рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Шпаргалки по предмету Бюджетная система (БС)

Особый бюджетный режим используется в тех случаях, когда возникает необходимость большей бюджетной автономии того или иного региона по политическим, эк-им, соц-ым и другим причинам.

Индивидуальный подход осущ на разовой основе в ответ на индивидуальные требования регионов.

В РФ основные принципы бюджетного федерализма были введены в начале 90-х годов, однако на практике их реализация была сопряжена с большими трудностями, поэтому в 1994-95 г была проведена реформа межбюджетных отношений:

 - введены трансферты из фонда фин-ой поддержки субъектов федерации; единые нормативы отчислений от основных федеральных налогов в бюджеты субъектов РФ; расширено налоговое полномочие региональных и местных властей.

Проведенная реформа касалась в основном отношений центра и территорий, но мало затрагивала отношения между региональными и местными бюджетами.

Недостатки реформы и ее незавершенность привели к ухудшению состояния региональных финансов и обострению проблем фед-ого центра с региональными властями. На решение этих проблем была направлена Концепция реформирования межбюджетных отношений в РФ в 1999-2000гг. В ходе ее реализации было упорядочено распределение средств межд. бюджетами, введена более совершенная методика выделения трансфертов, уменьшены объемы средств выделяемых регионов на основе индивидуальных соглашений. Позже, в 2001г. Была принята программа «Развитие бюджетного федерализма в РФ», в ней были изложены: способы упорядочения бюджетного устройства субъектов РФ; принципы разграничения налоговых полномочий и доходных источников, а также расходных полномочий; формы оказания фин-ой помощи бюджетам др. уровней; управление общественными финансами на региональном и местном уровнях; место программы в системе соц-эк реформ и механизма реализации программы.

В н.в. расходные и доходные полномочия всех уровней бюджетной системы определены в основном БК РФ, а также некоторыми  фед-ыми законами. В БК РФ выделены полномочия в области расходов каждого из 3-ех уровней бюджетной системы, а также  расходы совместного ведения. Например, в области гос-ого управления из фед-ого бюджета финансируется деят-ть фед-ых органов власти управления, включ территориальные подразделения фед-ых министерств и ведомств; из фед-ых бюджетов фин-ся деят-ть органов власти управления субъектов федерации и частично деят-ть территориальных подразделений, фед-ых министерств и ведомств; из местных бюджетов фин-ся деят-ть местных органов власти управления и частичная деят-ть территориальных подразделений фед-ых министерств и ведомств – это расходы совместного ведения.

В соответствии с действующим законодательством региональной и местной органом власти имеют право самостоятельно определить ставки региональных и местных налогов в установленных фед-ым законодательством пределах. Кроме того, региональные  власти могут самостоятельно установить  ставку налога на прибыль в части поступающей в региональный бюджет, но сделать  это в пределах установленных фед-ым закон-ом. В последние годы стала размываться грань  между собственными и регулирующими налогами. Например, такой местный налог, как земельный поступал во все 3 уровня бюджетной системы, а платежи за пользование природными ресурсами также были закреплены за бюджетами разных уровней.

В 2004 году нормативы рег-их налогов вновь изменились, в частности произошли изменения в распределении акцизов, платежи за добычу полезных ископаемых и т.д.

10. Бюджетный механизм и хар-ка его звеньев.

Бюджетный механизм – это совокупность методов аккумуляции средств в бюджет, метод и форм выделения средств из бюджета, методов и форм межбюджетных отношений.

I Выделяется 2 методы аккумулирования средств в бюджет:

1)Налоговый.

2)Неналоговый.

Налоговый метод в бюджете аккумулирует  налоги, а также налоговые платежи к кот относится гос пошлина, таможенные тарифы, платежи за пользование природными ресурсами, лицензионные и другие сборы.

С помощью неналогового метода в бюджет поступают доходы от использования имущества наход в гос-ой и муниципальной собственности, доходы от продажи имущества наход в муниц-ой и гос-ой собственности, доходы от реализации гос-ых запасов, доходы от внешне-эк-ой деят-ти, штрафы, пени, имеющие неналоговый характер.

II Выделение средств из бюджета также осущ методами. Традиционно главным методом выделения средств из бюджета явл бюджетное финансирование, под ним понимается выделение бюджетных средств на принципах безвозвратности, бессрочности, бесплатности. Этот метод явл единственным в условиях командно-административной эк-ки. При переходе стран к рыночным отношениям  гос-во стало использовать еще 1 метод предоставления бюджетных средств – это бюджетное кредитование, под ним понимается выделение средств из бюджета на принцип кредитования, т.е. возвратности, срочности, платности.

