рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Шпаргалки по гос. экзамену специальность "Менеджмент организации" (5 курс 2007 год)

2. Понятия и положения процесса планирования исследования систем управления. Принципы разработки планов исследования. Планирование - директивное определение перечня и сроков действий, исходя из определенных целей и ресурсов, выделяемых для достижения этих целей, и научно обоснован­ных нормативов расходования этих ресурсов. Планирование исследования системы управления - одна из важнейших функций менедж­мента любой организации. Цель исследования СУ в менеджменте - получение новых объек­тивных знаний об организации и улучшение результатов ее деятельности. Проведение исследования системы управления организацией должно быть обусловлено необходимостью: 1) объективно оценить потенциальные возможности организации с учетом целей ее дея­тельности, стратегии и тактики достижения этих целей (для разработки перспективных и те­кущих планов); 2) выявить слабые и сильные стороны в управляемой и управляющей подсистемах органи­зации. Планирование необходимо для формирования исследовательских групп, установления и распределения функций, выявления взаимосвязей и взаимодействия между ними, определения и распределения необходимых ресурсов, установления последовательности проведения исследовательских работ и контроля их исполнения. Программа исследования системы управления представляет собой комплекс основополагающих положений проведения исследовательских работ, определяющих цели, задачи, объект и пред­мет исследования, используемые ресурсы, а также предполагаемые результаты исследования и условия его проведения. План исследования представляет собой обоснованный комплекс директивно устанавливаемых параметров и показателей, характеризующих последовательность выполнения ключевых меро­приятий по практическому достижению целей и решению задач исследования. При разработке планов исследования систем управления необходимо руководствоваться следующими принципами: системность - планирование должно отражать цели исследования и учитывать взаи­мосвязь и взаимодействие всех элементов объекта исследования; необходимое участие - в разработке плана исследования должны принимать участие все, кто, так или иначе, связан с объектом исследования; непрерывность - планировать исследование необходимо так, чтобы оно осуществлялась постоянно и непрерывно; гибкость - план исследования должен допускать возможность внесения изменений в содержание и сроки исполнения плановых работ с учетом возникающих в процессе иссле­дования внутренних и внешних воздействий; достаточная значительность - все плановые работы должны соответствовать целям и за­дачам исследования; необходимая трудоемкость - трудоемкость плановых работ должна быть соизмеримой с целями и задачами исследования; реальность - все плановые работы должны быть выполнимыми и обеспеченными ре­сурсами; конкретность - все плановые работы необходимо формулировать ясно, доходчиво и конкретно; адресность и ответственность - форма плана должна закреплять адресную регламен­тацию ответственных лиц и исполнителей по каждому из мероприятий; контролируемость - плановые работы должны предусматривать возможность просто­го, наглядного и эффективного контроля их исполнения, а также возможность корректиров­ки отклонений от запланированных мероприятий.

3. Классификация методов управления качеством. 1)экономические методы, обеспечивающие создание экономических условий, побуждающих коллективы предприятий, конструкторских, технологических и других организаций изучать запросы потребителей, создавать, изготавливать и обслуживать продукцию, удовлетворяющую эти потребности и запросы. К числу экономических методов относятся правила ценообразования, условия кредитования, экономические санкции за несоблюдение требований стандартов и технических условий, правила возмещения экономического ущерба потребителю за реализацию ему некачественной продукции; 2)методы материального стимулирования, предусматривающие, с одной стороны, поощрение работников за создание и изготовление высококачественной продукции (к числу этих методов относятся: создание систем премирования за высокое качество, установление надбавок к заработной плате и др.), а с другой – взыскание за причиненный ущерб от ее некачественности; 3)организационно – распорядительные методы, осуществляемые посредством обязательных для исполнения директив, приказов, указаний руководителей. К числу организационно распорядительных методов управления качеством продукции относятся также требования нормативной документации; 4)воспитательные методы, оказывающие влияние на сознание и настроение участников производственного процесса, побуждающие их к высококачественному труду и четкому выполнению специальных функций управления качеством продукции. К их числу относятся: моральное поощрение за высокое качество продукции, воспитание гордости за честь заводской марки и др. Методы количественной оценки.

1 группа. По способам получения информации. 1) Измерительный основан на информации, получаемой с помощью измерительных приборов. Контроль качества, сравнение. Использование возможно только лишь при наличии объекта. 2) Регистрационный используют на основе регистрации или подсчета. Используют для оценки таких показателей, как экономичность, стандартизация, технологичность.3) Органо-лентический. Информация предоставляется посредствам использования органов чувств. 4) Расчетный. Теоретические или экспериментальные зависимости показателей качества продукции от ее параметров. При проектировании новых образцов продукции, вплоть до создания опытного образца, при котором определяются различные функциональные характеристики продукции. 5) Статистические.

