То, насколько у работников развиты эти
расположения, существенно определяет результаты их труда, количество прогулов,
текучесть кадров и т.п. в нашей ситуации у работников сети гипермаркетов «АЛПИ»
на данный момент эти условия не наблюдаются.
Не существует канонизированного
определения малой группы, так как это достаточно гибкое и подверженное влиянию
обстоятельств явление. Однако широко принят достаточно общий, устоявшийся
взгляд на малую группу (далее всегда термин «группа» будет употребляться в этом
смысле):
Малая группа — это относительно
обособленное объединение небольшого количества людей (обычно не более десяти),
находящихся в достаточно устойчивом взаимодействии и осуществляющих совместные
действия в течение достаточно долгого промежутка времени. Взаимодействие членов
группы базируется на некоем общем интересе и может быть связано с достижением
общей цели. При этом группа обладает неким групповым потенциалом либо же
групповыми возможностями, позволяющими ей вступать во взаимодействие с
окружением и адаптироваться к изменениям, происходящим в окружении.
Особенности группы
Характерными особенностями группы являются
следующие.
1. Члены группы идентифицируют себя и свои
действия с группой в целом и тем самым во внешних взаимодействиях выступают как
бы от имени группы. Человек говорит не о себе, а о группе в целом, употребляя
местоимения «мы», «у нас», «наши», «нам» и т.п.
2. Взаимодействие между членами группы
носит характер непосредственных контактов, личного разговора, наблюдения поведения
друг друга и т.п. В группе люди непосредственно общаются друг с другом,
придавая формальным взаимодействиям «человеческую» форму.
3. В группе наряду с формальным
распределением ролей, если таковое существует, обязательно складывается
неформальное распределение ролей, обычно признаваемое группой. Отдельные члены
группы берут на себя роль генераторов идей, другие склонны к координации усилий
членов группы, третьи заботятся о взаимоотношениях в группе, о поддержании
хорошего климата в коллективе, четвертые следят за тем, чтобы был порядок в
работе, все выполнялось в срок и доводилось до конца. Есть люди, которые
выполняют роль структуризаторов, они ставят перед группой цели, отслеживают
влияние окружения на решаемые группой задачи.
Эти и другие роли группового поведения
люди выполняют в соответствии с их способностями и внутренним призванием.
Поэтому в хорошо функционирующих группах обычно создаются возможности для того,
чтобы человек мог вести себя в соответствии со своими способностями к групповым
действиям и органично присущей ему определенной ролью члена группы.
Существует два типа групп: формальные и
неформальные. Оба эти типа групп имеют большое значение для организации и
оказывают существенное влияние на членов организации.
Формальные группы обычно
выделяются как структурные подразделения в организации. Они имеют формально
назначенного руководителя, формально определенную структуру ролей, должностей и
позиций внутри группы, а также формально закрепленные за ними функции и задачи.
Формальные группы могут быть сформированы для выполнения регулярной функции,
как, например, бухгалтерия, а могут быть созданы для решения определенной
целевой задачи, например комиссия по разработке какого-либо проекта.
Неформальные группы создаются не распоряжениями руководства и
формальными постановлениями, а членами организации в соответствии с их
взаимными симпатиями, общими интересами, одинаковыми увлечениями, привычками и
т.п. Данные группы существуют во всех организациях, хотя они не представлены в
схемах, отражающих строение организации, ее структуру. Неформальные группы
обычно имеют свои неписаные правила и нормы поведения, люди хорошо знают, кто
входит в их неформальную группу, а кто нет. В неформальных группах складывается
определенное распределение ролей и позиций, обычно эти группы имеют явно или
неявно выраженного лидера. Во многих случаях неформальная группа может
оказывать на своего члена влияние, равное или даже большее, чем формальные
структуры [1, 5,].
