятия, устойчивость финансового положения, ведущие сотрудники
предприятия;
·
важность предполагаемого рынка для
конкурентоспособности предприятия;
·
препятствия при освоении рынка (затраты, время,
технология, ведущие работники, консерватизм покупателей, существующие патенты и
товарные знаки);
·
законодательные ограничения (подкрепленные законом
требования потенциальных покупателей и правительства; способы удовлетворения
требований, необходимое для этого время, издержки, связанные с удовлетворением
требований) и прогнозируемые изменения в законодательных требованиях;
·
факторы обеспечения успеха на рынке (наилучшее
удовлетворение потребностей, эффективность поставок продукции или
предоставления услуг, подбор кадров, географическое местоположение).
В третьей
части раздела необходимо привести результаты анализа конкурентных качеств
продукции (услуг) предприятия, которые оказывают значительное влияние на
разработку ценовой и сбытовой стратегии маркетинга и используются при
формировании плана производства. Анализ конкурентоспособности продукции
проводят, как правило, по показателям потребительских качеств и стоимостным
показателям в соответствии с общепринятыми в России методиками. Сопоставление
продукции с имеющимися аналогами определяет ее место среди них. На этом этапе
может быть определена в первом приближении цена на продукцию (услуги). Данная
часть раздела может быть приведена при описании продукции. в следующей части приводится
описание ценовой стратегии предприятия. Определение исходной цены на продукцию
базируется на результатах анализа спроса, цен конкурентов и оценке издержек
предприятия на производство и реализацию продукции.
Ценовую
стратегию и выбор методики ценообразования определяют. В основном, два фактора:
·
тип рынка (рынок свободной конкуренции,
олигополистический рынок, монополистический рынок);
·
характер целей предприятия, основными из которых
являются: максимизация текущей прибыли, завоевание определенной доли на рынке,
завоевание лидерства по качеству продукции.
На базе
результатов анализа состояния и тенденций развития рынка, описанных выше,
формируется план сбыта продукции (услуг) предприятия. В данной части раздела
описывается:
·
стратегия проникновения на рынок;
·
стратегия роста;
·
стратегия приобретения (других предприятий);
·
стратегия предоставления марки и прав другим
предприятиям;
·
каналы распределения продукции;
·
условия оплаты продукции: процент продаж в кредит,
с авансовым платежом, по факту с указанием уровней скидок, надбавок к цене и
т.д.;
·
величина запаса готовой продукции на складе;
·
время задержки платежей за реализованную продукцию;
·
инфляционные характеристики и др.;
·
сводные данные по объему продаж и цене продукции на
внутреннем и внешнем рынке.
ИНВЕСТЦИОННЫЙ ПЛАН.
В данном
разделе бизнес-плана должны быть отражены этапы работ по подготовке предприятия
к производству продукции (услуг). Предпроизводственная (инвестиционная) стадия
для каждого инвестиционного проекта будет своя, однако, существует общепринятая
этапность подготовительных работ, которая включает: организационный этап,
строительно-монтажные работы, приобретение (изготовление) и монтаж
оборудования, проведение НИР и ОКР, разработка технической (проектной,
конструкторской и технологической) документации на продукцию и оснастку,
изготовление и испытание опытных образцов продукции, доработка технической
документации, запуск серийного производства.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18
|