 2 группа. По источникам получения информации: 1)Традиционный. Информация поступает в процессе испытания продукции. 2) Экспертный. Оценка осуществляется на основе выводов, принимаемых группой экспертов. 3) Социологические. Используют путем сбора информации о качестве, получаемой от потребителей.

17) 1. Анализ внешней среды организации: среда непосредственного окружения. Модель "пяти сил" конкуренции М. Портера.

Анализ среды непосредственного окружения: изучение непосредственного окружения организации направлено на анализ состояния тех составляющих внешней среды, с которыми организация находится в непосредственном взаимодействии (рыночные факторы и конкуренция). Этот анализ осуществляется в рамках отраслевого конкурентного анализа. Цель анализа: Изучение изменения рыночной ситуации и интенсивности конкуренции в отрасли и оценка их влияния на цели и стратегии развития поведения организации на рынке. Объекты анализа: структура и динамика отрасли и отдельных рыночных сегментов; рыночные позиции отраслевых организаций. Этапы анализа: 1) Общая характеристика состояния отрасли и отдельных рыночных сегментов. Отрасль -  совокупность предприятий и организаций, для которых характерны общность выпускаемой продукции, технологии производства, основных фондов и проф. навыков работающих, а также конкурирующие между собой на одном рынке. 2) анализ конкурентной среды в отрасли (модель Портера). 3) характеристика перспектив развития отрасли. 4) анализ конкурентов и их возможных действий (карты стратегических групп конкурентов) 5) определение КФУ в конкурентной борьбе. 6) оценка привлекательности отрасли в ближайшей и долгосрочной перспективе.

Модель анализа конкуренции Портера описывает всех участников отраслевого рынка, т.е. все силы, определяющие степень интенсивности конкурентной борьбы. Все силы данной модели действуют совместно и влияют на цены, объём инвестирования, величину расходов, которые приходится нести орг-ций.

Интенсивность конкуренции усиливается по мере роста количества конкурирующих орг-ций, выравнивания их возможностей, стабилизации спроса, усиления позиций конкурента за счёт др., а также при нарушении правил конкур. борьбы. Угроза появления в отрасли новых конкурентов зависит от величины входных барьеров. Барьеры входа в отрасль - это препятствия, которые необходимо преодолеть для орг-ций бизнеса и успешной конкуренции в отрасли. Поставщики влияют на развитие конкуренции в отрасли, если: продукция поставщиков сильно дифференцирована; покупатели не являются важными клиентами; продукция поставщика занимает важное место в данной отрасли. При изучении поставщика необходимо выяснить стоимость его товара, обязательность соблюдения поставок, гарантии качества товаров и т.д. Товары –заменители: Помимо всего прочего, предприятия вступают в конкурентную борьбу не только друг с другом, но и с предприятиями др. отраслей, производящих товары-заменители. Угроза здесь зависит от цены производства заменителей и готовности покупателя принять такую замену. Потребители:  их влияние усиливается тогда, когда они стремятся снизить цену, приобрести Т или У более высокого качества, сталкивая конкурентов друг с другом. Влияние покупателей велико, если: продукция стандартизована; покупаемые товары не имеют важного места для потребителей; покупателей немного, и они закупают товары в большом количестве. Достоинства модели: универсальность, расширение представлений о конкуренции в отрасли. Недостатки: статичность (оценка производства только на данный момент времени); носит качественный характер (нет количественных оценок). Результаты: оценка влияния каждой конкурентной силы и выявление доминирующих сил в отрасли; определение методов и приёмов конкурентной борьбы; даёт общую оценку интенсивности конкуренции в отрасли и возможности получения прибыли в отрасли.

2. Подходы к оценке эффективности исследования систем управления и принципы её определения.

Под эффективностью исследования следует понимать соотношение показателей результатов исследовательских работ и затрат ресурсов на проведение исследования.

Основным критерием научной и практической эффективности исследования яв­ляется практика. Научная эффективность исследования определяется новым научным знанием, по­лученным в результате исследования. В процессе внедрения результатов исследования в практику его научная эффективность превращается в практическую.

При определении эффективности исследования систем управления необходимо руководствоваться следующими принципами: целенаправленности; целеустремленности; объективности; системности; научности; приоритетности социальных и экологических эффектов; комплексного подхода (расчет экономического эффекта в результате реализации иссле­дований системного управления необходимо проводить относительно всей хозяйственной системы организации); обеспечения минимального воздействия неполноты и недостоверности имеющейся информации (снижение до минимума отрицательного влияния на принимаемые решения и результаты деятельности хозяйственной системы); сопоставимости результатов (необходимость обеспечения сравнимости достигаемых эффектов); обязательного учета и анализа затрат на проведение исследования и реализацию его ре­зультатов; учета фактора времени (обязательность учета изменения эффектов с течением време­ни, стоимости разновременных результатов и затрат, влияния на них инфляции и др.); учета эффектов, получаемых только от проведенных исследований; количественного учета влияния неопределенностей и рисков.