В законах о фед-ом бюджете на каждый год устанавливается и определенные правила бюджетного кредитования. В них оговариваются целевые направления бюджетных кредитов, ограничение поставок, объекты кредитования и т.д. В БК РФ даются понятия «бюджетный кредит» и «бюджетная ссуда». Бюджетный кредит – форма финансирования бюджетных расходов, кот предусматривает  предоставление средств юридическим лицам на возмездной и возвратной основе.

Бюджетная ссуда – это бюджетные ср-ва предоставленные другому бюджету на возвратной, возмездной и безвозмездной основах на срок не более 6 месяцев в пределах финн-ого года.

III В этом 3 звене бюджетного механизма рассматриваются методы распределения средств между бюджетами и формы межбюджетных отношений.

Межбюджетные отношения – это часть финн отношений возникших между центральными органами власти РФ, органами власти субъектов РФ и муниципальными органами власти по поводу разграничения и закрепления бюджетных полномочий и перераспределения бюджетных средств.

В условиях командно-административной эк-ки главными формами межбюджетных отношений были дотации, а единственным методом распределения доходов между бюджетами было выделение закрепленных и регулирующих доходов. К закрепленным доходам расп-им бюджетом относятся доходы о предприятий и хозяйственных организаций республиканского подчинения, а также гос налоги, передаваемые в бюджеты республик полностью или по нормативам, установленным на длительный срок.

Регулирующими доходами явл средства, передаваемые из вышестоящих нижестоящим сверх закрепленным доходом, это были отчисления налогов и доходов для полного раскрытия всех расходов, бюджетов, административно-территориальных единиц. В новых условиях рыночно экономики закрепляющие и регулирующие доходы изменились. В БК дано понятие «собственные доходы» вместо закрепленных.

Собственные доходы бюджетов – это виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующим бюджетным законодательством РФ.

К собственным доходам бюджетов относятся:

- налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетом и налоговым законодательством;

- налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством РФ;

- доходы, получаемые бюджетами в виде безвозвратных и безвозмездных перечислений (за исключением перечислений из фед-ого фонда компенсаций или региональных фондов компенсаций).

Регулирующие доходы бюджета – это федеральные налоги и иные платежи по кот устанавливаются нормативы отчислений (%) к бюджету субъекта РФ на очередной финн-ый год, а также  на долговременной основе (не менее 3-ех лет).

Формы межбюджетных отношений

Фин. поддержка бюджетам нижнего уровня из бюджета верхнего уровня может осущ в нескольких уровнях:

1)Дотация – это бюджетное средство, предоставленное бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов. Дотация необходима для выравнивания минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ.

2)Субвенция – это бюджетное средство предоставленное бюджету др. уровня на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов. В случае использовании субвенции не по целевому назначению или неиспользованию ее в установленные сроки она подлежит возврату в бюджет из кот-ого была выделена.

3) Субсидии – это бюджетные средства предоставляемые бюджету другого уровня на условиях долевого финансирования целевых расходов.

4)Бюджетная ссуда.

5) Трансферты – это возвратные платежи из фед-ого бюджета бюджетам субъектов федераций, выдаваемая из специально созданного для этих целей Фонда финансовой поддержки регионов.

Главным критерием отнесения региона к группе нуждающихся является бюджетный доход на душу населения, а также в соответствии с программой реформирования межбюджетных отношений. Этот критерий был выделен с тем, что цены на товары и услуги в разных регионах существенно различаются, Различаются также и налоговый потенциал в регионе, Оказание финн-ой помощи в субъектах РФ. К ним относятся фонд поддержки субъектов РФ, создан с целью выравнивания бюджетной обеспеченности жителей субъектов РФ по текущим расходам.

Фонд компенсаций, занимается финансированием, выполнением фед-ых законов в основном в социальной сфере.

Фонд регионального развития, создан с целью поддержки развития региональной инфраструктуры.

Фонд софинансирования соц-ых расходов, осущ финн поддержку реформ в соц. сфере.

Фонд реформирования региональных финансов, создан с целью поддержки и стимулирования бюджетных реформ.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

11. Дефицит и профицит бюджета. Источники финансирования.

Соотношение доходов и расходов б-та определяет 3 его состояния:1.б-тный дефицит. 2.профицит б-та. 3.сбалансированный б-т. В этом случае, если расходы б-та превышают его доходы, образуется б-тный дефицит. В обратном случае образуется профицит б-та.

При равенстве доходов и расходов б-т считается сбалансированным. Превышение расходов б-та над его доходами без учета расходов на обслуживание гос.долга называется первичным дефицитом б-та. Превышение доходов б-та над расходами за вычетом расходов на обслуживание гос.долга называется первичным профицитом б-та.

