б) Анализируя тенденции
ожидаемой длительности жизни человека, Стайн делает заключение, что «каждый,
кто родится после 2000 года, будет жить вечно, если, конечно, отбросить
несчастные случаи». (Если эта экстраполяция верна, то Кларк действительно
слишком консервативен. Однако имеется очень мало указаний на то, что
максимальный возраст людей увеличивается, фактически он держится постоянным
примерно на уровне 115 лет. хотя в настоящее время такого возраста достигает
большее число людей.)
в) Используя кривую тенденций,
подобную изображенной на рис 8.
Рис 8
Стайн приходит к выводу, что к 1981
г. «под контролем одного человека будет находиться такое количество энергии,
которое эквивалентно всей энергии, выделяемой Солнцем» .
г) Используя другую кривую
тенденций (здесь она не приведена), Стайн предположил, что к 1970 г. число
отдельных «схем» в электронной вычислительной машине может стать равным числу
нейронов в человеческом мозгу, т. е. примерно 4 млрд.
3. «Шоры», не позволяющие заранее увидеть бесперспективность
отдельных научно-технических направлений, а также предвидеть появление новых
конкурирующих направлений. Здесь умесгно привести хорошо известный пример.
Темпы развития ядерной энергетики оказались значительно ниже, а затраты на ее
развитие—значительно выше тех, что предсказывали в 40-е годы, главным образом
в результате достигнутого улучшения (по большей части непредвиденного)
экономичности тепловых электростанций, работающих на ископаемом горючем (рис
9.)
Рис 9.
Точно так же темпы развития
технологии получения титановых и бериллиевых сплавов в значительной степени
отстают от того, что ожидалось всего лишь около 10 лет назад. Это объясняется
в основном исчезновением надежд на то, что возникнет большой спрос на
обладающие высокой удельной прочностью конструктивные элементы для таких бомбардировщиков,
как Б-70, этот спрос оправдал бы значительные затраты на разработку технологии
получения этих сплавов и методов их обработки. Та же участь постигла программы
исследований и разработок в области создания высокоэнергетических видов
топлива (например, на основе соединений борной кислоты—боратов) и в области
создания самолета с ядерным двигателем (например, типа SLAM).
Наличие своего рода шор на
глазах многих прогнозистов не является чем-то исключительным в современной
практике прогнозирования, хотя в распоряжении прогнозистов находится богатый
арсенал хорошо разработанных методов. На рис.10
Рис 10.
отражен целый ряд сделанных в
прошлом прогнозов относительно использования средств общественного транспорта в
Чикаго. Каждый из этих прогнозов являлся простой экстраполяцией тенденций
роста; при этом полностью игнорировались и возрастающая конкуренция со стороны
личных обиле'й. и сокращение рабочего дня, и сокращение потребности в
общественном транспорте в результате введения пятидневной рабочей недели.
Интересным примером прогноза, который был свободен от таких недостатков, т.
е. был сделан с учетом влияния со стороны конкурирующих видов техники, можно
назвать прогноз, сделанный в 1913 г. С. Джилфиленом. Он предсказал, что
водоизмещение океанских лайнеров в перспективе не будет расти, подчиняясь
закону простой экстраполяции (рис 11.)
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|