Все виды эффектов, получаемых от исследования систем управления, можно разде­лить на социальные, экологические, научно-технические и экономические.

В сфере производства, например, к основным источникам получения позитивных эко­номических результатов за счет улучшения управления относятся: 1) снижение потерь от брака; 2) снижение стоимости контроля качества продукции; 3) снижение трудоемкости производственных процессов; 4) предотвращение поступления в производственный процесс недоброкачественного сы­рья и материалов; 5) уменьшение затрат на устранение дефектов по рекламациям потребителей; 6) уменьшение суммы штрафов за поставку недоброкачественной продукции и выплат по рекламациям; 7) уменьшение расходов на гарантийное обслуживание и ремонт; 8) уменьшение ущерба за нарушение контрактов; 9) увеличение прибыли за счет улучшения ассортимента выпускаемой продукции; 10) увеличение прибыли за счет продажи потребителям продукции повышенного качества при неизменности себестоимости.

Помимо этого, к позитивным результатам улучшения управления следует отнести увеличение объемов производства и продажи нужных потребителям товаров и услуг, сниже­ние себестоимости производимой продукции, сокращение сроков разработки и постановки новой продукции на производство и т.п. Дополнительным результатом может стать снижение затрат на управление.

3. Методы квалиметрии и их использование в управлении качеством.

Квалиметрия – разработка методологии качества. Методы количествен-й оценки пок-лей кач-ва классифицир-ся по 2 группам:

1)по спо-бам получ-я инф-ции: а)измерительный м-д (основан на инф-ции, получ с пом-ю измерит приборов. Распространен при контроле кач-ва, ее испытании, сравнит оценке. Использ-е возможно при наличии реального объекта). б)регистрац-й м-д (на основе регистрации или подсчета. Исп-ся для оценки эконом-ти, технолог-ти, стандарт-ции и унификации). в)органолептический м-д (базируется на инф-ции, предоставл по ср-вом исп-ния органов чувств человека: обоняние, осязание, вкус, слух, зрение. (ликеро-водочные изделия, пищев, эргонометрич, эсетическ пром-ть)). г)расчетный м-д (использ теоретич или экперимент зав-ти пок-лей кач-ва продукции от ее параметра. Употр-ся при проектировании новых образцов продукции вплоть до создания нового образца, при котором использ-ся различные функц-ные хар-ки прод-ции).

2)по источникам получен-я инф-ции. а)традиционный м-д (инф-ция показ-лей кач-ва формируется в процессе испытания продукции в условиях максимально приближенных к реальности). б)экспертный м-д (оценка кач-ва пр-ции, осущ-ся на основе решений, принимаемых группой экспертов). в)социологический м-д (использ путем сбора и обработки инф-ции о кач-ве прод-ции, получаемой от потенциальных потребителей. Используется опрос).



18) 1. Анализ внутренней среды организации. Функциональные зоны организации и особенности их обследования при анализе сильных и слабых сторон.

Внутренняя среда организации – часть общей среды, которая находиться в рамках организации. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутренняя среда имеет несколько функциональных зон, каждая из которых включает набор ключевых процессов и элементов, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация. Функциональные зоны: 1) Кадровая составляющая ВС (охватывает такие процессы как, взаимодействие менеджеров и рабочих, найм, обучение и продвижение кадров, оценка результатов труда и стимулирование, создание и поддержание отношений между работниками). 2)Организационная составляющая (коммуникационные процессы, орг.структура, нормы, правила, процедуры, распределение прав и ответственности)3) Анализ производственной составляющей имеет большое значение для своевременной адаптации ВС организации к изменениям во внешнем окружении и ее выживание в конкурентной среде, в него входят: изготовление продукта снабжения и ведение складского хозяйства, обслуживание технологического парка, осуществление исследований и разработок. 4) Маркетинговая составляющая (охватывает все те процессы, которые связаны с реализацией продукции).         5) Финансовая составляющая организации (определяет какую стратегию выберет организация на будущее) данная составляющая включает в себя процессы, связанные с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств в организации; также это поддержание ликвидности (платежеспособность), обеспечение прибыльности, создание инвестиционных возможностей). 6) Орг.культура (складывается из поведения людей в организационной среде, орг.культура – целостная система, выработанных в организации моделей поведения, обычаев, нравов и ожиданий)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.