В период Социалистич строительства б-т гос-ва сводился с профицитом (исключая военные годы). Впервые о дефиците б-та заговорили в конце 80-х гг. В 1987г. впервые были заимствованы ср-ва у гос.Банка СССР для сбалансир-я б-та. С этого года б-т гос-ва принимался и использовался с дефицитом до конца 90-х. Причин появления б-тного дефицита в конце 80-х гг было несколько:1.на протяжении многих лет доходы гос-ва были меньше расходов в связи с замедлением экономич развития. 2.рост доходов населения превышал возможности удовлетворения его спроса. 3.кредит практически превратился в безвозвратное и бесплатное финансир-е. 4.денежное обращение было в кризисном состоянии, что привело к инфляц-ым процессам. 5. гос-во потеряло ощутимую сумму доходов в связи с падением мировых цен на нефть. 6.крупные расходы в связи с ликвидацией последствий аварии в Чернобыле. Экономическое полож-е страны стало улучшаться после финн-ого кризиса 1998г. Федер б-т был впервые исполнен с профицитом в 2000г. С 2001г расходная часть б-та включает расходы на обслуж-ие гос.долга, в частности:в 2002-38%,в 2003-71%профицита были направлены на погашение долга. Причинами дефицита могут быть:1. опережающий рост рас-в над дох-ами в связи с необх-ю гос финн-х вложений в соц-экономич развитие страны 2.кризисные явления (войны,террар акты, стихийные бедствия)

Для ликвидации деф-та необходимо устранить порадившие его причины. Минимизация б-тного деф-та при планири-ии достигается с помощью лимитирования и жесткой экономии расходов;выявление резервов роста доходов и др. Если в процессе исполнения б-та возникает ситуация,когда снижаются доходы по сравнению с утвержденными, то Правит-во производит секвестр расходов, т.е сокращение ассигнований на отдельные статьи.(5-10% от запланир расх) Дефицит Федер б-та не может превышать суммарный объем бюдж-х инвестиций и расходов на обслуж-е гос долга РФ на соотв год. Размер дефицита б-тов субъектов не может превышать 15% объема его доходов без учета финн помощи из ФБ. Размер деф-та местного б-та не может превышать 10%объема его доходов. Источники фин-я. Ими явл: внутр и внешние займы,реализуемые путем выпуска цен бумаг или получ-я кредитов и бюдж ссуд. Ср-ва привлекаемые для финн-я поступают в б-т однократно и расход-ся в том финн году, в кот были привлечены. Внутр источники: 1.кредиты от кредит-х орг-ций 2.гос займы путем выпуска цен бум 3.бюджет ссуды от б-тов др ур-ней. Внешние: 1.гос займы в иностр валюте путем выпуска ЦБ 2. кредиты Правительств иностр гос-в,банков,фирм в иностр валюте.

12.Последствия бюджет дефицита.

Отриательные:дефицит б-та ведет к росту гос-х долгов со всеми вытекающими соц-эконом последствиями: хронические дефициты приводят к увеличению налогового бремени (нагрузка) Б. Н. = Все налоги и сборы / ВВП * 100%. Для покрытия дефицита приходится прибегать к займам и эмиссии денег. Выпуск ценных бумаг с повышенными % ставками «оттягивает» на себя ресурсы из реального сектора эк-ки, тем самым нарушается ход рыночного саморегулир-я эк-ки. Положительные последствия: дефицит б-та ведет к увеличению доходов участников общественного воспроиз-ва и тем самым стимулирует рост покупательной способности.


13. Соц-экономич сущность налогов.

В условиях рынка налоги становятся важным элементом бюджетных отношений. Источником налога явл ВВП. Мобилизованная часть созданного ВВП с помощью налогов становится собственностью гос-ва. В результате налоги явл важным инструментом перераспределения ВВП и Нац Дохода (весь доход гос-ва). Как участник перераспределительного процесса налоги входят в систему производ-х отношений и выступают в роли экономич категории. Как эконом категория налоги-отчуждение доли собственности физич-х и юридич-х лиц в денежной форме в пользу гос-ва.Как финансовая категория налоги, налоговые отношения – отношения гос-ва в лице его уполномоченных органов с неограниченным кругом налогоплательщиков. Эти отнош-я регулируются налоговым законодат-вом. В отличие от налогов сбор предполагает обязательный взнос, уплата которого является одним из условий совершения в отношении налогоплательщиков юридически значимых действий, включая предоставление им определенных прав или выдачу разрешения. Налоговая политика как составная часть бюджетной политики гос-ва, использ-ся для обеспечения финн-х потребностей гос-ва, стимулир-е экономич-ого развития и повышение доходов населения. Проведение конкретной налог политики связано с реализацией ф-ций налогов. Осн-ыми методами реализации налог политики явл: 1.налог планир-е 2. регулир-е 3. контроль.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.