Как уже говорилось ранее, процесс вхождения человека в
организацию в определённой степени зависит от общения с другими работниками
организации, от взаимодействия с теми самыми группами, которые описаны выше. В
условиях огромных торговых площадей и большого количества занятого на них
персонала процесс образования неформальных малых групп значительно
затрудняется. Затрудняется так же сам процесс общения с кем-либо. Пр условии
наличия только формальных групп индивиду сложно вести себя раскованно, в
соответствии со своими навыками и знаниями, сложно взаимодействовать с
коллективом. Человек приходит на работу без особого удовольствия и рвения,
зная, что ждёт его там только рабочее место и начальники, которые непрестанно
будут его контролировать. Отсюда общее недовольство своим положением.
Одним из основных результатов
взаимодействия человека и организации является то, что человек, анализируя и
оценивая результаты своего труда в организации, вскрывая причины успехов и
неуспехов во взаимодействии с организационным окружением, анализируя опыт и
поведение своих коллег, задумываясь над советами и рекомендациями начальства и
сослуживцев, делает для себя определенные выводы, которые в той или иной мере
сказываются на его поведении, приводят к изменению его поведения с целью
адаптации к организации, с целью достижения лучшего взаимодействия с
организационным окружением.
Очевидно, что восприятие и оценка своего
опыта, а также процесс адаптации к условиям и требованиям организационного
окружения во многом носят индивидуальный характер. В одной и той же среде люди
ведут себя по-разному. У человека как бы имеется две степени свободы в
построении своего поведения в организации. С одной стороны, он обладает
свободой в выборе форм поведения: принимать или не принимать существующие в
организации формы и нормы поведения, с другой — он может принимать или не
принимать ценности организации, разделять или не разделять ее цели и философию.
В зависимости от того, в какой комбинации сочетаются эти главные составляющие
основы поведения, может быть выделено четыре предельных типа поведения человека
в организации:
Первый тип: полностью
принимаются ценности и нормы поведения. В этом случае человек старается вести
себя таким образом, чтобы своими действиями никак не входить в противоречие с интересами
организации. Он искренне старается быть дисциплинированным, выполнять свою роль
полностью в соответствии с принятыми в организации нормами и формой поведения.
Поэтому результаты действий такого человека в основном зависят от его личных
возможностей и способностей и от того, насколько верно определено содержание
его роли. Такой тип поведения можно охарактеризовать как поведение преданного и
дисциплинированного члена организации.
Второй тип: человек не
приемлет ценностей организации, однако старается вести себя, полностью следуя
нормам и формам поведения, принятым в организации. Такого человека можно
охарактеризовать как приспособленца. Он делает все правильно и по правилам, но
его нельзя считать надежным членом организации, так как он, хотя и является
хорошим и исполнительным работником, тем не менее может в любой момент покинуть
организацию или совершить действия, которые могут противоречить интересам
организации, но соответствовать его собственным интересам. Например, такой
человек с готовностью будет участвовать в забастовке, для того чтобы добиться
повышения заработной платы.
Третий тип: человек приемлет
ценности организации, но не приемлет существующие в ней нормы поведения. В
данном случае человек может порождать много трудностей во взаимоотношениях с
коллегами и руководством, он выглядит оригиналом. Однако если организация может
позволить себе отказаться от устоявшихся норм поведения применительно к
отдельным ее членам и дать им свободу в выборе форм поведения, они могут найти
свое место в организации и приносить ей пользу.
Четвертый тип: индивид не
приемлет ни норм поведения, ни ценностей организации. Это открытый бунтарь,
который все время входит в противоречие с организационным окружением и создает
конфликтные ситуации. Было бы неверно считать, что такой тип поведения
абсолютно неприемлем в организации, и люди, ведущие себя таким образом, не
нужны организации. Однако в большинстве случаев «бунтари» порождают множество
проблем, которые существенно усложняют жизнь организации и даже наносят ей большой
ущерб[4, 6].
В случае с «АЛПИ» среди персонала в
основном наблюдаются представители второго и третьего типов поведения.
Представители первого типа если и имеются, то в очень малом количестве.
Представители же четвертого типа задерживаются в организации гораздо меньше,
чем остальные.
Планирование персонала как
одна из важнейших функций управления персоналом состоит в количественном,
качественном, временном и пространственном определении потребности в
персонале, необходимом для достижения целей организации. Планирование
персонала нужно рассматривать во взаимосвязи с планированием кадрового
потенциала организации и планированием карьеры ее сотрудников [3].
В процессе планирования действуют принципы:
§
оценки
работы персонала - чем точнее сформулированы ожидаемые результаты, тем
точнее можно оценить сотрудников;
§
открытого
соревнования - чем больше организация стремиться к успеху, тем
активнее она будет поощрять открытое соревнование между кандидатами
на должности;
§
непрерывного
обучения и совершенствования кадрового потенциала - в условиях
выживания, конкуренции и обязательств перед обществом организация не
может «нянчится» с теми, кто не заинтересован в повышении своего
профессионального мастерства;
§
преемственности
кадров.
Необходимость планируемой, целенаправленной политики в области
персонала обусловлена тем, что не в любое время можно найти сотрудников
с необходимыми знаниями и навыками, а излишний персонал невозможно
использовать с полной отдачей.
Целью планирования персонала является кратко-, средне- и долгосрочное
определение его количественного и качественного состава, что обеспечивает не
только развитие предприятия, но и его экономический рост. Эта цель достигается
за счет оптимальной структуры персонала и наиболее полной реализации
потенциала сотрудников и кадрового потенциала фирмы. Наилучшее применение
рабочей силы достигается при выполнении следующих условий:
-
мотивация
производительности;
-
развитие
у сотрудников производственных навыков путем обучения и самообучения;
-
обеспечение
совестной работы при помощи оптимального структурирования групп совместно работающих
сотрудников [1].
В планировании персонала может быть выделено 3 направления (приложения,
рисунок 1).
Структурно определенное направление - планирование в рамках основанного
на разделении производственного процесса; определяются основные положения по
применению рабочей силы. Прежде всего речь идет о том, как образуются отдельные
места, какие поступают заявки на отдельного сотрудника и как достигается
координированное сотрудничество между отдельными сотрудниками.
Индивидуальное планирование - принимается во внимание не общность или
группа, а отдельный сотрудник. Такое планирование является необходимым в связи
с тем, что, во-первых , сотрудник в противоположность машине не является статичным,
а развивается благодаря получению дополнительной информации и приобретению
опыта; во-вторых, число возможных должностей в управленческой иерархии
предприятия постоянно снижается, поэтому планирование персонала,
ориентированное на перспективу, имеет целью предоставление в любое время для
каждой должности необходимого сотрудника.
Коллективное планирование -
на первый план выдвигаются не отдельный член коллектива, а все сотрудники либо
их отдельные группы.
Все элементы стратегического плана взаимосвязаны и
нередко выполняют двойную или тройную функцию, несмотря на то, что могут быть
расположены в различных его разделах. Так, например, планирование карьеры может
и должно одновременно присутствовать и в мотивации и в аттестации, и в
формировании системы привлечения кадров, и в планах усовершенствования
организационно-штатной структуры, и в корпоративной культуре, и в формировании
кадрового резерва.
Что касается «АЛПИ», на данный момент система стратегического
планирования персонала развита катастрофически слабо. Нет четко разработанного
и корректируемого стратегического плана.
Чтобы вернуть себе репутацию хорошего работодателя и усовершеноствовать
систему стратегического управления персоналом, руководству сети гипермаркетом
«АЛПИ-сити» следует уделить особое внимание решению связанных с этим вопросом
проблем.
1.
В первую
очередь следует отладить систему стратегического планирования персонала,
составить четкий стратегический план, и, так как его характерной особенностью
является гибкость, постоянно его корректировать.
2.
Далее –
разработка программ стимулирования и мотивации персонала. Мотивация в
менеджменте персонала является ключевым элементом. Здесь лучше пойти по пути
разработки “Положения о мотивации персонала”, в котором объединить критерии и
принципы повышения мотивации и стимулирования персонала. Положение может
содержать пункты о материальной и нематериальной мотивации, текущей и долгосрочной.
Сюда же можно включить планирование карьеры работников, мониторинг их личных
стремлений, проблем, желаний, ожиданий. Мотивацию и закрепление особо ценных и
перспективных специалистов можно выделить в отдельный подраздел.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|